на тему рефераты Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
на тему рефераты
на тему рефераты
МЕНЮ|
на тему рефераты
поиск
Профориентация школьников и формирование элементов духовной культуры

Профориентация школьников и формирование элементов духовной культуры

I Введение .

Профориентация учащихся на современном этапе.

На современном этапе определены основные требования к

общеобразовательной школе. Это развитие индивидуальных способностей

учащихся,

Расширение дифференцированного обучения в соответствии с их запросами и

склонностями , развитие сети специализированных школ и классов с

углубленным изучением различных предметов, обеспечение соответствия уровня

среднего образования требованиям научно-технического прогресса.

Реализация современных требований, предъявляемых к

общеобразовательной школе , значительно активизировала разработку научных и

практических проблем профориентации. Можно выделить ряд направлений ,

способствующих решению практических вопросов профессионального

самоопределения подрастающего поколения. К ним относятся : система

профориентации , вооружающая школьников необходимыми знаниями для

ориентации в мире профессий , умениями объективно оценивать свои

индивидуальные особенности ( руководитель Б.А.Федоришин, Киев);

диагностические методики изучения личности школьников в целях оказания

индивидуальной помощи в выборе профессии (В.Д.Шадриков, Москва); (Воронин

Н.П., Ярославль; Забродин Ю.,Москва); теоретические и методические основы

проф.консультации молодежи,банк профессиокарт (Е.А.Климов,Москва);

системный подход к профориентации школьников

(В.Ф.Сахаров,Киров;Н.К.Степаненков,Минск); общественно-значимые мотивы

выбора профессии (Е.М.Павлютенков,Комсомольск-на-Амуре); особенности

профориентации студентов в условиях высшей школы (Н.Ш.Шадиев, Ташкент;

П.А.Шавир,Тюмень ; Н.Н.Чистяков,Кемерово); формирование элементов духовной

культуры в процессе подготовки учащихся к сознательному выбору профессии

(Г.П.Шевченко,Луганск).

Однако , несмотря на некоторые положительные результаты

,профориентация в современных условиях всё ещё не достигает своих главных

целей – формирования у учащихся профессионального самоопределения,

соответствующего индивидуальным особенностям каждой личности и запросам

общества в кадрах, его требованиям к современному труженику .Существенным

тормозом развития профориентации является то, что она, как правило ,

рассчитана на некоторого усредненного ученика; отсутствует индивидуальный

, дифференцированный подход к личности выбирающего профессию; используются

в основном словесные , декларативные методы, без предоставления возможности

каждому попробовать себя в различных видах деятельности , в том числе и в

избираемой. Многие города и районы не обеспечены текущей информацией о

потребностях в кадрах ; слабо осуществляется подготовка квалифицированных

специалистов - профориентаторов.

О низкой результативности профориентационной работы со школьниками

свидетельствуют и противоречия ,связанные с профессиональным

самоопределением учащихся : между их склонностями , способностями и

требованиями избираемой профессии; осознанием уровня своего общего развития

и возможностью менее квалифицированной работы ; их притязаниями и реальными

возможностями заполнения вакантных мест ; склонностью и представлениям о

престиже профессии ; желанием заранее попробовать себя в избираемой

профессиональной деятельности и отсутствием таковой возможности в школе и

ближайшем её окружении; несоответствием здоровья , характера, превычек

требованиям ,предъявляемым профессией и др. Данные противоречия можно

отнести к группе внутренних , личностно-психологических.

Но не менее значимы и противоречия социально – экономические : между

возросшими требованиями к современному специалисту и действующими формами и

методами , сложившимися на основе представлений об экстенсивных путях

развития народного хозяйства, его кадрового обеспечения; профессиональными

планами молодежи с высоким уровнем образования и экономической

необходимостью народного хозяйства заполнить вакантные рабочие места с

тяжелым физическим трудом; потребностью общеобразовательной школы и других

социальных институтов в специалистах – профориентаторах и отсутствием

стабильной комплексной подготовки их в вузах страны ; необходимостью

координации и интеграции профориентированных воздействий и решением её

узковедомственными путями и средствами.

Анализ накопленного опыта в области теории и практики профориентации

, выявленных противоречий, путей их развития и решения позволяет следующим

образом сформулировать определение профориентации : это многоаспектная ,

целостная система научно – практической деятельности общественных

институтов , ответственных за подготовку подрастающего поколения к выбору

профессии и решающих комплекс социально – экономических , психолого –

педагогических и медико – физиологических задач по формированию у

школьников профессионального самоопределения , соответствующего

индивидуальным особенностям каждой личности и запросам общества в кадрах

высокой квалификации.

Система профориентации является подсистемой общей системы трудовой

подготовки школьников , непрерывного образования и воспитания , цель

которых – всестороннее развитие личности , гармоническое раскрытие всех

творческих сил и способностей, формирование духовной культуры подрастающего

поколения. Она реализуется решением комплекса вышеназванных задач ,

обеспечивающих профессиональное самоопределение учащихся.

Профориентация , являясь целостной системой , состоит из

взаимосвязанных подсистем (компонентов), объединенных общностью целей ,

задач и единством функций. Организационно – функциональная подсистема -

деятельность различных социальных институтов , ответственных за подготовку

школьников к сознательному выбору профессии, выполняющих свои задачи и

функциональные обязанности на основе принципа координации.

Логико-содержательная подсистема – профессиональное просвещение

учащихся, развитие их интересов и склонностей, максимально приближенных к

профессиональным ; профессиональная консультация , профессиональный подбор

, социально – профессиональная адаптация.

Личностная подсистема – личность школьника рассматривается в качестве

субъекта развития профессионального самоопределения. Последнее

характеризуется активной позицией, т.е. стремлением к творческой

деятельности , самовыражением и самоутверждением в профессиональной

деятельности ; направленностью , т.е. устойчивой доминирующей системой

мотивов , убеждений , интересов , отношением к усваиваемым знаниям и

умениям , социальным нормам и ценностям; уровнем нравственной и

эстетической культуры ; развитием самосознания ; представлением о себе ,

своих способностях , особенностях характера.

Процесс профессионального самоопределения обусловлен расширением и

углублением творческой , общественно –значимой (трудовой ,познавательной

,игровой ,коммуникативной ) деятельности учащихся, формированием

нравственной .эстетической и экологической культуры.

Управленческая подсистема предполагает сбор и обработку информации о

процессах, явлениях или состоянии системы профориентации , выработку

программы действий , регулирование процесса реализации и разработку

рекомендаций по её совершенствованию. Программа управления профориентацией

школ является составной частью управления социально-экономическим развитием

района , города, региона.

Все подсистемы профориентации взаимосвязаны между собой и в этой

взаимосвязи приобретают новые , интегративные качества .Система

профориентации выполняет диагностическую , обучающую , формирующую и

развивающую функции.

Профориентация является непрерывным процессом и осуществляется

целенаправленно на всех возрастных этапах.

Понимая важность и сложность формирования духовного мира и духовной

культуры труженика любой отрасли народного хозяйства , мы выбрали для

курсовой работы малоисследованную сторону профессиональной ориентации и

сформулировали тему следующим образом : « Формирование элементов духовной

культуры в процессе подготовки учащихся к сознательному выбору профессии ».

Предметом исследования является духовная культура учащихся.

Задачи , которые мы поставили перед собой и решали в процессе

выполнения курсовой работы:

1. Ознакомиться с педагогической, психологической и методической

литературой по формированию духовной культуры личности и профориентации.

2. Выделить те элементы духовной культуры, на формирование которых можно

воздействовать в процессе профориентации.

3. Определить содержание , пути и средства профориентационной работы ,

оказывающие влияние на формирование духовной культуры личности.

4.Изучить возможности школьной библиотеки в формировании духовной культуры

личности в процессе профориентации.

Выдающиеся представители педагогики А.В.Луначарский ,А.С.Макаренко,

В.А.Сухомлинский обращали внимание на то, что в трудовом воспитании и

профориентации молодежи должна присутствовать духовность, т.е. само

представление о труде следует поднимать до уровня «духовной потребности» ,

связанной с вдохновением , творчеством , моральной чистотой , осознанностью

социальной ценности его. На этой основе формируются черты как

нравственного взросления , так и волевой целеустремленности.

II. Духовная культура личности. Понятие о духовной культуре личности и

проблемы её формирования на современном этапе.

Анализ проблем духовной жизни общества , вопросов , связанных с его

культурой , во многом зависят от особенностей подхода к определению

последней. Ныне существует более 360 определений этого понятия. Данное

многообразие обусловлено прежде всего объективной многозначностью культуры.

« Чем богаче подлежащий определению предмет ,- писал Гегель , - т.е. чем

больше различных сторон он представляет рассмотрению, тем более различными

оказываются даваемые ему дефиниции».

Каждая из наук , изучающих вопросы культуры , исходя из своего

предмета исследования выявляет те её стороны и отношения , которые попадают

в спектр рассмотрения данной науки. Возрастание роли культуры в жизни

общества , успехи , достигнутые в научно – теоретической мысли , во многом

обусловили усиления внимания обществоведов к теоретико-методологическим

вопросам духовной культуры.

История разработки философских теоретических проблем культуры

восходит к XVIII – XIX вв.Шеллинг, Гегель,Шопенгауэр ,Гердер, многие

другие философы рассматривали культуру в русле классического идеализма ,

где за основу , как писал К.Маркс , принимался «только один вид труда ,

именно абстрактно-духовный труд».

В противовес природе культура обозначала духовное начало , духовные

способности и возможности человека , вся культурно-творческая практика

которого осознавалась в домарксистской культурологии « как чисто духовная

практика , целиком обусловленная деятельностью сознания и резюмирующая себя

в идейных продуктах этого сознания » . С возникновением материалистической

диалектики , признающей основополагающую роль материального производства в

жизни общества , закономерно утверждается концепция двуединого строения

культуры- материальной и духовной.

Формирование духовного мира всесторонне, гармонично развитой личности

предполагает использование комплексного и системного подходов в процессе её

воспитания. Комплексное и планомерное воздействие на все факторы

формирования духовной культуры – от социально – экономических отношений

до окружающей воспитуемого морально – психологической атмосферы –

необходимо в процессе профессиональной ориентации школьников.

Формирование культуры личности , включающее в себя действие как

объективных так и субъективных факторов , взаимодействующих между собой ,

происходит не только в результате сознательного и целенаправленного на неё

воздействия . но и стихийно , под влиянием объективных условий жизни людей.

Мир материальных предметов , отражаясь в сознании ребёнка , рождает

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.