Отражение сюжетов кукольного театра в рисунках детей старшего дошкольного возраста
Государственный комитет Российской Федерации
по высшему образованию
Якутский Государственный университет
им. М.К. Аммосова
Педагогический институт
кафедра дошкольной педагогики и психологии
Дипломная работа
на тему: Отражение сюжетов кукольного театра в рисунках детей старшего
дошкольного возраста
Выполнила:
студентка з/о НПО, ППД-96-2
Кузнецова Анна Артемовна
Научный руководитель:
к.п.н., доцент ПДВ
Карамзина Ульяна Анатольевна
Якутск - 1999
Оглавление
| | | | | | Стр |
|Введение. |Актуальность. |3-7 |
| |Задачи..............................................| |
| |.......... | |
|Глава 1. |Психолого-педагогические условия изображения | |
| |сюжетов кукольного театра в рисунках старших | |
| |дошкольников........................................|8-20 |
| |............................ | |
|1.1. |Образная выразительность в рисунках | |
| |детей...............................................|8-15 |
| |..................................... | |
|1.2. |Особенности передачи театрального сюжета в | |
| |композиции |16-18 |
| |рисунка.............................................| |
| |............. | |
|1.3. |Отражение в композиции рисунка детей старшего | |
| |дошкольного возраста содержания кукольных | |
| |спектаклей..........................................|19-20 |
| |................................ | |
|Глава 2. |Исследование эффективности использования методов | |
| |формирования умений создавать композицию рисунка | |
| |после просмотра кукольного |21-57 |
| |спектакля.......................... | |
|2.1. |Определение уровня композиционных умений и | |
| |навыков в рисовании старших |21-31 |
| |дошкольников................ | |
|2.2. |Система и методика проведения интегрированных | |
| |занятий.............................................|32-49 |
| |................................... | |
|2.3. |Эффективность использования кукольного спектакля | |
| |как средство развития композиционных умений и | |
| |навыков у |50-57 |
| |дошкольников........................................| |
| |.......... | |
|Заключение.......................................................|58 |
|.......................................... | |
|Список использованной |61 |
|литературы.......................................................| |
|Приложение.......................................................|67 |
|......................................... | |
Введение.
Задачи перестройки народного образования в документах реформы
общеобразовательной и профессиональной школы, включая первое ее звено –
дошкольные учреждения, требуют развития самостоятельности, инициативы и
творчества детей во всех областях их деятельности. Одной из таких является
изобразительная деятельность. Она рано начинает привлекать внимание детей и
таит в себе большие возможности для их всестороннего развития.
Проблема отражения детьми старшего дошкольного возраста сюжетов
кукольного театра в рисунках является многоаспектной и актуальной.
Актуальность темы.
Кукольный театр может сыграть большую роль в формировании личности
ребенка. Он доставляет много радости, привлекает своей яркостью,
красочностью, динамикой, воздействует на зрителей.
Кукольный театр располагает целым комплексом средств: художественные
образы-персонажи, оформление, слово и музыка – все это вместе взятое, в
силу образно-конкретного мышления дошкольника, помогает ребенку легче, ярче
и правильнее понять содержание литературного произведения, влияет на
развитие его художественного вкуса. Кукла, играющая на сцене, живет для
ребенка не условно, она реальность, ожившая сказка. В отличие от
телевизионных передач и мультипликационных фильмов, она реально зрима в
трехмерном пространстве и материально ощутима, присутствует рядом, ее можно
потрогать.
Дошкольники очень впечатлительны и быстро поддаются эмоциональному
воздействию. Они активно включаются в действие, отвечают на вопросы,
задаваемые куклами, охотно выполняют их поручения. Значение кукольного
театра подчеркивалось и изучалось в исследованиях Т. Н. Караманенко, Ю. Г.
Караманенко, А. П. Усовой, Д. В. Менджерицкой, У. А. Карамзиной.
Эмоционально пережитый спектакль помогает определить отношение детей к
происходящему, к действующим лицам и их поступкам, вызывает желание
подражать положительным героям и быть непохожими на отрицательных.
Изобразительная деятельность дошкольников заключает в себе большие
потенциальные возможности всестороннего развития ребенка. Однако эти
возможности могут быть реализованы лишь тогда, когда дети почувствуют
радость и удовлетворение от созданного ими, если у них процесс творчества
вызовет хорошее настроение.
Рисование является едва ли не самым интересным видом деятельности
детей дошкольного возраста. Мы считаем, что в связи с недостаточным
развитием образной речи, дети более глубоко проявляют свои чувства и
представления об увиденном в своих рисунках, нежели словами. Детский
рисунок, являясь одним из средств отражения сюжетов кукольного театра,
содержит духовную культуру содержания произведения, переданного посредством
постановки кукольного спектакля. Рисование для ребенка – своеобразная форма
познания реальной действительности, окружающего мира, постижения
художественного искусства, и потому требует углубленного изучения,
прогнозирования и коррекции обучения детей.
Известно, что детское творчество – явление уникальное. Многие педагоги
и психологи, как отечественные, так и зарубежные, подчеркивают большое
значение занятий художественным творчеством во всестороннем, особенно в
эстетическом развитии личности ребенка.
Происходит игнорирование специфики изобразительной деятельности. Это
проявляется в том, что ребенок не создает образ, а копирует изображение с
заранее подготовленного педагогом образца; в сознательном ограничении
изображения в предметном рисовании; в излишней опеке ребенка; в низком
уровне квалификации педагога.
В теории изобразительной деятельности вопрос о роли средств
художественной выразительности в создании детьми образов в рисунках
рассматривался прямо или косвенно, но больше внимания уделялось изучению
цвета (В. С. Мухина, А. А. Мелик-Пашаев, Т. Г. Казакова), формы (Р.
Мирошкина), композиции (Е. В. Шорохов, С. Д. Левин). Роль эмоции в
осуществлении изобразительной деятельности играет важную роль. От того,
какие переживания вызывают у ребенка персонажи спектакля кукольного театра,
зависит раскрытие их выразительного образа в композиции рисунка.
Исходя из вышесказанного, мы считаем, что тема нашего исследования
“Отражение сюжетов кукольного спектакля в рисунках детей старшего
дошкольного возраста” актуальна и на данный момент недостаточно изучена.
Объект исследования.
Развитие изобразительных способностей ребенка в композиционном
построении рисунка по сюжету кукольного спектакля.
Предмет.
Использование разных видов кукольного театра в развитии
композиционного строения рисунков детей старшего дошкольного возраста.
Гипотеза. При использовании интегрированного художественного образа
кукольного спектакля его эмоционально-эстетических средств, возможно
овладение детьми более сложными сюжетными композициями в рисовании.
Цель.
Изучение и выяснение развития композиционных особенностей детского
рисунка под влиянием кукольного театра.
Исходя из цели, поставлены следующие задачи:
1. Изучение педагогической и психологической литературы по проблемам
детского восприятия, мышления, воображения, эмоции и изобразительной
деятельности.
2. Экспериментальное изучение эффективности показа спектакля кукольного
театра в развитии композиционного построения рисунков детей.
3. На основе полученных данных разработать комплекс методических
рекомендаций по использованию кукольного театра для формирования у
детей старшего дошкольного возраста умения создавать композицию
изображения в своих рисунках.
Методы исследования.
В ходе исследования были применены следующие методы исследования:
- анализ психолого-педагогических, методических трудов по теме
исследования;
- наблюдение за воспитательно-образовательным процессом в старших
группах;
- экспериментальное обучение и обработка полученных результатов на
основе математических методов исследования.
Научно-теоретическая основа. Наше исследование построено на
методологической основе деятельностного подхода в психологии А. Н.
Леонтьева, Л. С. Выготского, исследований детского изобразительного
творчества Г. В. Лабунской, Н. А. Ветлугиной, Г. С. Комаровой, Е. В.
Шорохова, А. Михайловой.
Практическая значимость работы заключается в том, что практические
методы и приемы исследования кукольного театра в изобразительно-
художественной деятельности могут быть использованы воспитателями ДОУ для
усовершенствования воспитательно-образовательного процесса по
художественному восприятию разных видов искусства, развитию детского
изобразительного творчества.
Организация исследования. Опытно-экспериментальной базой исследования
явился ясли - сад “Кэнчээри” с. Амга Амгинского улуса. В ходе эксперимента
участвовали дети старшей группы, в количестве двадцати человек.
Структура исследования. Работа состоит из введения, двух глав,
заключения, рекомендации, списка использованной литературы и приложения.
Глава 1. Теоретическая часть.
Психолого-педагогические условия изображения сюжетов кукольного театра в
рисунках старших дошкольников.
1.1. Образная выразительность в рисунках детей
старшего дошкольного возраста.
На современном этапе развития педагогики детское творчество нельзя
рассматривать в отрыве от практики обучения изобразительной деятельности.
Результаты анализов детских рисунков свидетельствуют о наличии у
дошкольников умения наблюдать, запоминать увиденное, передавать цвет, форму
предметов. Однако качества творческого рисунка оцениваются не только по
“правильности” изображения, но и по выразительности образа, его
художественности. В отличие от образа в профессиональном искусстве,
художественный образ в детском рисунке требует иных критериев для оценки.
Это объясняется спецификой детского творчества, его своеобразием, которое
зависит от ряда возрастных особенностей ребенка; кроме того, формирование
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9
|