на тему рефераты Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
на тему рефераты
на тему рефераты
МЕНЮ|
на тему рефераты
поиск
Система образования США

Система образования США

Министерство Высшего образования Российской Федерации

Сыктывкарский Государственный Университет

Кафедра Педагогики

РЕФЕРАТ

по педагогике

Тема: Система образования в США

Преподаватель: Краева И.Ю.

Выполнил: Ворохиб П.И.

СЫКТЫВКАР 1999

Оглавление.

Введение ……………………………………………………………………………………………………………………………………3

Система образования в США ………………………………………………………………………………………4

Заключение ……………………………………………………………………………………………………………………………14

Список литературы …………………………………………………………………………………………………………15

Введение.

В данном реферате я попытаюсь рассмотреть систему образования США,

сравнить ее с Российской системой.

Система образования США.

Американская система университетского образования очень сильно

отличается от нашей. Она создавалась в стране с культурой и традициями,

отличающимися от наших, в других социально-экономических условиях. Вместе с

тем в последнее время у нас в стране появилось много желающих перенести эту

систему в наши университеты. Разумеется, в американской системе есть много

такого, что не мешало бы нам заимствовать. Однако далеко не все, пусть даже

и очень хорошее для их условий, подходит для нас. И дело здесь не только (и

не столько) в экономических причинах, сколько в соответствии с другими

основными элементами системы образования, сложившейся в нашей стране, -

системы, которая высоко ценится во всем мире, в том числе и в США. В то же

время американская система иногда чрезмерно идеализируется, а иногда,

наоборот, как говорится, отвергается в корне. И то и другое происходит, по-

видимому, от недостаточного сравнительного анализа нашей и американской

систем высшего образования.

Представляется уместным рассказать про американскую систему высшего

образования более подробно. При этом мы не будем говорить о ее недостатках,

оставляя, в частности, в стороне вопрос об уровне подготовки выпускников

большинства американских университетов. Нам интересен лишь положительный

опыт, реализующийся преимущественно в ведущих университетах США.

В США продолжительность обучения в средней школе составляет в целом 12

лет. В американские вузы поступают выпускники полных средних школ, имеющие

дипломы об окончании старшей средней школы. По стандартам, принятым,

например, в Великобритании, американский документ о полном среднем

образовании приравнивается к английскому сертификату общего образования

обычного уровня, не дающему в Великобритании права поступления в

университеты. Для этого в британских средних школах надо заниматься еще 2

года и получить сертификат общего образования повышенного уровня. Поэтому

обладатель американского диплома об окончании средней школы должен

проучиться еще 1-2 года в колледже, прежде чем поступать в британские

университеты. Этим, очевидно, объясняется то, что в Великобритании

собственный выпускник средней школы обучается на первую академическую

степень (обычно бакалавра) по естественным и гуманитарным наукам 3 года, а

в США собственный выпускник средней школы получает такую же степень через 4

года.

Обучение в американских вузах ведется по трем основным уровням с

разным содержанием и назначением.

Первые четыре года (или эквивалентный период времени в системе

заочного обучения) высшего образования в США называются первой ступенью и

завершаются присвоением степени бакалавра. Слово «колледж», хотя и с

определенными оттенками, чаще всего означает либо учебное заведение,

присуждающее лишь степень бакалавра (или, возможно, магистра, но не

доктора), либо первый этап обучения в университете, т. е. первые 4 года

университетского образования.

Обучение на первой ступени, завершаемое присвоением степени бакалавра,

ведется в широком диапазоне и не ориентировано на какое-либо

профессиональное занятие. При этом присваиваются степени бакалавра искусств

или бакалавра наук. Однако имеет место и обучение на степень бакалавра с

профессиональной направленностью.

Учебный план для подготовки на первую академическую степень (обычно

бакалавра) в общеобразовательных колледжах рассчитан на 4 года, хотя

отдельные вузы в порядке эксперимента стараются этот срок уменьшить, в

первые 2 года изучаются общеобразовательные предметы: английский язык,

иностранные языки, гуманитарные дисциплины, математика, естественные науки

и компьютеры. Обычно в конце второго года обучения студенты должны назвать

дисциплины для своего дальнейшего углубленного изучения, после чего с

помощью своих преподавателей-консультантов намечают более

специализированные учебные программы.

Обучение на степень бакалавра ведется по трем группам курсов: базовые

курсы, дающие общее образование в различных областях, основные курсы и

курсы по выбору. В течение первых двух лет обучения студенты изучают

базовые курсы, вводные курсы в свои основные области знаний и некоторые

селективные курсы. В течение последних двух лет студенты занимаются,

главным образом, основными курсами, а также некоторыми курсами по выбору,

которые дополняют или углубляют их знания по основным курсам.

Обычно студент занимается по четырем или пяти курсам в течение одного

семестра. В зависимости от колледжа и структуры выбора студентами курсов от

10 до 25 процентов курсов являются чисто факультативными; их посещение

позволяет студентам знакомиться с различными интересующими их отраслями

знаний, часто еще до момента выбора своей будущей специализации и связанных

с ней основных предметов соответствующего учебного плана. Кроме того,

наличие большого числа факультативов дает возможность осваивать области,

которые студентам вряд ли когда-нибудь придется изучать в рамках

формальной программы.

Обучение на второй ступени (на степень магистра) ведется по

программе, ориентированной на специализированную практическую деятельность

в различных областях. Лица со степенью бакалавра для получения степени

магистра по какой-либо специальности обычно должны учиться 2 года, хотя кое-

где имеются и одногодичные курсы на степень магистра. Наряду со степенями

по определенной специальности, могут присуждаться и непрофессиональные или

научно-исследовательские магистерские степени. Для получения степени

магистра требуется написать диссертацию.

Высшей ступенью образования в США является докторантура. Она

предполагает специализированное обучение и самостоятельное научное

исследование в избранной области знаний.

Степень доктора философии обычно присваивается обладателям степени

бакалавра при условии обучения и проведения научных исследований в течение

4 или 5 лет. В первые два года аспирант изучает соответствующие курсы,

после чего сдает по ним квалификационный экзамен. В последующем он пишет

диссертацию, которую представляет к защите для получения степени доктора

философии.

Главным элементом учебного процесса является лекция. Для усвоения и

закрепления изложенного в лекциях материала студенческие потоки часто

разделяют на дискуссионные группы по 15-30 человек. Каждая группа

встречается один или два раза в неделю и под руководством преподавателя или

аспиранта обсуждает вопросы, изложенные в лекции, и представляет

выполненные задания.

По некоторым предметам студенты объединены в немногочисленные группы.

Ведущие с группой занятия преподаватели встречаются со студентами несколько

раз в неделю для чтения лекций, проведения дискуссий и контроля знаний.

Студенты периодически представляют рефераты, отчеты и отвечают на вопросы,

что позволяет следить за усвоением ими учебного материала. Во многих вузах

преподаватели требуют обязательного посещения занятий и принимают меры

воздействия на пропускающих их. Однако в целом ряде вузов практикуется

свобода посещений занятий студентами. В большинстве случаев даже на второй

ступени обучение осуществляется на базе учебных курсов (дисциплин),

преподаваемых профессорами (часто с ассистентами) группам студентов

(от 5-6 до нескольких сотен человек), которые собираются для формальных

занятий на определенное количество часов в неделю (3-4 или немного больше)

в течение семестра (около 15 недель).

Студенты выполняют письменные задания и, как правило, сдают экзамены -

иногда несколько раз - для получения окончательной оценки по курсу. Степени

присваиваются при получении курсовых зачетов, причем предусматривается, что

одни должны быть сданы по основным дисциплинам, т. е. по специальности,

другие - по ряду курсов, которые зачастую содержат вводный теоретический

или иллюстративный материал по основным принципам или теоретическим

системам в широких областях знаний, например в литературе и искусстве,

математике и естественных или общественных науках.

Американские студенты обычно не подвергаются всесторонним экзаменам

и никаким иным образом не «отчитываются» за знания, которые уже

удостоверены как «усвоенные», исходя из удовлетворительной оценки по

конкретному курсу. Даже на второй ступени, где всеобъемлющие экзамены и

диссертации нередко являются ключевыми факторами обучения, предварительно

требуется пройти определенное число курсов и набрать в совокупности

необходимое количество «зачетных единиц» (типичный курс оценивается в

3-4 единицы на основании количества часов формального обучения в неделю).

Важной характеристикой метода накопления курсовых зачетов,

подтверждающих усвоение определенного объема знаний, является

допустимость временного прекращения учебы студента и возобновления ее на

более позднем этапе или перевода студента из одного учебного заведения в

другое при условии, конечно, что накопленные им в прошлом зачеты

действительны при поступлении в это учебное заведение или при возобновлении

учебы.

Обучение в исследовательской школе, вершина которого - степень доктора

философии (PhD), осуществляется в основном приблизительно в 200 ведущих

университетах; почти все из них имеют также обширные программы подготовки

бакалавров. Обычно на одни и те же отделения и факультеты возложена

ответственность, как за преддипломное, так и последипломное (т. е. второй

ступени) образование, и профессора, получающие вознаграждение, главным

образом, за научную работу и обучение студентов в исследовательской школе,

могут одновременно преподавать на одном-двух курсах колледжа; но,

разумеется, их внимание сосредоточено, прежде всего, на курсах

последипломного образования, работе с диссертантами и (особенно в области

естественных наук) на руководстве аспирантами с докторской степенью. Даже

многие из тех американских университетов, которые не придерживаются строго

селективного подхода при наборе студентов и располагают значительными

финансовыми ресурсами и политическим влиянием, оставаясь доступными и не

элитарными на первой ступени, тем не менее создали на базе тех же самых

профессорско-преподавательских и административных структур ряд наиболее

известных в мире селективных и явно элитарных программ на уровне второй

ступени и исследовательских институтов.

Научные исследования - специальная сфера деятельности скорее

университетов, чем колледжей, особенно когда речь идет о дорогостоящих

исследованиях (в частности, в области физических и биомедицинских наук),

требующих солидной материально-технической базы, участия студентов, как

минимум, со степенью бакалавра и наличия критической массы более или менее

одинаково подготовленных ученых. Как правило, они финансируются частично за

счет субсидий различных фондов или правительственных учреждений.

Исследования могут поглощать часть или все время ученого-преподавателя

(в последнем случае он освобождается от ведения курса), хотя профессор

обычно продолжает заниматься с аспирантами и работающими над

диссертационными изысканиями, а также руководит работой молодых ученых с

докторской степенью. Американские университеты выпускают в год сейчас

приблизительно 38 тысяч специалистов со степенью доктора философии.

Отметим еще некоторые особенности американских университетов.

Общегуманитарное образование не заканчивается в школе. Поэтому студенты-

естественники в качестве обязательных должны изучать некоторые гуманитарные

предметы (и часто языки), а студенты гуманитарных факультетов — некоторые

предметы естественнонаучного цикла (часто математику).

Контроль знаний студентов является многоступенчатым и, как правило,

включает: а) короткие опросы 4-6 раз в семестр во время семинарских

занятий; б) письменные экзамены 2-3 раза в семестр, проводимые для потока в

лекционных аудиториях; в) семестровые экзамены. Оценка за семестр

выставляется с учетом всех форм промежуточного и итогового контроля как

средняя взвешенная. Таким образом, студент, который в течение семестра

характеризовался прохладным отношением к изучению предмета, а на

семестровом экзамене сумел получить высокую оценку, не получит этой высокой

оценки за работу в семестре в целом. Представляется, что этот порядок

является всегда целесообразным, и следует изучить возможность его внедрения

в учебный процесс нашего университета.

Требовательность на экзаменах довольно высока. Высшей оценкой является

«А», следующими положительными оценками являются «В», «С», «D», а

непроходной (неудовлетворительной) оценкой является «F». Типичное

распределение оценок, например, по физике за ряд лет выглядит следующим

образом: А- 10, В- 10, С - 40, D - 25 и F-15 процентов соответственно.

Нетрудно видеть, что высшие оценки удается получить лишь небольшому числу

студентов. Процент неудовлетворительных оценок также довольно высок.

Дипломы с отличием имеются во многих университетах, но не во всех. Для

получения диплома с отличием недостаточно хорошо учиться. Необходимо

изучить некоторые курсы, которые специально объявляются как курсы для

дипломов с отличием. Например, в университете Беркли для получения диплома

с отличием по физике необходимо изучить курс теоретической физики примерно

аспирантского уровня.

Как известно, диплом с отличием в наших университетах выдается только

на основе оценок по изученным курсам. Не является ли целесообразным

дополнить требование по оценкам требованием успешного изучения определенных

дополнительных курсов более высокого уровня в сравнении с курсами, которые

сдают студенты, получающие обыкновенный диплом?

Главное в подготовке студента в университетах США - выработка навыков

самостоятельного творческого мышления и широкого кругозора на основе

современных представлений.

В связи с этим в ряде общих курсов изменяют традиционный исторический

порядок изложения материала «от простого к сложному», вводят студента с

самого начала в круг современных идей данной области науки. Таков курс

общей физики Массачусетского технологического института, где делается

попытка Формирования у студентов на начальных этапах обучения представлений

о строении физического мира на основе концепций теории относительности и

квантовой механики. В общем курсе биохимии (для медицинских колледжей)

отказываются от последовательного изложения свойств биоорганических

соединений на основе их классификации. В основу кладется функциональный

подход, при котором сразу рассматриваются основные метаболические

процессы, а механизмы отдельных реакций и молекулярные свойства участвующих

в них соединений раскрываются по ходу изложения этого материала. Одна из

тенденций состоит в таком планировании программ, при котором можно давать

часть общих курсов по биологии, химии, геологии после прохождения цикла

Фундаментальных физико-математических дисциплин, чтобы осветить ряд общих

вопросов с использованием методов физики и математики уже на уровне общего

образования.

В некоторых университетах вводятся специальные занятия по обучению

студентов элементам логики творческого научного мышления. Делается это

путем летального разбора специально подобранных оригинальных научных

статей и подробного обсуждения сопутствующего теоретического материала.

Цель обсуждения состоит в том, чтобы студенты, изучая фактический материал,

полученный автором, сами пришли к определенным научным выводам и решили

вопрос о дальнейших экспериментах. Опыт показал, что после проведения

соответствующих регулярных занятий (по три часа в неделю) студенты успешно

ориентируются в проблемах молекулярной генетики.

В проведении лабораторных занятий отказываются от необходимости

иллюстрировать на практикуме все основные разделы соответствующего

Фундаментального курса. Считается, что в свете современных требований к

качеству специалиста основная цель - выработать у студента, начиная с

младших курсов, способность творчески и самостоятельно применять основные

положения теории. Число заданий сокращается, зато выполнение каждого при

консультации преподавателей включает самостоятельный выбор аппаратуры и

обоснование метода, определение последовательности экспериментов и

всесторонний анализ данных с учетом возможных ошибок. В конце занятий

проводятся практические экзамены.

Заключение.

Таким образом, я кратко рассмотрел систему образования в США, разобрал

ее основные особенности и принципы. Однозначного ответа по поводу того,

какая система образования лучше у меня нет, поскольку я считаю, что в

каждой есть доля хорошего и плохого и что в случае построения лучшей

системы образования стоит скомбинировать различные системы.

Список литературы.

1. Различные статьи и доклады из журналов и газет.

2. Мнения учащихся, обучающихся в США по обмену.



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.