на тему рефераты Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
на тему рефераты
на тему рефераты
МЕНЮ|
на тему рефераты
поиск
Особенности коррекционной работы у детей с ОНР

Особенности коррекционной работы у детей с ОНР

ОСОБЕННОСТИ КОРРЕКЦИОННОЙ

РАБОТЫ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ

У ДЕТЕЙ С ОНР.

Иванова Т.Н.

СОДЕРЖАНИЕ

Введение ……………………..…………………………………..

Глава I Преодоление общего недоразвития речи у дошколь-

ников:

1.1. Характеристика ОНР………………………………….

1.2. Закономерности развития детской речи……………..

1.3. Процесс формирования и усвоения родного языка

при нарушениях речи…………………………………

Глава II Экспериментальная работа:

2.1. Исследование состояния связной речи детей старшего

дошкольного возраста с общим речевым недоразви

-

тием……………………………………………………..

2.2. Формирование связной речи у детей…………………

2.3. Результаты экспериментальной работы……………...

Заключение……………………………………………………….

Библиография……………………………………………………

Введение

Проблемой нашего исследования является уровень связной речи

детей с

общим недоразвитием речи. Этой проблемой занимались Филичева

Т.Б., Чир-

кина Г.В., Ястребова В.А., Туманова Т.В., Жукова Н.С., Мастюкова

Е.М. и

многие другие.

Эта проблема вполне раскрыта. Мы проанализировали литературу

по данной теме и выявили наиболее освещенные вопросы по развитию

связной речи.

С.А. Миронова в книге «Развитие речи дошкольников на

логопедических занятиях» в разделе «Обучение детей составлению

рассказов» раскрывает содержание и методы работы по развитию

прямой речи. В книге « Нарушение речи у дошкольников»

(составитель Р.А. Белова-Давид). Е.Г. Корицкая и Т.А.

Шимкович в главе «Формирование развернутой описательно-

повествователь-

ной речи у детей с третьим уровнем общего речевого развития»

раскрывают цели работы по формированию развернутой

самостоятельной описательно-по-

вествовательной речи у детей, указывают два направления работы:

1. Формирование речи ребенка с опорой на ранее данный готовый

сюжет (ра-

бота над пересказом прочитанного и составлением рассказов по

сюжетным картинкам и сериям последовательных картин).

2. Формирование речи ребенка без опоры на готовый сюжет.

В книге « Коррекция недостатков речи у учащихся

общеобразовательной школы » А.В.Ястребова излагает методы

коррекционно-развивающего обуче-

ния связной речи детей с ОНР, рекомендует приемы формирующие

полноцен-

ную речевую деятельность.

В.В.Воробьева указывает причины несформированности связной

речи в гла-

ве «Особенности связной речи школьников с моторной алалией » в

книге «На-

рушения речи и голоса у детей » под редакцией С.С.Ляпидевского и

С.Н. Ша-

ховской.

Большое внимание уделили вопросу развития связной речи

Н.С.Жукова, Е.М.

Мастюкова, Т.Б.Филичева в книге для логопедов «Преодоление общего

недораз

вития речи у дошкольников».

Эта тема достаточно актуальна, так как в логопедии делается

акцент на разви-

тие связной речи у детей с ОНР, т.е. их подготовленность к

обучению в школе.

Очевидна необходимость совершенствования традиционных приемов

и мето-

дов, а также поиска более новых, более эффективных научно-

обоснованных путей развития связной речи у детей с общим

недоразвитием речи. Но эта тема

не в полном объеме изучена в дошкольной логопедии, требует

дополнительно-

го изучения и поэтому мы остановились именно на ней. Решение

данной проб-

лемы составляет цель нашего исследования.

В соответствии с целью нашего исследования мы поставили следующие

задачи:

1. Изучение специальной литературы по проблемам связной речи у

детей с

ОНР;

2. В ходе экспериментального изучения выявить и

проанализировать особен-

ности связной речи у детей с ОНР;

3. В ходе экспериментального изучения разработать

модифицированные прие

мы для развития связной речи;

4. В ходе экспериментального обучения проверить

целесообразность и успеш-

ность применения тех или иных приемов.

Работа проводилась на базе детского сада №43 г.Владимира с

сентября 1998г.

по июнь 1999 года и полученные данные могут быть использованы для

работы

логопедов и воспитателей групп для детей с общим недоразвитием

речи.

В соответствии с поставленными задачами в работе выделяются

следующие главы.

В первой главе дается литературный обзор данных по ОНР.

Во второй главе проводится исследование состояния связной речи

детей стар-

шего возраста с общим недоразвитием речи, намечаются цели и план

экспери-

ментальной работы. Далее раскрывается ход самой экспериментальной

работы

по обучению детей с ОНР связной речи. В конце второй главы

подводится итог

экспериментальной работы и делаются соответствующие выводы.

ГЛАВА I

Преодоление общего недоразвития речи у

у дошкольников

1.1. Характеристика ОНР

Специальные исследования детей с ОНР показали клиническое

разнообразие проявлений общего недоразвития речи. Схематично их

можно разделить на три

основные группы.

У детей первой группы имеют место признаки лишь общего

недоразвития ре-

чи, без других выраженных нарушений нервно-психической

деятельности. Это неосложненный вариант ОНР. У этих детей

отсутствуют локальные поражения

центральной нервной системы. В их анамнезе нет четких указаний на

выражен-

ные отклонения в протекании беременности и родов. Лишь у одной

трети обс-

ледуемых при подробной беседе с матерью, выявляются факты не

резко выра -

женного токсикоза второй половины беременности или недлительной

асфиксии в родах. В этих случаях часто можно отметить

недоношенность или незрелость ребенка при рождении, его

соматическую ослабленность в первые месяцы и го-

ды жизни, подверженность детским и простудным заболеваниям.

В психическом облике этих детей отмечаются отдельные черты

общей эмоци-

онально волевой незрелости, слабая регуляция произвольной

деятельности.

Отсутствие парезов и параличей, выраженных кодкорковых и

мозжечковых нарушений свидетельствует о сохранности у них

первичных (ядерных) зон речедвигательного анализатора. Отличаемые

же малые неврологические дис -

функции в основном ограничиваются нарушениями регуляции мышечного

то -

нуса, недостаточностью тонких дифференцированных движений пальцев

рук,

несформированностью кинестетического и динамического праксиса.

Это преи-

мущественно дизонтогенетический вариант ОНР.

Несмотря на отсутствие выраженных нервно-психических нарушений

в дош-

кольном возрасте, дети этой группы нуждаются в длительной

логопедической

коррекционной работе, а в дальнейшем – в особых условиях

обучения. Практи-

ка показывает, что направление детей с не резко выраженными

речевыми нару-

шениями в массовую школу может привести к возникновению вторичных

нев-

ротических и неврозоподобных расстройств.

У детей второй группы общее недоразвитие речи сочетается с

рядом невроло-

гических и психопатологических синдромов. Это осложненный вариант

ОНР

церебрально-органического генеза, при котором имеет место

дизонтогенети -

чески энцефалопатический симптомокомплекс нарушений.

При тщательном неврологическом обследовании детей второй

группы, выяв-

ляется ярко выраженная неврологическая симптоматика,

свидетельствующая не только о задержке созревания ЦНС, но и о

негрубом повреждении отдельных мозговых структур. Среди

неврологических синдромов у детей второй группы наиболее частыми

являются следующие:

- гипертензионно-гидроцефальный синдром (синдром повышенного

внутриче-

репного давления);

- церебрастенический синдром (повышенная нервнопсихическая

истощаемость)

- синдромы двигательных расстройств (изменение мышечного тонуса).

Клиническое и психолого-педагогическое обследование детей

второй группы выявляет наличие у них характерных нарушений

познавательной деятельности,

Обусловленных как самим речевым дефектом, так и низкой

работоспособ -

ностью.

У детей третьей группы имеет место наиболее стойкое и

специфическое рече-

вое недоразвитие, которое клинически обозначается как моторная

алалия. У

этих детей имеется поражение (или недоразвитие) корковых речевых

зон голов-

ного мозга и в первую очередь зоны Брока. При моторной аламии

имеют место сложные дизонтогенетически-энцефалопатические

нарушения. Характерными признаками моторной аламии являются

следующие: выраженное недоразвитие всех сторон речи –

фонематической, лексической, синтаксической, морфологи-

ческой, всех видов речевой деятельности и всех форм устной и

письменной речи.

Подробное изучение детей с ОНР выявило крайнюю неоднородность

описы-

ваемой группы по степени проявления речевого дефекта, что

позволило Р.Е.

Левиной определить три уровня речевого развития этих детей.

Первый уровень речевого развития, характеризуемый в литературе

как «от -

сутствие общеупотребительной речи». Достаточно часто при описании

речевых возможностей детей на этом уровне встречается название

«безречевые дети», что не может пониматься буквально, поскольку

такой ребенок в самостоятель-

ном общении использует целый ряд вербальных средств. Это могут

быть отдель

ные звуки и некоторые их сочетания – звукокомплексы и

звукоподражания, обрывки лепетных слов («сина» – машина). Речь

детей на этом уровне может изобиловать так называемыми диффузными

словами, не имеющими аналогов в родном языке («киа» – кофта,

свитер). Характерной особенностью детей с 1 уровнем речевого

развития является возможность многоцелевого использова -

ния имеющихся у них средств языка: указанные звукоподражания и

слова мо -

гут обозначать как названия предметов, так и некоторые их

признаки и дейст -

вия, совершаемые с ними («бика», произносится с разной

интонацией, обозна-

чает «машина», «едет», «бибикает»).

Эти факты указывают на крайнюю бедность словарного запаса, в

результате чего ребенок вынужден прибегать к активному

использованию неязыковых средств – жестов, мимики, интонации.

Наряду с этим у детей отмечается явно выраженная

недостаточность в форми-

ровании импрессивной стороны речи. Затруднительным является

понимание как некоторых простых предлогов («в», «на», «под» и

др.), так и грамматических категорий единственного и

множественного числа, мужского и женского рода, прошедшего и

настоящего времени глаголов и т.д. Обобщая все вышесказан-

ное, можно сделать вывод, что речь детей на первом уровне

малопонятна для окружающих и имеет жесткую ситуативную

привязанность.

Второй уровень речевого развития определяется в литературе как

«Начатки общеупотребительной речи». Отличительной чертой является

появление в речи детей двух-трёх, а иногда даже четырехсловной

фразы. Объединяя слова в словосочетании и фразу, один и тот же

ребенок, может, как правильно исполь-

зовать способы согласования и управления, так и нарушать их.

В самостоятельной речи детей иногда появляются простые

предлоги и их ле-

петные варианты. В ряде случаев, пропуская во фразе предлог,

ребенок со вто-

рым уровнем речевого развития неправильно изменяет члены

предложения по грамматическим категориям: «Асик ези тай» – «Мячик

лежит на столе».

По сравнению с предыдущим уровнем наблюдается заметное

улучшение сос-

тояния словарного запаса не только по количественным, но и по

качественным параметрам: расширяется объем употребляемых

существительных, глаголов и прилагательных, появляются некоторые

числительные и наречия и т.д. Однако недостаточность

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.