на тему рефераты Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
на тему рефераты
на тему рефераты
МЕНЮ|
на тему рефераты
поиск
Обучение и воспитание детей с ФФНР в старшей группе детского сада

Обучение и воспитание детей с ФФНР в старшей группе детского сада

Обучение и воспитание детей с ФФНР

в старшей группе детского сада

В течение года дети с ФФНР старшей группы осваивают 2 программы:

общеобразовательную и коррекционную. Важно при этом правильное

распределение обязанностей логопеда и воспитателя в организации обучения и

воспитания детей.

Программа коррекционного обучения детей с ФФНР в старшей

группе детского сада

(авторы - Т. Б. Филичева, Г. В, Чиркина, 1993)

Программа рассчитана на один учебный год, включает в себя 3 периода.

Первый период обучения (сентябрь - середина ноября).

Фронтальные логопедические занятия по произношению - 2 раза в неделю.

Фронтальные занятия воспитателя по развитию речи - 1 раз в неделю.

Индивидуальные и подгрупповые занятия логопеда - ежедневно (в течение

всех периодов обучения).

Работа воспитателя по заданию логопеда - ежедневно (в течение всех

периодов обучения).

На индивидуальных и подгрупповых занятиях логопед в первом периоде

занимается:

1. отработкой правильной артикуляции, закреплением и автоматизацией

навыков правильного произношения имеющихся в речи детей звуков : [а], [о],

[у], [и], [э], [ы]; доступных согласных: [м], [м'], | н |, [н'], [п], [п'],

[т], [т'], [к], [к'], [ф], [ф'], [в], [в'], [б], [б'], | д |, |_д` |, [г],

[г']. В речевом потоке детей с ФФНР эти звуки произносятся смазанно из-за

нечеткой артикуляции. Дети учатся восприятию на слух сохранных звуков и

таким образом создается база для появления в речи отсутствующих звуков;

2. постановкой отсутствующих у ребенка звуков (при возможности -

одновременная постановка нескольких звуков, относящихся к разным

фонетическим группам, что быстрее подготовит детей к фронтальным занятиям);

3. выработкой подвижности органов артикуляционного аппарата, используя

зрительный, слуховой, кинестетический анализаторы;

4. различением звуков на слух;

5. дифференциацией поставленных или сохранных звуков в произношении.

На фронтальных логопедических занятиях:

1. изучаются гласные звуки: [а], [о], [у], [и], [о], [э], [ы]; согласные

звуки: [п], [п'], [т], [к], [к'], [т'], [j], [л']. Последовательная

отработка звуков обеспечивает поэтапность работы над фонемами и переход от

более легких к более сложным по артикуляции звукам;

2. одновременно проводится работа по формированию фонематического

восприятия.

Дети утрированно произносят названные выше звуки, угадывают их по

беззвучной артикуляции, воспринимают на слух и определяют в ряду других

звуков, удерживают в памяти звуковой ряд из 3-4 гласных звуков. Отработка

четкой артикуляции простых согласных звуков сочетается с формированием

умения слышать, выделять слоги с изучаемыми звуками среди других слогов,

определять наличие звука в слове (начальная позиция звука, конечная позиция

звука). Ведется работа по запоминанию слоговых рядов и по выделению

ударного слога. Дети учатся отстукивать ритм, угадывать количество слогов.

После сформированного умения выделять в слогах гласные и согласные звуки

можно переходить к анализу и синтезу обратных слогов. Дети учатся

образовывать слоги, преобразовывать их, изменяя один звук ([уп-оп-от]).

Второй период обучения (вторая половина ноября - первая половина

февраля).

Фронтальные логопедические занятия - 3 раза в неделю.

Фронтальные занятия воспитателя по развитию речи - 1 раз в неделю.

На индивидуальных занятиях ведется постановка отсутствующих звуков и их

автоматизация.

На фронтальных логопедических занятиях акцентируется внимание:

1. на дифференциации на слух и в произношении звуков по твердости -

мягкости, глухости - звонкости; на занятиях закрепляются и дифференцируются

следующие звуки: [л']-[ы], [с], [с]-[с'], [з]-[з'], [с]-|з|, [с']-[з'],

[ц], [б]-[п], [ш]-[ж], [з]-[ш], [з]-[ж], [с]-[ш];

2. на грамматических категориях: рода, числа, падежа и времени;

3. на синтаксической работе по составлению предложений, их

распространению;

4. на развитии связной монологической речи: составлении короткого

рассказа с опорой на наглядность;

5. на закреплении навыков звукового анализа и синтеза: определении

позиции звука в слове (в начале, середине, конце); определении ударного

гласного в положении после согласного; анализе прямых и открытых слогов, их

преобразовании;

6. на усвоении терминов и понятий слог, слово, предложение, звук,

согласные, гласные, глухие и звонкие, мягкие и твердые звуки. -

Третий период обучения (февраль- май).

Индивидуальная и подгрупповая логопедическая работа проводится с детьми,

у которых есть трудности в дифференциации звуков, усвоении анализа и

синтеза, автоматизации поставленных звуков.

Фронтальные логопедические занятия проводятся 3 раза в неделю.

Фронтальные занятия воспитателя по развитию речи - 2 раза в неделю.

Главное в этом периоде:

1. закрепить навык употребления поставленных звуков в самостоятельной

речи детей;

2. изучить и дифференцировать следующие звуки: [л], [р], [л]-[л'], |р|-

[р'], |л|-[р], |р'|-|л'], [ч], [Щ], [ч]-[щ];

3. закрепить лексико-грамматические конструкции, конструкции

сложносочиненного и сложноподчиненного предложений в самостоятельной

связной речи детей в процессе рассказывания.

Дети к концу третьего периода:

1. на базе полностью сформированного произношения и фонематического слуха

самостоятельно проводят анализ и синтез односложных слов (лук, шум), слогов

и слов со стечением согласных ([сто], стол, стул). В качестве зрительной

опоры используются схемы,

где длинной полоской обозначено слово, короткой - слоги, гласные звуки

выделяются красными кружочками, согласные - синими;

2. свободно пользуются лексико-грамматическими конструкциями - простыми и

сложными предложениями.

Дети, заканчивая обучение по коррекционной программе группы ФФНР,

переходя в обычную подготовительную группу, полностью готовы к обучению

грамоте.

Воспитатель в течение всего времени обучения детей с ФФНР занимается по

рекомендациям логопеда совершенствованием артикуляционной, тонкой и общей

моторики; закреплением произношения поставленных логопедом звуков;

обогащением, уточнением и активизацией отработанной лексики в соответствии

с лексическими темами программы; закреплением употребления формирующихся

грамматических категорий; формированием связной речи; закреплением

формирующихся навыков звукослогового анализа и синтеза; развитием

фонематического восприятия; развитием внимания, памяти, логического

мышления.

Обучение и воспитание детей с ФФНР в подготовительной группе

детского сада

Программа обучения и воспитания детей с ФФНР в подготовительной

группе (автор - Г. А. Каше, 1985)

Курс коррекционного обучения рассчитан на 10 месяцев (сентябрь - июнь).

При разработке коррекционного обучения учитывались несколько задач:

коррекция речевого дефекта, подготовка к овладению грамотой, усвоение

грамоты, предусмотренное программой I класса массовой школы. Программа

рассчитана на детей 7-го года жизни.

В процессе работы по формированию звукопроизношения на том же материале

планируются упражнения по развитию анализа и синтеза звукового состава

слова. Следует иметь в виду, что несформированность фонематических

представлений у детей с ФФНР приводит к тому, что готовность их к звуковому

анализу речи слабее, чем у нормально говорящих, кроме того, есть отставание

в лексико-грамматическом развитии.

Последовательность усвоения детьми звуков речи в этой программе

разработана с учетом формирования звуков речи при нормальном речевом

развитии.

Закрепление произношения осуществляется:

1. закрепление артикуляционного уклада поставленного звука в слогах, в

словах и предложениях;

2. сравнение на слух поставленного звука с другими звуками речи.

По мере закрепления произношения вводятся упражнения, включающие 2-3

задания и, следовательно, требующие распределения внимания ребенка. Затем

вводятся упражнения, связанные с развитием словаря и грамматически

правильной речи. На последнем этапе обучения включаются специальные

упражнения, направленные на развитие выразительности речи.

Особенности системы обучения грамоте детей с ФФНР (по Г. А. Каше)

Обучение грамоте в группе для детей с ФФНР протекает в условиях,

отличающихся от условий массовой школы. Отметим их.

1. Обучение грамоте проводится на материале звуков, правильно произносимых

детьми.

2. Определяется соответствие между изучаемыми звуками и формами фонемного

анализа.

3. Выделяется длительный период подготовки детей к обучению грамоте,

содержание которого специфично.

4. Проводится тщательная отработка усваиваемого детьми материала на каждом

этапе обучения.

С учетом особенностей развития речи детей данной категории процесс

овладения чтением и письмом не только растянут во времени, но и

предполагает иное расположение материала и использование особых

методических приемов.

Первый период- подготовительный (длится 8 недель). ,

Его цель - воспитать готовность к анализу слов простой слоговой структуры

типа СГС; СГСГ (С - согласный, Г - гласный).

Основной единицей обучения в этот период является звук, выделенный из

состава слова. Упражнения в звуковом анализе и синтезе проводятся на

звуках, имеющихся у ребенка.

Разработана последовательность овладения детьми разными формами звукового

анализа:

1. умение выделять начальный гласный звук из состава слов;

2. анализ ряда состоящего из 2- 3 гласных звуков;

3. анализ и синтез обратного слога типа ГС;

4. выделение гласного из положения после согласного;

5. умение выделять последний звук (из слов типа СГС) и первый согласный

из слов;

6. упражнения в анализе и синтезе прямых слогов типа СГ;

7. использование фишек для моделировании схем по звуковому анализу и

синтезу (красный цвет - гласный звук; черный - твердый согласный; синий -

мягкий согласный) после овладения четким произношением звуков и умением

определять слоги в слове;

8. использование разрезной азбуки;

9. чтение обратных слогов;

10. воспитание навыка чтения прямых слогов.

К концу этого периода дети оказываются подготовленными к анализу и чтению

слов типа СГСГ. Дети овладевают такими понятиями, как звук, слово, слог,

согласный и гласный, твердый и мягкий согласный, предложение.

Второй период- букварный (ноябрь - февраль).

На начальном этапе букварного периода единицей изучения становится слово.

Дети учатся делить слова на слоги. Используются схемы слов, где длинной

полоской обозначают слово, короткой - слог.

Следующая ступень обучения - овладение звукослоговым анализом и синтезом

слов типа: СГСГ, СГС. В схеме уже обозначаются все звуки. Подчеркивается

роль гласного звука в образовании слога. По мере знакомства с буквами ими

заменяются фишки, обозначающие звуки. Но устные упражнения в анализе слов и

составлении схем всегда предваряют упражнения с буквами.

Знакомство с буквами, обозначающими близкие по артикуляции или

акустическим признакам звуки, по возможности, изучаются поэтапно. Например,

когда дети знакомятся с буквой б, некоторое время в учебный материал не

включаются слова с буквой п. На последних этапах букварного периода

обучения вводятся слова более сложного слогового состава. Устный

звукослоговой анализ новых слов предварительно отрабатывается на занятиях

по произношению. На занятиях по грамоте осуществляется чтение слов типа

СГССГ (кошка), формируется навык анализа, осваивается моделирование слов.

Важную роль для понимания читаемого и для перехода от слогового к слитному

чтению играет работа над ударением, которая проводится в течение всего

букварного периода.

Третий период- заключительный (март - июнь), это время используется для

закрепления всех полученных знаний и навыков.

К сожалению, нет специальных букварей для дошкольников, где бы материал

был расположен в последовательности, данной программой, использование же

издаваемых для массовой школы «Букваря» и «Азбуки» невозможно из-за иной

Страницы: 1, 2



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.