на тему рефераты Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
на тему рефераты
на тему рефераты
МЕНЮ|
на тему рефераты
поиск
Мотивация

Мотивация

Министерство образования Российской Федерации

ОГПУ

Реферат

по педагогике на тему:

Развитие и формирование мотивации учения

Выполнила: Студентка группы 25 МиИ

.

Проверила: Насырова М.Б.

Оренбург – 1998.

1. Строение мотивации учения. 1

2. Изучение мотивации. 4

2.1. Изучение мотивации учения у отстающих школьников. 7

3. Возрастные особенности мотивации учения школьников. 8

4. Формирование мотивации учения школьников. 10

4.1. Формирование мотивации на отдельных этапах урока. 11

4.2. Формирование мотивации учения у отстающих детей. 13

4.3. Формирование мотивации совместной учебной деятельности. 14

Строение мотивации учения.

Для того, чтобы учащийся по-настоящему включился в работу, нужно, чтобы

задачи, которые ставятся перед ним в ходе учебной деятельности, были

понятны, но и внутренне приняты им, т.е. чтобы они приобрели значимость для

учащегося и нашли, таким образом, отклик и опорную точку в его переживании.

Мотив - это направленность школьника на отдельные стороны учебной

работы, связанная с внутренним отношением ученика с ней. В системе учебных

мотивов переплетаются внешние и внутренние мотивы. К внутренним мотивам

относятся такие, как собственное развитие в процессе учения; действие

вместе с другими и для других; познание нового, неизвестного. Еще более

насыщены внешними моментами такие мотивы, как учеба как вынужденное

поведение; процесс учебы как привычное функционирование; учеба ради

лидерства и престижа; стремление оказаться в центре внимания. Эти мотивы

могут оказывать и негативное влияние на характер и результаты учебного

процесса. Наиболее резко выражены внешние моменты в мотивах учебы ради

материального вознаграждения и избежания неудач.

Рассмотрим строение мотивационной сферы учения у школьников, т.е. того,

что определяет, побуждает учебную активность ребенка.

Мотивация выполняет несколько функций: побуждает поведение, направляет

и организует его, придает ему личностный смысл и значимость. Названные

функции мотивации реализуются многими побуждениями. Фактически

мотивационная сфера всегда состоит из ряда побуждений: идеалов ценностных

ориентации, потребностей, мотивов, целей, интересов и т. д.

Всякая деятельность начинается с потребностей, складывающиеся во

взаимодействии ребенка со взрослым. Потребность - это направленность

активности ребенка, психическое состояние, создающее предпосылку

деятельности. Предмет ее удовлетворения определяется только тогда, когда

человек начинает действовать. Но без потребности не побуждается активность

ребенка, к него не возникают мотивы, он не готов к постановке целей.

Другой важный аспект мотивационной сферы - мотив, т.е. направленность

активности на предмет, внутреннее психическое состояние человека. В

обучении мотивом является направленность учащихся на отдельные стороны

учебного процесса, т.е. направленность учащихся на овладение знаниями, на

получение хорошей отметки, на похвалу родителей, на установление желаемых

отношений со сверстниками.

Цель - это направленность активности на промежуточный результат,

представляющий этап достижения предмета потребности. Для того, чтобы

реализовать мотив, овладеть приемами самообразования, надо поставить и

выполнить много промежуточных целей: научиться видеть отдаленные результаты

своей учебной деятельности, подчинить им этапы сегодняшней учебной работы,

поставить цели выполнения учебных действий, цели их самопроверки и т.д.

Еще одна сторона мотивационной сферы учебной деятельности - интерес к

учению. В качестве основной черты интереса называют эмоциональную

окрашенность. Связь интереса с положительными эмоциями имеет значение на

первых этапах возникновения любознательности ученика.

К видам мотивов можно отнести познавательные и социальные мотивы. Если

у школьника в ходе учения преобладает направленность на содержание учебного

предмета, то можно говорить о наличии познавательных мотивов. Если у

ученика выражена направленность на другого человека в ходе учения, то

говорят о социальных мотивах. И познавательные и социальные мотивы могут

иметь разные уровни: широкие познавательные мотивы (ориентация на овладение

новыми знаниями, фактами, закономерностями), учебно-познавательные мотивы

(ориентация на усвоение способов добывания знаний, приемов самостоятельного

приобретения знаний), мотивы самообразования (ориентация на приобретение

дополнительных знаний и затем на построение специальной программы

самосовершенствования).

Социальные мотивы могут иметь следующие уровни: широкие социальные

мотивы (долг, ответственность, понимание значимости учения), узкие

социальные (стремление занять определенную позицию в отношениях с

окружающими, получить их одобрение).

Различные мотивы имеют неодинаковые проявления в учебном процессе.

Например широкие познавательные проявляются в принятии решения задач, в

обращениях к учителю за дополнительными сведения; учебно-познавательные - в

самостоятельных действиях по поиску разных способов решения, в вопросах к

учителю о сравнении разных способов работы; мотивы самообразования

обнаруживаются в обращениях к учителю по поводу рациональной организации

учебного труда. Социальные мотивы проявляются в поступках,

свидетельствующих о понимании учеником долга и ответственности; узкие

социальные - в стремлении к контактам со сверстниками и получении их

оценок, в помощи товарищам.

Мотивы даже самые положительные и разнообразные создают лишь

потенциальную возможность развития ученика поскольку реализации мотивов

зависит от процессов целеполагания, т.е. умений школьников ставить цели и

достигать их в обучении.

Видами целей в учении могут быть конечные цели (например, получить

правильный результат решения) и промежуточные (например, различить способ

работы и результат, найти несколько способов решения и др.). Уровни целей

связанны с уровнями мотивов: широкие познавательные, учебно-познавательные

цели, цели самообразования и социальные цели.

Проявления целей: доведение работы до конца или постоянное ее

откладывание, стремление к завершенности учебных действий или их

незавершенность, преодоление препятствий или срыв работы при их

возникновении, отсутствие отвлечений или постоянная отвлекаемость.

Эмоции тесно связаны с мотивами учащихся и выражают возможность

реализации учащимися имеющихся у них мотивов и поставленных целей. Виды

эмоций: положительные (радость, удовлетворенность, уверенность, гордость) и

отрицательные (страх, обида, досада, скука, унижение).Проявление эмоций в

учении: общее поведение, особенности речи, мимика, пантомимика, моторика.

Изучение мотивации.

Перед тем как начинать развивать и формировать мотивацию учения нужно

изучить ее. У каждого ученика есть как некоторый наличный уровень

положительной мотивации, на который можно опереться, так и перспективы,

резервы ее развития.

Изучение мотивации - это выявление ее реального уровня и возможных

перспектив, зоны ее ближайшего развития у каждого ученика и класса в целом.

Результаты изучения становятся основой для планирования процесса

формирования. В реальной работе учителя изучение и формирование мотивации

неразрывно связаны. Формирование мотивов учения - это создание в школе

условий для появления внутренних побуждений (мотивов, целей, эмоций) к

учению, осознания их учеником. Изучение и формирование мотивов учения

должны иметь объективный характер с одной стороны и осуществляться в

гуманной, уважительной к личности ученика обстановке с другой.

Мотивы будут проявляться по-разному в зависимости от того в каких

ситуациях оказывается ребенок. Более того, мотивы не во всех ситуациях

достаточно явно обнаруживаются. Поэтому надо не просто долго наблюдать, а

наблюдать в таких ситуациях, где изучаемые качества могут проявляться.

Личность ученика неповторима. У одного - невысокий уровень мотивации и

хорошие умственные способности; у другого - средние способности, но велики

побудительные силы поиска решений. Иногда ученик обладает хорошими

способностями, глубокими знаниями, а результат его творческой

самостоятельной деятельности весьма средний. Успех или неудачу личности в

учебной деятельности невозможно объяснить какими-либо отдельными ее

качествами. Напротив, только анализируя эти качества в тесной взаимосвязи,

можно понять истинные причины успехов или неудач конкретного ученика.

Учителю при изучении личности ученика в условиях учебной деятельности

необходимо выявить взаимосвязь трех основных личностных характеристик,

которые обеспечивают успешность его учебно-познавательной деятельности. В

качестве таких личностных характеристик можно выделить:

1. отношение к предмету, содержанию, процессу, результату учебно-

познавательной деятельности, выражающееся в мотивации учения;

2. характер взаимоотношений ученика с участниками учебного процесса,

который проявляется в эмоционально-оценочных отношениях ученика и учителя

друг к другу; учащиеся между собой;

3. способности саморегуляции учебных действий, состояний и отношений как

показатель развития самосознания.

Остановимся только на изучении мотивации.

Рассмотрим методику, позволяющую выявить доминирующий мотив учения. На

уроке ученикам предлагается самостоятельно выполнить по выбору задания,

различающиеся по:

1. сложности и характеру деятельности (творческая или репродуктивная);

2. практической или теоретической направленности познавательной

деятельности;

3. характеру выполнения заданий (индивидуальное или групповое).

Одновременно каждый ученик получает листок, в котором обозначены

позиции, отражающие причину выбора учеником того или иного задания.

Желание себя испытать.

Лучше узнать свои возможности в данном предмете.

Интерес к предмету.

Желание как можно больше узнать из данной области науки.

Полезно, пригодиться в будущей работе.

Этот предмет и знания по нему необходимы для дальнейшего образования.

Уверенность в успехе по данному предмету.

Легко учиться.

Желание преодолеть трудности.

Интересно общаться с товарищами на уроках по данному предмету.

Желание иметь авторитет среди товарищей, так как этот предмет престижен в

данном учебном коллективе.

Нравиться учиться.

желание быть знающим и образованным человеком, интересным для друзей.

Желание быть готовым к самостоятельной жизни.

Желание быть духовно богатым, культурным и полезным для общества.

Чтобы не ругали родители, учителя, это неприятно.

Результаты обследования учитель заносит в таблицу и выделяет

доминирующий мотив по оценке самого ученика. Все мотивы можно распределить

по основным направлениям:

1.Самоопределения

2.Позновательные

3.Узкопрактические

4.Саморазвития

5.Общение с учителем

6.Общение со сверстниками

7.Самоутверждание

8.Избежание неприятностей

Выбор учениками мотивов отражает разный подход к получению знаний по

данному предмету и связан с интересами и целями ученика в настоящем или

будущем; жизненными планами; сложившимися ценностями.

Анализ мотивов, выбранных учеником, позволит учителю распределить

учащихся на 3 группы. Первая группа включает учеников, воспринимающих учебу

с позиции настоящей необходимости. Вторая группа учеников отражает мнение,

что побудительная сила настоящего и будущего одинакова. Третья группа

учащихся подчиняет свои учебные интересы только целям будущего, воспринимая

учебу в школе как "временную" жизнь, имеющую для них ограниченную и

вынужденную ценность.

Как же тот или иной характер мотивации учения влияет на характер

учебной деятельности и поведения ученика в учебных ситуациях и как может

Страницы: 1, 2, 3



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.