на тему рефераты Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
на тему рефераты
на тему рефераты
МЕНЮ|
на тему рефераты
поиск
Пути повышения эффективности обучения решению задач

Пути повышения эффективности обучения решению задач

Реферат

на тему: Пути повышения эффективности обучения решению задач на

примере школьного курса физики

Выполнила:

John Doe

Научный руководитель:

Richard Roe

План

Введение

§1. Что такое задача.

Особенности школьных задач по физике.

§2. Разновидности задач и их особенности.

§3. Структура решения задач.

Способы решения задач.

§4. Педагогические основы обучения решению задач по физике.

Заключение.

Литература.

Введение.

В изучении курса физики решение задач имеет исключительно большое

значение, и им отводится значительная часть курса.

Решение и анализ задачи позволяют понять и запомнить основные законы и

формулы физики, создают представление об их характерных особенностях и

границах применение. Задачи развивают навык в использовании общих законов

материального мира для решения конкретных вопросов, имеющих практическое и

познавательное значение. Умение решать задачи является лучшим критерием

оценки глубины изучения программного материала и его усвоения.

В основе каждой физической задачи положено то или иное частное

проявление одного или нескольких фундаментальных законов природы и их

следствий. Поэтому, прежде чем приступать к решению задач какого-либо

раздела курса, следует тщательно проработать теорию вопроса и внимательно

разобрать иллюстрирующие ее примеры. Без твердого знания теории нельзя

рассчитывать на успешное решение и анализ даже простых задач, не говоря уже

о более сложных.

§1. Что такое задача?

Особенности школьных задач по физике.

Физической задачей в учебной практике обычно называют небольшую

проблему, которая решается с помощью логических умозаключений,

математических действий и эксперимента на основе законов и методов физики.

По существу, на занятиях по физике каждый вопрос, возникший в связи с

изучением учебного материала, является для учащихся задачей. Активное

целенаправленное мышление всегда есть решение задач в широком понимании

этого слова.

Решение физических задач – одно из важнейших средств развития

мыслительных творческих способностей учащихся. Часто на уроках проблемные

ситуации создаются с помощью задач, а этим активизируется мыслительная

деятельность учащихся.

Ценность задач определяется прежде всего той физической информацией,

которую они содержат. Поэтому особого внимания заслуживают задачи, в

которых описываются классические фундаментальные опыты и открытия,

заложившие в основу современной физики, а также задачи, показывающие

присущие физике методы исследования. Примерами могут служить задачи об

опытах Штерна, О.Герике, А.Ф.Иоффе.

Некоторое понятие об основном физическом методе исследования явлений

природы – эксперименте, основу которого составляют измерения и

математические исследования функциональной зависимости между физическими

величинами, целесообразно дать с помощью экспериментальных задач. Например,

уже в седьмом классе могут быть решены следующие задачи: «проградуировать

пружину и выразить формулой зависимость ее удлинения от приложенной силы».

Задачи с историческим содержанием позволяют показать борьбу идей,

возникавшие перед учеными трудности и пути их преодолевания. «Ничто так не

способствует общему развитию и формированию детского сознания, как

знакомство с историей человеческих усилий в области науки, отраженной в

жизнеописаниях великих ученых прошлого и постепенной в эволюции идей», –

писал П.Ланжевен. Примерами могут служить задачи об опытах по определению

скорости света, изучению строения атома и т.д.

Весьма полезно составление физических задач политехнического

содержания на базе местного производства:

Один из проектов международной телевизионной связи предусматривает

применение для этой цели спутника Земли. На какую высоту над экватором

нужно запустить спутник на восток, чтобы с Земли он казался неподвижным?

Какое минимальное количество таких спутников нужно запустить, чтобы любая

точка экватора «просматривалась» хотя бы одним спутником?

Значительный интерес для связи физики с живой природой представляют

задачи с биофизическим содержанием.

Почему жара в местах с влажным климатом переносится труднее, чем в

областях с сухим климатом?

Наряду с задачами производственного и естественнонаучного содержания

большое значение для связи обучения с жизнью имеют задачи о физических

явлениях в быту. Они помогают видеть физику «вокруг нас», воспитывают у

учащихся наблюдательность. Например:

Рассчитать стоимость электроэнергии, которая потребляется вашей

стиральной машиной, холодильником или телевизором за 3 ч. работы.

В целях политехнического обучения задачи важны также как средство

формирования ряда практических умений и навыков. В процессе решения задач

учащиеся приобретают умения и навыки применять свои знания для анализа

различных физических явлений в природе, технике и быту; выполнять чертежи,

рисунки, графики; производить расчеты; пользоваться справочной литературой;

употреблять при решении экспериментальных задач приборы и инструменты…

С помощью задач можно ознакомить учащихся с возникновением новых

прогрессивных идей, обратить внимание на достижения советской науки и

техники. Интересны в этом отношении задачи с данными о полетах советских

кораблей (космических), о гигантских электростанциях, о новых технических

изобретениях и т.д.

Решение задач – нелегкий труд, требующий большого напряжения сил, он

может нести с собой и творческую радость успехов, любовь к предмету, и

горечь разочарований, неверие в свои силы, потерю интереса к физике.

Решение задач – чуткий барометр, по которому учитель может постоянно

следить за успехами и настроением учеников и эффективностью своей учебно-

воспитательной работы.

§2. Разновидности задач и их особенности.

Задачи по физике весьма разнообразны по содержанию и дидактическим

целям. Их можно классифицировать по многим признакам:

- по способу решения;

- по содержанию;

- по степени трудности (простые, сложные);

- по целевому назначению (тренировочные, контрольные).

Положив в основу классификации способ решения, можно выделить

следующие виды задач: количественные, качественные или задачи-вопросы,

экспериментальные и графические.

Задачи-вопросы – это такие задачи, при решении которых требуется

объяснить то или иное физическое явление или предсказать, как оно будет

протекать при данных условиях; в содержании этих задач отсутствуют числовые

данные.

Например: Почему волосок электрической лампочки накаливается добела, в

то время как провода остаются холодными, хотя по ним проходит такой же ток

(8 кл.). И такие задачи решаются устно; необходимость обоснования ответов

на поставленные вопросы приучает учащихся рассуждать, помогает глубже

осознать сущность физических законов.

Количественные задачи – это такие задачи, в которых ответ на

поставленный вопрос не может быть получен без вычислений. При решении

количественных задач качественный анализ также необходим, но он дополняется

еще и количественным анализом с подсчетом тех или иных количественных

характеристик процесса. Количественные задачи разделяют на

- простые (тренировочные);

- сложные.

Под тренировочными задачами подразумеваются задачи, требующие простого

анализа и простого вычисления. Решение таких задач (в небольшом количестве)

необходимо для конкретизации только что сообщенной закономерности. Наиболее

легкие из них решаются устно.

Пример количественной задачи: Определить сопротивление нихромовой

проволоки, длина которой 150 м., а площадь поперечного сечения 0,2 мм2.

Экспериментальные задачи – это задачи, при решении которых с той или

иной целью используется эксперимент. Например: С помощью мензурки с водой

определить вес деревянного бруска…

Графические задачи – это такие задачи, в процессе решения которых

используют графики. Например:

1. Построить график пути равномерного движения, если v = 2 м/с.

2. Какие явления характеризует каждая часть графика АВ, ВС, СD и DE?

t,oC A

20

10

0 t, мин.

-10 B C

-20 D E

По роли графиков в решении задач их можно подразделить на два вида:

- задачи, ответ на вопрос которых может быть найден в результате построения

графика;

- задачи, ответ на вопрос которых может быть найден с помощью анализа

графика.

Решение графических задач способствует уяснению функциональной

зависимостью между физическими величинами, привитию навыков работы с

графиками, развитию умения работать с масштабами.

Решение экспериментальных задач (см. выше) способствует развитию

наблюдательности, а также совершенствуются навыки обращения с приборами.

Положив в основу классификации задач их содержание, можно выделить

следующие виды задач по физике:

- задачи с конкретным физическим содержанием;

- задачи с абстрактным содержанием;

- задачи с техническим содержанием;

- задачи с историческим содержанием;

- занимательные задачи.

Задачи с техническим содержанием – задачи, в которых отражена связь

физики с техникой или производством. Например: Почему для постройки

сверхскоростных реактивных самолетов используют специальные жароустойчивые

сплавы?

Подобные задачи учитель может составлять сам, используя сообщения из

газет, журналов, радио и телевидения. При решении таких задач все внимание

учеников сосредоточено на раскрытии новых терминов.

Задачи с историческим содержанием – это такие задачи, в условиях

которых использованы исторические факты об открытии законов физики или

каких-либо изобретений. Они имеют большое познавательное и образовательное

значение. Например, в 7 кл., при изучении закона Архимеда для газов, можно

решить задачу: Ученый Аристотель, живший в IV веке до н.э. обнаружил, что

кожаный мешок, надутый воздухом, и тот же мешок без воздуха, сплющенный,

имеют одинаковый вес. На основании этого опыта он сделал неверный вывод,

что воздух не имеет веса. В чем заключалась ошибка Аристотеля?

Занимательные задачи – это такие задачи, содержание которых дается в

занимательной форме. Они могут быть качественными, экспериментальными или

количественными.

Необычная постановка вопроса в таких задачах и последующее обсуждение

результатов обычно глубоко заинтересовывают учащихся. К сожалению, в

сборниках задач по физике мало задач занимательного характера. Поэтому их

приходится подбирать учителю из других источников. Например: Я.И.Перелыман

«Занимательная физика», «Физика на каждом шагу»; В.И.Зибера «Задачи-опыты

по физике». Пример занимательной задачи: почему не удается встать со стула,

не нагибая корпуса вперед? Проверить на опыте и т.д.

§3. Структура решения задач.

Способы решения задач.

Возникает вопрос: как же оформить решение задачи, из каких компонентов

состоит решение задачи?

В краткой записи содержания физической задачи указывают физическое

тело или явление, о котором идет речь. Дополнительные же табличные данные

записывают ниже вопроса или оставляют для них 1-2 строчки после записи

данных величин, т.е. пишут данные и что надо найти, затем переводят

неосновные единицы величин в СИ, далее идет графа-анализ, записывают

искомую формулу, затем идет выполнение вычислений в графе решение.

Например, дана задача: Определить сопротивление нихромовой проволоки, длина

которой 150 м., а площадь поперечного сечения – 0,2 мм2.

|Дано: |СИ |Анализ |Решение |

|Нихром. провол. | |l |110·10-8 Ом·м ·150 м |

|l = 150 м.; | |R = ? ––– |R = –––––––––––––––––– = |

|S = 0,2 мм2 |0,2·10-6 |S |0,2·10-6 м2 |

Страницы: 1, 2



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.