на тему рефераты Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
на тему рефераты
на тему рефераты
МЕНЮ|
на тему рефераты
поиск
Обществознание 11-й класс

Обществознание 11-й класс

БИЛЕТ [1]

1.) ПОНЯТИЕ ОБЩЕСТВА.

Общество - это обособившаяся от природы часть мира.

Это обособление состоит в следующем: в отличие от

стихийных природных сил в центре общественного развития

стоит человек, обладающий сознанием и волей. Природа же

существует и развивается по своим собственным, не зависимым

от человека и общества законам. Второе обстоятельство: чело-

веческое общество выступает в качестве творца, преобразователя,

создателя культуры. Культура - это всё, созданное человеком:

это сотворённая человеком "вторая природа", которая как бы

надстроена над природой естественной. Природа влияет на общество:

так, например, Ключевский говорил о влиянии рек на общественную

и хозяйственную жизнь славян. С другой стороны общество влияет

на естественную среду обитания человека как благотворно, так и

пагубно. Говоря об обособлении общества от природы, мы имеем

ввиду его качественную спецификацию, но не оторванность от

природы и процессов её естественного развития.

Общество в широком смысле: совокупность исторически сложившихся

форм совместной деятельности людей, в узком смысле - исторически

конкретный тип социальной системы (например, капиталистическое).

СФЕРЫ ОБЩЕСТВЕННОЙ ЖИЗНИ.

Экономическая - отношения в процессе материального производства;

социальная - взаимодействие классов, социальных слоёв и групп;

политическая - деятельность государственных организаций, политических

партий; духовная - мораль, религия, искусство, философия, деятельность

научных, религиозный, образовательных организаций и учреждений.

2.) ПРАВА ЧЕЛОВЕКА.

Права человека отражены в законах. Так, например, существует

Всеобщая декларация прав человека, в которой записано: что

каждый человек имеет право на жизнь, на свободу и на личную

неприкосновенность. Права гарантируются в Конституции, там

закреплены основные права: социально-экономическими правами являются:

право на труд, на отдых, на охрану здоровья, на пенсию, право

на жилище, на образование, на пользование достижениями культуры,

свободу творчества, права на личную собственность. Существуют

свободы: печати, слова, собраний и т.д.

БИЛЕТ [2]

1.) РАЗВИТИЕ ЗНАНИЙ ОБ ОБЩЕСТВЕ.

Люди издавна пытались объяснить существование общества, как оно разви-

вается? Куда оно идёт, каковы его перспективы. На ранней стадии

общественного развития общества основным способом понимания мира

является мифология. Мифы о деяниях богов и героев объясняли социаль-

ную действительность. Мифы связывали прошлое с настоящим и будущим,

передавали духовные ценности и знания от поколения к поколению.

Первым источником древней мудрости в древней Индии стала ведическая

литература, они говорили о зависимости человека от универсального

космического порядка. Учение о Карме. Определённое место занимают

даосизм, наука о пути, и конфуцианство. Яркую страницу в истории

развития знаний и представлений о человеке и формах его бытия

вписала философия античности, Сократ, Демокрит, Платон, Аристотель,

Эпикур. Они использовали строгие понятия логики. Платон пытался

понять причины возникновения неравенства людей, он считал, что

люди селятся вместе, чтоб удовлетворить потребности в пище, жилье

и одежде, они создают таким образом государство. Он нарисовал идеал

справедливого государства. Главное в идеальном государстве - справедли-

вость. Он говорил, что личность должна быть подчинена интересам

государства. Аристотель - основоположник наук об обществе. Он выдвинул

такие типы общения, как семья и селение, но государство поставил над

ними. Древнегреческие философы считали государство выше человека, о

правах человека вопрос не ставился. Христианство выдвинуло вопрос о

равенстве людей, о равенстве перед Богом. В 16-17 веках появились

светские варианты "естественного права" в трудах английских философов,

выдвинувших теорию "общественного договора". Глубокие идеи выдвинул

Гегель, считавший, что основой исторического развития является

развёртывание "абсолютной идеи". Он создал диалектический метод,

объяснил, что всё существует в развитии, которое происходит в

следствие возникающих противоречий. Обновление и преемственность -

черты общественного развития. Конт ввёл понятие социологии. Он

выдвинул идею об эволюции общества как целостного организма.

Затем в середине 19 века возникло марксистское учение об обществе.

Маркс и Энгельс считали, что первоосновой развития общества

являются трудовая, производственная деятельность людей, что

бытие определяет сознание. В 2О веке в обществознании появились

новые концепции, учения, направления.

ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ.

История, философия, социология, политология, правоведение, этика,

эстетика и другие.

2.) ЭКОНОМИКА И ЕЁ РОЛЬ В ЖИЗНИ СОВРЕМЕННОГО ОБЩЕСТВА.

"Экономика" обозначает широкую область в жизни общества,

включающую экономику предприятий, отраслей, народное хозяйство

в целом, финансы, денежные обращение и др. (слово греч. перво-

начально означало искусство управление домашним хоз-вом.)

Существует прямая зависимость между состоянием экономики и уровнем

жизни населения.

БИЛЕТ [3]

1.) ЧЕЛОВЕК. ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ЛИЧНОСТЬ.

По определению Кьеркегора, человек - это синтез бесконечного и

конечного, временного и вечного, свободы и необходимости,

короче говоря, синтез. А синтез - это отношение двух членов.

Человек, это субъект общественно-исторической деятельности

и культуры. Человек возник на земле в итоге сложного и длитель-

ного историко-эволюционного процесса. Человек обладает разумом.

ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ - это неповторимое своеобразие какого-либо

явления, включая природные и общественные. Личность - это

человеческий индивид как субъект отношений и сознательной

деятельности. А также, это устойчивая система социально значимых

черт, характеризующих индивида как члена того или иного общества.

В этих определениях подчёркивается связи индивида, личности и общества.

Личность - это субъект познания и свободная личность. У личности есть

роли: семейная, производственная, политическая, в жизни личность

выступает в этих ролях.

2.) РЫНОЧНЫЕ ОТНОШЕНИЯ В СОВРЕМЕННОЙ ЭКОНОМИКЕ.

СВОБОДНЫЙ РЫНОК ТОВАРОВ - а) нерегулируемым предложением;

б) нерегулируемам спросом; в) нерегулируемой ценой, устраивающей

спрос и предложение. Таким образом, рынок регулирует производство

"сигнализирует" через них производителю, что производить, какого

качества и в каких количествах. РЫНОК ТРУДА - имеет теже три приз-

нака: спрос, предложение, цена. Тот особенный товар, что тут прода-

ётся и покупается тут - рабочая сила. РЫНОК КАПИТАЛА - означает

предложение и спрос, но в качестве товара - ценные бумаги (акции,

облигации, валюта). Большую роль в ориентации играют биржи.

ТОВАРНАЯ БИРЖА - это форма рынка товаров, продающихся большими

партиями. ФОНДОВАЯ БИРЖА - продажа ценных бумаг. БИРЖА ТРУДА -

распределение безработных, способствует их трудоустройству.

БИЛЕТ [4]

1.) ЧЕЛОВЕЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ЕЁ МНОГООБРАЗИИ.

Развитие общества - результат деятельности людей. В процессе дея-

тельности происходит формирование и самореализация личности.

Деятельность людей развёртывается в разных сферах жизни общества,

её направленность, содержание, средства бесконечно многообразны.

Существуют различные классификации видов деятельности. Прежде всего

разделяют духовную и практическую деятельности. Практическая

деятельность направлена на преобразование природы и общества,

она включает материально-производственную деятельность и социально-

преобразовательную деятельность. Духовная деятельность связана с

изменением людей, в неё входят познавательная деятельность,

ценностно-оринтировочная деятельность, прогностическая деятельность.

2.) ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО И ГОСУДАРСТВО.

БИЛЕТ [5]

1.) ИСТОРИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС.

Описанный в истории путь человечества с древнейших времён до конца

ХХ века можно назвать историческим процессом. Слово процесс озна-

чает ход какого-либо явления, последовательную смену состояний его

развития. Ключевский полагал, что исторический процесс, это ход,

условия и успехи человеческого общежития или же человечества в

его развитии и результатах. Это очень длительный процесс, он

охватывает развитие человека в обществе себе подобных от появления

человека разумного вплоть до наших дней. Каждое время определяет

исторический процесс по своему, в этом отношении Карамзин назвал

определение исторического процесса - зерцалом бытия и деятельности

народов. На сегодня исторический процесс - это последовательная

череда сменяющих друг друга событий, в которых проявилась деятель-

ность многих поколений людей.

2.) КОНСТИТУЦИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ.

Основной закон государства. В конституции закреплены основные права и

обязаности граждан, перечисленны законодательные органы, принцип их

работы, а также исполнительные органы. Настоящая конституция принета

в 1993 году. Презедент является главой государства и высщим должностным

лицом, он наделён большими полномочиями: определяет основные

направления внутреней и внешней политики, решает вопросы гражданства

РФ и предоставления политического убежища, возгловляет совет безопасности,

является верховным главнокомандующим ВС. Он в праве вводить черезвачайные

положения, вводить референдум, подписывать федеральные законы.

Принять решение о роспуске...

Существует три ветви власти: законодательная, исполнительная и

судебная. Принцип разделения властей означает, чио нионому из государ-

ственных органов не принадлежит вся государственная власть в полном

оъёме. ПОЛИТИЧЕСКИЕ РЕФОРМЫ В РОССИИ. До 1991 года, в стране были

съезды Советов. Существовал Верховный Совет и Совет Национальностей.

Верховный Совет был высщим органом государственной власти и избирался

раз а пять лет, при всеобщем равном и прямом избирательном праве при

тайном голосовании, затем он был упразднён. Новым высщим представительным

и законодательным органом России является Федеральное собрание (Парламент).

Он состоит из двух палат: Совета Федерации и Государственной Думы. До

1991

года , в России существовала однопартийная система Коммунистической Парии

Советского Союза. Сейчас существует многопартийная система.

(Демократический

выбор России; ЛДПР; Яблоко; Женщины России...]

БИЛЕТ [6]

1.) ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ЧЕЛОВЕКА.

Знание - сила, сказал английский философ Бэкон. Знание необходимо

человеку во всех видах деятельности. Из потока информации человек

усваивает только некоторую часть. Эта часть и есть собственно знания,

которыми мы овладели. В целом наши знания достаточно разнообразны,

это знания о предметах, о том, как ими пользоваться. Особый тип

знаний составляют наши идеи о том, как формируется само знание,

откуда у людей берутся бесспорные представления. Знания не возникают

сами по себе, они результат особого процесса, познавательной

деятельности людей. Древний человек, охотясь, наблюдая за повадками

диких животных, приобрёл полезные сведения, которые помогали ему

в дальнейшем их одомашнивании. Ребёнок, разбивший стекло, узнаёт,

что оно хрупкое, эти ситуации показывают, что познание может

происходить непроизвольно, вплетаясь в ткань нашей повседневной

жизни. Другие примеры: зоолог проводит исследования по выявлению

особенности размножения диких животных в неволе. Подросший ребёнок

в школе изучает на уроках физики свойства твёрдых тел. Здесь речь

идёт о специально организованном познавательном процессе.

Процесс познания, как бы он не проходил, всегда предполагает

наличие двух сторон: познающего человека (субъекта познания) и

познаваемого предмета (объект познания). Они соотносятся друг с

другом. Человек познаёт мир посредством органов чувств: зрения,

обоняния, осязания, слуха, вкуса. Чувственное познание человеком

мира осуществляется в таких формах, как ощущение, восприятие,

представление. Ощущение - это то, что мы воспринимает органами

чувств. Воздействие на органы чувств целостного образа предмета

называется восприятием. Чувственный образ предметов и явлений

сохраняемый в сознании без их непосредственного воздействия

называется представлением. Познающий человек не может ограничиться

лишь чувственным познанием, он проникает в суть вещей, используя

способность мыслить. Это рациональное познание. Процесс мышления

протекает благодаря мыслительным операциям: сравнению, уподоблению,

обобщению, отвлечению. Процесс мышления и оформления его в

речевой форме - не два самостоятельных, идущих друг за другом про-

цесса, а единый. Форма мысли, в которой через связь понятий

утверждается или отрицается что-либо, называется суждением.

В человеческой речи суждения связаны между собой логически.

Страницы: 1, 2



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.