на тему рефераты Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
на тему рефераты
на тему рефераты
МЕНЮ|
на тему рефераты
поиск
Роль самооценки в самовоспитании старших школьников

Роль самооценки в самовоспитании старших школьников

Московский Педагогический

Государственный Университет

им. В.И.Ленина

биолого-химический факультет

Реферат

на тему: «Роль самооценки в самовоспитании старших школьников»

Научный руководитель:

кандидат психолгических наук,

доцент, член-корреспондент АПСН

Спичак Светлана Феодосьевна.

Москва 1998г.

1

Возрастная психология - это одна из наиболее развитых отраслей

современной психологии, теснейшим образом связанная с общей психологией,

раскрывающей природу и закономерности психологической жизни человека.

Возрастная психология изучает особенности психологического развития

человека в онтогенезе. Предметом её исследования является возрастная

динамика, закономерности и ведущие факторы развития психологических

процессов и свойств личности человека на разных этапах его жизни. Основные

характеристики отраслей возрастной психологии: детская психология,

психология младшего школьника, психология подростка, психология юности,

психология взрослого человека.

Я выбрал для изучения психологию юности. В это период завершается

подготовка к самостоятельной жизни человека, формирование ценностей,

мировоззрения, выбор профессиональной деятельности и утверждение

гражданской значимости личности. В результате и под воздействием этих

социально-личностных факторов перестраивается вся система отношений юноши с

окружающими его людьми и изменяется его отношение к самому себе. Из-за этой

социальной позиции изменяется его отношение к школе, к общественно полезной

деятельности и учёбе, устанавливается определённая взаимосвязь между

интересами будущей профессии, учебными интересами и мотивами поведения.

В результате психологических исследований установлено, что

индивидуальное развитие человека и формирование его личности происходит в

первую очередь в результате активного взаимодействия с окружающей средой. В

различные периоды жизни человека соотношение между социальным и

биологическим неоднозначно. С возрастом влияние социального фактора на

психологическое развитие человека усиливается.

Разновременная последовательность биологического и социального

созревания находит выражение в противоречиях, которые чаще наблюдаются в

юношеском возрасте.

В юношестве выделяют две фазы: одна на границе с детством ( ранняя

юность ), другая - на границе со зрелостью ( старший юношеский возраст ),

которую можно рассматривать в качестве начального звена зрелости. Для

первой фазы юности характерна подготовка к самостоятельному жизненному пути

( накопление необходимых знаний, умений поиски, связанные с выбором

профессии , приобретение тех или иных качеств личности и т.д. ). Для второй

- участие в производительном труде и использование приобретённых

профессиональных умений и навыков, знаний, стремление к дальнейшему

совершенствованию мастерства и нравственных качеств своей личности.

2

Теперь обратимся к психологам непосредственно занимающимся проблемами

психологии, и в частности проблемами юношеской психологии и роли оценки и

самооценки, самопознания в самовоспитании старших школьников.

Вот что пишет Н.Ф.Добрынин: «Можно считать, что возрастные особенности

выражаются прежде всего в анатомо-физиологических чертах, свойственных

данному периоду роста и развития. Вместе с тем с возрастом изменяется

отношение растущей личности к учению, к самому себе, к окружающей

действительности, изменяется значимость всего этого для данной личности.

Значимость меняется потому, что изменяются потребности, интересы, убеждения

человека, изменяются его взгляды и отношения ко всему окружающему и к

самому себе. Это изменение значимости определяется взаимодействием человека

с окружающей общественной средой, в которой он живёт, учится и действует.

Человек не только входит в данные общественные отношения, но и сам

составляет часть этих отношений.

Веским характерным, особенно для подростка и юноши, является в этом

возрасте изменение отношения к самому себе, окрашивающее все его действия и

поэтому впряженное достаточно заметно в большинстве случаев, хотя иногда и

замаскировано, что однако не уничтожает его действенной роли. Именно это и

было побудительной причиной для того, чтобы при изучении юношеского

возраста поставить в след за изучением анатомо-физиологических изменений

вопрос об представлении о себе в этом возрасте.

Юношескому возрасту присущи своеобразные черты. Прежде всего надо

отметить некоторые особенности роста и физического развития в этом

возрасте. Заметное преобладание увеличения роста над приростом веса уже к

концу подросткового возраста постепенно уменьшается.

У юноши при нормальных условиях жизни уже нет диспропорции отдельных

частей тела, нет свойственной подростку неуклюжести и несоразмерности

движений. Мышцы его растут и при достаточном их упражнении позволяют

успешно выполнять физические и не очень сложные упражнения. Постепенно

исчезают беспокойства и те трудности, которые типичны для первого периода

полового созревания. Последний перестаёт быть тем новым и неожиданным, во

многом пугающим и смущающим. Новые впечатления, беспокойства подростка, уже

не являются непонятными и необычными, к ним юноша привык, они беспокоят но

меньше, хотя, понятно, острота их полностью не исчезает. Трата энергии,

вызванная предыдущем возрастом в связи с этим, а также в связи с тем, что

прирост веса становится больше относительно прироста роста, значительно

уменьшается, внутренние силы всё больше увеличиваются.»

Исходя из сказанного, я делаю вывод, что для юношеского периода

физические данные уже не представляют той первостепенной важности как в

предыдущем возрасте. Они не теряют своей актуальности, а как бы отходят на

второй план. На первый план выходят внутренние качества.

Об этом же писал и И.С.Кон. Он говорил о том, что на первой место

ставятся умственные способности, знания, умение, навыки. Человек понимает,

что внешность можно улучшить с помощью косметики,.. прически, занятий

спортом, скрыть недостатки. Но при этот в человеке остается его внутреннее

содержание. Юноша начинает ценить не только внешность, но и внутреннее

содержание. И его ровесники больше внимания обращают уже не на внешность, а

на личные качества человека. В этом возрасте человек начинает оценивать

других по пословице: «По одёжке встречают, по уму провожают».

3

Рост самосознания - это характерная особенность личности старшего

школьника. Уровень самосознания определяет и уровень требования старших

школьников к окружающим людям и к самим себе. Они становятся более

критичными, предъявляют высокие требования к моральному облику взрослого и

сверстника.

Особенно высокие требования учащиеся предъявляют к моральным,

нравственным качествам одноклассников. В.Ф.Сафин изучал особенности оценки

старшеклассников морально-волевых качеств своих сверстников. Оказалось, что

старшеклассники в оценке свойств своих одноклассников моральные качества

предпочитают волевым. Так, восьмиклассники только в 57% случаев отдают

предпочтение моральным качествам, десятиклассники же 72% случаев. Это

создаёт благоприятную почву для формирования моральных установок, чувств

старшеклассников.

Обнаружили и половые различия в оценке личностных качеств.

Подавляющее большинство девушек оценивают своих товарищей

преимущественно по моральным свойствам. У юношей эта тенденция выражена

менее ярко. Однако и у юношей по мере перехода из класса в класс количество

таких оценок увеличивается.

В том же исследовании учащимся 8-х - 10-х классов предлагалось оценить

в баллах рад проявляющихся в поведении своих сверстников моральных качеств.

Оказалось, что восьмиклассники в целом дают более высокие оценки, чем

десятиклассники, это объясняется тем, что десятиклассники предъявляют более

высокие требования к морально-волевым качествам. Учителя оценивают те же

самые качества восьмиклассников на 0,2-0,3 балла ниже, а десятиклассники на

0,3-0,4 балла ниже. Это говорит о взрастающей в процессе формирования

старшего школьника самокритичности. Для личности старшего школьника, как

показывают исследования, самооценка имеет большую значимость, что говорит о

высоком уровне самосознания.

В самооценке старшеклассники проявляют известную осторожность. Они

охотнее говорят о своих недостатках, чем о достоинствах. И девушки и юноши

называют у себя и ‘вспыльчивость’, ‘грубость’, ‘эгоизм’. Среди

положительных черт наиболее часто встречаются такие самооценки: ‘верен в

дружбе’, ‘не подвожу друзей’, ‘помогу в беде’, то есть на первый план

выступают те качества, которые важны для установки контактов со

сверстниками, или те, которые этому мешают ( вспыльчивость, грубость,

эгоизм и т.д.)

Завышенная самооценка заметно обнаруживается в преувеличении своих

умственных способностей. Это проявляется по-разному: кому легко даётся

учёба, считают, что и в любой умственной работе они будут на высоте

положения; те, кто выделяются успехами по определённому предмету, готовы

верить в свой специальный талант; даже слабо успевающие ученики обычно

указывают на какие-то другие свои достижения.

И.С.Кон подметил: «Чем важнее для личности оцениваемое свойство, тем

вероятнее включение в процесс самооценки механизмов психологической защиты.

По данным Я.П.Коломинского, старшеклассники, отвергнутые сверстниками,

склонны преувеличивать свой групповой статус, пусть своё положение в

коллективе более благоприятным, чем оно есть на самом деле.»

Так же, как и завышенная самооценка, заниженная самооценка

неблагоприятно действует на юношу. Возникает чувство неуверенности, страха,

апатии. В этой ситуации таланты и способности не будут развиваться, и могут

вообще не проявляться.

Самооценка - это осознание собственной идентичности независимо от

меняющихся условий среды. В основе самооценки лежит самосознание, так как

на определённой ступени развития самосознание становиться самооценкой.

Самосознание - это знание к себе, отношение к этому знанию и как результат

отношение к себе и проявляется оно в виде самооценки.

4

Исходя из этого я обращаюсь к И.С.Кону. Он по моему мнени. Наиболее

доступно и правильно смог описать и рассказать о развитии самосознания и

образа «Я» у юношества.

«Рост самосознания и интереса к собственному «Я» у юношей связан не

только с половым созреванием как считала биогенетическая школа в

психологии. Ребёнок рос, менялся, набирал силу и до переходного возраста, и

тем не менее это не вызывало у него тяги к интроспекции. Если это

происходит теперь, то прежде всего потому, что физическое созревание

является одновременно социальным симптомом, знаком повзросления,

возмужания, на которое обращают внимание и за которым пристально следят

другие, взрослые и сверстники. Противоречивость положения подростка,

изменение его социальных ролей и уровня притязаний - вот что в первую

очередь актуализирует вопрос: «Кто Я?»

В этот период происходит переход от внешнего управления к

самоуправлению. Но всякое управление предполагает наличие информации об

объекте. Отсюда при самоуправлении должна присутствовать информация

субъекта о самом себе, то есть самосознание.

Ценнейшее приобретение ранней юности - открытие своего внутреннего

мира. Открытие своего внутреннего мира очень важное, радостное и волнующее

событие, но оно вызывает также много тревожных и драматических переживаний.

Вместе с осознанием своей уникальности, неповторимости, непохожести на

других приходит чувство одиночества. Юношеское «Я» ещё неопределенно,

расплывчато, диффузно, оно нередко переживается как смутное беспокойство

Страницы: 1, 2, 3



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.