на тему рефераты Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
на тему рефераты
на тему рефераты
МЕНЮ|
на тему рефераты
поиск
Методы подготовки спортсменок

Методы подготовки спортсменок

Физиологические основы методики

спортивной тренировки женщин.

Женский организм обладает основной биологической особенностью, сложной

по своей нейрогуморальной регуляции – менструальной функцией, цикличность

которой оказывает существенное влияние на весь организм и, в частности, на

его работоспособность.

Учитывая, что при планировании спортивной тренировки женщин, помимо

всех необходимых условий учитывается и МЦ, мы и начнем с изложения

последнего. Учет фаз МЦ дает дополнительную возможность правильно

распределить физические нагрузки, способствует воспитанию физических

качеств. Под менструальным циклом понимают одно из проявлений сложного

биологического процесса в организме женщины, выражающегося в закономерных

циклических изменениях функции половой системы с одновременными

циклическими комбинациями функционального состояния женского организма:

нервной, сердечно-сосудистой, эндокринной и др.

МЦ – это период времени от первого дня наступления менструации до

первого дня следующей менструации, повторяющейся с правильными промежутками

21-28-35-42 дня. 21 – дневный цикл встречается у 28% женщин. 28 – дневный у

54%, 35 – дневный у 12% и 42 – дневный у 6% женщин.

Известно, что всякий адаптационный процесс в организме направлен на

поддержание постоянства внутренней среды. Одним из основных условий

существования организма есть его способность восстанавливать гармонию,

равновесие, нарушенные факторами внутренней и внешней среды. Эту

способность организма принято называть термином "гомеостаз". Гомеостаз

включает постоянство внутренней среды, адаптацию и координацию

физиологических процессов, обеспечивающие единство организма, как в

физиологических, так и при изменившихся условиях его функционирования.

Разные гомеостатические механизмы находятся между собой в сложных

взаимоотношениях. В процессе гомеостаза принимает участие нервная,

эндокринная системы биохимические реакции, происходящие в организме

иммунологические, генетические факторы, морфологические изменения в клетке,

микроциркуляторные и другие свойственные организму процессы. Особенно важно

сокращение гомеостаза в процессе роста и развития, в период полового

созревания, когда в организме ребенка происходит серьезная перестройка

функций всех органов и систем, являющаяся сама по себе стрессом и требующая

для приспособления напряжения всех жизненных сил. Вот почему именно в этом

возрасте при планировании нагрузок тренировочного процесса необходимо

помнить о сохранении гомеостаза и быстром восстановлении организма.

Особенно важно соблюдать эти правила у девочек, так как в период полового

созревания начинает функционировать яичник и его половыми гормонами и

происходит становление МФ. Таким образом, в период полового созревания в

организме девочек появляется новая железа адаптации – яичник, который самым

тесным образом связан с функцией коры надпочечников. Половые гормоны

яичников (эстрогены, прогестерон, андрогены) с их колоссальным диапазоном

действия должны учитываться при планировании тренировочного процесса.

Игнорирование этих положений в спорте могут вызывать задержку полового

созревания или нарушение функции гонад, что в свою очередь приводит к

снижению работоспособности спортсменок и уход их из спорта. Поэтому одной

из важнейших медико-социальных задач является профилактика и своевременная

коррекция нарушений генеративной функции девочек-спортсменок.

Биологические ритмы в женском организме тесно связаны с

работоспособностью. Правильное использование фаз МЦ, строгий подбор средств

и методов в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями и

учет специфики вида спорта – неотъемлемое условие эффективного

осуществления учебно-тренировочного процесса.

Приспособительные возможности организма не беспредельны, рост

мастерства спортсменки во многом зависит от того, насколько правильно

удается согласовать учебно-тренировочный процесс с биологическими ритмами

ее организма, с присущим ему комплексом психофизиологических проявлений. В

практической работе необходимо учитывать снижение работоспособности и

психофизиологических функций организма в предменструальную, менструальную и

овуляторную фазу МЦ, максимально усложнять программу тренировки в

постменструальные и пост овуляторные дни. В период сниженной

работоспособности необходимо избегать тяжелых физических нагрузок, как по

объему, так и по интенсивности, чередовать их с более частыми паузами

отдыха.

Современный спорт высших достижений требует исследований в области

адаптационных возможностей спортсменок, их физической активности как

главной теоретической предпосылки физической тренировки. Научные

исследования в этом направлении ведутся давно. Они показывают, что даже

самый тяжелый физический труд не способен вызвать в организме человека

таких адаптационных перестроек, какие наблюдаются у высококвалифицированных

спортсменок. Это объясняется тем, что интенсивность тренировочной работы

сочетается с экстремальными условиями соревновательной деятельности.

Известно, что главной особенностью адаптации в спорте, в отличие от многих

других сфер человеческой деятельности. Является многоступенчатость

приспособления к экстремальным условиям. Это связано с тем, что каждый

очередной этап многолетнего спортивного совершенствования, каждое

соревнование ставит перед спортсменкой необходимость очередного

адаптационного скачка. Все это не может не предъявлять особых требований к

феногенетическим особенностям спортсменок.

Проявление адаптации в спорте очень многообразно: тренировки с

нагрузками самой различной направленности, с координационными сложностями и

колоссальными нагрузками на психическую функцию спортсменок. В проблеме

"Адаптация и спорт" есть еще много не изученных вопросов, касающихся

разработки правильной системы тренировочного процесса. Сегодня возникает

проблема поиска такой системы нагрузок в спорте, которая обеспечила бы

поддержание достигнутого уровня адаптации и одновременно не вызвала бы

преждевременного истощения органов адаптации. При этом ясно одно: параметры

тренировочных нагрузок должны соответствовать текущему состоянию.

Занимающихся и соразмеряться с естественным ходом развития их двигательной

функции. Именно здесь и возникает проблема оптимизации тренировочного

процесса как резерва сохранения здоровья спортсменок и повышения их

спортивного мастерства.

Мы не задавались целью широко осветить эти вопросы, мы коснулись

половых различий адаптационных возможностей человека. Нам хочется еще раз

подчеркнуть известные в науке факты – женский организм, в отличие от

мужского, имеет более совершенные приспособительные механизмы и, это

положение необходимо учитывать при разработке многоступенчатой

тренировочной программы. Поиск резервных возможностей организма и путей его

адаптации к все усложняющимся условиям тренировки требует глубоких научных

исследований в этом направлении.

В дальнейшем на наш взгляд, усилия специалистов должны быть

направлены, помимо изучения и обобщения методики тренировки

высококвалифицированных спортсменов, анализ средств и методов

совершенствования отдельных элементов технической, тактической, физической

и психологической подготовки, на изучение факторов питания. Рациональное

питание в настоящее время рассматривается как универсальная форма связи

организма с внешней средой.

Если два десятилетия назад вопрос о подготовке спортсменок высокой

квалификации сводился в основном к планированию тренировочного процесса и

реализации плана без конкретного учета МЦ становление МФ, то теперь

необходимы знания основных характеристик и свойств организма конкретно

спортсменки, закономерностей взаимосвязи объема управления с применяемыми

средствами и методами воздействия, сущности и содержания педагогического

управления. Данные литературы показали, что до настоящего времени в

практической работе тренеров не учитывается целый ряд биологических

особенностей женщин-спортсменок. Это свидетельствует о недоработках учебных

программ для институтов физической культуры, о недостаточном изучении

биологических особенностей женского организма в учебных заведениях,

готовящих специалистов соответствующего профиля. В то же время творческий

контакт тренера со спортсменом может стать резервом повышения спортивного

мастерства.

Многие исследователи утверждают, что большие физические и

психологические нагрузи перед и во время становления МФ вызывают задержку

полового развития. Поэтому необходимо чрезвычайно осторожно подходить к

дозированию нагрузок для спортсменок в период полового созревания и

учитывать эти обстоятельства при отборе кандидатов в сборные команды.

Материалы экспериментальных исследований, проводимых в области спорта,

в значительной мере способствуют решению педагогической проблемы управления

процессом спортивной тренировки, помогают найти оптимальное применение

физических нагрузок, улучшить качество учебно-тренировочного процесса,

сократить спортивное долголетие и здоровье спортсменок. Одним из интересных

и актуальных вопросов этой проблемы является построение программы

тренировочных занятий, недельных микроциклов и мезоциклов на базе МЦ.

Основой для подобного решения вопроса получили работы по изучению влияния

физических нагрузок на МЦ спортсменок, а следовательно, и на функцию

женских гонад, по изучению работоспособности спортсменок в разные фазы

менструального цикла, а также исследования по влиянию продолжительности МЦ

на работоспособность спортсменок, учет по деятельности МЦ при построении

тренировочного процесса.

Исследователи в области спорта и тренеры отмечают отрицательные

влияния предменструальной и менструальной фаз цикла на физическую,

тактическую и техническую подготовку спортсменок. В это время ухудшается

также психическое состояние спортсменок. Что приводит к снижению контроля

над своими эмоциями, ухудшению взаимопонимания с партнерами, тренером,

судьями.

В тоже время большинство тренеров не учитывают фаз менструального

цикла при подготовке спортсменок к соревнованиям. В связи с этим многие

спортсменки выступают в соревнованиях на фоне сниженных физических

возможностей, а зачастую и плохого общего самочувствия. Вполне естественно,

что спортивные результаты их очень низкие. Эти данные еще раз говорят о

нецелесообразности участия в соревнованиях спортсменок в фазе с пониженной

работоспособностью.

Лучший результат в период менструальной фазы показывают лишь единицы.

По нашим данным, свой лучший результат в менструальную фазу цикла при 21 –

дневном МЦ показывают лишь 15,78% спортсменок (легкоатлеток, а участие в

соревнованиях принимают 73,68%; при 28 – дневном цикле соответственно

24,48% и 97,95%. Наилучшие результаты выявлены у спортсменок с улучшенным

МЦ, где свой лучший результат в менструальную фазу показывают лишь 11,11%

спортсменок, а участие в соревнованиях 55,56% обследуемых. Такие же

закономерности отмечены и у пловчих. Так, при 21 – дневном МЦ свой лучший

результат в менструальную фазу цикла показывают 21,73% спортсменок, а

участвуют в соревнованиях 95,65%; при 23 – дневном МЦ соответственно 25,24%

и 31,85%; при 35-42 – дневном МЦ 8,33% и 83,30%. Важно также подчеркнуть

одну общую закономерность, выявленную при обследовании спортсменок с

удлиненными МЦ (35-42 дня). Эта закономерность выражается в проценте

нарушений со стороны МЦ, чем у спортсменок с 21 и 28 – дневным циклом,

независимо от вида спорта. У этих спортсменок также часто встречается

синдром предменструального напряжения, что не может не сказаться на

спортивных показателях. Интересным фактором является то, что все

тренирующиеся спортсменки во время менструальной фазы цикла, даже

показывающие свой лучший результат в соревнованиях имеют очень короткую

Страницы: 1, 2, 3



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.