на тему рефераты Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
на тему рефераты
на тему рефераты
МЕНЮ|
на тему рефераты
поиск
Развивающее обучение как основа активизации познавательной деятельности младших школьников

Развивающее обучение как основа активизации познавательной деятельности младших школьников

ПЛАН

Введение…………………………………………………………………..

Глава 1 . Теоретические аспекты проблемы готовности

детей к обучению в школе………………………………………….

§1. Изучение проблемы готовности к школьному

обучению в

отечественной и зарубежной

психологии………………………

§ 2. Особенности психического развития детей 6 – 7

лет………………

§ 3. Специфика реализации дифференцированного

подхода в обучении

младших школьников…………………………………………

Выводы по первой главе………………………………………………

Глава 2. Реализация дифференцированного подхода в обучении

младших

школьников……………………………………………………………..

§ 1. Определение коммуникативной сферы и уровня речевой

готовности к обучению учащихся первых классов……………………

§ 2. Приемы дифференциации заданий с учетом уровня речевого

развития младших школьников…………………………………

§ 3. Основные результаты формирующего эксперимента……………….

Выводы по второй главе

Заключение…………………………………………………………………………

Список литературы………………………………………………………………..

Приложение…………………………………………………………………………

ВВЕДЕНИЕ.

Проблема готовности ребенка к школе была актуальна всегда. В настоящее

время актуальность проблемы обуславливается многими факторами. Современные

исследования показывают, что 30 – 40 % детей приходят в первый класс

массовой школы неготовыми к обучению, то есть у них недостаточно

сформированы следующие компоненты готовности:

- социальный,

- психологический,

- эмоционально – волевой.

Успешное решение задач развития личности ребенка, повышение

эффективности обучения, благоприятное профессиональное становление во

многом определяются тем, насколько верно учитывается уровень

подготовленности детей к школьному обучению. В современной психологии пока

не существует единого и четкого определения понятия «готовности», или

«школьной зрелости».

А.Анастези трактует понятие школьной зрелости как овладение умениями,

знаниями, способностями, мотивацией и другими необходимыми для

оптимального уровня усвоения школьной программой поведенческими

характеристиками. (1)

И.Шванцара определяет школьную зрелость как достижение такой степени в

развитии, когда ребенок становится способным принимать участие в школьном

обучении. В качестве компонентов готовности к обучению к школе И.Шванцара

выделяет умственный, социальный и эмоциональный компоненты.(44)

Л.И.Божович указывает , что готовность к обучению в школе

складывается из определенного уровня развития мыслительной деятельности,

познавательных интересов, готовности к произвольной регуляции своей

познавательной деятельности и к социальной позиции школьника. (8)

На сегодняшний день общепризнанно, что готовность к школьному обучению

– многокомпонентное образование ,которое требует комплексных

психологических исследований.

Вопросы психологической готовности к обучению в школе рассматривают

педагоги, психологи, дефектологи: Л.И. Божович., Л.А.Венгер., А.Л. Венгер.,

Л.С.Выготский, А.В. Запорожец., А. Керн , А.Р.Лурия, В.С. Мухин, С.Я.

Рубинштейн, Е.О. Смирнова и многие другие . Авторами дается не только

анализ необходимых знаний, навыков и умений ребенка при переходе из

детского сада в школу, но и рассматриваются вопросы дифференцированного

подхода при подготовке детей к школе , методики определения готовности, а

также, что немаловажно, пути коррекции негативных результатов и в связи с

этим рекомендации по работе с детьми и их родителями. Поэтому

первостепенной задачей, встающей как перед отечественными учеными, так и

перед зарубежными заключаются в следующем:

- выявить в каком возрасте лучше начинать обучение,

- когда и при каком состоянии ребенка этот процесс не будет приводить

к нарушениям в его развитии, отрицательно сказываться на его

здоровье.

Цель исследования: раскрыть влияние уровня готовности речевого

развития на организацию дифференцированного обучения младших школьников.

Объект исследования: процесс речевого развития младших школьников.

Предметом исследования является готовность учащихся первых классов к

школьному обучению как основа дифференциации.

В основу работы положена гипотеза, согласно которой

дифференцированный подход как социально – образовательная среда

основывается на уровне речевой готовности младших школьников.

Дифференцированный подход будет осуществляться более эффективно при условии

выявления речевого развития учащихся первых классов.

Цель и гипотеза определила задачи работы:

1. Изучить различные подходы к проблеме готовности детей к школьному

обучению.

2. Выявить уровень готовности первоклассников к обучению в школе.

3. Разработать практические рекомендации по созданию условий

дифференцированного подхода.

Для решения поставленных задач использовались методы исследования:

1. Анализ психолого – педагогической литературы по данной проблеме.

2. Наблюдение за деятельностью учащихся в процессе обучения.

3. Педагогический эксперимент, проводившийся в естественных условиях и

включавший констатирующий, обучающий и контрольный этапы.

4. Беседа .

5. Тестирование.

Дипломная работа состоит из введения, двух глав, заключения и

приложения.

Во введении обоснована актуальность темы, сформулированы цель,

гипотеза, задачи, указаны методы исследования.

В первой главе рассматривается теоретические аспекты проблемы речевой

готовности как основы для дифференцированного обучения.

Вторая глава раскрывает практический вопрос реализации

дифференцированного подхода в обучении младших школьников.

В заключении даются общие выводы и рекомендации учителям по

применению дифференцированного подхода в обучении младших школьников.

Приложение состоит из рекомендаций учителям по организации

дифференцированного обучения в 1 классе, методик по диагностике

познавательных процессов младших школьников.

Исследование проводилось в 3 этапа:

I этап (1999 г.) проводился констатирующий эксперимент , направленный

на выявление уровня речевого уровня к обучению учащихся 1 классов.

II этап (1999 – 2000г.) - разработка и проведение дифференциации

заданий с учетом уровня речевого развития первых классов

общеобразовательной школы № 14 г. Биробиджана.

III этап (2000 – 2001 г.) – анализ и обобщение результатов,

полученных в ходе эксперимента, оформление дипломной работы.

Глава 1 . Теоретические аспекты проблемы готовности детей к обучению

в школе.

§ 1 Изучение проблемы готовности к школьному обучению в отечественной и

зарубежной психологии.

Психологическая готовность к обучению в школе рассматривается на

современном этапе развития психологии как комплексная характеристика

ребенка, которой раскрываются уровни развития психологических качеств,

являющихся наиболее важными предпосылками для нормального включения в новую

социальную среду и для формирования учебной деятельности. (32)

В психологическом словаре понятие «готовность к школьному обучению»

рассматривается как совокупность морфо – физиологических особенностей

ребенка старшего дошкольного возраста, обеспечивающая успешный переход к

систематическому, организованному школьному обучению.

В.С.Мухина утверждает, что готовность к школьному обучению – это

желание и осознание необходимости учиться , возникающее в результате

социального созревания ребенка, появления у него внутренних противоречий,

задающих мотивацию к учебной деятельности.(32)

Д.Б.Эльконин считает, что готовность ребенка к школьному обучению

предполагает «вращивание» социального правила, то есть системы социальных

отношений между ребенком и взрослым. (17)

Наиболее полно понятие «готовность к школе» дано в определении

Л.А.Венгера, под которой он понимал определенный набор знаний и умений, в

котором должны присутствовать все остальные элементы, хотя уровень их

развития может быть разный. Составляющими этого набора прежде всего

является мотивация, личностная готовность, в которую входят «внутренняя

позиция школьника», волевая и интеллектуальная готовность. (10)

Новое отношение ребенка к окружающей среде, возникающее при

поступлении в школу, Л.И.Божович назвала «внутренней позицией школьника»,

считая это новообразование критерием готовности к обучению в школе.(8)

В своих исследованиях Т.А.Нежнова указывает, что новая социальная

позиция и соответствующая ей деятельность развиваются постольку, поскольку

они принимаются субъектом, то есть становятся предметом его собственных

потребностей и стремлений, содержанием его «внутренней позиции». (36)

А.Н.Леонтьев считает непосредственно движущей силой развития ребенка

его реальную деятельность с изменениями во «внутренней позиции».(28)

В последние годы все большее внимание проблеме готовности к школьному

обучению уделяется за рубежом. При решении этого вопроса ,как отмечает

Я.Йирасек, сочетаются теоретические построения, с одной стороны,

практический опыт, с другой. Особенность исследований состоит в том, что в

центре этой проблемы стоят интеллектуальные возможности детей. Это находит

отражение в тестах, показывающих развитие ребенка в области мышления,

памяти, восприятия и других психических процессах. (35)

По мнению С.Штребела, А.Керна ,Я.Йирасека, поступающий в школу ребенок

должен обладать определенными признаками школьника: быть зрелым в

умственном, эмоциональном и социальном отношениях.(28)

К умственной области авторы относят способность ребенка к

дифференцированному восприятию, произвольному вниманию, аналитическому

мышлению и так далее.

Под эмоциональной зрелостью они понимают эмоциональную устойчивость и

почти полное отсутствие импульсивных реакций ребенка.

Социальная зрелость связывается ими с потребностью ребенка в общении с

детьми, со способностью подчиняться интересам и принятым условностям

детских групп, а так же со способностью взять на себя социальную роль

школьника в общественной ситуации школьного обучения.

Ф.Л.Илг , Л.Б.Эймс провели исследование, посвященное выявлению

параметров готовности к школьному обучению. В результате возникла

специальная система заданий, которая позволяла обследовать детей от 5 до

10 лет. Разработанные в исследовании тесты имеют практическое значение и

обладают прогнозирующей способностью. Кроме тестовых заданий авторы

предлагают в случае неподготовленности ребенка к школе забирать его

оттуда и путем многочисленных тренировок доводить до нужного уровня

готовности. Однако эта точка зрения не единственная . Так , Д.П.Озубел

предлагает, в случае неподготовленности ребенка, изменить программу

обучения в школе и тем самым постепенно выравнивать развитие всех детей.

(1)

Надо отметить , что, несмотря на разнообразие позиций, у всех

перечисленных авторов есть немало общего. Многие из них при изучении

готовности к школьному обучению пользуются понятием «школьная зрелость»,

исходя из ложной концепции , согласно которой возникновение этой зрелости

обусловлено в основном индивидуальными особенностями процесса спонтанного

созревания врожденных задатков ребенка и существенно не зависящих от

социальных условий жизни и воспитания. В духе этой концепции основное

внимание уделяется разработке тестов, служащих диагностике уровня школьной

зрелости детей. Лишь небольшое число зарубежных авторов - Вронфенвреннер,

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.