на тему рефераты Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
на тему рефераты
на тему рефераты
МЕНЮ|
на тему рефераты
поиск
Отражение сюжетов кукольного театра в рисунках детей старшего дошкольного возраста

Отражение сюжетов кукольного театра в рисунках детей старшего дошкольного возраста

Государственный комитет Российской Федерации

по высшему образованию

Якутский Государственный университет

им. М.К. Аммосова

Педагогический институт

кафедра дошкольной педагогики и психологии

Дипломная работа

на тему: Отражение сюжетов кукольного театра в рисунках детей старшего

дошкольного возраста

Выполнила:

студентка з/о НПО, ППД-96-2

Кузнецова Анна Артемовна

Научный руководитель:

к.п.н., доцент ПДВ

Карамзина Ульяна Анатольевна

Якутск - 1999

Оглавление

| | | | | | Стр |

|Введение. |Актуальность. |3-7 |

| |Задачи..............................................| |

| |.......... | |

|Глава 1. |Психолого-педагогические условия изображения | |

| |сюжетов кукольного театра в рисунках старших | |

| |дошкольников........................................|8-20 |

| |............................ | |

|1.1. |Образная выразительность в рисунках | |

| |детей...............................................|8-15 |

| |..................................... | |

|1.2. |Особенности передачи театрального сюжета в | |

| |композиции |16-18 |

| |рисунка.............................................| |

| |............. | |

|1.3. |Отражение в композиции рисунка детей старшего | |

| |дошкольного возраста содержания кукольных | |

| |спектаклей..........................................|19-20 |

| |................................ | |

|Глава 2. |Исследование эффективности использования методов | |

| |формирования умений создавать композицию рисунка | |

| |после просмотра кукольного |21-57 |

| |спектакля.......................... | |

|2.1. |Определение уровня композиционных умений и | |

| |навыков в рисовании старших |21-31 |

| |дошкольников................ | |

|2.2. |Система и методика проведения интегрированных | |

| |занятий.............................................|32-49 |

| |................................... | |

|2.3. |Эффективность использования кукольного спектакля | |

| |как средство развития композиционных умений и | |

| |навыков у |50-57 |

| |дошкольников........................................| |

| |.......... | |

|Заключение.......................................................|58 |

|.......................................... | |

|Список использованной |61 |

|литературы.......................................................| |

|Приложение.......................................................|67 |

|......................................... | |

Введение.

Задачи перестройки народного образования в документах реформы

общеобразовательной и профессиональной школы, включая первое ее звено –

дошкольные учреждения, требуют развития самостоятельности, инициативы и

творчества детей во всех областях их деятельности. Одной из таких является

изобразительная деятельность. Она рано начинает привлекать внимание детей и

таит в себе большие возможности для их всестороннего развития.

Проблема отражения детьми старшего дошкольного возраста сюжетов

кукольного театра в рисунках является многоаспектной и актуальной.

Актуальность темы.

Кукольный театр может сыграть большую роль в формировании личности

ребенка. Он доставляет много радости, привлекает своей яркостью,

красочностью, динамикой, воздействует на зрителей.

Кукольный театр располагает целым комплексом средств: художественные

образы-персонажи, оформление, слово и музыка – все это вместе взятое, в

силу образно-конкретного мышления дошкольника, помогает ребенку легче, ярче

и правильнее понять содержание литературного произведения, влияет на

развитие его художественного вкуса. Кукла, играющая на сцене, живет для

ребенка не условно, она реальность, ожившая сказка. В отличие от

телевизионных передач и мультипликационных фильмов, она реально зрима в

трехмерном пространстве и материально ощутима, присутствует рядом, ее можно

потрогать.

Дошкольники очень впечатлительны и быстро поддаются эмоциональному

воздействию. Они активно включаются в действие, отвечают на вопросы,

задаваемые куклами, охотно выполняют их поручения. Значение кукольного

театра подчеркивалось и изучалось в исследованиях Т. Н. Караманенко, Ю. Г.

Караманенко, А. П. Усовой, Д. В. Менджерицкой, У. А. Карамзиной.

Эмоционально пережитый спектакль помогает определить отношение детей к

происходящему, к действующим лицам и их поступкам, вызывает желание

подражать положительным героям и быть непохожими на отрицательных.

Изобразительная деятельность дошкольников заключает в себе большие

потенциальные возможности всестороннего развития ребенка. Однако эти

возможности могут быть реализованы лишь тогда, когда дети почувствуют

радость и удовлетворение от созданного ими, если у них процесс творчества

вызовет хорошее настроение.

Рисование является едва ли не самым интересным видом деятельности

детей дошкольного возраста. Мы считаем, что в связи с недостаточным

развитием образной речи, дети более глубоко проявляют свои чувства и

представления об увиденном в своих рисунках, нежели словами. Детский

рисунок, являясь одним из средств отражения сюжетов кукольного театра,

содержит духовную культуру содержания произведения, переданного посредством

постановки кукольного спектакля. Рисование для ребенка – своеобразная форма

познания реальной действительности, окружающего мира, постижения

художественного искусства, и потому требует углубленного изучения,

прогнозирования и коррекции обучения детей.

Известно, что детское творчество – явление уникальное. Многие педагоги

и психологи, как отечественные, так и зарубежные, подчеркивают большое

значение занятий художественным творчеством во всестороннем, особенно в

эстетическом развитии личности ребенка.

Происходит игнорирование специфики изобразительной деятельности. Это

проявляется в том, что ребенок не создает образ, а копирует изображение с

заранее подготовленного педагогом образца; в сознательном ограничении

изображения в предметном рисовании; в излишней опеке ребенка; в низком

уровне квалификации педагога.

В теории изобразительной деятельности вопрос о роли средств

художественной выразительности в создании детьми образов в рисунках

рассматривался прямо или косвенно, но больше внимания уделялось изучению

цвета (В. С. Мухина, А. А. Мелик-Пашаев, Т. Г. Казакова), формы (Р.

Мирошкина), композиции (Е. В. Шорохов, С. Д. Левин). Роль эмоции в

осуществлении изобразительной деятельности играет важную роль. От того,

какие переживания вызывают у ребенка персонажи спектакля кукольного театра,

зависит раскрытие их выразительного образа в композиции рисунка.

Исходя из вышесказанного, мы считаем, что тема нашего исследования

“Отражение сюжетов кукольного спектакля в рисунках детей старшего

дошкольного возраста” актуальна и на данный момент недостаточно изучена.

Объект исследования.

Развитие изобразительных способностей ребенка в композиционном

построении рисунка по сюжету кукольного спектакля.

Предмет.

Использование разных видов кукольного театра в развитии

композиционного строения рисунков детей старшего дошкольного возраста.

Гипотеза. При использовании интегрированного художественного образа

кукольного спектакля его эмоционально-эстетических средств, возможно

овладение детьми более сложными сюжетными композициями в рисовании.

Цель.

Изучение и выяснение развития композиционных особенностей детского

рисунка под влиянием кукольного театра.

Исходя из цели, поставлены следующие задачи:

1. Изучение педагогической и психологической литературы по проблемам

детского восприятия, мышления, воображения, эмоции и изобразительной

деятельности.

2. Экспериментальное изучение эффективности показа спектакля кукольного

театра в развитии композиционного построения рисунков детей.

3. На основе полученных данных разработать комплекс методических

рекомендаций по использованию кукольного театра для формирования у

детей старшего дошкольного возраста умения создавать композицию

изображения в своих рисунках.

Методы исследования.

В ходе исследования были применены следующие методы исследования:

- анализ психолого-педагогических, методических трудов по теме

исследования;

- наблюдение за воспитательно-образовательным процессом в старших

группах;

- экспериментальное обучение и обработка полученных результатов на

основе математических методов исследования.

Научно-теоретическая основа. Наше исследование построено на

методологической основе деятельностного подхода в психологии А. Н.

Леонтьева, Л. С. Выготского, исследований детского изобразительного

творчества Г. В. Лабунской, Н. А. Ветлугиной, Г. С. Комаровой, Е. В.

Шорохова, А. Михайловой.

Практическая значимость работы заключается в том, что практические

методы и приемы исследования кукольного театра в изобразительно-

художественной деятельности могут быть использованы воспитателями ДОУ для

усовершенствования воспитательно-образовательного процесса по

художественному восприятию разных видов искусства, развитию детского

изобразительного творчества.

Организация исследования. Опытно-экспериментальной базой исследования

явился ясли - сад “Кэнчээри” с. Амга Амгинского улуса. В ходе эксперимента

участвовали дети старшей группы, в количестве двадцати человек.

Структура исследования. Работа состоит из введения, двух глав,

заключения, рекомендации, списка использованной литературы и приложения.

Глава 1. Теоретическая часть.

Психолого-педагогические условия изображения сюжетов кукольного театра в

рисунках старших дошкольников.

1.1. Образная выразительность в рисунках детей

старшего дошкольного возраста.

На современном этапе развития педагогики детское творчество нельзя

рассматривать в отрыве от практики обучения изобразительной деятельности.

Результаты анализов детских рисунков свидетельствуют о наличии у

дошкольников умения наблюдать, запоминать увиденное, передавать цвет, форму

предметов. Однако качества творческого рисунка оцениваются не только по

“правильности” изображения, но и по выразительности образа, его

художественности. В отличие от образа в профессиональном искусстве,

художественный образ в детском рисунке требует иных критериев для оценки.

Это объясняется спецификой детского творчества, его своеобразием, которое

зависит от ряда возрастных особенностей ребенка; кроме того, формирование

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.