на тему рефераты Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
на тему рефераты
на тему рефераты
МЕНЮ|
на тему рефераты
поиск
Познавательные задачи, познавательные задания как средства активизации познавательных процессов в деятельности учащихся на уроках истории

Познавательные задачи, познавательные задания как средства активизации познавательных процессов в деятельности учащихся на уроках истории

Познавательные задачи, познавательные задания, как средство активизации

познавательных процессов в деятельности учащихся на уроках истории

(доклад)

|Выполнили: |Студенты историко-филологического |

| |факультета, IV курса группы "Г". |

| |Шиминг М., Романенко В., Колесникова|

| |О. |

|Проверил: |Федорова И.Е. |

Благовещенск, 2001

Понятие о познавательных задачах и заданиях.

Самый надежный и традиционно проверенный способ развития умений – это

система познавательных задач и заданий. Познавательное задание – это

определенные учебные условия, которые требуют от ученика активизации всех

познавательных процессов – мышления, воображения, памяти, внимания и т.д.

Традиционно их делят на образные, логические и оценочные:

Образное задание – это такое, которое помогает учащимся воссоздать

историческое прошлое в образах и оперировать ими.

Пример: Составить исторический портрет видного деятеля той или иной

эпохи.

Чингисхан:

. Был сыном одного из предводителей монгольских племен

. В молодости его звали Тимучин

. В 1206 году был провозглашен каганом или великим ханом

. Во время походов занял Северный Китай, Восточный Туркестан,

государства Средней Азии

. Был высокого роста, обладал отличным здоровьем, отличался большой

храбростью и выдержкой, в самых сложных обстоятельствах не терял

присутствия духа, имел талант красноречия, был хорошим наездником,

прекрасно стрелял из лука и отлично владел копьем

. Был неграмотным, но державой управлял на началах взаимного согласия

. Перед смертью свою империю разделил на три части и отдал своим

сыновьям

В каждом конкретном случае общие требования к образным заданиям

дополняются более точными, вытекающими из соеобразия темы и формы

задания.

Интеллектуальные или логические задания направлены на усвоение

теоретических знаний и требуют преимущественно активизации абстрактно –

логического мышления.

Пример:

«Никаких дел, касающихся до торговли и фабрик, не можно завести

принуждением, а дешевизна родится от великого числа продавцов и от вольного

умножения товара». Определите кому: Петру I или Екатерине II, принадлежат

эти слова. Свой ответ обоснуйте.

При выполении задания учащиеся должны:

1. Установить автора высказывания и сформулировать свой ответ.

2. При его обосновании:

А) оперировать экономическими понятиями: монополия, единый

рынок, конкуренция, предпринимательство и другими.

Б) привести конкретные факты, подтверждающие соответствие

высказывания экономической политике его автора

В) вероятно, сравнить экономическую политику Петра I и

Екатерины II

3. И, по желанию, определить последствия экономической

политики автора высказывания.

Оценочные задания побуждают учеников высказывать свои ценностные

суждения, личностное отношение к изучаемому. В современной системе заданий

оценочные задания играют значимую роль.

Пример:

Судьба американских безработных по их собственным рассказам.

Пат Догерти. Лос-Анжелес, Калифорния:

В 1931 г. я в общей сложности проработал 5 дней. Один раз я увидел,

наконец, объявление, касающееся женатых людей, которые должны были сообщить

свое имя, чтобы получить работу в нефтяных районах. Я прочел это объявление

в понедельник утром. В 8 час. 50 мин. Яуже был там. В 2 часа 30 мин. Дошла,

наконец, моя очередь. Они поставили мне самые разнообразные вопросы и,

наконец, сказали, что они известят меня в течение трех недель. Три недели

превратились ужев шесть долгих месяцев. Я только потому не умер с голоду,

что моя жена имеет еще работу. Когда она работает, она получает 21 доллар в

неделю. Эту неделю ее очередь сидеть дома. Следующую неделю она опять будет

работать.

Чарльз Дойль. Феникс, Аризона:

Я сталевар. За последние 30 лет я работал на сталелитейных заводах.

Три года назад они меня выгнали на улицу, и стех пор я уже не находил

работы. Деньги, которые я скопил, давно съедены. Вчера я спал на верфи под

навесом. Конечно, я тоже стою в очереди за супом в «Кафе Гувера», как его

называют ребята. Я не очень доволен этим. Если бы мы сами взяли это дело в

свои руки, то еда была бы лучше. Работы я уже не ищу. Я пришел к

заключению, что мир кончился и работа окончена. Это все, что я хотел

сказать. Хорошо, что жена и два сына – тоже безработные – умерли. Таким

образом я остался один.

Вопрос: Как вы оцениваете положение, в котором оказалось большинство

населения США во время мирового экономического кризиса 1929-1933 гг. Как вы

думаете почему в указанный период значительно возрос процент самоубийств

среди мужчин 25-40 лет ?

Познавательные задания логического плана очень близки познавательным

задачам. Познавательная задача – это такие условия в учебных ситуациях,

которые не только побуждают ученика к оперированию известными знаниями в

новых ситуациях, но и ведут к открытию новых способов действий с

историческим материалом. Методисты их подчас отождествляют с творческими,

поскольку задачи направлены на развитие самостоятельной интеллектуальной

деятельности учащихся. Задачи – прогнозы направлены на умение выстраивать

причинно – следственные связи и аргументировано обозначать конечный

результат. Задания – альтернативы требуют аргументированного выбора.

Задания – дискуссии требуют самостоятельной выработки решения на основе

нескольких точек зрения. В задании – противоречии сталкиваются новые знания

со старыми. В заданиях – размышлениях, фантазиях важен не конечный вывод, а

процесс творческой деятельности.

Упражнения – это задания на манипуляцию и оперирование историческими

датами, терминами, понятиями, названиями. В упражнениях нужно знать

материал, чтобы им оперировать. Они хороши для тренировки и выполнения

приемов по заданному образцу. Все три типа заданий способствуют

формированию умений по истории. В современной школе они входят в комплекты

рабочих тетрадей по всем курсам.

Способы обучения решению познавательных задач.

Функции познавательных задач многообразны, – они позволяют творчески

применить знания, формировать опыт творческого мышления, закреплять

материал и т.д. Соответственно они применяются в различных звеньях учебного

процесса – при постановке цели, изучения нового, его закрепления и для

домашних заданий.

Возникает вопрос о том, как учить решению задач. Проблема формируется

следующим образом: при всяком ли методе обучения способам решения

познавательных задач они выполняют функцию средства развития творческих

возможностей учащихся, их познавательной самостоятельности? И далее, при

всяком ли обучении способам решения познавательных задач процесс решения

будет творческим, т.е. с проявлением характеристик и процедур творческой

деятельности?

В теории и практике обучения способам решения задач существует

несколько принципиально различных методов:

1. Сообщение способа решения конкретных задач с последующим составлением

алгоритма, дающего общую ориентировку решения задач данного класса.

Приемы решения закрепляются тренажером.

2. Сообщение способа решения с последующим применением его в вариативных

ситуациях в пределах данного класса задач. Составление алгоритма, подчас

стихийное, представляется учащимся.

3. Самостоятельный поиск учащимися способа и пути решения конкретных задач

с последующим определением алгоритма некоторого класса задач.

В реальном процессе обучения указанные три варианта обучения могут

чередоваться в любом порядке, скрещиваться и сочетаться в разных

комбинациях. Эти варианты могут применяться и изолированно друг от друга,

так как каждый из них в различной системе обучения имеет различный удельный

вес. Первый вариант был доминирующим на протяжении наиболее длительного

периода истории обучения. Второй преобладает в настоящее время при редком,

впрочем, составлении алгоритмов самими учащимися.

В основе классификации трех вариантов лежит степень самостоятельности

учащихся при решении задач. Однако для целей развития познавательной

самостоятельности и его важнейшего компонента – творческой деятельности

первые два варианта не создают оптимальных условий. Первый потому, что

тренаж не требует проявления и не формирует процедур творческой

деятельности, исключая различие в преодолении сложности задач. Второй

вариант создает некоторые, весьма ограниченные условия для формирования

творческих потенций, поскольку основные показатели деятельности учащимся

подсказываются.

В этих условиях функция познавательных задач, направленная на развитие

творческих возможностей учащихся, не может быть осуществлена. Для развития

творческого мышления, главным вариантом обучения должен стать третий,

разумеется, в определенном сочетании с другими, подготовительными методами.

Основной принцип, положенный в основу обучения решению познавательных

задач и вытекающий из их природы и функций, состоит в том, что любой прием

обучения способам решения познавательных задач не должен приводить к потере

поискового характера деятельности учащихся. Это значит, что ни решение, ни

способ его поиска учителем не сообщаются.

Поэтому основной способ обучения решению познавательных задач состоит

в предъявлении в начале обучения задач разной степени сложности в

зависимости от уровня развития познавательной самостоятельности учащихся.

Практически приходиться исходить из того, что большая или меньшая часть

учащихся сначала, особенно в IV – V классах, не справляется с решением. Это

также можно отнести и к учащимся других классов, если они раньше не решали

таких задач по истории. В то же время часть учеников может с большей или

меньшей устойчивостью справляться с решением подобных задач. Неизбежная

разнородность состава классов требует с самого начала применения

дифференцированного подхода, но для большинства учащихся надо начинать с

простейших задач, которые вообще играют важную роль в обучении.

Особенностью многих задач на начальном уровне обучения должен быть их

характер, отчетливо определяющий деятельность учащихся. Он состоит в выборе

однозначных решений, а начало и направление поиска должны четко

обеспечиваться содержанием условия задачи и поставленной в ней проблемой.

Так, первая же задача в V классе, требующая определить знания древнейших

людей по ручному рубилу, обусловливает поиск решения в области знаний,

опираясь на данные о свойствах рубила и цели его изготовления. При этом ни

в одной задаче такого рода нет подсказки ответа или способа решения. Они

лишь в разной степени определяют русло, в котором движется мысль ученика в

процессе решения задачи. Тем самым указанные задачи отличаются от других,

где русло движения мысли, ищущей решения, не жестко обусловлено характером

задачи и ее элементами.

Задача не подсказывает области, где находиться решение, и ясно не

указывает на данные, из которых нужно его извлечь. Этот тип задач труден

для ребят, и обучение должно начинаться не с них.

Задачи могут быть разной степени сложности и по-разному

обуславливающие характер и направление деятельности учащихся. Следует

учесть, что фактором, облегчающим или затрудняющим обучение решению задач,

является степень близости содержания задачи содержанию русла, в котором в

данный момент или незадолго до него шла работа мысли ученика. Если в задаче

косвенно идет речь о теме, пройденной незадолго до решения, то решение

окажется облегченным. И наоборот, темы, изученные давно, с трудом

актуализируются для решения задачи не потому, что они забыты, а из-за того

Страницы: 1, 2



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.