на тему рефераты Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
на тему рефераты
на тему рефераты
МЕНЮ|
на тему рефераты
поиск
Педагоги-новаторы

Педагоги-новаторы

Казанский государственный педагогический университет

Педагоги-новаторы

(новые подходы к

воспитанию личности)

Руководитель: Парфилова Г.Г.

Выполнила: ст. 104 гр. ФРФ

Фаттахова Д.И.

Оглавление

I. ВВЕДЕНИЕ 3

II. ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ КУЛЬТУРЫ ЛИЧНОСТИ 4

НОВЫЕ ПОДХОДЫ К ВОСПИТАНИЮ ЛИЧНОСТИ ШКОЛЬНИКА 4

Педагоги-новаторы и их концепции 5

Бондаревская Е.В. 6

Газман О.С. 7

Таланчук Н.М. 8

Воспитательные подходы 8

III. Заключение 12

ЛИТЕРАТУРА 13

ВВЕДЕНИЕ

В современной ситуации необходим творческий поиск новых подходов,

концептуальных путей и содержательных форм в работе с детьми.

Современные воспитательные концепции отличаются стремлением опираться

на общечеловеческие ценности и цивилизованные формы жизнедеятельности во

всех сферах. Во всех концепциях в той или иной мере присутствуют:

. Идеи гуманизации;

. Осуществление воспитания в контексте культуры;

. Создания открытых воспитательных систем;

. Возврата воспитания в семью;

. Поддержки и развития индивидуальности;

. Альтернативности и гибкости методов и организационных форм воспитания.

В психолого-педагогической науке ведется разработка проблем развития

культуры личности, что подчеркивает ее теоретическую и практическую

необходимость для реального учебно-воспитательного процесса.

Гуманистическая школа осуществляет решительный поворот к личности

учащегося, он становится действительно субъектом своего развития, а не

средством, с помощью которого педагоги реализуют отчужденные от данного

индивида абстрактные планы и программы. Такая школа уважает личное

достоинство каждого ученика, его индивидуальные жизненные цели, запросы и

интересы, создает благоприятные условия для его самоопределения в развитии.

Педагоги в такой школе ориентируются не только на подготовку воспитанника к

будущей жизни, но на обеспечения полноценного проживания каждого

возрастного этапа: детства, отрочества и юности – в соответствии с

психическими особенностями развивающейся личности.

ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ КУЛЬТУРЫ ЛИЧНОСТИ

НОВЫЕ ПОДХОДЫ К ВОСПИТАНИЮ ЛИЧНОСТИ ШКОЛЬНИКА

Несколько лет назад была иллюзия: быстрая демократизация страны также

приведет нас к высокому экономическому и культурному уровню, который

достигнут в большинстве цивилизованных стран и в образовании, и в

воспитании в том числе.

«Культура и богатство страны могут быть изменены простым критерием :

в какой мере семья занимается воспитанием своих детей. Так, в Америке,

Франции, Германии, в других развитых странах функции воспитания берет на

себя семья. Она отвечает за ребенка перед законом и перед требованиями

общественной морали, а школа решает те же проблемы лишь в учебном процессе

и не несет ответственности за поведение школьников на улице» (12, с.33).

Жизнь показывает, что пройдет немало времени, пока в нашей стране

ситуация в семье и в школе изменится кардинально.

Конечно, на уроке каждый учитель может сделать многое для пробуждения

высоких духовных стремлений ребенка, дать примеры нравственного суждения,

доброты и милосердия. И если бы семья, окружающая социальная

действительность подтверждали переживаемое на уроках, о опыт общения с

миром взрослых закреплял лучшие человеческие качества, то, пожалуй, этого

было бы вполне достаточно для школьного воспитания.

«Однако нравственное состояние внешкольной среды, размывание

моральных принципов в обществе, возникшее на зыбком фундаменте

экономической разрухи, не могут дать необходимого питания для духовного

здоровья человека. Свободный рынок приходит к нам с такими нравственными

рецидивами, как стяжательство, воровство, взяточничество, организованная

преступность. Под прикрытием деловитости предпринимательства зачастую

понимается престиж крайнего эгоизма, оправдывается законность достижения

целей любыми путями, возникает опасность уважения не честности,

справедливости, а преклонения перед богатством, властью денег, «красивой

жизнью», независимо от того, какой ценой это достигнуто. Так называемый

переходный период уже дал нашим детям возможность познакомиться с полу

порнографическим «искусством», нацелил на выбор сексуальной распущенности.

В то время, когда стираются границы между добром и злом, между нравственным

и безнравственным, взрослое общество, сознающее свою ответственность перед

подрастающим поколением, не может оставить его без поддержки и помощи в

трудный период самоопределения» (1, с. 7).

И учителя, и родители, и любой зрелый человек должен брать на себя

задачу духовного наставничества. Тем более эту задачу должен решать

профессионал – учитель, воспитатель, классный руководитель.

«Цели, как известно ,бывают ближние и дальние. Можем ли мы говорить о

всестороннем развитии как о самой близкой перспективе? Есть ли такие

возможности у общества сейчас? Возможностей, чтобы каждый без исключения

мог максимально развивать свои умственные и художественные способности,

технические таланты, действительно овладеть физической и духовной культурой

(а не просто познакомиться с ней), трудиться в той области, которая

наиболее благоприятна для расцвета его личности и раскрытия творческого

потенциала, - их пока нет» (3, с.21).

Заявляя всестороннее развитие личности в качестве цели воспитания,

некоторые теоретики имели в виду лишь создание материальных условий для

занятий детей той или иной деятельностью.

Нельзя не учесть и такой субъективный фактор, как желание и

готовность самих учащихся развивать свои дарования и способности. Этот

фактор формируется, конечно, в сумме результатов школьного и семейного

воспитания. Но в первую очередь он является результатом воздействия

общественной культуры. Она же, как известно, развивается десятилетиями,

если не веками.

Поскольку, все сказанное выше показывает, что разработка темы в нашей

стране началась не так давно, то и серьезных исследований в отечественной

психолого-педагогической литературе по данной проблеме не так много, а

зарубежные исследования, к сожалению, так малодоступны.

Педагоги-новаторы и их концепции

В настоящее время существуют несколько подходов к воспитанию:

Воспитание основывается на общечеловеческих ценностях (В.А. Караковский -

один из основателей этой программы). В воспитании выделить вечные ценности:

Земля - общий дом всего живого, семья - воспитывает свое поколение,

отечество - уникальная родина каждого человека (изучение истории отечества,

края, быта...), физического/умственного/душевного труда, ценность знаний,

ценность культуры (духовной жизни, прекрасного), ценность мира, ценность

человека - все в мире направлено на человека.

Демократический, гуманистический характер воспитания: идея взаимодействие

полагает взаимопонимание, взаимоуважение, учитель должен идти от личности

ребенка (советоваться, уважать права детей, их интересы, ученик - субъект

воспитания), идея эмоционального стимулирования в процессе деятельности

(знания, усвоенные без радости - плохо).

Культуроведческий подход рассматривает воспитание как процесс овладения

культурой. Культура - наивысший уровень возможностей личности. Показатели

культуры: широта кругозора, умение пользоваться знаниями, уровень

сформированности мировоззрения. Мир цивилизованного человека - мир

культуры, передача детям культуры прошлых поколений. Творческая активность

человека. В школьном возрасте школьнику надо овладеть базовой культурой -

гармония культуры знаний, культуры творческих действий, культуры чувств.

Культура знаний: умение усваивать знания, умение работать с материалом,

применять знания. Культура творческих действий: создавать новое на базе

полученных знаний. Культура чувств и общений: адекватная реакция на что-то,

умение выражать радость, умение вести себя, как выразить свои чувства,

умение общаться без конфликтов. Содержание воспитания связано с содержанием

культуры.

Интересные подходы, которые более всего отвечают возможностям

обновления воспитательной деятельности в нашей стране представлены в

концепциях Бондаревской Е.В., Газмана О.С., Таланчук Н.М. Рассмотрим их.

Бондаревская Е.В.

«Бондаревская Е.В. (Ростов-на-Дону) выдвигает общую цель: воспитание

как возрождение человека культуры и нравственности. В концепции для

реализации цели определены содержательные базовые компоненты, которые

включают:

. Интернализацию детьми универсальных общечеловеческих ценностей,

сохранение совокупного духовного опыта человечества: диалог между

различными культурами и народами; уважение к человеческой жизни,

осознание ее неприкосновенности; свобода и ответственность;

. Овладение детьми основными сферами жизнедеятельности современного

человека, гуманизирующими личность и отношения между людьми;

художественное и техническое творчество; забота о здоровье и жилье;

охрана природы и среды обитания; общение с родителями и друзьями;

совместные экскурсии и путешествия; оказание помощи младшим и старшим и

другое;

. Освоение материальных и духовных ценностей общечеловеческой и

национальной культуры: научных, художественных, технических нравственных

и воспроизводство в творческих видах деятельности;

. Формирование опыта гражданского поведения: участие в гражданских делах,

проявление гражданских чувств, отстаивание прав человека, противодействие

аморальным явлениям и другое;

. Накопление опыта эмоционально-насыщенных ситуаций гуманного поведения:

организация детьми актов милосердия, проявление заботы о близких,

уважение прав и достоинства других людей и другое;

. Овладение детьми ситуациями реальной ответственности, самостоятельности:

принятия решений, свободный выбор поступков и ответственности за них,

выбор способов саморегуляции поведения во всех сферах жизнедеятельности,

овладение способами самовоспитания и совершенствования и другое» (41,

с.30-31).

Реализация базового содержания воспитания опирается На принципы

гуманизации и теснейшим образом связана с гуманитаризацией

образования.

Важнейшими принципами реформирования педагогического образования

должны быть: обращенность к общечеловеческим ценностям, обращенность к

педагогической культуре, обращенность к детям, школе, обращенность к

индивидуальности, творческому потенциалу учащегося.

Обращенность к общечеловеческим ценностям означает возвращение

педагогического образования в лоно культуры, его гуманизацию,

гуманитаризацию, создание экологически чистой культурно-образовательной

среды, отношение к учащемуся, как свободному суверенному субъекту

подготовки, ответственность школы за качество его подготовки. Основное

содержание подготовки должна составлять отечественная и мировая культура.

Вуз и школа должны иметь единое образовательное пространство.

Овладение учащимися базовыми основами культуры - фундаментальная задача

общепедагогической подготовки. Культура рассматривается как динамическая

система общечеловеческих ценностей, творческих способов деятельности и

личностных достижений людей. Поэтому основные задачи становления и развития

личности, как человека культуры состоят в том, чтобы ввести учащегося в мир

культурных и общечеловеческих ценностей, оказать помощь в овладении

базовыми основами культуры и развитии субъектных свойств личности, как

человека культуры.

В качестве основных ценностей определяющих ориентации выделены:

. человеческие: социальная защита личности, помощь, поддержка его

индивидуальности, творческого потенциала;

. духовные: совокупный опыт человечества, отраженный в филосовских

теориях и способах мышления;

. практические: способы практической деятельности, проверенные практикой

Страницы: 1, 2



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.