Проблемы развивающего обучения
ПЛАН
стр
1. Введение 2
2. Суть педагогического процесса - активное самовоспитание 2
3. Нравственное формирование личности 3
4. Искусство воспитания 5
5. Формирование гуманистической направленности 6
6. Общественный труд и воспитание 7
7. Детский коллектив и общеобразовательная школа 10
Введение
Воспитание растущего человека как формирование развитой личности
составляет одну из главных задач современного общества. Преодоление
отчуждения человека от его подлинной сущности, формирование духовно
развитой личности в процессе исторического развития общества не
совершается автоматически. Оно требует усилий со стороны людей, и эти
усилия направляются как на создание материальных возможностей, объективных
социальных условий, так и на реализацию открывающихся на каждом
историческом этапе новых возможностей для духовно-нравственного
совершенствования человека. В этом двуедином процессе реальная возможность
развития человека как личности обеспечивается всей совокупностью
материальных и духовных ресурсов общества.
Однако наличие объективных условий само по себе еще не решает задачу
формирования развитой личности. Необходима организация систематического,
базирующегося на знании и учете объективных закономерностей развития
личности процесса воспитания, который служит необходимой и всеобщей
формой этого развития. Целевая установка воспитательного процесса состоит в
том, чтобы каждого растущего человека сделать борцом за человечность,
что требует не только умственного развития детей, не только развития
их творческих потенций, умений самостоятельно мыслить, обновлять и
расширять свои знания, но и развития образа мышления, развития отношений,
взглядов, чувств, готовности к участию в экономической, социальной,
культурной и политической жизни, личностно-общественного становления,
развития многообразных способностей, центральное место в которых занимает
способность быть субъектом общественных отношений, способность и
готовность участвовать в социально необходимой деятельности.
Ребенок постоянно включен в те или иные формы общественной
практики; и если отсутствует ее специальная организация, то воспитательное
воздействие на ребенка оказывают наличные, традиционно сложившиеся ее
формы, результат действия которых может оказаться в противоречии с целями
воспитания.
Исторически сформировавшаяся система воспитания обеспечивает
присвоение детьми определенного круга способностей, нравственных норм и
духовных ориентиров, соответствующих требованиям конкретного общества, но
постепенно средства и способы организации становятся непродуктивными.
И если данному обществу требуется формирование у детей нового круга
способностей и потребностей, то для этого необходимо преобразование
системы воспитания, способной организовывать эффективное функционирование
новых форм воспроизводящей деятельности. Развивающая роль системы
воспитания при этом выступает открыто , делаясь объектом специального
обсуждения, анализа и целенаправленной организации.
Формирование человека как личности требует от общества постоянного
и сознательно организуемого совершенствования системы общественного
воспитания, преодоления застойных, традиционных, стихийно сложившихся
форм. Такая практика преобразования сложившихся форм воспитания немыслима
без опоры на научно-теоретическое психологическое знание
закономерностей развития ребенка в процессе онтогенеза, ибо без опоры на
такое знание существует опасность возникновения волюнтаристского,
манипулятивного воздействия на процесс развития, искажения его подлинной
человеческой природы, техницизм в подходе к человеку.
Суть педагогического процесса - активное самовоспитание
Суть подлинно гуманистического отношения к воспитанию ребенка
выражена в тезисе его активности как полноправного субъекта, а не объекта
процесса воспитания. Собственная активность ребенка есть необходимое
условие воспитательного процесса, но сама эта активность, формы ее
проявления и, главное, уровень осуществления, определяющий ее
результативность, должны быть сформированы, созданы у ребенка на основе
исторически сложившихся образцов, однако не слепого их воспроизведения,
а творческого использования.
Следовательно, важно так строить педагогический процесс, чтобы
воспитатель руководил деятельностью ребенка, организуя его активное
самовоспитание путем совершения самостоятельных и ответственных
поступков. Педагог-воспитатель может и обязан помочь растущему человеку
пройти этот - всегда уникальный и самостоятельный - путь морально-
нравственного и социального развития.
Воспитание представляет собой не приспособление детей, подростков,
юношества к наличным формам социального бытия, не подгонку под
определенный стандарт. В результате присвоения общественно выработанных
форм и способов деятельности происходит дальнейшее развитие -
формирование ориентации детей на определенные ценности, самостоятельности в
решении сложных нравственных проблем. "Условие эффективности воспитания -
самостоятельный выбор или осознанное принятие детьми содержания и целей
деятельности".
Под воспитанием понимается целенаправленное развитие каждого
растущего человека как неповторимой человеческой индивидуальности,
обеспечивание роста и совершенствования нравственных и творческих сил этого
человека, через построение такой общественной практики, в условиях
которой то, что у ребенка находится в зачаточном состоянии или пока только
составляет возможность, превращается в действительность. "Воспитывать -
это значит направлять развитие субъективного мира человека", с одной
стороны, действуя в соответствии с тем нравственным образцом, идеалом,
который воплощает требования общества к растущему человеку, а с другой
стороны, преследуя цель максимального развития индивидуальных
особенностей каждого ребенка.
Как указывал Л.С.Выготский, "учитель с научной точки зрения - только
организатор социальной воспитательной среды, регулятор и контролер ее
взаимодействия с каждым учеником". Такой подход к построению процесса
воспитания - как активного целенаправленного формирования личности -
согласуется с нашей методологической установкой на оценку роли общества и
места генотипа растущего человека в становлении его личности.
Достижения современной науки, в том числе труды отечественных
философов и психологов, педагогов и физиологов, юристов и генетиков,
свидетельствуют о том, что только в социальной среде в процессе
целенаправленного воспитания происходит действенная выработка программ
социального поведения человека, формируется человек как личность. Причем
социальная обусловленность развития личности носит конкретно-исторический
характер.
Но социально-историческое формирование личности не представляет собой
пассивного отражения общественных отношений. Выступая и субъектом, и
результатом общественных отношений, личность формируется через ее активные
общественные действия, сознательно преобразуя и окружающую среду, и саму
себя в процессе целенаправленной деятельности. Именно в процессе
целенаправленно организуемой деятельности формируется в человеке важнейшая,
определяющая его как развитую личность потребность в благе другого.
Нравственное формирование личности
Показательно, что накопительница психологического опыта-литература
устами виднейших своих представителей многократно провозглашала эту
истину. Так, Л.Н.Толстой полагал, что признание права "другого" непросто
на участие в "борьбе за существование", а на событие с самим собой и,
более того, утверждение собственной жизнью бытия этого "другого" становится
осуществлением разумения в межличностных отношениях и в итоге единственным
критерием нравственного прогресса. "...Допустив только возможность замены
стремления к своему благу стремлением к благу других существ, - писал он
в трактате "О жизни", - человек не может не видеть и того , что это -
то самое постепенное, большее и большее отречение его личности и
перенесение цели деятельности из себя в другие существа и есть все
движение вперед человечества".
По сути дела, весь пафос этой толстовской мысли сконцентрировался на
борьбе писателя с биологизацией жизнедеятельности человека, с попыткой
сведения сущностных сторон его бытия, среди которых одна из важнейших -
это его нравственно-этическая сфера, исключительно к биологическому
существованию. Задолго до появления различных разновидностей фрейдизма и
современных социобиологических теорий Л.Н.Толстой с гениальной
прозорливостью увидал всю опасность искажения общественной сущности
человека.
На рубеже XX столетия великий русский писатель поставил перед всем
человечеством чрезвычайно простой и одновременно архисложный вопрос: что же
происходит с человеком в современном мире? Почему простые и ясные основы
его жизни (труд, забота о ближнем, любовь к природе и бережное к ней
отношение, сострадание к человеку и др.) вдруг начинают терять для него
весь свой смысл и значение? Что же такое эта самая "цивилизованность"
современного человека, если благодаря ей он утрачивает целостность
нравственного сознания и начинает стремиться к самым варварским формам
саморазрушения, зачастую сам не замечая этого? При этом писатель как
предчувствовал, какие чудовищные формы примет в "массовом" сознании
обывателя XX столетия эта "эмансипированная" стихия "животности".
Пытаясь разобраться во всем этом, Л.Н.Толстой вскрыл противоречия
нравственного бытия человека современного общества, указав, что главная
причина утраты им веры и осмысленности своего существования кроется в
слепом эгоизме, извратившем духовноценностную природу познания.
Отвергая представление о существовании человека исключительно как
биологического существа, всецело подчиненного диктату инстинктов,
писатель полностью не отрицал власть "природы" над человеком, а также не
возлагал все надежды по усовершенствованию человеческого бытия на
деятельность его разума. Наоборот, писатель подчеркивал неоднократно, что
чрезмерная рационализация бытия человека ни в коей мере не приблизит его к
постижению смысла жизни. Только способность личности возвышаться над своим
естеством и опираясь на него как на необходимое условие существования,
утверждать разумные, истинно человеческие основания бытия, по убеждению
Л.Н.Толстого, есть единственный критерий осмысленности ее жизни.
Обессмысливание представления о жизни, происходящее в результате
полного порабощения человека "плотью", служит , по мнению
Л.Н.Толстого, самым главным препятствием на пути постижения им смысла
своей жизни, в то время как освобождение из-под ее власти вновь возвращает
его к самому себе как духовному и нравственному, человеческому существу-
Homo moralis. Это открытие человека в себе бесконечности своей сущности,
которая и становится единственным реальным основанием бесконечности своей
существования, и есть, как утверждал писатель, тот высший смысл жизни,
который может стать доступен каждому человеку.
Солидаризируясь с великим писателем в понимании целей воспитания,
среди которых главной он считал формирование потребности принести благо
другому, однако, можно не согласиться с ним в суждении о возможных путях
достижения этой цели. Л.Н.Толстой, как известно, отводил основную роль
нравственному просвещению, разделяя в этом взгляды просветителей XVIII в.
Данное положение позднее подверглось критическому переосмыслению, когда
Страницы: 1, 2, 3
|