на тему рефераты Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
на тему рефераты
на тему рефераты
МЕНЮ|
на тему рефераты
поиск
Развитие творческого воображения, эмпатии детей старшего дошкольного возраста средствами изотеятельности

Развитие творческого воображения, эмпатии детей старшего дошкольного возраста средствами изотеятельности

ДИПЛОМНАЯ РАБОТА

Развитие творческого воображения, эмпатии детей старшего дошкольного

возраста средствами изодеятельности

Выполнила:

Клименко Т.Г

Научный руководитель:

г. Краснодар

Оглавление

| Введение |3 |

|Глава I Обзор состояния вопроса в научно-методической литературе |6 |

|1.1.Значение эмоционального проживания культурного опыта человечества| |

|для развития личности ребенка |6 |

|1.2.Эмоции и их виды | |

|1.3. Основные функции и характеристики эмоций в современном их |8 |

|понимании |15 |

|1.4.Связь эмоциональной сферы и самосознания | |

|1.5.Эмоциональное развитие в школьном возрасте. Роль взрослого в |18 |

|развитии эмоциональных реакций и их осознании ребенком |18 |

|1.6.Эмпатия и её виды | |

|1.7.Воображение. Понятие | |

|1.8.Обогащение жизненного опыта ребенка через ознакомление с |23 |

|произведениями искусства – как средство развития творческого |24 |

|воображения и эмпатии |28 |

|1.8.1.Влияние цвета; роль музыки | |

|1.8.2.Восприятие картины детьми дошкольного возраста | |

|1.8.3.Ознакомление детей с произведениями искусства; нетрадиционные |28 |

|виды рисования в развитии творческого воображения |32 |

|1.9.Понять понимание, почувствовать чувство… Использование игр и |35 |

|упражнений для развития синестезии, творческого воображения, | |

|ассоциативности, эмпатии. | |

|Глава II Цель, задачи, методы и организация исследования |39 |

|2.1 Цель и задачи исследования | |

|2.2 Методы исследования | |

|2.3 Организация исследований и характеристика исследуемых групп | |

|Глава III Результаты исследования и их обсуждение |42 |

|Выводы |42 |

|Практические рекомендации |42 |

|Литература |46 |

|ПРИЛОЖЕНИЯ | |

| |48 |

| |51 |

| |52 |

| |53 |

| |56 |

| | |

| | |

Введение

Актуальность: Вырастить и воспитать гармонично развитого человека –

желание и стремление многих родителей. На достижение этой цели направлены и

усилия педагогов.

Психическое и физическое развитие ребенка взаимосвязано. Один из

примеров, подтверждающих это – непосредственная связь мобильности и

интеллекта, особенно в раннем детстве.

В раннем и дошкольном детстве закладываются много основ, в том числе и

здоровья. В валеологии здоровье определяется не только как отсутствие

болезней, травм, повреждений, но и состояние физической, психической

гармонии человека, доброжелательные, спокойные взаимоотношения с людьми,

природой.

«ХХI век будет веком ненасилия или его не будет вообще», - сказал

известный французский социолог Ж.Семлен. Сегодня ненасилие можно назвать

наукой выживания всего мира. Необходимость выдвижения на первый план задач,

связанных с воспитанием в духе ненасилия, обусловлена многими причинами:

войнамимежнациональными конфликтами, ростом преступности, насилием над

природой, межличностными и внутриличностными конфликтами.

Ненасилие входит в число таких общечеловеческих ценностей, как Добро,

Истина, Справедливость, Красота…Идеи ненасилия можно обнаружить в любой

религиозной и во многих философско-этических системах, причем не тольео в

качестве альтернативы насилию, но и как особый жизнеутверждающий принцип.

Достаточно вспомнить, например, идеи Л.Н. Толстого, М. Ганди, Г. Гора,

М.Л.Кинга., Н.К. Рериха, А.Швейцера, чтобы стал ясен смысл ненасилия .

История науки знает немало попыток использовать идеи ненасилия в сфере

обучения, воспитания. Наиболее последовательно они воплотились в концепциях

свободного воспитания Ж.-Ж.Руссо, М. Монтессори, Л.Н. Толстого,

К.Н.Вентцели, а в современно гуманистической психологии и педагогике их

проповедниками стали А. Маслоу, К. Роджерс, Л.С. Выгодский,

В.А.Сухомлинский, Ш.А. Амонашвили.

В нашей стране идеи ненасилия оформились в такие направления, как

педагогика сотрудничества, педагогика успеха, диалоговая педагогика,

педагогика переживания и др.

В 1992 г. в Москве была создана и зарегистрирована в Министерстве

юстиции ассоциация «Педагогика ненасилия» (президент проф. В.А. Ситаров),

целью деятельности которой явилось обеспечение условий для развития

гуманной, высококультурной, образованной, социально активной личности,

руководствующейся в своих действиях идеями добра, мира, сотрудничества,

взаимопонимания и взаимоуважения.

Человек изначально, с момента своего рождения, помещён в мир культуры.

В этом мире накоплен и зафиксирован гигантский общечеловеческий опыт.

Человек – субъект культуры: в своей деятельности, поступках, мыслях,

переживаниях он опирается на общечеловеческие духовные и нравственные

ценности; культура, как онтологические корни, которые питают и взращивают

личность, обеспечивает человека образцами и средствами решения личностных

задач. Сознание человека развивается внутри культурного целого, в котром

кристаллизован опыт деятельности, общения и мировосприятия. Человеку

необходимо не только усвоить этот опыт, но и преобразовать на его основе

свои естественные возможности и способности так, чтобы состоялось «второе

рождение» – рождение своего собственного жизненного пути.

Однако присвоение культурного опыта – от орудийных действий до

нравственных норм – не происходит автоматически и не является спонтанным.

Известные другим знания человек не может просто «взять» – он должен

переоткрыть их для себя, должна состояться предельно личная встреча с ними.

Эту проблему остро чувствовал и ставил М.М. Бахтин: «Культурные ценности

суть самоценности, и живому сознанию должно приспособиться к ним,

утверждать их для себя... Этим путем живое сознание становится культурным,

а культурное воплощается в живом... Всякая общезначимая ценность становится

действительно значимой только в индивидуальном контексте». (51)

Современный человек для сознательного существования в мире, для того,

чтобы сформировать свое ценностно-смысловое пространство, должны поместить

себя в мир общечеловеческих ценностей. Это погружение он осуществляет с

помощью непосредственного переживания. И тогда общечеловеческие ценности

начинают функционировать в реальных жизненных связях субъекта, начинают

определять его отношение к миру.

Без чувственно-эмоционального постижения окружающего невозможно

приобщение к культурным ценностям. Способность к сопереживанию,

вчувствованию в предмет (живой, неживой), явление увеличивает возможность

чувственно-эмоционального постижения мира. В свою очередь, успешное

воспитание эмпатии и эмпатийного поведения возможно на базе развития

творческого воображения детей; развития самосознания.

Гипотеза: Было предположено, что разработанная нами и внедренная в

воспитательный процесс дду методика развития творческого воображения и

эмпатии, включающая в себя различные средства и методы воспитательной

работы позволит добиться положительного эффекта в улучшении эмоциональной

сферы дошкольников.

Научная новизна проведенных исследование заключается в следующем:

С целью улучшения развития эмоциональной и личностной сферы детей

разработана методика, включающая в себя элементы коррекции эмоциональной

сферы; игры, упражнения, направленные на развитие способности к синестезии,

творческого воображения, эмпатии, телесно-двигательные методы.

Определено влияние занятий на развитие синестезии, творческого

воображения, эмпатии.

Теоретическая значимость. Результаты проведенных экспериментов

дополняют теорию и методику развивающей работы с детьми, а также

свидетельствуют о возможности использования комплексных средств при

воспитании эмоциональной сферы.

Практическая значимость работы. Разработана методика развития

творческого воображения, эмпатии в условиях ДОУ, включающая в себя

использование нетрадиционных средств развития и коррекции эмоций.

Объект исследования. Учебно-воспитательный процесс в группах детского

сада.

Предмет исследования. Эмоциональная сфера детей дошкольного возраста.

Содержание работы. Выпускная квалификационная работа изложена на 60

страницах и состоит из введения, трех глав, заключения, выводов,

практических рекомендаций, приложений. Библиографический указатель включает

в себя 54 литературных источника. Работа иллюстрирована 5 таблицами и 1

рисунком.

Глава I Обзор состояния вопроса в научно-методической литературе

1.1 Значение эмоционального проживания культурного опыта человечества

для развития личности ребенка

Проблему усвоения общечеловеческого опыта решал в рамках

педагогической психологии А.Н. Леонтьев: «Человек в ходе своей жизни

усваивает опыт человечества, опыт предшествующих поколений людей, это

происходит именно в форме овладения им знаниями и в меру этого овладения»

(26). Однако, чтобы овладеть значением, мало обрести соответствующее

знание. Нужно, чтобы в процессе усвоения эти мысли и знания стали

«внутренне своими», «вместились в личность», начали определять отношение к

миру. Иначе говоря, процесс овладения данным знанием, значением

обязательно предполагает выявление того, «чем для самого человека

становятся те мысли и знания, которые мы ему сообщаем». (26)

Вступая в диалог с текстом, мы порождаем новое предпонимание, что

соответственно расширяет горизонт собственного сознания. Понимая новый

текст, предмет, явление, мы начинает ещё в чем-то новом понимать себя. Х.

Гадамер сформулировал это предельно кратко и красиво: «Само понимание есть

самопонимание в чем-то» (13). Так, наследие прошлого становится способом

самопознания; так происходит «познание в инобытии самих себя».

Но как может человек воздержаться от собственных стандартных

предсуждений? Ответ Х. Гадамера звучит так: надо стать «сопричастным

тексту», «вовлечься в него», «принять в нем подлинное участие».

Самозабвение – есть способ услышать другого. К самозабвению может

привести игра, т.к. она имеет свойство поглощать нас целиком.

М.М. Бахтин (4) пишет: «Вживанием осуществляется нечто, чего не было

ни в предмете вживания, ни во мне до акта вживания, и этим осуществленным

нечто обогащается бытие-событие, не остается равным себе...на месте

другого, как и на своем, я нахожусь в том же бессмыслии». Поэтому понимание

для М.М. Бахтина - это единое и единственное событие: «понять предмет –

значит понять его в отношении ко мне в единственном бытии – событии»(4).

А.Н. Леонтьев обсуждает, по сути дела, тот же самый механизм «личной

встречи».

В своих представлениях о природе усвоения общечеловеческих ценностей

Страницы: 1, 2



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.