на тему рефераты Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
на тему рефераты
на тему рефераты
МЕНЮ|
на тему рефераты
поиск
Развитие оценочной деятельности учителя и учащихся как педагогическая проблема

Развитие оценочной деятельности учителя и учащихся как педагогическая проблема

Министерство народного образования ПМР

Приднестровский государственный университет

Н.В. СЕЛЕЗНЕВ

РАЗВИТИЕ ОЦЕНОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧИТЕЛЯ

И УЧАЩИХСЯ КАК ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА

Тирасполь - 1999г.

Рекомендовано к изданию учебно-методическим Советом

Приднестровского государственного университета (пр. № 6

от 23. 02. 99г.)

УДК 373.1.02

РЕЦЕНЗЕНТЫ: доцент кафедры общей педагогики Приднестровского

государственного университета О.В.Гукаленко;

директор Новоаненской СШ №1 республики Молдова

З.П.Кочорба.

ББК 74.200

ЧЕРНЫЙ ИЛИ БЕЛЫЙ?

Однажды мне пришлось стать свидетелем сцены, которая запомнилась

надолго. Обычная семейная сцена – проза жизни, но от чего-то именно она

заставила задуматься над тем, что меня беспокоит до сих пор. Наши соседи,

супруги, прожившие в браке не один год, поссорились. Случалось у них это

часто, и потому никого из окружающих это не удивило. Ссора происходила во

дворе дома и поводом для нее на этот раз стала рубашка мужа.

Посмотри! – кричал супруг, обращаясь к жене, - как я ее надену,

воротник-то черный!..

- Я стирала рубашку, воротник – белый! – в тон ему отвечала она.

- Черный!..

- Нет, белый!

- Черный!

Продолжалось это долго. Наконец, крикнув еще раз «белый!» и в сердцах

отшвырнув рубашку к забору, жена скрылась в дверях дома. Муж даже не

взглянул на рубашку, он опустился на скамейку и просидел в неподвижной позе

несколько минут. По лицу было видно, что он никак не может остыть и

мысленно продолжает спорить с женой.

Я взглянул на валявшуюся у забора рубашку. Это была обыкновенная

стираная рубашка, воротник которой был ни белый, ни черный, а, как и вся

она, салатного цвета. «Близорукие они что ли? – подумал я. Сколько шуму, а

дело выеденного яйца не стоит».

Спустя некоторое время супруг встал и тоже пошел в дом, откуда вскоре

опять послышалось: «Белый… черный… белый… черный». Спор продолжался до

вечера, но примирение так и не произошло. Никто не захотел уступить,

согласиться с противником, и бедная рубашка так и осталась ночевать под

забором. Не до нее. Теперь каждый, очевидно, только и думал над

противником. Различие позиций, упрямство в отстаивании своего взгляда на

вещь, повлекли за собой настоящую войну. И между мужем и женой, между как

нельзя более близкими людьми.

Поразмыслив над этим фактом, я пришел к важному выводу: человек всегда

оценивает, формирует о чем либо твердое оценочное мнение. Это мнение может

быть и верным и неверным, однако и в том, и в другом случае он очень часто

не хочет отказываться от него и начинает защищать его с завидным упорством.

Совершенно очевидно, что на такую упрямую оценку человеку приходится

тратить немало времени и сил. Его не останавливает даже то, что из-за этого

у него рушатся добрые отношения с окружающими, а жизнь его превращается в

сплошные сумерки. Приходится терять не только покой, но и здоровье.

Не владея своей оценкой, человеку приходится постоянно воевать с теми,

у кого не менее твердая и упрямая оценочная логика. Дело вовсе не в

рубашке, которая осталась под забором. Дело в том, что назавтра у супругов

найдется новый объект для таких оценочных противоречий, и они снова будут

долго изводить друг друга, даже если разбегутся по разным углам.

Имея достаточно развитый ум, житейский опыт взрослые (впрочем, как и

дети) обречены нести на своих плечах тяжкий груз оценочных противоречий.

Систематически ведется размежевание на «белых» и «черных», и делается это в

нашей жизни на каждом шагу, на любом сантиметре жизненного пространства.

Такие противоречия характерны не только невежественным и не

образованным людям, они присущи и тем, у кого есть дипломы, кто освоил

самые разнообразные науки. «Попробуйте сказать, что хотите, - пишет Н.Г.

Чернышевский, - всегда найдутся люди, умные и образованные, которые станут

говорить противное».

Читая художественную литературу, можно обнаружить множество яростного

оценочного размежевания между литературными героями. Многие мыслители,

особенно из тех, кто напрямую был связан с исследованиями психологии людей,

всегда выражали озабоченность по поводу оценочных разногласий среди людей и

целых поколений. И.С. Тургенев, например, в связи с этим сумел выделить,

исследовать и описать в деталях так называемую проблему «отцов и детей».

Я.А. Коменский одним из первых осознал остроту данной проблемы и на

основании этого сделал для педагогики фундаментальный вывод: «Истинное

суждение о вещах есть истинная основа всякой добродетели. Ничего нет в

человеческой жизни более гибельного, чем те превратные суждения, когда

вещам дается ненадлежащая оценка». Главным в этих словах Коменского

является не то, что оценка одного может влиять на судьбы многих и многих

людей: рвутся добрые связи, рушатся семьи, даже близкие порой становятся

врагами.

Из-за нежелания отказаться от ошибочного мнения, уступить другому

человеку, когда он прав, происходит множество несчастий и даже трагедий.

Люди гибнут не только за метал, еще чаще они, в буквальном смысле слова

гибнут из-за оценочной близорукости, называя один и тот же предмет кто

«белым», кто «черным», упрямо не соглашаясь с тем, что очевидно.

Вероятно, есть что-то в самой природе человека, раз он с таким

наслаждением противоречит себе подобному, не вдаваясь в смысл противоречия.

«Наиболее устойчивым свойством человеческих мнений является их несходство»

– говорил М. Монтень. По его мнению, даже если ты умный и порядочный

человек, для окружающих тебя людей будет вполне естественным, если один из

них станет тебя хвалить, другой ругать, а третий вообще возненавидит.

Зная об этом А.С. Пушкин советовал «хвалу и клевету» принимать от

людей с одинаковым равнодушием, ибо сегодня ты окружен толпой восторженных

поклонников и льстецов, а назавтра можешь услышать «суд глупца и смех толпы

холодной».

Н.В. Гоголь также один из тех, кто воспринимал оценочные противоречия

как естественное состояние человеческих натур. «Да не покажется странным,

что обе дамы были не согласны между собой в том, что видели в одно и тоже

время», - говорит он о двух небезызвестных героинях «Мертвых душ».

Уже в раннем возрасте личность человека получает устойчивую, лишь ей

присущую оценочную направленность. Это превращается в своеобразную призму,

через которую человек видит все окружающее. «Мы по-разному воспринимаем

вещи, - говорит М. Монтень, - в зависимости от того, каковы мы сами». В

этом случае даже умудренные жизненным опытом и наукой люди оказываются в ее

власти и уже не способны прийти к оценочному согласию с другими, быть при

этом сдержанными и гибкими. В образной форме об этом рассказывает Я.А.

Коменский в «Лабиринте света и рае сердца»: «Пришли мы на площадь ученых, и

я увидел между ними ссоры, распри, передряги, сумятицу. Редко можно было

найти такого, который не ссорился бы с кем-нибудь и не только молодые (это

можно было бы приписать их несовершеннолетнему возрасту), но и старики все

вместе ругались. И чем больше кто считал сам себя за ученейшего или другими

был так называем, тот тем скорее начинал споры, метал стрелы на других;

даже страшно было глядеть на это, в этом искал он славы и похвалы себе…

Если кто-нибудь промолвил что-либо, то другой моментально противоречил ему;

например, спорили о снеге: белый он или черный, об огне – горячий или

холодный. Мне до слез жалко было смотреть на это».

Как видим с этим «белым» и «черным» Я.А. Коменский сталкивался в

стародавние времена, и с тех пор натура человека мало изменилась.

Естественно возникает вопрос: могут ли люди видеть окружающее в истинном

свете и не носиться со своими субъективными оценками, ожесточенно навязывая

их друг другу? Если каждому дано воспринимать все по-своему, существует ли

вообще путь к оценочному согласию – залогу примирения и спокойствия среди

людей?

А что, если нет? Тогда мы навсегда останемся обозлившимися, но и

страдающими людьми, далекими друг от друга и от истины, о которой издавна

так любим поговорить. «Мы учимся в споре лишь возражать, а так как каждый

только возражает и выслушивает возражения, это приводит к тому, что

утрачивается истина», - не без основания рассуждает М. Монтень.

В этом, очевидно, скрыто одно из важных несовершенств человека. Беда

не в том, что он видит вещи по-своему, вся беда в том, что он не хочет или

не может соотнести выражаемых оценок с оценками других людей. Яростно

навязывая их, он создает множество жизненных неурядиц, конфликтных и

стрессовых ситуаций.

ТВОЯ МУДРОСТЬ В ТВОИХ ОЦЕНКАХ.

Очевидно, чтобы обеспечить хоть какое-то оценочное согласие между

людьми, надо научить их разумно смотреть на вещи. С точки зрения их же

собственных интересов и здравого смысла. При этом точкой отсчета здесь

может стать такой показатель как полезность или бесполезность вещи для

людей и конкретного человека. «Если бы человек был мудр, он расценивал бы

всякую вещь в зависимости от того, насколько она полезна и нужна ему в

жизни», - говорит М. Монтень1.

Правильная оценка должна отражать общечеловеческую значимость вещей,

явлений и, таким образом, помогать конкретному человеку отделять важное от

неважного, нужное от ненужного, полезное от бесполезного. Оценочная

безошибочность и энергичность становятся основой человеческой мудрости.

«Истинная мудрость – Я.А. Коменский, - заключается в том, чтобы судить о

вещах справедливо, чтобы считать каждую вещь только такою, какая она есть,

не стремиться к пустому, как будто бы оно было драгоценным, или не

отбрасывать драгоценного, принимая его за пустое, не порицать того, что

заслуживает похвалы, и не восхвалять заслуживающего порицания. Отсюда

именно рождаются в человеческих умах всякое заблуждение и ошибки».

Оценочная деятельность человека – путь к уяснению того, что в мире хорошо и

что плохо, что такое добро и что зло. Именно оценочная мудрость помогает

человеку оберегать себя не только от ошибочных представлений о чем–либо, но

и неправильных действий по отношению к конкретному предмету. Это очень

важно для человека, и это понимали люди уже в древности. Известный

библейский царь Соломон, обращаясь к Богу, просит не богатства, не

славы и почестей для себя, а мудрости, которая помогала бы ему иметь верное

оценочное представление обо всем, помогала бы мудро судить подданных,

безошибочно распознавать добро и зло. «Даруй мне, Господи, сердце разумное,

чтобы судить народ твой и различать, что добро и что зло» – говорит он.

1 Да простят нас читатели, что мы очень часто цитируем этого автора. Именно

он много размышлял над проблемой оценочных взаимоотношений между людьми, и

было бы не корректным забывать о его величайших философских выводах на этот

счет.

Получив возможность все видеть и понимать в истинном свете, Соломон

стал вершить правосудие, исходя из высших человеческих интересов, за что,

был прозван «Премудрый».

Один из самых ранних представителей материалистического направления в

философии Демокрит постоянно напоминает своим ученикам о значении оценки

человека. Неправильная оценка, по его мнению, не позволяет воспользоваться,

как подобает разумному человеку, даже тем, что составляет очевидное добро.

«У людей зло вырастает из добра; надо быть мудрым человеком, чтобы

надлежащим образом пользоваться добром». Одно дело многое знать, уточняет

он, и совсем другое дело мудро распоряжаться этими знаниями, умело, глубоко

и до конца осмысливать все. Большой ум отличается объемным оценочным

проникновением в суть вещей. Вот почему, говорит он далее, «должно

стараться не только о многознании, сколько о всестороннем образовании ума».

Современник Демокрита Сократ также считал высшей добродетелью человека

мудрость, которая приобретается в процессе размышления, взвешенной оценки

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.