Проверка знаний и умений в обучении истории
Содержание
Задачи и содержание проверки знаний и умений учащихся ………………………………….. 3
Уроки диагностики знаний и умений…………………………………………………………....3
Система проверки знаний и умений в 5-6 классах ………………………………………………8
Заключение………………………………………………………………………………………....9
Приложение 1………………………………………………………………………………………11
Литература………………………………………………………………………………………….12
Задачи и содержание проверки знаний и умений учащихся
Проверка и учет знаний учащихся относится к наиболее сложным вопросам
методики обучения истории и неоднократно рассматривались в методической
литературе. Работы советских методистов и передовой опыт учителей-практиков
убедительно показали многообразие функций проверки знаний.
Диагностика успеваемости учащихся – это методы и приемы объективного
выявления знаний учащихся на основе определенных критериев и действий.
Проблема оценивания знаний появилась одновременно с их изучением. Однако
система оценки работы учащихся возникла не сразу и прошла довольно
тернистый путь, прежде чем стала той, которую мы сегодня имеем.
Диагностика знаний как проблема является важнейшей внутришкольного и
вузовского учебно-воспитательного процесса по двум причинам:
- во-первых, в условиях демократизации и реформирования образования оценки
где обесценились, а где и в прямом смысле стали стоить очень дорого;
- во-вторых, объективное усложнение оценивания учащихся в рамках строго
пятибалльной системы приближается к кризисной отметке.
Функции и виды диагностики. Диагностика познавательной деятельности
учащихся включает пять функций и три вида:
- проверочная функция решает задачу выявления знаний, которые усваивают
учащиеся в ходе обучения.
- ориентирующая функция позволяет обнаружить слабые места в подготовке
всего класса и каждого учащегося в отдельности и на этой основе дать
советы, как ликвидировать пробелы в знаниях, не допускать подобные просчеты
в будущем, то есть направить умственную деятельность обучаемых в более
жесткое методическое и организационное русло.
- воспитательная функция обеспечивает установление отношения к истории,
влияющего на формирование его взглядов и убеждений.
- методическая функция обеспечивает формирование навыков и умений
правильно и объективно организовать контроль за процессом овладения
историческими знаниями учащимися.
- корректирующая функция дает возможность учителю вносить соответствующие
поправки в содержание и методику познавательной деятельности учащихся и
собственные усилия по управлению ею.
Текущий контроль проводится повседневно и на всех видах занятий.
Промежуточный контроль осуществляется за определенный учебный отрезок
времени. Иногда учителя оценивают учащихся и за изучение периодов истории.
Проводится в устной или письменной форме, часто по смешанному варианту:
ответ на один вопрос - устный, на второй – письменный. Широко используется
тестирование. При наличии компьютерного классе используются контролирующие
программы.
Итоговый контроль проводится в конце изучения курса истории с целью
выявления, на сколько полны и глубоки приобретенные учащимися знания,
соответствуют ли они их убеждения, на сколько реальны в использовании
исторического опыта в повседневной жизни.
Место оценки знаний. Главным выводом о деятельности учащегося на любом
уровне контроля является объективная оценка. Именно оценка вызывает радость
и огорчение, благодарность учителю и обиду на него. Высокая итоговая оценка
по дисциплине – это как награда, которой человек гордится и помнит всю
жизнь. Однако, нельзя допускать, чтобы культ оценки заслонял собой культ
знаний. Именно такая тенденция просматривается в ряде общеобразовательных
учебных заведений в современных условиях.
Учитель всегда должен быть справедлив в выставлении оценки и убежден, что
показанные учащимся знания соответствуют этой оценке. Но и только этого не
достаточно. Учащийся не менее учителя должен быть убежден в объективности
выставленной ему оценки. Если учащиеся, получившие неудовлетворительные
оценки, открыто заявляют, в том числе и учителю, что их знания оценены не
справедливо, значит учитель был не убедителен в контрольно проверочном
общении с ними.
Уроки диагностики знаний и умений.
Этот тип уроков носит (в основном) контрольно-проверочный характер.
Устный опрос, ему может быть посвящен как весь урок, так и его часть.
Главная цель – выявить наличие, понимание и устойчивость знаний по текущей
изучаемой теме или нескольким тема.
Организация и методика устного опроса.
При проведении опроса необходимо соблюдение некоторых организационно-
методических моментов, обязательных во всех классах.
1. Во время опроса учебники должны лежать на парте в закрытом виде. Это –
обязательное требование, выполнение которого необходимо для того,
чтобы учащиеся не отвлекались от коллективной работы класса;
подглядывание текста учебника в ходе опроса помешало бы правильно
оценивать ответы учащихся с места. В старших классах, где учащиеся
нередко доучивают урок во время опроса, указанное требование
проводится с помощью методических приемов, о которых речь пойдет ниже.
В случае необходимости уточнения, наведения справки учащиеся по
указанию учителя открывают учебник на нужной странице.
Необходимую при опросе карту из альбома (приложение к учебнику) можно
держать открытой.
2. Вопрос для развернутого ответа учитель ставит перед всем классом,
мобилизуя таким образом знания и активность каждого. После небольшой
паузы следует вызов ученика для развернутого ответа. В этом случае
ученику лучше подойти к учительскому столу (доске, карте, картине). Ни
в младших, ни в старших классах недопустимо превращать опрос в диалог
между отвечающим и учителем, вполголоса, без участия остальных
школьников.
3. Прерывать учащегося допустимо лишь в случаях крайней необходимости:
отклонения от темы, от существа поставленного вопроса (вернуть к
теме!), перегружает ответ второстепенными деталями, не выделяет
основного (помочь постановкой вспомогательных вопросов).
Устный опрос проводится как правило на каждом занятии по материалу
предшествующего урока. Наша задача заключается прежде всего в том, чтобы
получить от учащегося небольшой, но связный рассказ с указанием даты и
показом по карте. Планируя опрос, учитель расчленяет содержание заданного
урока на небольшие посильные для учащихся дозы рассказа, в зависимости от
возраста. Успех ответа нередко во многом зависит от формулировки вопроса.
Полезно отказаться от формулировок, которые могут озадачить детей.
Важно, чтобы дети уже в 4-5 классах школьники начали овладевать некоторыми
стереотипами изложения исторического материала. Например, о войне нужно
рассказывать в таком порядке: 1. Причины. 2. Характер войны. 3. Ход военных
действий. 4. Итоги войны.
Прекрасным вспомогательным средством для облегчения и организации связного
ответа является план ответа на доске. В младших классах он дается учителем,
но постепенно учащиеся привлекаются к выработке плана опроса.
В 4-5 классах значительно облегчается изложения материала учащимися при
ответе по интересной картине или иллюстрации в учебнике.
Таким образом, в ходе опроса осуществляется формирование и дальнейшее
развитие умений и навыков учащихся: умения рассказывать и планировать свой
рассказ, вести рассказ, опираясь на содержание картины или сопровождая его
показом по карте, анализировать факты и делать выводы и обобщения,
сопоставлять и сравнивать.
Среди школьников встречаются и такие, кто умеет бойко изложить материал
почти «слово в слово» по учебнику. Им учитель обязательно поставит
дополнительный вопрос на понимание изложенного.
Разобрав ответ учащегося, учитель спросит его по ранее пройденному
материалу. Это необходимо не только для проверки прочности усвоения и для
закрепления изученной темы, но и для более глубокого восприятия новой.
Организуя в течении всего учебного года в ходе текущего опроса повторение,
учитель имеет полную возможность предлагать учащимся такие вопросы из
прошлого, которые связаны либо с материалом опроса, либо с темой текущего
урока.
Вопросы из ранее пройденного целесообразно ставить и в связи с изложением
нового материала. Эта работа приближается к тому, что называется
соединением изучения нового с проверкой домашнего задания, с проверкой
раннее усвоенного материала.
Тестирование осуществляется во всех классах. Дифференциация тестов
производится в зависимости от цели тестирования, концентра обучения и
владения учащимися данным видом учебы.
Тест – это:
- «метод исследования и испытания способностей человека к выполнению той
или иной строго определенной работы, выяснения умственного развития,
профессиональных наклонностей испытуемого с помощью стандартных схем и
форм» (Кондаков Н.И. Логический словарь справочник)
- «стандартное задание, применяемое с целью определения умственного
развития, специальных способностей, волевых качеств человека и других
сторон его личности» (Словарь русского языка. – Т.4.)
- «стандартизированный метод исследования, предназначенный для точных
количественных и некоторых качественных оценок индивидуально-
психологических особенностей и поведения человека путем сравнения этих
оценок с некоторыми, заранее заданными стандартами - нормами теста»
(Коджаспирова Г.М., Коджаспиров А.Ю. Педагогический словарь.)
Слово тестирование слышно сейчас везде очень часто. Серьезную форму работы
оно еще не превратилось и пока больше похоже на погоню за модой и внешней
легкостью контроля.
Тестов издается много. Изучение изданных исторических тестов позволило
выявит в них ряд содержательных и структурных недостатков:
1. Большинство тестов несовершенно в том, что приводит обучаемых лишь к
показу «сухих знаний», но не объяснения факто, событий, действий и
поступков личности и т.п.
2. Велика вероятность получения учащимся случайной отличной оценки, так
как выбор правильного ответа не широк – из 3-4 вариантов.
3. И без того узкая пятибалльная шкала оценок сокращается до
двухбалльной: учащийся за ответ по каждому вопросу получает или
отлично или неудовлетворительно.
4. Тестирование предназначено для проверки реализации лишь одной функции
учебы, да и то не полностью – образовательной. Тесты не решают вопрос
выявления реализации методической функции (умение говорить,
доказывать, отстаивать), практической (исследование исторического
опыта в современных условиях), не говоря уже о воспитательной функции.
5. В условиях традиционного тестирования выигрывают чаще всего «зубрилы».
Рядом с ними оказываются и ленивые, но с хорошо развитой интуицией.
Логически мыслящим учащимся, для которых в основе изучения в истории
лежат вопросы не «сколько, где и когда», а «почему столько, почему
именно там, почему именно тогда», часто оказываются в проигрыше.
Выходит, усердные в зубрешке и обладающие интуицией держат верх над
неординарными и способными.
И тем не менее тестирование необходимо. Необходимо, особенно в условиях,
когда есть надежда, что будет создана государственная система тестирования
и содержательный пакет тестовых заданий. Опасения по поводу примитивного
натаскивания учащихся на тестирование отпадет само собой, поскольку в
пакете может быть, скажем, 10000 вопрос и более. Так что, готовясь к
экзамену, проще будет выучить учебник истории.
Но и сейчас нет более оптимального способа осуществления текущего или
промежуточного контроля за усвоением знаний в сжатые временные сроки с
охватом наибольшего количества учащихся, чем тестирование.
Целесообразнее всего использовать тестирование:
1. Тестирование с целью текущего контроля за приобретением знаний
учащимися. Проводится по результатам изучения очередной темы или
раздела курса.
2. Тестирование с целью контроля за динамикой усвоения знаний учащимися
по сквозным тема, охватывающим века, периоды и т.д.
3. Тестирование перед групповыми занятиями, особенно такими как семинар-
исследование, семинар с элементами дискуссии, семинар «за круглым
столом» и т.п. Проверка знаний учащихся по основным идеям, положениям,
терминам по теме позволит учителю убедиться в правильности выбранного
метода проведения занятия.
4. Тестирование с целью выявления уровня знаний, приобретенных учащимися
на лекции (осуществляется сразу после лекции в конце урока).
5. Тестирование в больших классах, где опросить каждого по одному разу
даже в течении месяца не всегда представляется возможным.
Тестирование эффективно, если в его основе лежат 3 фактора:
- длительность (учебная четверть, учебный год, все годы изучения курса
истории);
- периодичность (на каждом занятии, по изучении каждой темы, каждого
раздела и т.д.);
- комплексность (тесты требуют всесторонних знаний: теоретических, факто-
событийных, хронологических, синхронических).
Вырисовывается типология тестовых заданий по истории. Так, система,
разработанная группой О.И. Бородиной, предполагает тестирование в ходе
обучения истории и по его итогам. Тесты носят учебно-тематический характер,
охватывают все сферы истории России, современной цивилизации, предполагают
выбор варианта ответа из 3-4. Авторы рекомендуют следующую организацию
тестирования:
«Итоговое тестирование.
… на итоговом занятии дата которого должна быть известна заранее, каждый
ученик получает один тест, состоящий из десяти вопросов. Ему необходимо
выбрать любые 8 вопросов и подчеркнуть правильные ответы в них. За 8
правильных ответов - оценка «5», за 7 – «4», за 6 – «3». Учащийся,
ответивший менее чем на 6 вопросов, итоговое тестирование не проходит, и на
усмотрение учителя ему может быть предложен дополнительный тест. На
итоговое тестирование отводится от 20 до 30 минут, в зависимости от степени
подготовленности учащихся…
Тестирование в ходе обучения.
Вопросы тестов могут быть использованы для организации тестирования в ходе
обучения. Например, после изучения какой-либо темы учащимся предлагается
выбрать правильные ответы в соответствующих теме вопросах. В этом случае
преподаватель сам заранее устанавливает за какое количество вопросов какую
оценку он будет выставлять. Такое тестирование менее эффективно, но в
определенных случаях может быть организовано. Например, для слабо
успевающих учащихся…
Самопроверка.
Тесты могут быть использованы и для самопроверки знаний по истории самими
учащимися. Кроме того, преподаватель может использовать тесты и как
домашнее задание с последующим разбором неправильных ответов. В виде
домашнего задания можно давать учащимся и вопросы исторической олимпиады
для получения ими дополнительной оценки.
Тесты могут быть использованы и абитуриентами, для того чтобы проверить
свои знания по истории и подготовиться к вступительным экзаменам в ВУЗы…»
(Бородина О.И., Щербакова О.М. Тесты по истории России: XIX век. М.: -
1996)
Подход Е.Е. Вяземского и О.Ю. Стреловой предполагает использовать тест при
отработке всех компонентов учебного исторического материала с целью:
1. выявления хронологических знаний
2. выявления картографических знаний и умений
3. выявление знания главных и неглавных исторических фактов
4. выявление теоретических исторических знаний.
В.П. Беспалько, подведя классификацию учебной деятельности к 5 уровням
(понимание, узнавание, воспроизведение, применений, творчество),
соответственно предлагает тесты с вопросами 5 уровней сложности.
В школах с гуманитарным уклоном тесты могут носить более сложный по
структуре и содержанию характер (осторожно назовем их тестами второго
поколения). Главная цель, наряду с традиционной при использовании такого
типа тестов состоит: во-первых, в выявлении углубленного понимания
|