Развитие творческого воображения, эмпатии детей старшего дошкольного возраста средствами изотеятельности
ДИПЛОМНАЯ РАБОТА
Развитие творческого воображения, эмпатии детей старшего дошкольного
возраста средствами изодеятельности
Выполнила:
Клименко Т.Г
Научный руководитель:
г. Краснодар
Оглавление
| Введение |3 |
|Глава I Обзор состояния вопроса в научно-методической литературе |6 |
|1.1.Значение эмоционального проживания культурного опыта человечества| |
|для развития личности ребенка |6 |
|1.2.Эмоции и их виды | |
|1.3. Основные функции и характеристики эмоций в современном их |8 |
|понимании |15 |
|1.4.Связь эмоциональной сферы и самосознания | |
|1.5.Эмоциональное развитие в школьном возрасте. Роль взрослого в |18 |
|развитии эмоциональных реакций и их осознании ребенком |18 |
|1.6.Эмпатия и её виды | |
|1.7.Воображение. Понятие | |
|1.8.Обогащение жизненного опыта ребенка через ознакомление с |23 |
|произведениями искусства – как средство развития творческого |24 |
|воображения и эмпатии |28 |
|1.8.1.Влияние цвета; роль музыки | |
|1.8.2.Восприятие картины детьми дошкольного возраста | |
|1.8.3.Ознакомление детей с произведениями искусства; нетрадиционные |28 |
|виды рисования в развитии творческого воображения |32 |
|1.9.Понять понимание, почувствовать чувство… Использование игр и |35 |
|упражнений для развития синестезии, творческого воображения, | |
|ассоциативности, эмпатии. | |
|Глава II Цель, задачи, методы и организация исследования |39 |
|2.1 Цель и задачи исследования | |
|2.2 Методы исследования | |
|2.3 Организация исследований и характеристика исследуемых групп | |
|Глава III Результаты исследования и их обсуждение |42 |
|Выводы |42 |
|Практические рекомендации |42 |
|Литература |46 |
|ПРИЛОЖЕНИЯ | |
| |48 |
| |51 |
| |52 |
| |53 |
| |56 |
| | |
| | |
Введение
Актуальность: Вырастить и воспитать гармонично развитого человека –
желание и стремление многих родителей. На достижение этой цели направлены и
усилия педагогов.
Психическое и физическое развитие ребенка взаимосвязано. Один из
примеров, подтверждающих это – непосредственная связь мобильности и
интеллекта, особенно в раннем детстве.
В раннем и дошкольном детстве закладываются много основ, в том числе и
здоровья. В валеологии здоровье определяется не только как отсутствие
болезней, травм, повреждений, но и состояние физической, психической
гармонии человека, доброжелательные, спокойные взаимоотношения с людьми,
природой.
«ХХI век будет веком ненасилия или его не будет вообще», - сказал
известный французский социолог Ж.Семлен. Сегодня ненасилие можно назвать
наукой выживания всего мира. Необходимость выдвижения на первый план задач,
связанных с воспитанием в духе ненасилия, обусловлена многими причинами:
войнамимежнациональными конфликтами, ростом преступности, насилием над
природой, межличностными и внутриличностными конфликтами.
Ненасилие входит в число таких общечеловеческих ценностей, как Добро,
Истина, Справедливость, Красота…Идеи ненасилия можно обнаружить в любой
религиозной и во многих философско-этических системах, причем не тольео в
качестве альтернативы насилию, но и как особый жизнеутверждающий принцип.
Достаточно вспомнить, например, идеи Л.Н. Толстого, М. Ганди, Г. Гора,
М.Л.Кинга., Н.К. Рериха, А.Швейцера, чтобы стал ясен смысл ненасилия .
История науки знает немало попыток использовать идеи ненасилия в сфере
обучения, воспитания. Наиболее последовательно они воплотились в концепциях
свободного воспитания Ж.-Ж.Руссо, М. Монтессори, Л.Н. Толстого,
К.Н.Вентцели, а в современно гуманистической психологии и педагогике их
проповедниками стали А. Маслоу, К. Роджерс, Л.С. Выгодский,
В.А.Сухомлинский, Ш.А. Амонашвили.
В нашей стране идеи ненасилия оформились в такие направления, как
педагогика сотрудничества, педагогика успеха, диалоговая педагогика,
педагогика переживания и др.
В 1992 г. в Москве была создана и зарегистрирована в Министерстве
юстиции ассоциация «Педагогика ненасилия» (президент проф. В.А. Ситаров),
целью деятельности которой явилось обеспечение условий для развития
гуманной, высококультурной, образованной, социально активной личности,
руководствующейся в своих действиях идеями добра, мира, сотрудничества,
взаимопонимания и взаимоуважения.
Человек изначально, с момента своего рождения, помещён в мир культуры.
В этом мире накоплен и зафиксирован гигантский общечеловеческий опыт.
Человек – субъект культуры: в своей деятельности, поступках, мыслях,
переживаниях он опирается на общечеловеческие духовные и нравственные
ценности; культура, как онтологические корни, которые питают и взращивают
личность, обеспечивает человека образцами и средствами решения личностных
задач. Сознание человека развивается внутри культурного целого, в котром
кристаллизован опыт деятельности, общения и мировосприятия. Человеку
необходимо не только усвоить этот опыт, но и преобразовать на его основе
свои естественные возможности и способности так, чтобы состоялось «второе
рождение» – рождение своего собственного жизненного пути.
Однако присвоение культурного опыта – от орудийных действий до
нравственных норм – не происходит автоматически и не является спонтанным.
Известные другим знания человек не может просто «взять» – он должен
переоткрыть их для себя, должна состояться предельно личная встреча с ними.
Эту проблему остро чувствовал и ставил М.М. Бахтин: «Культурные ценности
суть самоценности, и живому сознанию должно приспособиться к ним,
утверждать их для себя... Этим путем живое сознание становится культурным,
а культурное воплощается в живом... Всякая общезначимая ценность становится
действительно значимой только в индивидуальном контексте». (51)
Современный человек для сознательного существования в мире, для того,
чтобы сформировать свое ценностно-смысловое пространство, должны поместить
себя в мир общечеловеческих ценностей. Это погружение он осуществляет с
помощью непосредственного переживания. И тогда общечеловеческие ценности
начинают функционировать в реальных жизненных связях субъекта, начинают
определять его отношение к миру.
Без чувственно-эмоционального постижения окружающего невозможно
приобщение к культурным ценностям. Способность к сопереживанию,
вчувствованию в предмет (живой, неживой), явление увеличивает возможность
чувственно-эмоционального постижения мира. В свою очередь, успешное
воспитание эмпатии и эмпатийного поведения возможно на базе развития
творческого воображения детей; развития самосознания.
Гипотеза: Было предположено, что разработанная нами и внедренная в
воспитательный процесс дду методика развития творческого воображения и
эмпатии, включающая в себя различные средства и методы воспитательной
работы позволит добиться положительного эффекта в улучшении эмоциональной
сферы дошкольников.
Научная новизна проведенных исследование заключается в следующем:
С целью улучшения развития эмоциональной и личностной сферы детей
разработана методика, включающая в себя элементы коррекции эмоциональной
сферы; игры, упражнения, направленные на развитие способности к синестезии,
творческого воображения, эмпатии, телесно-двигательные методы.
Определено влияние занятий на развитие синестезии, творческого
воображения, эмпатии.
Теоретическая значимость. Результаты проведенных экспериментов
дополняют теорию и методику развивающей работы с детьми, а также
свидетельствуют о возможности использования комплексных средств при
воспитании эмоциональной сферы.
Практическая значимость работы. Разработана методика развития
творческого воображения, эмпатии в условиях ДОУ, включающая в себя
использование нетрадиционных средств развития и коррекции эмоций.
Объект исследования. Учебно-воспитательный процесс в группах детского
сада.
Предмет исследования. Эмоциональная сфера детей дошкольного возраста.
Содержание работы. Выпускная квалификационная работа изложена на 60
страницах и состоит из введения, трех глав, заключения, выводов,
практических рекомендаций, приложений. Библиографический указатель включает
в себя 54 литературных источника. Работа иллюстрирована 5 таблицами и 1
рисунком.
Глава I Обзор состояния вопроса в научно-методической литературе
1.1 Значение эмоционального проживания культурного опыта человечества
для развития личности ребенка
Проблему усвоения общечеловеческого опыта решал в рамках
педагогической психологии А.Н. Леонтьев: «Человек в ходе своей жизни
усваивает опыт человечества, опыт предшествующих поколений людей, это
происходит именно в форме овладения им знаниями и в меру этого овладения»
(26). Однако, чтобы овладеть значением, мало обрести соответствующее
знание. Нужно, чтобы в процессе усвоения эти мысли и знания стали
«внутренне своими», «вместились в личность», начали определять отношение к
миру. Иначе говоря, процесс овладения данным знанием, значением
обязательно предполагает выявление того, «чем для самого человека
становятся те мысли и знания, которые мы ему сообщаем». (26)
Вступая в диалог с текстом, мы порождаем новое предпонимание, что
соответственно расширяет горизонт собственного сознания. Понимая новый
текст, предмет, явление, мы начинает ещё в чем-то новом понимать себя. Х.
Гадамер сформулировал это предельно кратко и красиво: «Само понимание есть
самопонимание в чем-то» (13). Так, наследие прошлого становится способом
самопознания; так происходит «познание в инобытии самих себя».
Но как может человек воздержаться от собственных стандартных
предсуждений? Ответ Х. Гадамера звучит так: надо стать «сопричастным
тексту», «вовлечься в него», «принять в нем подлинное участие».
Самозабвение – есть способ услышать другого. К самозабвению может
привести игра, т.к. она имеет свойство поглощать нас целиком.
М.М. Бахтин (4) пишет: «Вживанием осуществляется нечто, чего не было
ни в предмете вживания, ни во мне до акта вживания, и этим осуществленным
нечто обогащается бытие-событие, не остается равным себе...на месте
другого, как и на своем, я нахожусь в том же бессмыслии». Поэтому понимание
для М.М. Бахтина - это единое и единственное событие: «понять предмет –
значит понять его в отношении ко мне в единственном бытии – событии»(4).
А.Н. Леонтьев обсуждает, по сути дела, тот же самый механизм «личной
встречи».
В своих представлениях о природе усвоения общечеловеческих ценностей
Страницы: 1, 2
|