на тему рефераты Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
на тему рефераты
на тему рефераты
МЕНЮ|
на тему рефераты
поиск
Учреждения дополнительного образования как составная часть системы развития познавательной активности младшего школьника

Учреждения дополнительного образования как составная часть системы развития познавательной активности младшего школьника

МОСКОВСКИЙ ГОРОДСКОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

КАФЕДРА ПЕДОГОГИКИ И ПСИХОЛОГОИИ НАЧАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ

Дипломная работа

Учреждения дополнительного образования как составная часть системы

развития познавательной активности младшего школьника.

Москва, 2001

Содержание

Введение……………………………………………………………………...3

Глава 1. Познавательная активность младшего школьника как

педагогический феномен

§1. Сущность понятия «познавательная активность»…………………….7

§ 2. Влияние некоторых психических процессов на развитие познавательной

активности младшего школьника………………………14

Выводы по 1 главе………………………………………………………….18

Глава 2. Учреждение дополнительного образования как субъект современного

образования

§ 1. О становлении и развитии системы

дополнительного образования…………………………………………….20

§ 2. Образовательная среда и дополнительное образование…………….25

§ 3. Функции дополнительного образования……………………………..40

Выводы по 2 главе………………………………………………………….57

Глава 3. Экспериментальное исследование

познавательных процессов младшего школьника

§ 1. Организация и методика исследования………………………………59

§ 2. Интерпретация результатов

экспериментального исследования………………………………………..64

Выводы по 3 главе………………………………………………………….98

Заключение…………………………………………………………………99

Литература………………………………………………………………...102

Приложение

Введение

Актуальность исследования. Развитие системы образования на современном

этапе характеризуется усилением роли дополнительного образования детей в

жизненном становлении и профессиональном самоопределении ребенка. Сегодня

общеобразовательная школа не в полной мере удовлетворяет потребностям

развивающейся личности. Одна из основных задач учреждений дополнительного

образования – раскрыть творческий потенциал ребенка, его природные

способности. Этим в значительной степени определяются характеристики

образовательного процесса в данных учреждениях, отличающегося от базового

иным способом педагогического руководства: обучающемуся предоставляется

право выбора вида деятельности, уровня сложности и темпа освоения

образовательной программы; организуется творческое сотрудничество детей и

взрослых.

Закон об образовании РФ подтверждает: «Дополнительные

образовательные программы и дополнительные образовательные услуги

реализуются в целях всестороннего удовлетворения образовательных

потребностей граждан, общества, государства».1

Проблема активизации познавательной деятельности учащихся на всех

этапах развития образования была одной из актуальных, т. к. активность

является необходимым условием формирования умственных качеств личности.

Психологи считают, что младший школьный возраст несет в себе большие

нереализованные возможности в познании окружающего мира.

Плодотворной почвой для этого является учебная деятельность, как

источник для целенаправленной работы мысли, развития жизненно важных

свойств личности и активности ребенка.

Потребность саморазвития и способность удовлетворять ее посредством

учения характеризует школьника, который является субъектом учения.

Субъектом учения ребенка делает обладание таким качеством как

познавательная активность.

Проблема развития познавательной активности рассматривалась в

различных трудах педагогов и психологов.

Я. А. Коменский, К. Д. Ушинский, Д. Локк, Руссо Ж-Ж определяли

познавательную активность как естественное стремление учащихся к познанию.

Современные отечественные исследователи изучали особенности

познавательной деятельности и способы ее активизации у младших школьников.

Это Маркова А. К., Лозовая В. И., Тельнова Ж. Н., Щукина Г. И. и многие

другие.

Таким образом, актуальность темы развития познавательной активности

определяется противоречием между насущной необходимостью развития

познавательной активности младших школьников и недостаточным использованием

возможности совершенствования данного процесса. Важность и актуальность

рассматриваемой проблемы, ее недостаточная разработанность в практике

учреждений дополнительного образования определили выбор нами темы

исследования: «Учреждения дополнительного образования как составная часть

систем развития познавательной активности младшего школьника».

Проблемой дополнительного образования в нашей стране занимались:

Асмолов А. Г., Бруднов А. К., Калиш И. В., Панов В. И. и многие другие.

Перед дипломной работой была поставлена цель: Изучить возможность

системы дополнительного образования детей по развитию познавательной

активности младшего школьника.

Исходя из этого, определим объект нашего исследования: процесс

обучения младшего школьника.

Предмет исследования - условия способствующие развитию познавательной

активности младшего школьника.

Сформулируем гипотезу нашего исследования: включенность младшего

школьника в систему дополнительного образования стимулирует развитие

познавательной активности, является средствам ее развития и средой

оптимизирующей развитие такой активности.

Для достижения поставленной цели и проверки гипотезы необходимо решить

следующие задачи:

1. Обнаружить основные характеристики познавательной

активности младшего школьника.

2. Выявить особенные присущие дополнительному образованию способы и

формы стимулирования развития познавательной активности младшего

школьника.

3. Изучить развитие познавательной активности младших школьников

включенных в систему дополнительного образования и не включенных

в систему дополнительного образования.

4. Разработать коррекционную программу для развития познавательных

процессов на базе учреждения дополнительного образования.

5. Экспериментально проверить воздействие занятий в учреждении

дополнительного образования на развитие познавательной

активности младшего школьника.

6. По истечению времени проведения эксперимента в учреждении

дополнительного образования, исследовать уровень познавательной

активности школьников контрольной группы.

7. Сопоставить показатели различных этапов исследования. Сделать

выводы.

Назовем методы исследования:

. Анализ литературы по данной проблеме;

. Диагностика развития познавательных процессов младших школьников;

. Формирующий эксперимент;

. Лонгитюдное психологическое исследование участников эксперимента и

контрольной группы.

Нами избрана следующая логика хода исследования:

1. Определить понятие «познавательная активность».

2. Раскрыть значение учреждений дополнительного образования как составной

части системы современного образования.

3. Выявить возможности учреждений дополнительного образования для развития

познавательной активности младшего школьника.

Глава 1. Познавательная активность младшего школьника как

педагогический феномен.

§1. Сущность понятия « познавательная активность».

Обществу особо необходимы люди, имеющие высокий общеобразовательный и

профессиональный уровень подготовки, способные к решению сложных

социальных, экономических, политических, научно-технических вопросов.

Познавательная активность является социально значимым качеством личности и

формируется у школьников в учебной деятельности.

Проблема развития познавательной активности младших школьников, как

показывают исследования, находилась в центре внимания педагогов с давних

времен. Педагогическая действительность ежедневно доказывает, что процесс

обучения проходит эффективнее, если школьник проявляет познавательную

активность. Данное явление зафиксировано в педагогической теории как

принцип «активности и самостоятельности учащихся в обучении».1 Средства

реализации ведущего педагогического принципа определяются в зависимости от

содержания понятия «познавательная активность». В содержании понятия

«познавательная активность», как показывает проведенное исследование, можно

выделить несколько направлений.

Ряд ученых рассматривают познавательную активность как естественное

стремление школьников к познанию.

Общеизвестно, что человеку свойственно стремление к познанию. Это

стремление проявляется в ребенке с первых дней его жизни.

Педагоги прошлого целостно рассматривали развитие учащегося. Д. Локк в

работе «Мысли о воспитании» утверждает идею единства физического и

духовного развития известным тезисом «Здоровый дух в здоровом теле». При

сильном теле, считает автор, легко продвигаться вперед по выбранному пути.1

Проводя идею единства физического и духовного развития, авторы находят

важные педагогические средства развития познавательной активности. Так,

например, для поддержания интереса к занятиям, следует их прекращать до

момента полного утомления, когда у ребенка сохраняется ожидание от первого

занятия. Тем самым, выделяется педагогическое средство – регулирование

учебной нагрузки и ее дозирование в зависимости от утомляемости учащихся.

Итак, естественное стремление к познанию развивается в учебном

процессе при его регулировании со стороны педагога и организации учебной

деятельности школьника так, чтобы в нее вовлекались разные стороны его

психической деятельности, подобно другим сферам его жизни, например, в

беседах, играх, занятиях в семье или при встречах с товарищами.

Достаточно популярна и другая точка зрения: познавательная активность

понимается как характеристика деятельности младшего школьника: ее

интенсивность и напряженность. Множество работ отечественных педагогов

посвящено проблеме активизации учебного процесса. Например, П. Н. Груздев и

Ш. Н. Ганелин2, Р. Г. Ламберг3, они исследовали проблему активизации

мышления учащихся в процессе обучения, проанализировали проблему

самостоятельной деятельности

учащихся и делают вывод, что самостоятельность является высшим уровнем

активности.

Вот что пишет Т. И. Шамова: « Мы не сводим познавательную активность к

простому напряжению интеллектуальных и физических сил ученика, а

рассматриваем ее как качество деятельности личности, которое проявляется в

отношении ученика к содержанию и процессу деятельности, в стремлении его к

эффективному овладению знаниями и способами деятельности за оптимальное

время, в мобилизации нравственно-волевых усилий на достижение учебно-

познавательных целей»1.

Познавательная активность отражает определенный интерес младших

школьников к получению новых знаний, умений и навыков, внутреннюю

целеустремленность и постоянную потребность использовать разные способы

действия к наполнению знаний, расширению знаний, расширение кругозора.

Есть еще одна группа ученых, которая понимает познавательную

активность как качество личности. Например, Г.И. Щукина2 определяет

«познавательную активность» как качество личности, которое включает

стремление личности к познанию, выражает интеллектуальный отклик на процесс

познания. Качеством личности «познавательная активность» становится, по их

мнению, при устойчивом проявлении стремления к познанию. Это структура

личностного качества, где потребности и интересы обозначают содержательную

характеристику, а воля представляет форму.

Преимущественно, проблема формирования познавательной активности на

личностном уровне, как свидетельствует анализ

литературных источников, сводится к рассмотрению мотивации познавательной

деятельности и к способам формирования познавательных интересов. Э.А.

Красновский дает познавательной активности совершенно особое определение:

«проявление всех сторон личности школьника: это и интерес к новому,

стремление к успеху, радость познания, это и установка к решению задач,

постепенное усложнение которых лежит в основе процесса обучения»1.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.