на тему рефераты Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
на тему рефераты
на тему рефераты
МЕНЮ|
на тему рефераты
поиск
Педагогическая система обучения иностранных языков А. А. Деркача

Педагогическая система обучения иностранных языков А. А. Деркача

План:

Введение 3

1. Педагогическая система «занятие по иностранному языку в ВУЗе с

применением учебных игр» в концепции А.А.Деркача. 6

2. Исследоване А.А.Деркачом процесса овладения иностранным языком с позиции

искусства обучения. 15

3. Роль и место учебной игры как средства формирования и развития

интеллектуальных иноязыковых умений в методической концепции А.А.Деркача.

19

Выводы 23

Заключение. 24

Библиография 26

Введение

Эвристика – понятие многозначное. Это, как известно, радость какого-

либо открытия, появления новой, осеняющей мысли. Она предполагает

специальные методы решения задач (в противовес формальным). Основной объект

эвристики – творческая деятельность, специальный метод обучения или

коллективного решения проблем.

Суть педагогической эвристики сводится к «разработке методов

целенаправленного управления умственной деятельностью учащихся».[8,7]. А

задача педагога в этом случае состоит в том, чтобы помогать ученику

самостоятельно решать задачи и привести его к самостоятельному решению,

научить его творчески мыслить. Развитие творческого мышления в процессе

обучения состоит в обеспечении возможностей творческого усвоения знаний во

всё более трудных проблемных ситуациях и заданиях, которые призваны прежде

всего научить учащегося анализу, обобщению, абстрагированию, воображению.

Подобная система творческих знаний может составить основу системы учебных

игр, которые используются в учебном процессе в качестве задания,

содержащего учебную задачу, решения которой обеспечит достижение

определённой учебной цели.

Использование игры на занятиях позволяет формировать и развивать у

обучающихся навыки и умения находить необходимую информацию,

преобразовывать её, вырабатывать на её основе планы и решения как в

стереотипных, так и в нестереотипных ситуациях. А это значит, что учебная

игра может выступать как средство педагогической эвристики.

Наиболее активно учебная игра используется на занятиях по иностранному

языку, что объясняется особенностями данного предмета, главная цель

которого – обучение языку как средству общения. Игра помогает обеспечить

взаимное общение всех участников и мотивирует речевую деятельность.

Всё сказанное обусловило выбор темы нашего исследования:

«Педагогическая эвристика (искусство овладения иностранным языком)».

Актуальность данной работы представляется в том, что вопросы теории учебной

игры учебной игровой деятельности освещаются в методической литературе

недостаточно. Нет глубоких исследований игры как средства обучения и

использования её в высшем образовании и школе. Следует отметить и

отсутствие теоретически и методически хорошо разработанного способа

организации познавательной деятельности студентов в форме игры, что

тормозит её использование в учебном процессе. Следует обратить внимание и

на отсутствие исследований, раскрывающих характер влияния игры на

интеллектуальную деятельность учащихся.

Изучение учебной игры как средства формирования и развития

интеллектуальных умений у обучаемых позволит выработать основные требования

к игре как методу, приёму, средству обучения и тем самым повысить

эффективность учебно-воспитательного процесса.

Целью данной работы является исследование методической концепции

А.А.Деркача, согласно которой в процессе преподавания иностранного языка в

ВУЗе учебная игровая деятельность студентов может рассматриваться как одно

из средств формирования интеллектуальной иноязычной активности обучаемых в

общем контексте оптимизации учебно-воспитательного процесса.

Поскольку данная работа носит реферативно-исследовательский характер,

мы посвятим её изучению и реферированию книги А.А.Деркача «Педагогическая

эвристика (искусство овладения иностранным языком)», поставив перед собой

следующие задачи:

1. Рассмотреть понятие содержание «Педагогической системы», «Занятие по

иностранному языку в ВУЗе с применением учебных игр»,

предоставленное автором книги.

2. Ознакомиться с подходом А.А.Деркача к организации процесса овладения

иностранным языком с позиции его тезиса: «обучение иностранному

языку – это искусство преподавания».

3. Проанализировать психолого-педагогические характеристики учебной

игры как средства формирования и развития интеллектуальных

иноязычных умений и рассмотреть некоторые варианты учебных игр,

предложенных А.А.Деркачом.

4. Сделать собственные выводы по данной проблеме.

Для реализации поставленных задач использовались следующие методы

исследования:

- анализ книги А.А.Деркача «Педагогическая эвристика (искусство

овладения иностранным языком)», теоретических положений автора и

результатов экспериментальных данных;

- изучение материалов и источников, на которые ссылается А.А.Деркач в

своей работе;

- разработка рекомендаций по внедрению основных положений концепции

А.А.Даркача в практику обучения иностранному языку

1. Педагогическая система «занятие по иностранному языку в ВУЗе с

применением учебных игр» в концепции А.А.Деркача.

«Педагогическая система представляет собой множество взаимосвязанных

структурных и функциональных компонентов подчинённых целям воспитания,

образования и обучения подрастающего поколения и взрослых людей».[9,35].

Исходя из этого определения Н.В.Кузьминой, А.А.Деркач отмечает, что

цели и задачи, решаемые педагогической системой, зависят от социального

заказа общества на подготовку высококвалифицированного специалиста для той

или иной области народного хозяйства, науки, культуры. Необходимо выявить

возможные сферы применения иностранного языка в жизни и деятельности

будущего профессионала.

Содержание предмета «иностранный язык» включает учебную информацию об

аспектах языка (фонетика, грамматика, лексика), которая составляет основу

формирования и развития навыков и умений, связанных с овладением четырьмя

видами речевой деятельности (ВРД) – чтением, аудированием, говорением и

письмом, - обусловленными конкретными ситуациями общения. Т.о., по мнению

Деркача, в качестве первоочередной выступает задача обучению иностранному

языку как средству общения, решение которой предполагает наличие у

студентов комплекса лингвистических знаний, речевых и коммуникативных

навыков и умений. В связи с этим особую актуальность приобретают принцип

коммуникативности и принцип комплексности в обучении иностранному языку.

Именно поэтому А.Деркач подчёркивает особые психолого-педагогические

особенности и обучающие возможности игры, которые позволяют включить её в

учебный процесс в ВУЗе и сделать её средством педагогический коммуникации.

Говоря о превосходстве игры над другими средствами обучения, А.Деркач

отмечает, что игра способна обеспечить не только индивидуальную, но и

парную, групповую и коллективную формы работы на занятии, что позволяет

каждому обучаемому максимально эффективно использовать учебное время.

Главным же при этом является то, что она даёт возможность успешно решать

основную задачу – обучение общению на иностранном языке посредствам

общения. Но для осуществления иноязычной речевой деятельности необходимо

владеть общими и специальными интеллектуальными умениями. Особенности

каждого вида РД, а также цели и задачи обучения и трудности в их овладении

позволяют выделить и конкретизировать наиболее важные интеллектуальные

умения, необходимые учащимся для овладения каждым из ВРД и обусловливающие

их (учащихся) готовность к самостоятельному решению задач, связанных с

владением иностранным языком в целом.

Теоретическая модель интеллектуальной деятельности по иностранному

языку включает следующие функциональные компоненты: гностический,

проектировочный, конструктивный, организаторский и коммуникативный. (по

концепции Н.В.Кузьминой) [9,50]

- Гностический (познавательный) компонент предполагает осознание задач

по овладению иностранным языком и соотношение их со своей

общепрофессиональной подготовкой, действия, связанные с процессом

поиска, извлечения, систематизации, обобщения и накопления новых

знаний по иностранному языку и по рассматриваемым проблемам, имеющим

для студентов личный смысл.

- Проектировочный компонент включает действия, связанные с

прогнозированием и перспективным планированием способов решения

конкретных задач по иностранному языку (чтение, говорение,

аудирование, письмо) и отбором наиболее рациональных из их числа, а

также умение предусмотреть и соотнести учебную и практическую

деятельность.

- Конструктивный компонент характеризуется действиями по отбору

информации и композиционному построению текста, умением

трансформировать его в схемы, таблицы, чертежи и наоборот.

- Коммуникативный компонент подразумевает действия по ведению и

поддержанию беседы средствами языка по изучаемым темам, установлению

контактов и целесообразных взаимоотношений с собеседником, а также

умения извлекать информацию и обмениваться ею.

- Организаторский компонент обусловливает действия по реализации

замысла во времени и пространстве в соответствии с намеченной

системой принципов, планов, правил и включает умение действовать по

образцу и без образца.

Каждый из названных компонентов имеет определённую структуру умений.

В работе «Педагогическая эвристика» автор не ставил своей целью

подробно охарактеризовать каждый из ВРД, а источником выделения и отбора

интеллектуальных умений по иностранному языку послужили работы ведущих

учёных-психологов, методистов, исследователей: А.А.Леоньтьева, И.А.Зимней,

В.Д.Аракина, Е.И.Пассова. Однако анализ умений по каждому ВРД позволил

А.Деркачу выявить гностические, проектировочные, конструктивные,

коммуникативные и организаторские умения.

Ведущими умениями гностического компонента являются:

1) осознавать задачи по овладению иностранным языком и соотносить их со

своей общепрофессиональной подотовкой;

2) соотносить изучаемый материал с системой родного языка;

3) пополнять, углублять и совершенствовать свои знания по иностранному

языку путём самообразования;

4) определять главную цель и выделять главную проблему текста по

заглавию;

5) узнавать в тексте знакомые ЛЕ и ГС, выделять ключевые слова и

выражения и с их помощью определять основное содержание текста или

извлекать полезную информацию;

6) догадываться о значении незнакомых слов, не заглядывая в словарь (по

контексту, ассоциации, аналогии);

7) формулировать вопросы по содержанию текста и в связи с ним;

8) подбирать и систематизировать материал по теме и на его основе

проводить элементарное исследование.

К проектировочным относятся умения:

1) планировать действия в связи с решением конкретной задачи по

иностранному языку и отбирать наиболее рациональные и эффективные

способы их осуществления;

2) соотносить изучаемый материал, знания, умения с их практическим

применением;

3) предусматривать возможные трудности при выполнении самостоятельных

заданий по иностранному языку и намечать пути и способы их

преодоления;

4) прогнозировать и учитывать реакцию собеседника на свои действия при

подготовке письменных и устных заданий;

5) определять свою роль и место в решении задач в заданной ситуации и

намечать стратегию и тактику поведения в ходе обыгрывания ситуации;

6) прогнозировать несколько вариантов своих действий в ходе обыгрывания

ситуаций;

7) разрабатывать игровую модель ситуации в связи с изучаемым материалом

по иностранному языку или на его основе.

Конструктивный компонент включает следующие умения:

Страницы: 1, 2, 3



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.