на тему рефераты Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
на тему рефераты
на тему рефераты
МЕНЮ|
на тему рефераты
поиск
Российская школа как историко-культурный феномен европейского образования

Российская школа как историко-культурный феномен европейского образования

Введение

Актуальность постановки проблемы

Глубокие изменения, происходящие в российском обществе, напрямую

затронули и образование, которое переживает сегодня, по оценкам ученых и

учителей, государственных и общественных деятелей, глубокий кризис,

выражающийся не столько в материально-финансовом оскудении, уже поставившим

его на грань физического выживания, сколько в неопределенности целей и

содержания самого образования.

В этой ситуации возникла и все более осознается необходимость решения

стратегических задач развития образования, о чем свидетельствует появление

ряда работ ( Е.П. Белозерцев [23], Б.С. Гершунский [35], В.Н. Гончаров,

В.Н. Филиппов [34], В.А. Дмитриенко, Н.А. Люрья [41], Э.Д. Днепров [42],

О.В. Долженко [40], Г.Б. Корнетов [58, 59], В.Б. Миронов [74], Ф.Т.

Михайлов [75], А.Г. Пашков [83], Н.С. Розов [84], А.И. Субетто [98], В.Ю.

Троицкий [99], В.Д. Штерн [104], П.Г. Щедровицкий [105] и др.)

Общественные преобразования, осуществляемые в настоящее время,

сопровождаются рождением кардинально нового типа социокультурного

наследования, при котором обеспечивается обладание изменения над

сохранением, созданием нового над копирование старого. Между тем, речь

должна идти не о революционной ломке, но об отрицании отрицания, о

прогнозировании будущего на основе анализа событий и явлений прошлого.

Сказанное в полной мере относится к реформированию российской школы в

контексте европейского образования.

С учетом вышеизложенного был сделан выбор темы исследования, проблема

которого сформулирована следующим образом: каковы ведущие тенденции

становления и развития российской школы как феномена европейской

педагогической культуры.

Решение этой проблемы составляет цель исследования.

Объект исследования – историческое развитие европейского образования.

Предмет исследования – генезис российской школы в контексте

европейского образования.

Задачи исследования:

- проанализировать основные этапы исторического развития

западноевропейского и российского образования;

- охарактеризовать особенности культурно-исторического развития России и

организации школьного образования;

- представить генезис российской школы как явления европейского

образования;

- выявить ведущие тенденции развития российской школы как феномена

европейской культуры.

Исходные методологические позиции исследования определяет

диалектический метод познания, благодаря которому раскрытие сущности

педагогических явлений осуществлялось на основе конкретного исторического

анализа, с учетом того, что образование обуславливается материальной жизнью

общества, уровнем социокультурного и историко-культурного уровня развития.

Основными методологическими и теоретическими ориентирами исследования

служили культурологический принцип, позволяющий рассматривать образование и

педагогическое сознание как составляющую часть мировой культуры,

аксиологический подход к изучению педагогической реальности (В.И. Додонов

[37], Н.Д. Никандров [77], З.И. Равкин [86]); концепция целостного мирового

педагогического процесса (В.П. Борисенков [25], Б.Л. Вульфсон [27], В.М.

Кларин [57], З.А. Малькова [70], В.Л. Пилиповский [80], А.И. Пискунов [81],

К.И. Салимова [90]), цивилизованный подход к всемирному историко-

педагогическому процессу (Г.Б. Корнетов [58,59]); положения, разработанные

В.В. Краевским [60], И.Л. Лернер [68], М.Н. Скаткиным [89] о сущности

образования; философия воспитания и теория воспитательных систем (В.С.

Библер [24], С.И. Гессен [30], Э.В. Ильенков [49,50], И.С. Кон [52], Б.Т.

Лихачев [62], Л.И. Новикова [76], А.К. Рычков [85] и др.)

Для решения поставленных задач использовался комплекс методов

исследования: теоретический, сравнительно-исторический, ретроспективный и

прогностический анализ источников, систематизация и классификация.

Источники исследования: труды отечественных психологов и педагогов;

документальные и литературные материалы; издания периодической

педагогической печати; учебные планы, программы, учебники, учебные и

методические пособия.

Исследование выполнялось в два этапа.

1. 1997-1998 гг. – анализ историографии и оценка современного состояния

проблемы, изучение степени ее разработанности в историко-педагогических

исследованиях.

2. 1998-1999 гг. – теоретическое осмысление и обобщение полученного

материала, систематизация и обобщение основных идей и результатов,

литературное оформление дипломной работы.

Научная новизна и теоретическое значение исследования

Полученная в нем совокупность объективных результатов может быть

квалифицирована как решение крупной научной проблемы формирования

российского образования как феномена европейской педагогической культуры

- реализован конструктивно-генетический подход к изучению развития

российской школы в контексте европейского образования;

- охарактеризованы социокультурные условия развития идеологии,

содержания и технологии образования;

- осуществлен анализ тенденций современного состояния российской школы,

намечены пути преодоления кризисных явлений в ее развитии.

Практическая значимость исследования

Содержащиеся в нем теоретические положения и выводы могут изменить

педагогическое сознание, сформулировать новые профессиональные

педагогические установки у руководителей разного уровня.

Достоверность полученных научных результатов

Обеспечена методологической обоснованностью исходных позиций

исследования, применением системы методов, адекватных его задачам и

логике, репрезентативностью источников базы, разнообразием документальных и

литературных данных.

На защиту выносятся следующие положения:

- по своему происхождению и историческому развитию российская школа

является достоянием европейского образования. Как и западноевропейские

государства, Россия унаследовала основы образования и педагогической

культуры от христианского греко-римского мира. Это родство еще в

большей мере стало обнаруживаться в Новое время, когда

западноевропейские государства стали отказываться от развития

универсальной классической системы образования и переходить к созданию

национальных школ;

- российская школа имеет ряд своих особых специфических черт, делающих

ее неповторимым, самобытным феноменом европейской педагогической

культуры. Прежде всего, это особое видение человека не как

изолированного индивида, а как существа, включенного в сеть сложнейших

отношений (с Богом, семьей, государством, народом, миром) и мыслимого

только в этих отношениях. Отсюда развитие духовных начал человека,

реализующиеся в целом комплексе духовно-нравственных качеств: любовь,

добролюбие и добродеяние, человеколюбие и духовность, сострадание и

совестливость, стойкость духа и терпимость, целомудрие жизни и мысли,

поступка и чувства, собранность, взаимопонимание и взаимопомощь. Эта

особенность, сформированная еще на заре принятия христианства,

усиленная духовной деятельностью Сергея Радонежского, не исчезла при

создании новой школы в XVIII веке;

- следуя принципу народности, сформированному К.И. Ушинским, и продолжая

лучшие традиции российского образования, советская школа выдвигала на

первый план духовно-нравственное формирование личности. Эта система

ценностей интегрировалась в образование, во многом определяя его дух и

высокое качество. В традиционной русской школе были представлены

предметы трех главных циклов – народного, научного и православного.

Важное отличие российской школы от западноевропейской состояло в том,

что последняя развивалась преимущественно в русле латинской культуры и

латинского языка, отсюда отстраненность европейской школы и

образования от народной жизни, тогда как русское образование,

построенное на старославянском языке, было близко народной культуре.

При этом содержание образования, даже в начальной школе отличалось

фундаментальностью, позволяющей достигать достаточно высокого уровня

интеллектуального развития ученика. Это, в свою очередь, требует

отношения к учебе как к серьезному труду, «делу жизни», что

реализуется в соответствующих технологиях, рассчитанных, в первую

очередь, на серьезный умственный труд. Отличительной чертой российской

школы является отечески-материнский, родительский характер отношений

между учителями и учениками, что требует от учителя высочайшей

ответственности и работы над своим профессиональным и нравственным

совершенствованием. Особенностью русской школы было активное участие в

ряде случаев государства в ее развитии и управлении. Отличительная

черта современной школы - ее единство и многообразие, отсутствие

тупиковых ветвей. Все это создает образ российской школы как духовно-

нравственного, интеллектуального и трудового учебно-воспитательного

учреждения.

Глава 1. Основные этапы становления западноевропейского и российского

образования

Важнейшими ориентирами-принципами данного исследования является то,

что

во-первых, это будет практико-ориентированное исследование.

Осмысление истории с целью понимания современности и будущего известно с

древних времен, во всяком случае, оно фиксировано со времен писаной

истории. И в этом смысле одинаково мыслили Конфуций и Платон, Экклезиаст и

Аристотель, поскольку в прошлом они хотели найти ответ на вопросы

современности.

Поскольку наше время это время размышлений о судьбе России, то

поэтому любое осмысление истории, помимо воли, имеет отношение и к России.

И поэтому, осмысливая историю, нельзя не решать, – что есть наше

образование, воспитание? Что внесло оно в педагогическую культуру?

Во-вторых, в исследовании мы будем стремиться к беспристрастному

анализу развития образования.

В-третьих, осмысление образования, как в целом, так и в его отдельных

формах, происходит в рамках современных временно-пространственных

представлений, которые исходят из линейного развития истории.

В-четвертых, стремление избежать как плоского эволюционизма, видящего

ценность каждой ступени развития воспитания и педагогического сознания в

том, что каждая предшествующая ступень есть предварительная ступень и

подготовка к последующей (из общинного воспитания выросло государственное,

педагогика Греции родила педагогику Рима, а педагогика Возрождения –

педагогику Просвещения и т.д.), так и прямо противоположного принципа,

отрицающего какую-либо преемственность между разными формами образования и

педагогического сознания.

В исследовании необходимо увидеть самобытное значение каждого этапа и

вместе с тем выявить конкретные механизмы связи между разными формами

воспитания и педагогического сознания. Поэтому основным методологическим

принципом нашего исследования должен стать принцип конкретного осмысления и

понимания каждой формы воспитания и педагогического сознания.

Чтобы приступить к анализу европейского образования надо выделить

основные этапы его развития.

В историческом развитии западноевропейского образования можно выделить

ряд крупных этапов.

Первый этап — становление системы средневекового образования с конца V

века н. э. Благодаря трудам Боэция, Кассиодора, Бенедикта и др. сложилась

система средневекового образования, включая его идеологию, содержание,

формы, методы и организацию. С этого времени образование стало делом

церкви.

Содержание средневекового образования составляла уходящая своими

корнями в латинскую культуру система семи свободных искусств: грамматика,

риторика, диалектика, арифметика, геометрия, астрономия, музыка. И хотя

реальное содержание этих предметов постоянно менялось (особенно квадриума),

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.