на тему рефераты Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
на тему рефераты
на тему рефераты
МЕНЮ|
на тему рефераты
поиск
Педагогическая помощь детям, страдающим ДЦП

Педагогическая помощь детям, страдающим ДЦП

ПЛАН

Введение

Формы ДЦП

Психофизическое развитие детей с ЦП

Физическое воспитание детей с ЦП

Организация социально-психологической работы с детьми, страдающими

церебральным параличом

Заключение

Литература

Введение.

Каждой семье хочется иметь здорового ребенка. Пожалуй, не найдется

родителей, которые не желали бы, чтобы их дети были крепкими, умными и

красивыми, чтобы в будущем они сумели занять достойное место в обществе. В

некоторых странах сейчас нередко даже проводятся конкурсы на самого

красивого младенца.

Но у некоторых детей сразу после рождения возникают болезненные

изменения мышечного тонуса и ряд других симптомов, которые затем

накладывают неизгладимый отпечаток на всю жизнь ребенка, - а впоследствии и

взрослого - и на жизнь его родителей.

Эти явления известный австрийский врач и психолог Сигизмунд Фрейд в конце

девяностых годов прошлого столетия объединил под названием детский

церебральный паралич. Хотя, по сути, речь идет не о параличе, как таковом,

а о нарушенной координации движений, связанной с поражением определенных

структур головного мозга, возникающем в до и послеродовом периоде развития

ребенка и в результате родовой травмы. Зачастую такие поражения случаются

еще у эмбриона. Их виновниками бывают инфекция, антитела, неправильный

резус-фактор или гипоксия новорожденных.

Неврологи выделяют три основные формы детского церебрального паралича:

спастическую, для которой характерен постоянный повышенный тонус отдельных

групп мышц - чаще всего сгибателей; гиперкинетическую, или атетоидную,

когда тонус в сгибателях и разгибателях непрерывно меняется, из-за чего

появляются резкие непроизвольные движения туловища и конечностей, мешающие

ребенку ходить и сохранять равновесие, и астеническо-астатическую. При этой

форме заболевания тонус всех групп мышц бывает понижен, что также мешает

удерживать равновесие и нормально двигаться. Бывают случаи, когда

астеническо-астатическая форма переходит в атетоидную.

У большинства детей с церебральным параличом наблюдаются расстройства

речи, которые в значительной степени затрудняют их контакт с родителями и

сверстниками. Тяжелые, так называемые генерализованные, формы детского

церебрального паралича, когда поражаются руки и ноги, речь, а подчас и слух

ребенка, - приводят его к глубокой инвалидности. Детский церебральный

паралич - это непрогрессирующее заболевание, однако оно может давать

осложнения в виде контрактур и различных деформаций. По сути детский

церебральный паралич - даже не болезнь, а состояние, при котором нормальное

развитие ребенка чрезвычайно затруднено.

1. Формы ДЦП.

Гемиллегическая форма является наиболее частой разновидностью

детского церебрального паралича. Она зависит от преимущественного

повреждения одного полушария мозга. Уже с первых дней жизни ребенка можно

отметить, что одна его ручка и ножка не принимают участия в постоянном

движении конечностями. Такие дети начинают поздно садиться и особенно

поздно и с трудом стоять и ходить. В паретичных конечностях часто

отмечаются насильственные движения атетозного характера. Наблюдаются

эпилептические припадки общего или джексоновского типа.

Диплегическая форма церебрального детского паралича, которая носит

название болезни Литтля, выражается в спастических параличах или

спастических парезах обеих ног. Ребенок отстает в физическом развитии и

если начинает стоять и ходить, то с большой задержкой. B результате

повышения мышечного тонуса, резкого напряжения приводящих мышц бедра и

контрактуры икроножных мышц походка таких больных весьма своеобразна, что

дает возможность иногда ставить диагноз без детального исследования.

Больные опираются не на подошву, а на пальцы, колени соприкасаются между

собой и при ходьбе трутся друг о друга, походка спастически-паретическая,

причем создается впечатление, будто больной стремится все время вперед и

вниз. Этому дефекту ног может сопутствовать атетоз в мышцах лица и в

дистальных отделах рук. Могут наблюдаться и различные синкинезии, которые,

сочетаясь с гиперкинезами, весьма затрудняют выполнение произвольных

движений. Интеллектуально эти больные могут быть вполне сохранными.

Гиперкинетическая форма характеризуется наличием насильственных

движений типа атетоза, миойлонии, которые сочетаются со значительным

нарушением мышечного тонуса и психики. Нередко отмечаются нарушения речи.

Детские церебральные параличи представляют собой не прогрессирующий

процесс, а остаточные явления уже законченного заболевания, поэтому течение

их отличается медленным л постеленным улучшением до различных степеней.

Хотя степень восстановления,учитывая пластичность детского мозга, может

быть значительной, все же в большинстве случаев остаются более или менее

выраженные дефекты моторики.

У большинства детей отмечается смешанный характер заболевания с

сочетанием различных двигательных расстройств.

Особенностью двигательных нарушений при ДЦП является то, что они

существуют с рождения, тесно связанны с сенсорными расстройствами, особенно

с недостаточностью ощущений собственных движений.

У детей с ДЦП задержано и нарушено формирование всех двигательных

формирований: удержание головы, навыки сидения и стояния, ходьбы(

манипулятивной деятельности.

Таким образом, поражение ЦНС при ДЦП нарушает работу мышечных схем

произвольных движений, что и определяет одну из основных трудностей

формирования двигательных навыков.

У некоторых детей при резко нарушенном мышечном тонусе отмечается

явление апраксии (неумение выполнить целенаправленные практические

движения: застегивание пуговиц).

Слабое оценивание своих движений и затруднение в ходе осуществления

действий с предметами( являются причинами недостаточности активного

осязания, в том числе узнавание предметов на ощупь (стереогенеза).

У детей с ДЦП в результате поражения двигательной сферы, а также

мышечного аппарата глаз согласованные движения руки и глаза развиты не

достаточно, особенно если имеет место неправильные установки тела, головы

и конечностей (например: голова опущена на грудь, руки и ноги согнуты).

Таким образом, двигательные расстройства у детей с церебральным

параличом отрицательно влияют на весь ход его психического развития.

2. Психофизическое развитие детей с ЦП.

В свете современных представлений о происхождении и клинике

резидуальных нервно-психических расстройств у детей и на основании

предложенной нами (В. В. Ковалев, 1974) "классификации резидуально-

органических расстройств детские церебральные параличи следует

рассматривать как одну из форм резидуальной нервно-психической патологии

сложного генеза. Мозговой органический дефект, составляющий основу детского

церебрального паралича, возникает рано, в период незавершенного процесса

формирования основных структур и механизмов мозга, что обусловливает

сложную сочетанную структуру неврологических и психических расстройств. В

полиморфной картине последних значительное место занимают нарушения

психического развития, в том числе его пограничные формы. Особенностью

психического развития при детских церебральных параличах является не только

его замедленный темп, но и неравномерный характер, диспропорциональность в

формировании отдельных, главным образом высших корковых функций, ускоренное

развитие одних, несформированность, отставание других.

С особенностями патогенеза связана и особая структура

интеллектуальной недостаточности — диссоциация между относительно

удовлетворительным уровнем развития абстрактного мышления и недоразвитием

функций пространственного анализа и синтеза, праксиса, счетных способностей

и других высших корковых функций, имеющих значение для формирования

интеллектуальной деятельности и развития школьных навыков (Е. И.

Кириченко, 1965; Е. М. Мастюкова, 1974; С. С. Калижнюк и др., 1975).

Нарушения пространственного гнозиса проявляются в замедленном формировании

понятий, определяющих положение предметов и частей собственного тела в

пространстве, неспособности узнавать и воспроизводить геометрические

фигуры, складывать из частей целое. Во время письма выявляются ошибки

графического изображения букв, цифр, их зеркальность, асимметрия.

В тесной связи с нарушениями зрительно-пространственного синтеза

находится слабость функций счета. Эти расстройства проявляются в

замедленном усвоении числа и его разрядного строения, замедленной

автоматизации механического счета, неузнавании или смешении арифметических

знаков и цифр при письме и чтении. В структуре интеллектуального дефекта

корковые расстройства сочетаются с церебрастеническими и психоорганическими

симптомами. Из числа последних наиболее характерны вялость, аспонтанность,

адинамия, инертность и трудная переключаемость психических процессов.

Расстройства внимания и памяти проявляются в повышенной отвлекаемости,

неспособности длительно концентрировать внимание, узости его объема,

преобладании вербальной памяти над зрительной и тактильной. В тоже время в

индивидуальных условиях и в обучающем эксперименте дети выявляют

достаточную «зону» своего дальнейшего интеллектуального развития, проявляют

своеобразное упорство, усидчивость, педантизм, что позволяет им в известной

мере компенсировать нарушенную деятельность и более успешно усваивать новый

материал.

Проявления психического инфантилизма, характерные почти для всех

детей, страдающих детским церебральным параличом, выражаются в наличии

несвойственных данному возрасту черт детскости, непосредственности,

преобладании деятельности по мотивам удовольствия, склонности к

фантазированию и мечтательности. Но в отличие от классических проявлений

«гармонического инфантилизма» у детей с церебральным параличом наблюдаются

недостаточные активность, подвижность, яркость эмоциональности.

Свойственные детям с церебральным параличом пугливость, повышенная

тормозимость в незнакомых условиях надолго фиксируются у них, что

существенно отражается и на процессе обучения. Не менее важное значение в

формировании своеобразных интеллектуальных нарушений приобретают

неблагоприятные условия среды и воспитания, в которых проходит развитие

ребенка с детским церебральным параличом (ограничение общения со здоровыми

сверстниками, недостаточность игровой деятельности и подвижности,

зависимость от взрослых).

К тяжелым нарушениям функций опорно-двигательного аппарата ребенка

приводят поражения двигательных систем головного мозга, возникающие в

большинстве случаев в результате детского церебрального паралича. Это

заболевание является следствием инфекций, интоксикаций, травматических

повреждений. Если они имели место до рождения ребенка, то речь идет о

внутриутробном, врожденном параличе. Природовой и послеродовой параличи

обусловлены травматическими повреждениями головного мозга новорожденного.

У детей с церебральными параличами резко затормаживается общее

развитие двигательных функций: нарушены движения конечностей и всех частей

тела в результате спазмов мускулатуры (параличей), наблюдаются гиперкинезы

(непроизвольные беспорядочные движения конечностей и оральной мускулатуры).

Тяжесть двигательных нарушений у детей с ДЦП различна. Большинство из них

передвигается затрудненной, плохо координированной походкой, многие

используют при этом костыли и трости, некоторые беспомощны без коляски.

Часто церебральные параличи сочетаются с такими отклонениями в

развитии, как снижение слуха, речевые расстройства, представляющие собой

различной выраженности нарушения произношения вследствие ограниченной

подвижности артикуляционного аппарата (дизартрии). У детей нередко

наблюдается также задержка формирования отдельных психических функций.

Выраженность двигательного нарушения у ребенка не соотносится с

Страницы: 1, 2



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.