Театрализованная игра как средство развития связной речи у детей дошкольного возраста с ЗПР
Санкт-петербургское Высшее Педагогическое училище (колледж) №2
Курсовая работа
На тему: “Театрализованная игра как средство развития связной речи у детей
дошкольного возраста с ЗПР”
Выполнена:
Студенткой 4 “Д” группы
Гербер Викторией
Руководитель:
Шмакова Людмила Петровна
Санкт-Петербург 2002 год
План
Введение
1. Теоретическое обеспечение проблемы развития речи в онтогенезе
1. Особенности связной речи детей с задержкой психического развития.
2. Виды связной речи. Пересказ – важное средство развитие связной
речи.
2. Театрализованная игра как средство развития связной речи у детей с ЗПР
1. Значение творческих игр.
2. Виды игр.
3. Театрализованная игра как вид творческих игр.
3. Приёмы стимуляции всестороннего развития детей в театрализованной
игре.
1. Участие детей с ЗПР в театрализованной игре.
2. Театрализованные игры для развития речи
Введение.
«Каков ребенок в игре, таков во многом он будет в работе, когда вырастет.
Поэтому воспитание будущего деятеля происходит, прежде всего, в игре. И вся
история отдельного человека как деятеля и работника может быть представлена
в развитии игры и в постепенном переходе ее в работу…»
А.С.Макаренко.
Огромная роль в развитии и воспитании детей дошкольного возраста
принадлежит игре - важнейшему виду деятельности.
Творческим играм детей с задержкой психического развития посвящены
труды многих ученых ………….
В исследованной литературе театрально - игровая деятельность детей с
проблемами освещена очень скупо.
Известны работы Н. Карпинской, Л. В. Артемовой, и других авторов, но они
адресованы нормально развивающимся детям. В этих работах освещается взгляды
авторов на значение театрализованной игры в воспитательном процессе, а так
же даются рекомендации по её развитию.
Цель: выявить уровень степени влияния театрализованных игр на развитие
связной речи у детей с ЗПР.
Задачи:
1) определить актуальность темы путем изучения литературы по проблеме
исследований.
2) Подобрать театрализованные игры для развития связной речи у детей с ЗПР.
1.1.Особенности связной речи детей с
задержкой психического развития.
Для ребенка с задержкой психического развития, получившего задание
пересказать содержание текста, важным является - воспроизведение содержания
текста наиболее подробно, с наибольшей точностью. Память ребенка с
задержкой психического развития захватывает на непродолжительное время
слова и выражения из текста, требуемые для пересказа. Однако, задержание
памятью только для такой цели , они потом очень быстро „ выветриваются "
так и не входя в активный запас ребенка.
Неполноценная игровая деятельность детей с задержкой психического развития
тормозит развития новых форм речи. Дети данной категории не умеют
самостоятельно пересказать прослушанный рассказ на заданную тему, составить
рассказ по сюжетной картинке, описать предмет. Речевая деятельность детей с
задержкой психического развития изучена недостаточно. В настоящее время мы
располагаем данными о некоторых ее особенностях:
- излишняя вербализация, использование моторных слов без
понимания и смысла,
неполноценность не только спонтанной речи, но и отраженной речевой
активности,
- несформированность грамматического строя речи,
- недостаточность словообразовательных процессов.
Некоторые особенности монологической речи старших дошкольников с задержкой
психического развития были выявлены Е. С. Слепович [35] при изучении
словаря и грамматического строя речи.
По данным В. И. Насоновой [30] и Е. С. Слепович [35] высказывания детей с
задержкой психического развития нецеленаправленны, обычно они используют
примитивные грамматические конструкции, затрудняются связно выразить свою
мысль. При составлении предложений по опорным словам у некоторых детей
появляются недочеты в грамматическом оформлении речи.
Ф. А. Сохин [33] считает, что детям с задержкой в развитии доступна
простота диалогической речи. При изложении своих мыслей дети допускают
много ошибок в построении предложений , особенно сложных . Они легко
соскальзывают с одной темы на другую , более знакомую . Рассказывая , дети
часто повторяют одни и те же фразы , что указывает на нарушение динамики
речевой деятельности , выступающей в несформированности внутреннего
речевого программирования и грамматического структурирования, что в свою
очередь указывает на задержку развития связной речи .
Часто речь детей с задержкой психического развития имеет склонность к
сложным оборотам речи. Сложноподчиненные предложения, которые составляют
некоторые дети с проблемами в развитии, очень пространны, иногда состоят из
двадцати слов [35]. Создается впечатление, что ребенок начав высказывание,
не может его закончить.
Анализ текстов со стороны словоупотреблений показал, что для рассказов
детей с задержкой психического развития характерно увеличение доли
существительных, местоимений, наречий, служебных слов [35] . Необоснованно
частое употребление существительных может быть вызвано трудностями в
развертывании высказывания. Предложение не строится каждый раз заново,
воспроизводится фразами или просто перечисляются субъекты и объекты
действия. Частое использование местоимений и наречий с обобщенным
недифференцированным значением объясняется ограниченным словарным запасом.
Неумеренное употребление служебных и вводных слов - результат неумения
структурно оформить предложение. Их употребление не требует строить каждый
раз новую программу высказываний, а идет по пути воспроизведения уже
известной.
Изучение монологической речи детей с задержкой психического развития
старшего дошкольного и младшего школьного возраста показывает, что речь их
носит ситуативный характер, у этих ребят только начинается переход к
контекстной речи. Переход от ситуативной речи к монологическому
высказыванию означает не только новый этап в речевом развитии ребенка, но и
достижение им определенного уровня познавательного процесс. По результатам
Е. С. Слепович [35] , Н. Ю. Боряковой [3] дети с задержкой психического
развития страдают нарушениями грамматического строя и их наиболее
характерными видами аграмматизмов в высказываниях являются:
- пропуски или избыточность членов предложения,
- ошибки в управлении и согласовании,
- ошибки в употреблении служебных слов,
- ошибки в определении времени глагола,
- структурная неоформленность высказывания.
Все перечисленные особенности монологической речи детей с задержкой
психического развития позволяют говорить о динамических нарушениях речевой
деятельности, которые выражаются прежде всего в несформированности
внутреннего программирования и грамматического структурирования (
оформления высказывания ).
Вывод: Дошкольный возраст - наиболее благоприятный период в
развитии ребенка. Игра является ведущей деятельностью дошкольника. Игра
требует от дошкольника действий во внутреннем , воображаемом плане, то есть
видения предметов в соответствии с принятой ролью. В игре ребенка
формируется социальная ориентация, требующая согласования своей точки
зрения с точкой зрения других играющих. При недостаточной сформированности
ведущей игровой деятельности нарушается становление ряда психических
свойств и качеств ребенка, способствующих приобретению знаний, умения и
навыков. Игра невозможна без речевого оформления. Для речи с задержкой
психического развития характерны специфические особенности:
- позднее появление речи,
- нарушение ее произносительной стороны,
- бедность активного словаря,
- нарушение грамматического строя.
Все это вызывает трудности речевого общения при любом виде
деятельности, затрудняет и игровой процесс и процесс обучения. При передаче
произведения дети с задержкой психического развития часто не сохраняют
основной сюжетной линии пересказа , соскальзывают на второстепенные
детали . Страдает взаимосвязь отдельных частей .
1.2.Виды связной речи.
Пересказ - важное средство развития связной речи.
Речь - это своеобразная форма познания человеком предметов и явлений
действительности и средство общения людей друг с другом.
Речь имеет основные взаимосвязанные функции: она является
средством общения ( коммуникативная функция ) и средством обозначения
(сигнификативная функция}.
Различают речь экспрессивную и импрессивную, при этом пассивный словарь (
импрессивная речь ) всегда преобладает над активной (экспрессивной ) речью.
У детей в процессе овладения языком это расхождение проявляется достаточно
ярко.
Речь разнообразна. По своим особенностям и функциональному назначению
различают речь внешнюю (устную и письменную ) и речь внутреннюю.
Устная речь - это обычная, звуковая, разговорная речь, которой пользуются
при непосредственном общении друг с другом. Б зависимости от конкретных
условий общения устная речь приобретает форму либо диалогической речи ,
протекающей в форме беседы , разговора между двумя или несколькими
участниками , человек ставит вопрос и отвечает на них , высказывает
замечания , одобрения или возражения .
Монологическая речь занимает большое место в практике общения. Общая и
характерная особенность всех форм монологической речи - ярко выраженная
направленность ее к реальному или воображаемому слушателю.
Цель этой направленности - достигнуть необходимого воздействия на
слушателя. По сравнению с диалогической монологическая речь - более сложная
и трудная форма речи , Монологическая речь не имеет прямой и активной
поддержки со стороны слушателя , поэтому монологическое выступление требует
предварительного продумывания и планировки его основных опорных пунктов ,
Развитие связной речи ребенка - дошкольника осуществляется в процессе
повседневной жизни, а также на занятиях Э. П. Короткова [22] выделяла такие
работы по развитию связной речи в подготовительной группе детского сада:
Рассказывание.
1. Рассказывание с использованием игрушек, предметов, природного материала.
2. Рассказывание по картине,
3. Рассказывание на тему из личного опыта.4. Рассказывание по предложенным
сюжетам. Пересказ.
1. Частичный
2. Подробный.
Пересказ - связное выразительное воспроизведение текста прослушанного
художественного произведения.
Среди различных видов пересказов наибольшее распространение и программе
детского сада получил подробный пересказ - пересказ текста в той
последовательности , в которой он воспринимается при чтении взрослым. При
этом он рассматривается, главным образом, как средство закрепления в
детской памяти содержания прочитанных текстов и тем самым обогащения круга
представлений и знаний детей. Из всех видов пересказа, подробный пересказ в
большей мере способствует обогащению словаря детей , формированию строя
предложений и развитию связной речи детей.
Помимо того, что дети знакомятся с яркими оборотами речи, образцами
литературного языка, они овладевают необходимыми для связи одни мысли с
другой предложениями, выражающими различные временные и причинные
отношения.
2.1.Значение творческих игр
для детей дошкольного возраста.
Деятельность – категория социальная. В основе деятельности лежит система
движений и предметных действий.
Различают три генетически сменяющих друг друга и сосуществующих на
протяжении всего жизненного пути вида деятельности: игру, учение и труд.
Игра – один из тех видов детской деятельности, которые используются
взрослыми в целях воспитания дошкольников, обучения их различным действиям
с предметами, способами и средствами общения.
Теоретические представления о сущности детской игры, развитые в
отечественной психологии, в основном сводятся к следующему:
Игра занимает свое место в ряду других воспроизводящих деятельностей,
являясь ведущей в дошкольном возрасте. Именно в процессе игры как ведущей
деятельности возникают основные психические новообразования данного
Страницы: 1, 2, 3
|