на тему рефераты Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
на тему рефераты
на тему рефераты
МЕНЮ|
на тему рефераты
поиск
Психолого-педагогическое обоснование урока

Психолого-педагогическое обоснование урока

Выполнил: Шеренков Роман Николаевич

гр. 50 "а"

Проект: Урок природоведения во 2 классе.

Тема: Живая и неживая природа. Многообразие природы. Взаимосвязи в природе.

Данный урок является вводным в курс изучения "природоведения". На изучение

темы "Живая и неживая природа. Многообразие природы. Взаимосвязи в

природе" отводиться один урок.

На этом уроке учащиеся вспоминают некоторые материалы пройденного

курса "ознакомление с окружающим миром". В частности такие представления

как "природа", "растения", "животные" и некоторые другие. На этом уроке

необходимо заострить внимание учащихся на предмете изучения курса, на

особенностях структуры уроков (знакомство с фенологическими минутками), а

также дополнить знания учащихся о природе, сформировать представление о

предметах живой и неживой природы, установить взаимосвязь предметов живой и

неживой природы, выявить значение природы в жизни человека и влияние

человека на природу. Всё это носит ознакомительный и основообразующий

характер, что подразумевает более обстоятельное раскрытие данных понятий на

последующих уроках природоведения.

Цель: Формирование общего природоведческого понятия "природа", "живая и

неживая природа". Знакомство с многообразием природы, взаимосвязями в

природе.

Тип урока: предметный урок.

Достижение данной цели подразумевает выполнение следующих задач:

1. Дополнить знания учащихся об окружающем мире. Склассифицировать предметы

живой и неживой природы. Установить взаимосвязь между живой и неживой

природой. Ознакомить с группами предметов не относящихся к природе,

выявить место человека в природе и значение природы для человека.

2. Развивать связную речь учащихся.

3. Знакомство с новым методомическим приемом – моделированием. Составление

модели взаимосвязь "природа-человек".

4. Экологическое воспитание учащихся.

Достижение цели осуществляется в 5 этапов:

1. Актуализация опорных понятий.

2. Целеполагание.

3. Введение новых понятий и способов действий.

4. Отработка способов действий

5. Формулирование основных выводов

|этапы |деятельность учителя |методическое обоснование |психолого- педагогическое |

|урока | | |обоснование |

| | | | |

|1. |На доске таблица "Жизненные формы |Это будет необходимо далее. |Основная дидактическая задача |

|Актуализа|растений". | |этапа – познакомить с новым |

|ция |Учитель показывает ребятам учебник |С помощью этого учитель |предметом и учебником, опираясь |

|знаний. |природоведения и ученики его |обращает внимание детей на |при этом на ранее изученный |

| |рассматривают. Учитель обращает |новый учебник и новый предмет, |материал. |

| |внимание на правила работы с |который будет изучаться с |На этом этапе используются методы|

| |учебником. |помощью этого учебника. |рассказа, беседы, самостоятельная|

| | | |работа с учебником. Это |

| | | |объясняется необходимостью |

| | |Происходит знакомство с |познакомить с новым предметом |

| |Теперь учитель обращает внимание |фенологической минуткой, |опираясь на предмет ранее |

| |ребят на погоду на улице и говорит |которая будет проходить на |изученный и на –знания учеников |

| |что теперь наблюдения за погодой |каждом уроке. |полученные ими самостоятельно. |

| |будут проводиться на каждом уроке | |Форма организации деятельности – |

| |природоведения. | |фронтальная. Так как здесь |

| | |Это необходимо для дальнейшего |необходима работа со всем |

| |Также учителем выделяется основной |изучения предмета и его смысла.|классом. |

| |предмет изучения природоведения – | |Содержание, методы и цели |

| |природа и её объекты. | |определяются задачами и целью. |

| | | |Самостоятельная работа и беседа |

| | | |дают ученикам быть включенными в |

|2. | | |работу. Новый предмет всегда |

|Целеполаг| | |интересен. |

|ание | | | |

| | | | |

| |Учитель объясняет, что сейчас узнали |Необходимо сообщить детям цель |Основная задача этапа – сообщить |

| |о том что изучает предмет |урока. |детям о том, что нового они |

| |природоведения и сегодня мы узнаем о | |узнают на данном уроке. |

| |том на какие две большие группы | |Основной метод – метод |

| |делится природа, какая взаимосвязь | |объяснения. |

|3. |между этими группами, каково место | |Форма организации – фронтальная. |

|Введение |человека в природе и как человек и | |Содержание, методы и средства |

|понятий и|природа влияют друг на друга. | |соответствуют цели. |

|способов | | | |

|действий.| |Необходимо чтобы сами дети | |

| |Учитель просит детей назвать объекты |выделили объекты природы, чтобы|Изучается новый материал |

| |природы, выписывая на доску 5 –10 |внести элемент случайности и |посредством беседы и при помощи |

| |объектов живой и столько же неживой |тем самым дать понять им что |новых методических приемов, |

| |природы. Также необходимо выписать |результат не зависит от выбора.|развивающих логическое мышление |

| |несколько объектов не относящихся к | |младших школьников. Посредством |

| |природе, т.е. сделанных человеком. | |методического приема – |

| | | |классификации, выявляются |

| |Затем он ставит проблемную ситуацию: |Здесь происходит выделение |закономерности деления предметов |

| |называет один объект живой и один |объектов живой и неживой |на две группы: объекты живой и |

| |объект неживой природы из выписанных,|природы, а также учитель дает |неживой природы, выделяется |

| |просит определить, какое основное |эти понятия детям. В процессе |группа предметов, изготовленных |

| |отличие между ними(это можно |составления групп понятия |человеком. При помощи модели |

| |повторить). После нахождения отличия |первично закрепляются. |выявляется алгоритм действия: |

| |"живой-неживой" учитель просит по |Кроме этого ребятам необходимо |взаимосвязь предметов живой и |

| |очереди расположить все записанные |выделить из каких двух групп |неживой природы, значение природы|

| |объекты в две группы. Учитель |объектов состоит живая природа |для человека и влияние человека |

| |называет эти группы "Живая природа" и|(из растений и животных). |на природу, выявляются |

| |"Неживая природа". Далее объекты | |положительные и отрицательные |

| |живой природы учитель предлагает | |моменты влияния человека на |

| |разделить на группы(используя таблицу| |природу. |

| |на доске) и собственные знания. | |Отработка способа действия |

| |Ребята выделяют группу растений и | |ведется при помощи выполнения |

| |группу животных, отдельно выделяется | |самостоятельной практической |

| |человек. |Учитель также выделяет предметы|работы. |

| | |которые сделал человек, они |При работе используются следующие|

| |Следующим эпизодом учитель выделяет |являются продуктами его |методы: |

| |среди всех объектов сделанные |деятельности. |Беседа – способствует выявлению |

| |человеком и просит учеников выделить | |сформированности понятий – |

| |эту особенность. |Эта работа необходима |"живая" и "неживая" природа. |

| | |непосредственно для выполнения |Используя методический прием – |

| |Далее учителем ставиться проблемная |задач урока, т.е. для |классификации, учащиеся выделяют |

| |ситуация: могут ли объекты живой |нахождения взаимосвязей между |основные признаки деления |

| |природы обойтись без предметов |живой и неживой природой на |объектов природы на группы живая |

| |неживой. Учитель предлагает выполнить|основе таких взаиммосвязей |и неживая, выделяется также |

| |следующие задания: "Давайте обозначим|между конкретными группами |группа изготовленная человеком. |

| |воздух голубым кружком. Могут ли |объектов. |Наглядные методы – наблюдение за |

| |растения и животные обойтись без | |окружающим миром помогает |

| |воздуха?". На доску вывешивается | |установить взаимосвязь между |

| |карточка обозначающая растения и | |объектами живой и неживой |

| |кружек – воздух. Синими стрелками | |природы, выявить значение для |

| |учитель просит обозначить кому | |человека и влияние человека на |

| |необходим воздух. Учитель задает | |природу. Методический прием |

| |вопрос для чего нужны растения и | |моделирования помогает учащимся |

| |влияют ли они на воздух. Такая же | |составить опорные схемы – |

| |работа проводится с животными, | |взаимосвязь между объектами живой|

| |которые обозначаются отдельной |Происходит построение модели. |и неживой природы, а также |

| |карточкой. | |взаимосвязь "природа – человек". |

| | | |Выполняя практическую работу |

| |Затем все оговоренные связи | |учащиеся закрепляют основные |

| |обозначаются на доске с помощью |Итог делается на основе |выводы по содержанию урока. |

| |карточек животных и растений, |построенной модели. |Экологическое воспитание |

| |стрелок. | |школьников осуществляется на |

| | | |протяжении всего урока, |

| |Учитель предлагает подвести микро |Составление модели "Значение |посредством всех |

| |итог, что живая и неживая природа |природы в жизни человека". Эта |вышеперечисленных методов и |

| |взаимосвязаны. |работа проводиться согласно |приемов. |

| | |выполнению задач урока, а |Требуя от учащихся полного, |

| |На следующем под этапе учитель задает|именно – выявить место человека|обоснованного ответа – учитель |

| |вопрос: "Чем является природа для |в природе и значение природы |работает над развитием устной |

| |человека?". И предлагает построить |для человека. Основной момент |связной речи учащихся. |

| |модель которая будет показывать как |здесь – все выводы о тех или |Урок строится с опорой на |

| |человек и природа взаимодействуют |иных "значениях" природы для |натуральные объекты природы, с |

| |друг с другом. Для этого он |человека делают дети. Учитель |учетом наблюдательности учащихся |

| |предлагает обозначить человека |лишь следит за верностью этих |и накопленных ими ранее знаний. |

| |соответствующей карточкой – картинкой|выводов. |При подборе материала учитывались|

| |и вывешивает её на доску. | |возрастные особенности данной |

| |Учитель задает подобные вопросы: | |возрастной группы учащихся, что |

| |1."Зачем человек выезжает в лес, к | |видно по ходу урока. В основе |

| |реке, гуляет на лугу?"(хочет | |подбора материала были |

| |отдохнуть, любуется природой). | |использованы след. дидактические |

| |Давайте обозначим природу как | |принципы: |

| |"источник" отдыха. Используем для | |научности (при подготовке к уроку|

| |этого картинку с изображением | |был использован теоретический |

| |бабочки. "Давайте проведем стрелочку | |материал таких наук, как |

| |от "бабочки" к человеку". | |география, ботаника, экология); |

| |2."Что мы чувствуем, когда заходим в | |доступности ( материал |

| |лес?"(чистый воздух, свежесть). | |используемый на уроке доступен |

| |Воздух обозначается соответствующей | |детям данного возраста); |

| |картинкой и проводится стрелка к | |последовательности (материал |

| |человеку. Природа дает человеку | |урока вводится последовательно – |

| |экологическую чистоту. | |от общего к частному, |

| |3-7. В этих пунктах учитель помогает | |используется связь с тем, что |

| |детям раскрыть след. значение | |дети изучали раньше, и что будут |

| |природы: | |изучать потом) ; |

| |продукты питания; | |наглядности (на уроке |

|4.Отработ|предметы, изготовляемые из объектов | |присутствует необходимое |

|ка |природы; | |количество наглядности); |

|способов |служит источником познания; | |и др. |

|действий.|источником воды; | |Учитель на уроке использует |

| |является средством воспитания | |приемы обратной связи как в |

| |(имеется в виду посадка деревьев | |процессе составления моделей |

| |школьниками, охрана природы и т.д.). |Для отработки способа действия |взаимосвязи между живой и неживой|

| |Каждое "значение" объектов природы |– моделирования и выделения |природой, и "человек – природа", |

| |обозначается подходящей картинкой, |существенного от |так и в процессе объяснения |

| |вывешивается на доску и соединяется |несущественного проводится |обоснованности выборов в |

| |стрелкой с фигуркой человека. |самостоятельная работа. Так же |самостоятельной работе |

| | |эта работа соответствует |школьников. |

| |Самостоятельная работа. Учитель дает |выполнению цели урока – | |

| |задание: "Посмотрите на схему. Если |нахождения взаимосвязей и | |

| |человек используют объекты природы и |взаимовлияния между природой и | |

| |влияет на нее, то поставьте стрелочку|человеком. | |

| |от человека к такому объекту природы.| | |

| |Если это влияние положительное, то | | |

| |поставьте знак "+", если | | |

| |отрицательное – "-". | | |

| |Учащиеся выполняют работу расставляя | | |

| |знаки и связи. При возникновении | | |

| |затруднений они разбираются в классе.| | |

|5.Формули| | | |

|ровка |У учащихся часто получается двойная | | |

|основных |оценка влияния человека на природу | | |

|выводов. |("+\_"). Необходимо выслушать мнения | | |

| |учеников и их аргументацию, прийти к | | |

| |общему решению. | | |

| |Учитель предлагает сделать вывод, что|Подведение итогов неотъемлимая | |

| |человек и природа взаимосвязаны. |часть любого урока, в том числе| |

| |Можно предложить учащимся нарисовать |и урока природоведения. Без нее| |

| |простейшие взаимосвязи между природой|не будет выполнена цель, | |

| |и человеком, когда человек помогает |которая была поставлена перед | |

| |природе. |учителем и учениками на этом | |

| | |уроке, т.е. она не будет ясно | |

| |Учитель подводит итог проделанной |прослеживаться учащимися, что | |

| |работе при помощи следующих вопросов:|может повлечь за собой её | |

| | |невыполнение. | |

| |о каких объектах природы говорили; | | |

| |как различать объекты живой и неживой| | |

| |природы; | | |

| |что такое природа; | | |

| |существуют ли объекты живой и неживой| | |

| |природы отдельно друг от друга; | | |

| |объясните: "человек и природа – | | |

| |единое целое"; | | |

| |объясните, какие предметы не | | |

| |относятся к объектам природы. | | |

К концу учебного года по данной теме учащиеся должны знать:

o компоненты неживой природы: вода, воздух, полезные ископаемые;

o компоненты живой природы: человек, растения, животные, грибы, микробы.

уметь:

o устно описывать объекты живой природы;

o различать виды растений и животных.

Выполнение цели урока – взаимосвязанное действие с одной стороны -

деятельности учителя и целостности и совместимости отобранных им методов,

с другой правильных и результативных его действий по отбору материала для

урока и организации учебного процесса в классе. Все намеченные задачи

выполнены и цель данного урока достигнута.



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.