на тему рефераты Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
на тему рефераты
на тему рефераты
МЕНЮ|
на тему рефераты
поиск
Основные направления развития творческих способностей первоклассников на материале декоративно-прикладного искусства

Основные направления развития творческих способностей первоклассников на материале декоративно-прикладного искусства

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ

СПОСОБНОСТЕЙ ПЕРВОКЛАССНИКОВ НА МАТЕРИАЛЕ

ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОГО ИСКУССТВА

Одной из актуальных проблем начального обучения, требующей

своевременного решения, является развитие творческих способностей. Анализ

методической литературы наглядно свидетельствует о том, что искусство

обладает огромными возможностями по развитию творческого потенциала детей.

В учебной работе с первоклассниками особенно важно обеспечить удачное

начало школьного этапа жизни детей, помочь им почувствовать интерес к

познанию нового, испытать чувство радости от общения со сверстниками и

учителями.

Для этого, во-первых, необходимо грамотно отобрать содержание

предлагаемого детям учебного материала и определить его в соответствии с

возрастными возможностями детей. Во-вторых, необходимо ввести в занятие со

школьниками особые методические действия и приемы, обеспечивающие активное

и осмысленное усвоение знаний, умений и навыков.

Наиболее привлекательными видами художественной деятельности для

детей младшего школьного возраста являются рисование красками, аппликация,

лепка. Выполнение игрушек и декоративных поделок развивает образное

мышление, способствует воспитанию художественного вкуса и творческой

познавательной активности школьников.

Данная программа предназначена для ведения занятий по

изобразительному искусству и художественному труду в 1 классе. Она может

быть использована как альтернативная имеющимся разработкам (например,

типовой программе «Изобразительное искусство и художественный труд» Б.Н.

Неменский) или введена в дополнение к ним для занятий по художественному

труду.

Цель занятий – развитие творческих способностей первоклассников.

Учебные задачи:

1. Познакомить с основными видами декоративно-прикладного искусства и

раскрыть комплексный характер народного художественного творчества.

2. Развивать эмоциональную отзывчивость детей на произведения декоративного

искусства, формировать основы эстетического восприятия.

3. Способствовать развитию познавательной и творческой активности детей в

изобразительном и декоративном, художественном творчестве, активизировать

самостоятельный творческий поиск в решении художественных задач.

Основное внимание в программе уделено знакомству с произведениями

народного декоративно-прикладного искусства. В содержании занятий включены

темы, раскрывающие взаимосвязь разных видов народного творчества: домовая

резьба и роспись по дереву, ткачество, вышивка, набойка, народная игрушка.

Мы считаем необходимым уже на первом этапе знакомства дать детям целостное

представление о народной культуре. Поэтому предлагаем изучение

художественных комплексов народного искусства, например, народного костюма.

Эти образцы народного творчества вобрали в себя долгий и кропотливый труд

многих поколений мастеров. Они представляют собой художественное единство,

образованное использованием различных утилитарных и художественных

элементов, сочетанием разных материалов и техник.

Школьники, занимающиеся по данной программе, тоже могут почувствовать

себя «мастерами», так как их работы задуманы как композиции, выполненные из

материалов и техник, близких народному творчеству. Например, эскиз платка с

набивным узором выполняют в виде набойки на бумаге с использованием штампа.

Учебный материал программы составлен в виде единых блоков по

четвертям, что дает возможность последовательно вести усвоение знаний,

умений и организовать итоговые занятия в конце четверти.

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ЗАНЯТИЙ

|№ |ТЕМЫ |Количество часов |

|п/п |ЗАНЯТИЙ |Общ. |Твор. |Практ. |

| |1-я четверть: «Народная игрушка» |1 |0,5 |0,5 |

|1. |Игрушки далекого прошлого (тряпичные и | | | |

| |соломенные куклы, глиняные свистульки) | | | |

|2. |Матрешка (точеная, расписная деревянная |2 |0,5 |1,5 |

| |игрушка разных регионов России) | | | |

|3. |Глиняная игрушка: каргапольская |4 |1 |3 |

| |филимоновская, дымковская | | | |

|4. |Итоговый урок: «Моя любимая игрушка». |1 |0,5 |0,5 |

| |2-я четверть: «Народный костюм» | | | |

|5. |Платок с набивным узором |2 |0,5 |1,5 |

|6. |Узор для вышитой рубахи |2 |0,5 |1,5 |

|7. |Крестьянский костюм (женский и мужской) |2 |0,5 |1,5 |

|8. |Итоговый урок: «Хоровод» – коллективное |1 |- |1 |

| |панно из бумажных кукол в народных костюмах| | | |

| |3-я четверть: «Домашнее ремесло» | | | |

|9. |Вышитое полотенце |2 |0,5 |1,5 |

|10. |Тканый половичок |2 |0,5 |1,5 |

|11. |Лоскутное одеяло |2 |0,5 |1,5 |

|12. |Росписная деревянная утварь |2 |0,5 |1,5 |

|13. |Итоговый урок: «Бабушкина горница» |1 |- |1 |

| |4-я четверть: «Убранство крестьянского | | | |

| |дома» | | | |

|14. |Уральская домовая роспись |2 |0,5 |1,5 |

|15. |Окно с резными наличниками |2 |0,5 |1,5 |

|16. |Крестьянская изба |1 |0,5 |0,5 |

|17. |Итоговый урок: «На деревенской улице» |1 |- |1 |

| | | | | |

| |ВСЕГО: |30 |7,5 |22,5 |

СОДЕРЖАНИЕ ЗАНЯТИЙ

1-я четверть: «Народная игрушка»

Тема 1. ИГРУШКИ ДАЛЕКОГО ПРОШЛОГО. 1 ЧАС.

Урок начинается с рассказа учителя об игрушках старинных и необычных.

Игрушки крестьянских детей: деревянные чурочки – «болвашки», соломенные

куклы – «стригушки», тряпичные куклы глиняные барыни и лошадки, игрушки-

свистульки. Бумажные куколки, вырезанные из бумаги, сложенной вдвое.

ЗАДАНИЕ: нарядим куклу. Из согнутого пополам листочка белой бумаги

вырезаем фигурку. Разворачиваем и рисуем наряд для этой куколки.

МАТЕРИАЛ: листочки белой рисовальной бумаги размером с открытку,

цветные фломастеры или карандаши.

Тема 2. МАТРЕШКА. 2 часа.

Матрешка – точеная деревянная игрушка, украшенная росписью. История

появления матрешки. Прототип русской матрешки – японская деревянная кукла.

Различный характер матрешек, изготовленных в разных регионах России:

Загорская матрешка, украшенная выжиганием и росписью, Семеновская –

цветочной росписью.

Полхов-Майданская матрешка. Яркая роспись анилиновыми красками: алой,

желтой, розовой, фиолетовой. Мотивы росписи – розы, ягоды, яблочки.

Характер игрушек – веселый, задорный.

ЗАДАНИЕ: нарисовать матрешку и украсить ее росписью.

1-й урок: обводим картонный шаблон с контуром матрешки, намечаем

карандашом рисунок лица, платок, рисунок для росписи фартука.

2-й урок: расписываем матрешку яркими красками.

В проведение этих уроков полезно включить стихи и загадки о

матрешках, рассмотреть фотографии и слайды и обязательно показать настоящую

матрешку, раскладывающуюся на несколько меньших.

Тема 3. ГЛИНЯНАЯ ИГРУШКА: КАРГАПОЛЬСКАЯ, ФИЛИМОНОВСКАЯ, ДЫМКОВСКАЯ. 4

часа.

На первом уроке этого блока желательно познакомить детей с

каргапольской глиняной игрушкой. Примерный ход рассказа учителя:

происхождение кагапольской игрушки, характерные образы игрушек (барыня,

птица, Полкан), простые формы игрушек, особенности росписи.

Задание для первого урока: обвести картонный шаблон игрушки-лошадки и

наметить карандашом элементы росписи.

На втором уроке знакомим детей с филимоновской глиняной игрушкой.

Рассказываем об отличиях: особая глина и особая технология лепки –

вытягивание. Удлиненные пропорции игрушек. Характерные образы: лошадка,

олень, кавалер и барышня, птичка, игрушки-свистульки. Роспись филимоновских

игрушек: красные, розовые и зеленые полоски по желтому фону.

Задание для второго урока: расписываем бумажную лошадку,

подготовленную на первом уроке. Мотив росписи можно составить, пользуясь

традициями каргапольской или филимоновской росписи (на усмотрение детей).

Материал для росписи: гуашь.

На третьем уроке идет рассказ о дымковской (вятской) игрушке. История

промысла, технология изготовления игрушек, оригинальные приемы лепки:

обилие декоративных мелких деталей. Особенности росписи дымковских игрушек:

белый фон, цветной узор геометрического характера, насыщенные цвета (алый,

малиновый, синий, желтый, фиолетовый). Мотивы игрушечных композиций:

барыни, петушки и павлины, козлики, лошадки.

Задание для детей: вылепить игрушку из глины. Для этого задания лучше

выбрать игрушку несложной формы, например, птичку, петушка. Вылепленные

игрушки надо подсушить и загрунтовать белой водоэмульсионной краской. На

четвертом уроке вылепленную и загрунтованную игрушку украшаем росписью,

используя для этого яркие гуашевые краски. Подводя итог изученной теме, на

этом уроке проводим с детьми конкурс на лучшего знатока народной глиняной

игрушки. Примерные вопросы и задания конкурса:

1. Почему вятскую игрушку называют дымковской? Что такое дымковская

слобода?

2. Кто такой Полкан? Какой характер у этого игрушечного героя?

3. Что такое тычок? Какие элементы росписи выполнялись тычком?

4. К какому весеннему празднику готовились игрушки-свистульки?

5. Расставьте игрушки, подготовленные для беседы: дымковские,

каргапольские и филимоновские – каждый вид игрушки на свою полочку.

Завершая урок, любуемся игрушками, сравниваем их форму и характер

росписи.

Итоговый урок: «Моя любимая игрушка». 1час.

Этот итоговый урок может быть проведен как урок-игра «Игрушечный

магазин» или «Ярмарка игрушек».

На ярмарке дети могут представить свои любимые игрушки, сравнить

старинные игрушки (глиняные свистульки, матрешки) и современные (грузовик,

робот, кукла Барби).

Для того чтобы представить игрушку, дети могут приготовить рисунок,

рассказ, инсценировку. Можно прочитать стихи об игрушках (А. Барто «Зайка»,

Е. Благинина «Мой мишка»).

Выполненные на предыдущих уроках рисунки и глиняные игрушки

желательно разместить в классе в виде небольшой выставки.

2-я четверть: «Народный костюм».

Тема 5. ПЛАТОК С НАБИВНЫМ УЗОРОМ. 2 часа

Этот урок открывает следующий блок уроков, посвященный знакомству с

народным костюмом.

Яркие цветастые платки - неотъемлемая часть старинного женского

наряда. Изготовление платков способом набойки. Павлово-Посадские платки:

отдельные цветы, букеты, гирлянды, веночки. Варианты размещения композиции

набивного рисунка в квадрате платка.

Порядок выполнения набивного узора на ткани с использованием

деревянной печатной доски - «манеры».

Задание для детей:

1-й урок: вырезаем квадрат из цветной бумаги, намечаем карандашом

основные зоны для размещения узора (кайма, средняя часть рисунка).

Дома необходимо приготовить 2-3 различных штампа для набойки. В

качестве печатной формы можно использовать кусочек ластика, колпачок от

фломастера. Можно вырезать штампики из кусочка сырой морковки.

2-й урок: Выполняем набивной рисунок на вырезанном из бумаги платке.

Гуашь для набойки желательно растереть на палитре.

Тема 6. УЗОР ДЛЯ ВЫШИТОЙ РУБАХИ. 2 часа.

Продолжая знакомство с народным костюмом, представляем детям другую

Страницы: 1, 2



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.