на тему рефераты Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
на тему рефераты
на тему рефераты
МЕНЮ|
на тему рефераты
поиск
Общая и производственная педагогика

Общая и производственная педагогика

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

по дисциплине “Общая и производственная педагогика”

Тема контрольной работы

по специальности : Менеджмент в производственной сфере

по розделу учебного плана : Основы психологии и педагогики

Наряду с осуществлением мер по развитию учебно-материальной базы,

оборудованию кабинетов и аудиторий большую работу предстоит провести по

овладению преподавателями методикой рационального использования различных

средств обучения при подготовке и проведении занятий. Каждый из них должен

хорошо знать информативные и дидактические возможности, сильные и слабые

стороны тех или иных средств обучения, наиболее эффективные приемы их

применения в соответствующих формах учебы и видах занятий.

Большую ценность в разъяснении и понимании изучаемого материала имеют

таблицы, диаграммы, графики, карты и другие условно-схематические наглядные

пособия. Они применяются в тех ситуациях, когда необходимо дать краткую, но

емкую характеристику излагаемой проблемы. Такая наглядность помогает

систематизировать, обогащать, сокращать или аккумулировать материал, более

точно фиксировать значение научных понятий и их существенные связи,

соотносить теоретическое постижение мира с эмпирическим опытом.

Практика показывает, что наибольшую трудность в усвоении материала

составляет осмысление основных идей, тезисов, сути концептуально-

понятийного знания. В этом отношении значительную помощь слушателям

оказывает такое наглядное пособие, как схема. Возможность выделения в схеме

главных сущностных связей в целом и определяет ее основную дидактическую

ценность. Схемы целесообразно использовать при первоначальном ознакомлении

слушателей с материалом; при изучении обширного материала, который трудно

осмыслить в целом; для связи отдельных вопросов темы как единой проблемы;

при рассмотрении материала, когда главным является его характеристика.

При анализе социальных процессов важное место занимают графики.

Наглядное выражение знания в них достигается при помощи расположения кривой

линии относительно осей координат и координатной сетки. Графики

результативны при привлечении цифрового материала, когда ставится задача

сравнения динамики развития двух или нескольких явлений (например, мирового

потребления нефти и развития ресурсосбережения). Графики могут оказаться

незаменимым средством при характеристике динамики социальных процессов

(изменения социальной структуры общества и т. п.).

В пропагандистской практике широко используется образно-выразительная

наглядность (наглядно-образные модели или представления, выработанные в

современной науке, образ реально существующей вещи или явления), а также

документальная наглядность (фотографии, копии важнейших документов).

Собирая информационный фонд наглядности, преподаватель должен

помнить, что таблицы всегда содержат больше информации, чем диаграммы,

графики, поскольку в них материал может быть представлен в большем

количестве измерений, более разнообразно. В диаграммах, графиках, как

правило, используются два измерения - по вертикали и по горизонтали. В

таблицах данные можно сопоставлять в самых разных комбинациях. Однако

графики, диаграммы несравнимо более наглядны, чем таблицы. Поэтому в

информационном фонде необходимо иметь и таблицы, и графики, и диаграммы,

которые подготавливаются на основе таблицы в зависимости от выбранного

способа освещения материала. Таблицы, графики, диаграммы должны содержать

информацию динамического характера, т. е. позволяющую рассматривать

явления, объекты в движении, развитии, сравнении.

В информационном фонде ТСО обязательно должны быть звуковые пособия.

Их использование легко и доступно для лекторов, поскольку современные

переносные кассетные магнитофоны обеспечивают достаточно высокое качество

звучания и необходимую звуковую возможность воспроизведения. Такие пособия,

как правило, создаются на основе радио- и телепередач, записей,

содержащихся на грампластинках. Особую эмоциональную реакцию обычно

вызывают записи, сделанные самим лектором во время бесед, интервью,

выступлений на собраниях в трудовых коллективах, на митингах, в процессе

лекций, на концертах. Такие звуковые пособия способствуют созданию

атмосферы доверительности, связи с жизнью, эффекта присутствия.

Эффективность использования ТСО зависит от целого ряда факторов,

которые условно можно разделить на три основные группы: предметно-

содержательные, технические и методические.

К предметно-содержательной группе факторов относятся содержание

информативного материала, используемого при помощи технических средств

передачи информации, его научный и идейно-теоретический уронвни.

Техническую группу факторов составляют аппаратура и оборудование, при

помощи которых передается информация слушателям во время занятия. К этой

группе факторов следует отнести также оснащенность учебного помещения,

возможность использовать те или другие ТСО. Методическая группа факторов

представлена в основном логикой построения занятия, методами изложения

материала, конкретными методическими приемами предъявлений информации с

помощью технических средств. Только строгий учет и органическое единство

всех указанных факторов могут обеспечить высокую эффективность

использования технических средств, а также решение задач, стоящих перед

преподавателем.

Обычно в практике своей работы пропагандист использует, главным

образом, наиболее простые в эксплуатации технические устройства, часто

расширяя их возможности путем применения различных способов и приемов

предъявления информации.

Так, если сравнить указанные возможности кинопроектора и

кадропроектора, то на первый взгляд предпочтение будет отдано

кинопроектору. Главное его преимущество - в динамике предъявления

информации. Это имеет значение, когда необходимо показать процесс, развитие

какого-либо явления. Кадропроектор не может, на первый взгляд, сравниться в

этом смысле с кинопроектором. Однако при определенных обстоятельствах и

условиях средства статической проекции дают возможность весьма эффективно

использовать их и для раскрытия сущности различных процессов, показать

явление в развитии, что очень важно для усиления мировоззренческой и

методологической стороны занятия. Достигается это путем применения способов

“добавления” и “вычленения” информации. Освоение данных способов является

необходимым элементом разработки методики использования ТСО.

Важнейшую роль при использовании ТСО играет взаимосвязь слов с

демонстрируемыми изображениями или предъявляемыми фонограммами. Это очень

важный элемент методического приема. Но именно он чаще всего является самым

уязвимым местом в методической оснащенности лекторов, особенно начинающих.

Взаимосвязь слов преподавателя с предъявляемым с помощью ТСО

информативным материалом неоднозначна в различных ситуациях. Скажем в

кинолекции, где ведущую роль играют видеоряд и дикторский текст, эта

взаимосвязь имеет иной характер, нежели на занятии, где на переднем плане -

словесное изложение. Ее особенности зависят от многих причин и факторов: в

какой момент, на каком этапе преподаватель включает в словесную ткань

своего изложения наглядное изображение, какую функцию должно выполнить это

изображение, насколько оно сложно или просто по своему графическому

выражению или цветовому решению, в какой мере оно насыщено по содержанию,

какой вид наглядности представлен на нем, при помощи какой аппаратуры

предъявляется это изображение слушателям и т. д.

В отношении указанных причин и факторов возможны различные варианты

взаимосвязи слова и изображения, но такая взаимосвязь должна быть

обязательно. Каждое изображение на экране или фонограмму во время занятия

следует сопровождать “словесным оформлением”, задача которого - органически

“вписать” это изображение в логику занятия, ее структуру и содержание. В

противном случае изображение либо “выпадает” из структуры занятия, либо,

что еще хуже, разрушает эту структуру.

Каким же образом правильно связать демонстрацию изображения и

словесное изложение материала? Прежде всего необходимо подготовить

слушателей к появлению изображения и дать установку на его восприятие.

Например, если преподавателю необходимо по ходу занятия показать

график или диаграмму, то нужно прежде сказать, какой процесс или явление

рассматривается и что будет сейчас проиллюстрировано в виде графика или

диаграммы. Хорошо, если в этом выступлении он обратит внимание слушателей

на особенности изображения, которые следует иметь в виду.

Особое значение подобная установка на зрительное восприятие

приобретает перед демонстрацией сложных структурно-логических схем,

многокомпонентных диаграмм.

Следующим важным моментом в обеспечении взаимосвязи слова и

изображения во время занятия является работа с самим изображением, с его

содержанием и формой. При этом можно выделить некоторые основные правила.

Так, если демонстрируется диаграмма в виде окружности и секторов

внутри этой окружности, необходимо предварительно объяснить слушателям,

какие показатели отражает каждый сектор. Если эта диаграмма выполнена в

цвете, нужно указать, каким показателям соответствует какой цвет, и только

после этого приступить к анализу содержания диаграммы. Это же требование

относится к так называемым фигурным диаграммам, где каждый показатель

выражен в виде фигур. Если демонстрируется структурно-логическая схема,

содержащая информацию в виде различных геометрических фигур, стрелок и т.

д., необходимо по ходу анализа содержания схемы объяснить значение каждого

из этих знаков, их смысловую функцию в содержании схемы.

Свою особенность имеет работа в том случае, когда сложная схема

демонстрируется способом “добавления”. Здесь существенную роль играет

момент добавления новой информации, ее расширение в виде, новых элементов

изображения. Каждый переход должен сопровождаться словесным объяснением.

Причем в данном случае внимательно следует подходить к выбору метода

изложения материала.

При использовании объяснительно-иллюстрированного метода изложения

материала графические изображения иллюстрируют сказанное. Поэтому

обращаются к ним как к аргументу после того, когда словесно выразят нужное

положение. В этом случае компоненты занятия связаны в виде отношения “слово-

изображение”.

При проблемном методе изложения материала изображение становится

опорным элементом размышления преподавателя совместно со слушателями.

Причем можно специально обращаться к слушателям со словами: “Давайте

посмотрим и подумаем...”. Здесь большое значение имеет противопоставление

различных элементов изображения, и на основе этого противопоставления идет

поиск, разворачиваются размышления ведущего с последующими выводами. В этом

случае слово и изображение связаны в виде отношения “слово - изображение -

слово”, а лектор, используя изображение, поднимает вопросы, которые

подчеркивают противоречие или противопоставление, представленное на

изображении.

Большую помощь в таком изложении оказывает полиэкранная система

предъявления информации. Именно наличие двух или трех экранов дает

возможность эффективно противопоставлять различную информацию. Если в

распоряжении имеются два экрана, то можно сравнивать, сопоставлять

различные показатели, положения, точки зрения, располагая их на этих

экранах, а если три экрана, то такие противопоставления можно делать еще

более наглядно и эффективно. Достигается это следующим приемом. На среднем

экране помещается изображение (графическое или словесное) основного

вопроса, по которому и проводится необходимое противопоставление. На левом

демонстрируется одна точка зрения, на правом - другая, противоположная. Так

усиливаются зрительный и смысловой эффекты противопоставления. Естественно,

что анализ этих трех изображений ведущий проводит словесно.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.