на тему рефераты Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
на тему рефераты
на тему рефераты
МЕНЮ|
на тему рефераты
поиск
Проверка знаний и умений в обучении истории

Проверка знаний и умений в обучении истории

Содержание

Задачи и содержание проверки знаний и умений учащихся ………………………………….. 3

Уроки диагностики знаний и умений…………………………………………………………....3

Система проверки знаний и умений в 5-6 классах ………………………………………………8

Заключение………………………………………………………………………………………....9

Приложение 1………………………………………………………………………………………11

Литература………………………………………………………………………………………….12

Задачи и содержание проверки знаний и умений учащихся

Проверка и учет знаний учащихся относится к наиболее сложным вопросам

методики обучения истории и неоднократно рассматривались в методической

литературе. Работы советских методистов и передовой опыт учителей-практиков

убедительно показали многообразие функций проверки знаний.

Диагностика успеваемости учащихся – это методы и приемы объективного

выявления знаний учащихся на основе определенных критериев и действий.

Проблема оценивания знаний появилась одновременно с их изучением. Однако

система оценки работы учащихся возникла не сразу и прошла довольно

тернистый путь, прежде чем стала той, которую мы сегодня имеем.

Диагностика знаний как проблема является важнейшей внутришкольного и

вузовского учебно-воспитательного процесса по двум причинам:

- во-первых, в условиях демократизации и реформирования образования оценки

где обесценились, а где и в прямом смысле стали стоить очень дорого;

- во-вторых, объективное усложнение оценивания учащихся в рамках строго

пятибалльной системы приближается к кризисной отметке.

Функции и виды диагностики. Диагностика познавательной деятельности

учащихся включает пять функций и три вида:

- проверочная функция решает задачу выявления знаний, которые усваивают

учащиеся в ходе обучения.

- ориентирующая функция позволяет обнаружить слабые места в подготовке

всего класса и каждого учащегося в отдельности и на этой основе дать

советы, как ликвидировать пробелы в знаниях, не допускать подобные просчеты

в будущем, то есть направить умственную деятельность обучаемых в более

жесткое методическое и организационное русло.

- воспитательная функция обеспечивает установление отношения к истории,

влияющего на формирование его взглядов и убеждений.

- методическая функция обеспечивает формирование навыков и умений

правильно и объективно организовать контроль за процессом овладения

историческими знаниями учащимися.

- корректирующая функция дает возможность учителю вносить соответствующие

поправки в содержание и методику познавательной деятельности учащихся и

собственные усилия по управлению ею.

Текущий контроль проводится повседневно и на всех видах занятий.

Промежуточный контроль осуществляется за определенный учебный отрезок

времени. Иногда учителя оценивают учащихся и за изучение периодов истории.

Проводится в устной или письменной форме, часто по смешанному варианту:

ответ на один вопрос - устный, на второй – письменный. Широко используется

тестирование. При наличии компьютерного классе используются контролирующие

программы.

Итоговый контроль проводится в конце изучения курса истории с целью

выявления, на сколько полны и глубоки приобретенные учащимися знания,

соответствуют ли они их убеждения, на сколько реальны в использовании

исторического опыта в повседневной жизни.

Место оценки знаний. Главным выводом о деятельности учащегося на любом

уровне контроля является объективная оценка. Именно оценка вызывает радость

и огорчение, благодарность учителю и обиду на него. Высокая итоговая оценка

по дисциплине – это как награда, которой человек гордится и помнит всю

жизнь. Однако, нельзя допускать, чтобы культ оценки заслонял собой культ

знаний. Именно такая тенденция просматривается в ряде общеобразовательных

учебных заведений в современных условиях.

Учитель всегда должен быть справедлив в выставлении оценки и убежден, что

показанные учащимся знания соответствуют этой оценке. Но и только этого не

достаточно. Учащийся не менее учителя должен быть убежден в объективности

выставленной ему оценки. Если учащиеся, получившие неудовлетворительные

оценки, открыто заявляют, в том числе и учителю, что их знания оценены не

справедливо, значит учитель был не убедителен в контрольно проверочном

общении с ними.

Уроки диагностики знаний и умений.

Этот тип уроков носит (в основном) контрольно-проверочный характер.

Устный опрос, ему может быть посвящен как весь урок, так и его часть.

Главная цель – выявить наличие, понимание и устойчивость знаний по текущей

изучаемой теме или нескольким тема.

Организация и методика устного опроса.

При проведении опроса необходимо соблюдение некоторых организационно-

методических моментов, обязательных во всех классах.

1. Во время опроса учебники должны лежать на парте в закрытом виде. Это –

обязательное требование, выполнение которого необходимо для того,

чтобы учащиеся не отвлекались от коллективной работы класса;

подглядывание текста учебника в ходе опроса помешало бы правильно

оценивать ответы учащихся с места. В старших классах, где учащиеся

нередко доучивают урок во время опроса, указанное требование

проводится с помощью методических приемов, о которых речь пойдет ниже.

В случае необходимости уточнения, наведения справки учащиеся по

указанию учителя открывают учебник на нужной странице.

Необходимую при опросе карту из альбома (приложение к учебнику) можно

держать открытой.

2. Вопрос для развернутого ответа учитель ставит перед всем классом,

мобилизуя таким образом знания и активность каждого. После небольшой

паузы следует вызов ученика для развернутого ответа. В этом случае

ученику лучше подойти к учительскому столу (доске, карте, картине). Ни

в младших, ни в старших классах недопустимо превращать опрос в диалог

между отвечающим и учителем, вполголоса, без участия остальных

школьников.

3. Прерывать учащегося допустимо лишь в случаях крайней необходимости:

отклонения от темы, от существа поставленного вопроса (вернуть к

теме!), перегружает ответ второстепенными деталями, не выделяет

основного (помочь постановкой вспомогательных вопросов).

Устный опрос проводится как правило на каждом занятии по материалу

предшествующего урока. Наша задача заключается прежде всего в том, чтобы

получить от учащегося небольшой, но связный рассказ с указанием даты и

показом по карте. Планируя опрос, учитель расчленяет содержание заданного

урока на небольшие посильные для учащихся дозы рассказа, в зависимости от

возраста. Успех ответа нередко во многом зависит от формулировки вопроса.

Полезно отказаться от формулировок, которые могут озадачить детей.

Важно, чтобы дети уже в 4-5 классах школьники начали овладевать некоторыми

стереотипами изложения исторического материала. Например, о войне нужно

рассказывать в таком порядке: 1. Причины. 2. Характер войны. 3. Ход военных

действий. 4. Итоги войны.

Прекрасным вспомогательным средством для облегчения и организации связного

ответа является план ответа на доске. В младших классах он дается учителем,

но постепенно учащиеся привлекаются к выработке плана опроса.

В 4-5 классах значительно облегчается изложения материала учащимися при

ответе по интересной картине или иллюстрации в учебнике.

Таким образом, в ходе опроса осуществляется формирование и дальнейшее

развитие умений и навыков учащихся: умения рассказывать и планировать свой

рассказ, вести рассказ, опираясь на содержание картины или сопровождая его

показом по карте, анализировать факты и делать выводы и обобщения,

сопоставлять и сравнивать.

Среди школьников встречаются и такие, кто умеет бойко изложить материал

почти «слово в слово» по учебнику. Им учитель обязательно поставит

дополнительный вопрос на понимание изложенного.

Разобрав ответ учащегося, учитель спросит его по ранее пройденному

материалу. Это необходимо не только для проверки прочности усвоения и для

закрепления изученной темы, но и для более глубокого восприятия новой.

Организуя в течении всего учебного года в ходе текущего опроса повторение,

учитель имеет полную возможность предлагать учащимся такие вопросы из

прошлого, которые связаны либо с материалом опроса, либо с темой текущего

урока.

Вопросы из ранее пройденного целесообразно ставить и в связи с изложением

нового материала. Эта работа приближается к тому, что называется

соединением изучения нового с проверкой домашнего задания, с проверкой

раннее усвоенного материала.

Тестирование осуществляется во всех классах. Дифференциация тестов

производится в зависимости от цели тестирования, концентра обучения и

владения учащимися данным видом учебы.

Тест – это:

- «метод исследования и испытания способностей человека к выполнению той

или иной строго определенной работы, выяснения умственного развития,

профессиональных наклонностей испытуемого с помощью стандартных схем и

форм» (Кондаков Н.И. Логический словарь справочник)

- «стандартное задание, применяемое с целью определения умственного

развития, специальных способностей, волевых качеств человека и других

сторон его личности» (Словарь русского языка. – Т.4.)

- «стандартизированный метод исследования, предназначенный для точных

количественных и некоторых качественных оценок индивидуально-

психологических особенностей и поведения человека путем сравнения этих

оценок с некоторыми, заранее заданными стандартами - нормами теста»

(Коджаспирова Г.М., Коджаспиров А.Ю. Педагогический словарь.)

Слово тестирование слышно сейчас везде очень часто. Серьезную форму работы

оно еще не превратилось и пока больше похоже на погоню за модой и внешней

легкостью контроля.

Тестов издается много. Изучение изданных исторических тестов позволило

выявит в них ряд содержательных и структурных недостатков:

1. Большинство тестов несовершенно в том, что приводит обучаемых лишь к

показу «сухих знаний», но не объяснения факто, событий, действий и

поступков личности и т.п.

2. Велика вероятность получения учащимся случайной отличной оценки, так

как выбор правильного ответа не широк – из 3-4 вариантов.

3. И без того узкая пятибалльная шкала оценок сокращается до

двухбалльной: учащийся за ответ по каждому вопросу получает или

отлично или неудовлетворительно.

4. Тестирование предназначено для проверки реализации лишь одной функции

учебы, да и то не полностью – образовательной. Тесты не решают вопрос

выявления реализации методической функции (умение говорить,

доказывать, отстаивать), практической (исследование исторического

опыта в современных условиях), не говоря уже о воспитательной функции.

5. В условиях традиционного тестирования выигрывают чаще всего «зубрилы».

Рядом с ними оказываются и ленивые, но с хорошо развитой интуицией.

Логически мыслящим учащимся, для которых в основе изучения в истории

лежат вопросы не «сколько, где и когда», а «почему столько, почему

именно там, почему именно тогда», часто оказываются в проигрыше.

Выходит, усердные в зубрешке и обладающие интуицией держат верх над

неординарными и способными.

И тем не менее тестирование необходимо. Необходимо, особенно в условиях,

когда есть надежда, что будет создана государственная система тестирования

и содержательный пакет тестовых заданий. Опасения по поводу примитивного

натаскивания учащихся на тестирование отпадет само собой, поскольку в

пакете может быть, скажем, 10000 вопрос и более. Так что, готовясь к

экзамену, проще будет выучить учебник истории.

Но и сейчас нет более оптимального способа осуществления текущего или

промежуточного контроля за усвоением знаний в сжатые временные сроки с

охватом наибольшего количества учащихся, чем тестирование.

Целесообразнее всего использовать тестирование:

1. Тестирование с целью текущего контроля за приобретением знаний

учащимися. Проводится по результатам изучения очередной темы или

раздела курса.

2. Тестирование с целью контроля за динамикой усвоения знаний учащимися

по сквозным тема, охватывающим века, периоды и т.д.

3. Тестирование перед групповыми занятиями, особенно такими как семинар-

исследование, семинар с элементами дискуссии, семинар «за круглым

столом» и т.п. Проверка знаний учащихся по основным идеям, положениям,

терминам по теме позволит учителю убедиться в правильности выбранного

метода проведения занятия.

4. Тестирование с целью выявления уровня знаний, приобретенных учащимися

на лекции (осуществляется сразу после лекции в конце урока).

5. Тестирование в больших классах, где опросить каждого по одному разу

даже в течении месяца не всегда представляется возможным.

Тестирование эффективно, если в его основе лежат 3 фактора:

- длительность (учебная четверть, учебный год, все годы изучения курса

истории);

- периодичность (на каждом занятии, по изучении каждой темы, каждого

раздела и т.д.);

- комплексность (тесты требуют всесторонних знаний: теоретических, факто-

событийных, хронологических, синхронических).

Вырисовывается типология тестовых заданий по истории. Так, система,

разработанная группой О.И. Бородиной, предполагает тестирование в ходе

обучения истории и по его итогам. Тесты носят учебно-тематический характер,

охватывают все сферы истории России, современной цивилизации, предполагают

выбор варианта ответа из 3-4. Авторы рекомендуют следующую организацию

тестирования:

«Итоговое тестирование.

… на итоговом занятии дата которого должна быть известна заранее, каждый

ученик получает один тест, состоящий из десяти вопросов. Ему необходимо

выбрать любые 8 вопросов и подчеркнуть правильные ответы в них. За 8

правильных ответов - оценка «5», за 7 – «4», за 6 – «3». Учащийся,

ответивший менее чем на 6 вопросов, итоговое тестирование не проходит, и на

усмотрение учителя ему может быть предложен дополнительный тест. На

итоговое тестирование отводится от 20 до 30 минут, в зависимости от степени

подготовленности учащихся…

Тестирование в ходе обучения.

Вопросы тестов могут быть использованы для организации тестирования в ходе

обучения. Например, после изучения какой-либо темы учащимся предлагается

выбрать правильные ответы в соответствующих теме вопросах. В этом случае

преподаватель сам заранее устанавливает за какое количество вопросов какую

оценку он будет выставлять. Такое тестирование менее эффективно, но в

определенных случаях может быть организовано. Например, для слабо

успевающих учащихся…

Самопроверка.

Тесты могут быть использованы и для самопроверки знаний по истории самими

учащимися. Кроме того, преподаватель может использовать тесты и как

домашнее задание с последующим разбором неправильных ответов. В виде

домашнего задания можно давать учащимся и вопросы исторической олимпиады

для получения ими дополнительной оценки.

Тесты могут быть использованы и абитуриентами, для того чтобы проверить

свои знания по истории и подготовиться к вступительным экзаменам в ВУЗы…»

(Бородина О.И., Щербакова О.М. Тесты по истории России: XIX век. М.: -

1996)

Подход Е.Е. Вяземского и О.Ю. Стреловой предполагает использовать тест при

отработке всех компонентов учебного исторического материала с целью:

1. выявления хронологических знаний

2. выявления картографических знаний и умений

3. выявление знания главных и неглавных исторических фактов

4. выявление теоретических исторических знаний.

В.П. Беспалько, подведя классификацию учебной деятельности к 5 уровням

(понимание, узнавание, воспроизведение, применений, творчество),

соответственно предлагает тесты с вопросами 5 уровней сложности.

В школах с гуманитарным уклоном тесты могут носить более сложный по

структуре и содержанию характер (осторожно назовем их тестами второго

поколения). Главная цель, наряду с традиционной при использовании такого

типа тестов состоит: во-первых, в выявлении углубленного понимания



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.