на тему рефераты Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
на тему рефераты
на тему рефераты
МЕНЮ|
на тему рефераты
поиск
Самостоятельная работа как средство обучения решению уравнений в 5-9 классах

Самостоятельная работа как средство обучения решению уравнений в 5-9 классах

Министерство общего и профессионального образования РФ

Светлоградский педагогический колледж

Дипломная работа

Самостоятельная работа как средство обучения решению уравнений в 5 - 9

классах

Выполнила:

Руководитель:

Светлоград, 2000 г.

Содержание:

|Введение: | |3 |

|Глава 1. |Теоретические аспекты обучению уравнений в 5 |4 |

| |- 9 классах с использованием самостоятельной | |

| |работы. | |

|§ 1. |Из истории возникновения уравнений. |4 |

|§ 2. |Содержание и роль линий уравнений в |8 |

| |современном школьном курсе математики. | |

|§ 3. |Основные понятия линий уравнения. |11 |

|§ 4. |Обобщенные приемы решения уравнений с одной |23 |

| |переменной в школьном курсе алгебры. | |

|§ 5. |Методика изучения основных классов уравнений |28 |

| |и их систем. | |

|Глава II. |Методико - педагогические основы |36 |

| |использования самостоятельной работы, как | |

| |средство обучения решению уравнений. | |

|§ 1. |Организация самостоятельной работы при |36 |

| |обучении решению уравнений. | |

|§ 2. |Исследовательская работа |69 |

|Заключение | |73 |

|Библиография | |74 |

|Приложение | |75 |

Введение

Уравнения в школьном курсе алгебры занимают ведущее место. На их

изучение отводится времени больше, чем на любую другую тему. Действительно,

уравнения не только имеют важное теоретическое значение, но и служат чисто

практическим целям. Подавляющее большинство задач о пространственных формах

и количественных отношениях реального мира сводится к решению различных

видов уравнений. Овладевая способами их решения, мы находим ответы на

различные вопросы из науки и техники (транспорт, сельское хозяйство,

промышленность, связь и т. д.). Так же для формирования умения решать

уравнения большое значение имеет самостоятельная работа учащегося при

обучении решения уравнений.

Проблема методики формирования умений самостоятельной работы является

актуальной для учителей всех школьных предметов, в том числе и для учителей

математики. Ее решение важно еще и с той точки зрения, что для успешного

овладения современным содержанием школьного математического образования

необходимо повысить эффективность процесса обучения в направлении

активизации самостоятельной деятельности учащихся. Для этого требуется

четко определить систему умений и навыков, овладение которыми приводит к

самостоятельному выполнению работ различного характера. Важным также

является раскрытие процесса формирования умений и навыков самостоятельной

работы при обучении курсам математики, при этом необходимо показать, как в

ходе преподавания математики учитель может осуществить формирование у

учащихся отмеченных выше умений и навыков.

Поэтому я решила работать над данной темой дипломной работы:

«Самостоятельная деятельность, как средство обучения решению уравнений в 5-

9 классах.

Я хочу в своей дипломной работе рассмотреть вопросы связанные с

изучением уравнений в курсе математики и как при помощи схемной работы

улучшить качество усвоения материала дипломной темы.

Поэтому при работе над дипломной работы я перед собой поставила следующие

цели и задачи.

1. Изучить психолого - педагогическую и методическую литературу, Касающуюся

изучению уравнений. Проанализировать школьные учебники и выделить в них

место уравнений.

2. Составить конспекты уроков обучения решения различных видов уравнений с

использованием самостоятельной работы.

3. Разработать самостоятельных работ для учащихся по различным темам

уравнений.

Провести наблюдения за использованием класса в процессе самостоятельной

работы.

Глава I. Теоретические аспекты обучению уравнений в 5 - 9 классах с

использованием работы

§ Из истории возникновения уравнений.

Алгебра возникла в связи с решением разнообразных задач при помощи

уравнений. Обычно в задачах требуется найти одну или несколько неизвестных,

зная при этом результаты некоторых действий, произведенных над искомыми и

данными величинами. Такие задачи сводятся к решению одного или системы

нескольких уравнений, к нахождению искомых с помощью алгебраических

действий над данными величинами. В алгебре изучаются общие свойства

действий над величинами.

Некоторые алгебраические приемы решения линейных и квадратных уравнений

были известны еще 4000 лет назад в Древнем Вавилоне.

Квадратные уравнения в Древнем Вавилоне

Необходимость решать уравнения не только первой, но и второй степени[1] еще

в древности была вызвана потребностью решать задачи, связанные с

нахождением площадей земельных участков и с земляными работами военного

характера, а также с развитием астрономии и самой математики. Квадратные

уравнения умели решать около 2000 лет до н. э. вавилоняне. Применяя

современную алгебраическую запись, можно сказать, что в их клинописных

текстах встречаются, кроме неполных, и такие, например, полные квадратные

уравнения:

[pic][pic] [pic]

Правило решения этих уравнений, изложенное в вавилонских текстах,

совпадает по существу с современным, однако неизвестно, каким образом дошли

вавилоняне до этого правила. Почти все найденные до сих пор клинописные

тексты приводят только задачи с решениями, изложенными в виде рецептов, без

указаний относительно того, каким образом они были найдены.

Несмотря на высокий уровень развития алгебры в Вавилоне, в клинописных

текстах отсутствуют понятие отрицательного числа и общие методы решения

квадратных уравнений.

Как составлял и решал Диофант квадратные уравнения

В «Арифметике» Диофанта нет систематического изложения алгебры, однако

в ней содержится систематизированный ряд задач, сопровождаемых объяснениями

и решаемых при помощи составления уравнений разных степеней.

При составлении уравнений Диофант для упрощения решения умело выбирает

неизвестные.

Вот, к примеру, одна из его задач.

Задача 11. «Найти два числа, зная, что их сумма равна 20, а

произведение — 96».

Диофант рассуждает следующим образом: из условия задачи вытекает, что

искомые числа не равны, так как если бы они были равны, то их произведение

равнялось бы не 96, а 100. Таким образом, одно из них будет больше половины

их суммы, т. е. 10 + х, другое же меньше, т. е.. 10 - х. Разность между

ними 2х. Отсюда уравнение

(10+x)(10—x) =96,

или же

100 —x2 = 96.

x2 - 4 = 0

Отсюда х == 2. Одно из искомых чисел равно 12, другое 8. Решение х = - 2

для Диофанта не существует, так как греческая математика знала только

положительные числа.

Если мы решим эту задачу, выбирая в качестве неизвестного одно из

искомых чисел, то мы придем к решению уравнения

y(20-y)=96

y2 - 20y+96=0

Ясно, что, выбирая в качестве нtизвестного полуразность искомых чисел,

Диофант упрощает решение; ему удается свести задачу к решению неполного

квадратного уравнения

Квадратные уравнения в Индии

Задачи на квадратные уравнения встречаются уже в астрономическом

трактате «Ариабхаттиам», составленном в 499 г. индийским математиком и

астрономом Ариабхаттой. Другой индийский ученый, Брахмагупта (VII в.),

изложил общее правило решения квадратных уравнений, приведенных к единой

канонической форме:

ax2 + bх = с, а> 0. (1)

В уравнении (1) коэффициенты, кроме а, могут быть и отрицательными. Правило

Брахмагупты по существу совпадает с нашим.

В Древней Индии были распространены публичные соревнования в решении

трудных задач. В одной из старинных индийских книг говорится по поводу

таких соревнований следующее: «Как солнце блеском своим затмевает звезды,

так ученый человек затмит славу другого в народных собраниях, предлагая и

решая алгебраические задачи». Задачи часто облекались в стихотворную форму.

Вот одна из задач знаменитого индийского математика XII в. Бхаскары.

3 а д а ч а 13.

|«Обезьянок резвых стая |А двенадцать по лианам |

|Всласть поевши, развлекалась |Стали прыгать, повисая |

|Их в квадрате часть восьмая |Сколько ж было обезьянок, |

|На поляне забавлялась |Ты скажи мне, в этой стае?» |

Решение Бхаскары свидетельствует о том, что он знал о двузначности корней

квадратных уравнений.

Соответствующее задаче 13 уравнение

[pic]

Бхаскара пишет под видом

[pic]x2 - 64x = - 768

и, чтобы дополнить левую часть этого уравнения до квадрата, прибавляет к

обеим частям 322, получая затем:

x2 - б4х + 322 = -768 + 1024,

(х - 32)2 = 256,

х - 32= ±16,

x1 = 16, x2 = 48.

Квадратные уравнения у ал-Хорезми

В алгебраическом трактате ал-Хорезми дается классификация линейных и

квадратных уравнений. Автор насчитывает 6 видов уравнений, выражая их

следующим образом:

1) «Квадраты равны корням», т. е. ах2 = bх.

2) «Квадраты равны числу», т. е. ах2 = с.

3) «Корни равны числу», т. е. ах = с.

4) «Квадраты и числа равны корням», т. е. ах2 + с = bх.

5) «Квадраты и корни равны числу», т. е. ах2 + bх =с.

6) «Корни и числа равны квадратам», т. е. bх + с == ах2.

Для ал-Хорезми, избегавшего употребления отрицательных чисел, члены

каждого из этих уравнений слагаемые, а не вычитаемые. При этом заведомо не

берутся во внимание уравнения, у которых нет положительных решений. Автор

излагает способы решения указанных уравнений, пользуясь приемами ал-джабр и

ал-мукабала. Его решение, конечно, не совпадает полностью с нашим. Уже не

говоря о том, что оно чисто риторическое, следует отметить, например, что

при решении неполного квадратного уравнения первого вида ал-Хорезми, как и

все математики до XVII в., не учитывает нулевого решения, вероятно, потому,

что в конкретных практических задачах оно не имеет значения. При решении

полных квадратных уравнений ал-Хорезми на частных числовых примерах

излагает правила решения, а затем их геометрические доказательства.

Приведем пример.

Задача 14. «Квадрат и число 21 равны 10 корням. Найти корень»

(подразумевается корень уравнения х2 + 21 = 10х).

Решение автора гласит примерно так: раздели пополам число корней,

получишь 5, умножь 5 само на себя, от произведения отними 21, останется 4.

Извлеки корень из 4, получишь 2. Отними 2 от 5, получишь 3, это и будет

искомый корень. Или же прибавь 2 к 5, что даст 7, это тоже есть корень.

Трактат ал-Хорезми является первой дошедшей до нас книгой, в которой

систематически изложена классификация квадратных уравнений и даны формулы

их решения.

§ 2. Содержание и роль линии уравнений в современном школьном курсе

математики

Материал, связанный с уравнениями, составляет значительную часть школьного

курса математики. Это объясняется тем, что уравнения широко используются в

различных разделах математики, в решении важных прикладных задач.

Истоки алгебраических методов решения практических задач связаны с

наукой древнего мира. Как известно из истории математики, значительная

часть задач математического характера, решаемых египетскими, шумерскими,

вавилонскими писцами-вычислителями (XX—VI вв. до н. э.), имела расчетный

характер. Однако уже тогда время от времени возникали задачи, в которых

искомое значение величины задавалось некоторыми косвенными условиями,

требующими, с нашей современной точки зрения, составления уравнения или

системы уравнений. Первоначально для решения таких задач применялись

арифметические методы. В дальнейшем начали формироваться начатки

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.