на тему рефераты Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
на тему рефераты
на тему рефераты
МЕНЮ|
на тему рефераты
поиск
Педагогика

Педагогика

МОСКОВСКИЙ ЭКСТЕРНЫЙ ГУМАНИТАРНЫЙ

УНИВЕРСИТЕТ

АКАДЕМИЯ ПЕДАГОГИКИ

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ

КАФЕДРА ПСИХОЛОГИИ И ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО

КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ

«Педагогика»

Авторизованный реферат по курсу

«Педагогика»

Фамилия, имя, отчество студента

Номер зачетной книжки

Руководитель (преподаватель)

Рецензент ____________________________

З/О

МОСКВА - 2001 год

Содержание

Содержание 2

Методологический раздел педагогики 3

Педагогика как наука 3

История возникновения педагогики 4

Связь педагогики с другими науками 6

Принципы педагогики, и ее функции 8

Предмет и задачи педагогики 10

Семейная педагогика 11

Дидактика (теория обучения) 17

Содержание и форма дидактики 17

Основные методы и формы обучения 18

Инновационные методики - Шаталов Виктор Федорович

19

Теория воспитания 28

Основные направления теории воспитания и их

содержание 28

Специфика принципов воспитания 28

Личность как объект и субъект воспитательного

процесса 29

Методы воспитания 32

Взаимодействие коллектива и личности 32

Особенности самовоспитания школьников 34

Литература: 38

Методологический раздел педагогики

Педагогика как наука

Каждая наука в одном и том же объекте изучения выделяет свой предмет

исследования – ту или иную форму бытия объективного мира, ту или иную

сторону процесса развития природы и общества. Воспитание как сложное,

объективно существующее явление изучается многими науками. Исторический

материализм, например, рассматривает воспитание как частный момент развития

общества, его производительных сил и производственных отношений; история –

как частный момент истории классовой борьбы и классовой политики;

психология – в связи с изучением становления личности развивающегося

человека. Самостоятельность любой науки определяется, прежде всего,

наличием особого, собственного предмета исследования, наличием такого

предмета, который специально не исследуется никакой другой научной

дисциплиной.

В общей системе наук, в общей системе «вещей и знаний» педагогика

выступает как единственная наука, имеющая своим предметом воспитание

человека.

Изучение всякой науки начинается с уяснения таких вопросов: как воз-

никла и развивалась эта наука и какие специфические проблемы она исследует?

В самом деле, каждая наука имеет свою историю и достаточно определённый

асект природных или общественных явлений, изучением которых она занимается,

и знание которых имеет большое значение для осмысления её теоретических

основ.

Без этого оно не могло развиваться. Поэтому растёт количество

образовательно-воспитательных учреждений, расширяется сеть народных школ,

дающих необходимую подготовку детям, открываются специальные учебные

заведения по подготовке учителей и начинает преподаваться педагогика как

особая научная дисциплина. Всё это давало большой толчок развитию

педагогической теории.

Возникнув как наука о воспитании детей и молодёжи, педагогика по мере

расширения границ воспитания и сферы действия субъективных факторов в жизни

общества всё более становятся наукой об общих закономерностях

воспитательного воздействия на людей всех возрастов.

Развиваясь, всякая наука обогащает свою теорию, наполняется новым

содержанием и осуществляет дифференциацию своих исследований. Этот процесс

коснулся и педагогики. В настоящее время понятием «педагогика» обозначается

целая система педагогических наук.

Педагогика как наука подразделяется на ряд самостоятельных

педагогических дисциплин:

1. Общая педагогика, исследует основные закономерности воспитания

человека; раскрывает сущность, цели, задачи и закономерности

воспитания, его роль в жизни общества и развитии личности,

процесс образования и обучения.

2. Возрастная педагогика, изучающая особенности воспитания людей на

различных этапах возрастного развития; она подразделяется на

предлых (профессионально-технического, высшего образования и

др.);

3. Специальная педагогика – дефектология, изучающая особенности

развития, обучения и воспитания аномальных детей. Которая в свою

очередь распадается на ряд отраслей: вопросами воспитания и

обучения глухонемых и глухих детей занимается сурдопедагогика,

слепых и слабовидящих – тифлопедагогика, умственно отсталых –

олигофренопедагогика, детей с расстройствами речи при нормальном

слухе – логопедия;

4. Частная методика, исследующая специфику применения

общихзакономерностей обучения к преподаванию определённого

предмета (иностранного языка, математики, биологии, физики, химии

и др.);

5. История педагогики, изучающая развитие педагогических идей и

практики воспитания в различные исторические эпохи.

Интенсивно развиваются, как самостоятельные, такие отрасли

педагогической науки, как педагогика профтехобразования, педагогика высшей

школы, военная педагогика, исправительно-трудовая педагогика. Складываются

такие части педагогики, как школоведение, педагогика семейного воспитания,

педагогика детских и юношеских организаций, педагогика культурно-

просветительной работы.

История возникновения педагогики

Обособление и формирование педагогики как науки были вызваны к жизни

растущими потребностями общества в создании специальных учебно-

воспитательных учреждений, в теоретическом осмыслении и обобщении стихийно

складывающегося опыта обучения и воспитания подрастающих поколений,

специальная подготовка их к жизни. Образование и воспитание, таким образом,

превратились в объективную потребность общества и стали важнейшей

предпосылкой его развития.

Вот почему на определённой ступени развития человеческого общества и, в

частности, в более поздний период рабовладельческого строя, когда

производство и наука достигли значительного развития, воспитание выделятся

в особую общественную функцию, т.е. возникают специальные воспитательные

учреждения, появляются лица, профессией которых стало обучение и воспитание

детей. Это имело место во многих древних странах, но более или менее

достоверные сведения о школах для мальчиков дошли до нас из Египта, стран

Ближнего Востока и античной Греции.

Надо сказать, что уже в древнем мире многие общественные деятели и

мыслители хорошо сознавали и указывали на огромную роль воспитания, как в

развитии общества, так и в жизни каждого человека. Например, по законам

Солона (между 640 и 635 – ок. 559 гг. до н.э.) полагалось, чтобы отец

обязательно позаботился о специальной выучке своих сыновей в той или иной

области труда. По мере расширения и усложнения воспитания специальная

отрасль теоретических знаний, относящихся к воспитательной деятельности,

стала разрабатываться более интенсивно. Эта отрасль знания, как впрочем, и

знания в других сферах жизни и производства, вначале разрабатывалась в

недрах философии. Уже в трудах древне-греческих философов – Гераклита (530-

470 гг. до н.э.), Демокрита (460-нач.IV в. до н.э.), Сократа (469-399 гг.

до н.э.), Платона (427-347 гг. до н.э.), Аристотеля (384-322 гг. до н.э.) и

др. – содержалось немало глубоких мыслей по вопросам воспитания. Из

античной Греции ведёт своё происхождение и термин «педагогика», который

закрепился в качестве названия науки о воспитании. Как же это произошло?

В Древней Греции педагогами назывались рабы, которым аристократы

поручали присматривать за своими детьми, сопровождать их в школу и из

школы, нести учебные принадлежности, а также совершать с ними прогулки.

Греческое слово «пейдагогос» (пейда – ребёнок, гогос – вести) обозначает

«детоводитель». В дальнейшем педагогами стали называть специально

подготовленных людей, которые занимались обучением и воспитанием детей, и

для которых педагогическая деятельность являлась профессией. Отсюда особая

наука о воспитании стала называться – педагогикой.

Надо сказать, что из Древней Греции ведут своё происхождение и многие

другие педагогические понятия и термины, например, школа, что, означает

«досуг», гимназия - общественная школа физического воспитания, а

впоследствии просто средняя школа, и др.

Значительное место занимали вопросы воспитания также в трудах древне-

римских философов и ораторов. Интересные педагогические идеи, например,

выска-зывали Лукреций Кар (ок. 99-55 гг. до н.э.), Квинтилиан (42-118 гг.

до н.э.) и др.

В средние века проблемы воспитания разрабатывались философами-

богословами, педагогические идеи которых носили религиозную окраску и были

пронизаны церковной догматикой.

Дальнейшее развитие педагогическая мысль получила в трудах мыслителей

эпохи Возрождения (XIV-XVI вв.). Виднейшие деятели этой эпохи - итальянский

гуманист Витторио да Фельтре (1378-1446), испанский философ и педагог Хуан

Вивес (1442-1540), нидерландский мыслитель Эразм Роттердамский (1465-1536)

и др.

Они критиковали механическую зубрёжку, процветавшую в обучении,

выступали за гуманное отношение к детям, за освобождение личности от оков

угнетения.

Несмотря на интенсивное развитие воспитательной теории, педагогика

продолжала оставаться частью философии. Как особая наука педагогика впервые

была выделена из системы философских знаний в начале XVII в. Оформление

педагогики как самостоятельной научной дисциплины большинство

исследователей связывает с именем великого чешского педагога Яна Амоса

Коменского (1592-1670). Сформулированные им принципы, методы, формы

организации учебной работы с детьми и нравственного воспитания стали

неотъемлемыми элементами последующих научно-педагогических систем.

Неоценимое значение для становления научной педагогики имели труды

таких виднейших деятелей, как Ж. Ж. Руссо (1712-1778), Д. Дидро (1713-

1784), К. А. Гельвеция (1715-1771) во Франции, Джон Локк (1632-1704) в

Англии, Иоганн Генрих Песталоцци (1746-1827) в Швейцарии, Фридрих Адольф

Вильгельм Дистервег (1790-1866) и Иоганн Фридрих Гербарт (1776-1841) в

Германии.

Родоначальниками революционно-демографических взглядов в русской

педагогике были В. Г. Белинский (1811-1848), А. И. Герцен (1812-1870), Н.

Г. Чернышевский (1828-1889) и В. А. Добролюбов (1836-1861). На становление

отечественной научной педагогики большое влияние оказали труды Л. Н.

Толстого (1828-1910), Н. И. Пирогова (1810-1881). Целостное,

систематизированное раскрытие отечественных педагогических идей было дано в

трудах К. Д. Ушинского (1824-1870). Большой вклад в развитие советской

педагогики внесли Н. К. Крупская (1869-1939), А. В. Луначарский (1875-

1933), М. И. Калинин (1875-1946), А. С. Макаренко (1888-1939), В. А.

Сухомлинский (1918-1970).

То, что педагогика выдвинула такое большое количество крупных

педагогов, не является случайным. Общество с его интенсивным развитием

производства, науки и культуры требовало повышения грамотности основных

производителей.

Связь педагогики с другими науками

Процесс разностороннего взаимопроникновения наук, развитие комплексного

изучения педагогических явлений объективно требуют органической связи

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.