на тему рефераты Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
на тему рефераты
на тему рефераты
МЕНЮ|
на тему рефераты
поиск
Чтение художественных произведений в начальной школе - (диплом)

Чтение художественных произведений в начальной школе - (диплом)

Дата добавления: март 2006г.

    Содержание:
    Введение

Главная цель школьного обучения –формирование личности ученика. Чтение как учебный предмет имеет в своем распоряжении такое сильное средство воздействия на личность, как художественная литература. Художественная литература несет в себе огромный развивающий и воспитательный потенциал: приобщает ребенка к духовному опыту человечества, развивает его ум, облагораживает чувства. Чем глубже и полнее воспринято читателем то или иное произведение, тем больше воздействие на личность оно оказывает. Поэтому в качестве одной из ведущих задач обучения чтению программа выдвигает задачу обучения восприятию художественного произведения. [1Воюшина М. П. Анализ художественного произведения на уроках чтения во втором классе четырехлетней начальной школы. – Л. : ЛГЛИ им. А. И. Герцена, 1989. – с. 3. ]

К. Д. Ушинский одну из важнейших задач школы видел в том, чтобы “ приучить дитя к разумной беседе с книгой ”. Чтобы решить данную задачу учителю необходимо создать благоприятные условия для работы над содержанием, разбором и усвоением прочитанного на основе разнообразных видов работы. [2 Козырева А. С. Виды работы над текстом на уроках чтения // Начальная школа – 1990. - № 3. с. 67. ]

По мнению О. И. Колесниковой, уроки чтения в начальных классах, помимо утилитарных целей дидактического и воспитательного планов, призваны решать проблему, связанную с адекватным восприятием детьми произведений искусства слова. [3 Колесникова О. И. Филологические основы работы над произведением на уроках чтения // Начальная школа. – 2000. - № 11. с. 6. ]

“ Технику восприятия нужно учить ”, считает А. А. Леонтьев, основатель отечественной теории речевой деятельности. [4 Леонтьев А. А. Основы психолингвистики: Учебник для студентов вузов. – М. : Смысл. 1997. – с. 201. ]

Достаточно часто дети, читая художественное произведение, воспринимают изображенное неточно и даже неверно [1 Леонтьев А. А. Обучение чтению младших школьников: Из опыта работы. – М. : Просвещение, 1981. – с. 76. ] , потому что, на уроках чтения учитель не работает над развитием способностей, связанных с художественной рецепцией, целенаправленно.

М. С. Соловейчик утверждает, что способность к образному анализу художественного произведения сама собой не формируется. А если она отсутствует, то читатель воспринимает лишь основные поступки героев, следит за ходом сюжета и пропускает в произведении все, что его затрудняет. Такой способ чтения закрепляется у детей и сохраняется даже в зрелом возрасте [2 Русский язык в начальных классах. Теория и практика обучения. Под ред. М. С. Соловейчик. М. : Просвещение, 1993. – с. 321. ]

. Продолжая мысль М. С. Соловейчик, О. И. Никифорова пишет, что дефектном механизме восприятия читатели и из подлинно художественного произведения усваивают лишь его сюжетную схему и абстрактные, схематические представления об его образах, то есть примерно то же, что из малохудожественных книг [3 Никифорова О. И. Восприятие художественной литературы школьниками. – М. : Учпедгиз, 1959. – с. 116. ]. Поэтому М. С. Соловейчик, соглашаясь с А. А. Леонтьевым, говорит о необходимости учить детей “ обдумывающему “ восприятию, умению размышлять над книгой, а значит, о человеке и о жизни в целом. О важности обучения учащихся восприятию художественного произведения пишут и другие известные методисты, такие как М. С. Васильева, М. И. Оморокова, Н. Н. Светловская [8 Васильева М. С. , Оморокова М. И. , Светловская Н. Н. Актуальные проблемы методики обучения чтению в начальных классах. – М. : Педагогика, 1977. – с. 99. ]. Адекватное восприятие формируется в процессе анализа произведения, который должен быть совместным (учителя и ученики) раздумьем вслух, что со временем позволит развиться естественной потребности самому разобраться в прочитанном. По мнению методистов А. И. Шпунтова и Е. И. Иваниной, анализ произведения должен быть направлен на выявление его идейного содержания, той основной мысли, которую стремится донести автор до своего читателя, на выявление художественной ценности произведения. [9 Шпунтов А. И. , Иванина Е. И. , Когда художественное произведение может быть воспринято младшими школьниками полноценно. // Начальная школа. – 1995. - № 10. с. 20. ]

Итак, над проблемой полноценного восприятия художественного произведения работали и работают многие известные отечественные ученые, психологи, методисты. Среди них Г. Н. Кудина, З. Н. Новлянская [10 Кудина Г. Н. , Новлянская З. Н. , Мелик-Пашаев А. А. Как развивать художественное восприятие у школьников. – М. : Просвещение, 1988. – с. 79.

], Т. Г. Ромзаева [11 Ромзаева Т. Г. , Львов М. Р. Методика обучения русскому языку в начальных классах. – М. : Просвещение, 1979. – с. 431. ]

, М. С. Соловейчик, М. Р. Львов [12 Львов М. Р. , Горецкий В. Г. , Сосновская О. В. Методика преподавания русского языка в начальных классах. – М. : Академия, 2000. – с. 368. ], О. В. Сосновская. Однако в настоящее время проблема полноценного восприятия художественного произведения является недостаточно изученной, так как не создано единой классификации уровней восприятия, мнения ученых разделились относительно терминологии, количества уровней восприятия, умений, которыми должен обладать ученик на каждом из уровней. Кроме того, позиции исследователей и методистов расходятся по поводу того, когда начинать обучать детей пониманию авторской позиции, овладение которой предполагает полноценное восприятие художественного произведения.

Цель данного исследования –доказать, что использование творческого пересказа на уроках чтения повысит уровень восприятия художественного произведения младшими школьниками. Объектом исследования является процесс анализа художественного произведения в начальной школе. Предметом исследованияявляется творческий пересказ как средство повышения уровня восприятия художественного произведения.

Для достижения данной цели были поставлены и решены следующие задачи: 1. Изучить методическую, педагогическую и психологическую литературу по данной теме.

2. Выявить уровни восприятия художественного произведения у учащихся вторых классов.

3. Экспериментально проверить эффективность творческого пересказа при работе над художественным произведением.

Гипотеза исследованиязаключается в следующем: использование творческого пересказа повышает уровень восприятия художественного произведения младшими школьниками. Методы исследования: констатирующий срез, формирующий эксперимент, анализ работ учеников, наблюдение, беседа с учителями, учениками.

Опытно-экспериментальная работа проводилась на базе 2 “А” класса средней школы № 4 города Красноярска.

Структура дипломной работы. Дипломная работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка используемой литературы и приложения.

    Глава I Психолого-педагогические основы исследования.

О педагогической ценности чтения художественных произведений в начальной школе. Художественная литература –одно из важнейших средств всестороннего гармонического развития личности. Она необычайно расширяет жизненный опыт человека: помогает почувствовать, узнать и пережить то, что читатель, может быть, никогда не сможет испытать и пережить в действительной жизни.

Л. И. Беленькая справедливо замечает, что дети еще не принимают непосредственного участия во многих видах деятельности, формирующих личность, и поэтому художественная литература как своеобразная форма познания действительности играет в жизни ребенка особенно важную роль. [1; с. 9] Художественная литература способствует целенаправленному литературному развитию личности. В. А. Левин понимает литературное развитие как одно из необходимых условий становления человека современной культуры, самостоятельно строящего свою жизнь и отвечающего за свои поступки перед людьми и совестью. [20; с. 158] В процессе чтения художественных произведений у ребенка накапливается опыт разнообразных непосредственных читательских переживаний: различно окрашенных читательских эмоций–от восторга до грусти и даже страха; чувств, связанных с восприятием произведений разных жанров, стилей, авторов, исторических эпох. Ребенок обретает привязанности; реализует свои предпочтения, осуществляет читательский выбор; на практике знакомится с системой Мировой Библиотеки. [20; с. 2131] Чтение художественных произведений развивает речь детей: обогащает, уточняет и активизирует словарь учащихся на основе формирования у них конкретных представлений и понятий, развивает умение выражать мысли в устной и письменной форме. [2; с. 17]. Это развитие осуществляется благодаря тому, что художественные произведения написаны литературным языком, точным, образным, эмоциональным, согретым лиризмом, наиболее соответствующим особенностям детского восприятия. [8; с. 9].

На примерах простых, доступных рассказов дети учатся понимать содержание произведения, его основную мысль, знакомятся с действующими лицами, их характерами и поступками, оценивают данные поступки. В элементарной форме дети получают представление об изобразительных средствах языка художественных произведений. [2; с. 17]

''На каждое произведение, - писал К. Д. Ушинский, - мы должны смотреть как на окно, чрез которое мы можем показать детям ту или другую сторону жизни'' [47; с. 594]. И действительно, художественная литература является важным средством познания детьми окружающего их мира. Знания, которые получают дети при чтение художественных произведений–об окружающем мире, о своих сверстниках, об их жизни, играх, приключениях, о природе и ее охране, первоначальные сведения из истории нашей Родины– помогает накоплению социально-нравственного опыта ребенка [35; с. 9]. Таким образом, художественная литература решает не только образовательные, но и воспитательные задачи развития личности учащихся. Чтение художественных произведений способствует формированию нравственных представлений и воспитанию чувств и эмоций у младших школьников. У ребят расширяются конкретные представления об отношении к товарищам. Это помощь друг другу в совместных делах, в учебе, игре, посильном труде, в беде, внимательное отношение к окружающим (родным, товарищам, знакомым и незнакомым людям), проявление честности и доброжелательности. Учащиеся знакомятся с ситуациями, требующими высокой и моральной готовности человека, получают представление о чувстве справедливости, скромности, а так же об отрицательных чертах характера– несправедливости, грубости и жадности [2; с. 37-38]. Воспитательное воздействие книги на ребенка проявляется и как сила примера, но оно никогда не сказывается сразу на поведении, поступках читателя; это воздействие гораздо более сложно и опосредованно действительностью. ''Искусство, - писал психолог Л. С. Выготский, - никогда прямо не поражает из себя того или иного практического действия, оно только приготавливает организм к этому действию'' [5; с. 325].

Приобщение младшего школьника к классике художественной литературы формирует эстетическое отношение ребенка к жизни, развивает его интерес к литературному творчеству, творчеству писателя, создателей произведений словесного искусства, развивает способность маленького читателя как свою жизнь проживать на множество чужих судеб, активно действовать в неожиданных обстоятельствах, вымышленных сюжетов, сопереживать полюбившимся персонажам.

Эмоционально верно воспринятая книга вызывает у ребенка устойчивое эмоциональное отношение, которое помогает ему прояснить для себя и осознать нравственные переживания, возникающие у него при чтении. Это органическая слитность эстетического и нравственного переживания обогащает и духовно развивает личность ребенка [1; с. 62].

Ни в коем случае нельзя забывать о том, что тексты художественных произведений являются прекрасным материалом для формирования и развития у учащихся речевых навыков, главным из которых является навык чтения. Развитие навыка чтения как вида речевой деятельности происходит от развернутой громко речевой формы чтения вслух до чтения про себя, осуществляемого как умственное действие, протекающее во внутреннем плане [35; с. 8].

Таким образом, чтение и адекватное восприятие художественных произведений, во-первых, расширяет и углубляет кругозор учащихся и обогащает их знания и эмоции; во-вторых, служит средством воспитательного воздействия на учащихся; в-третьих, способствует обогащению и развитию языка учащихся.

    Психологические особенности
    восприятия художественного произведения
    младшими школьниками.

В психологической литературе существуют разные подходы к определению восприятия. Так, Л. Д. Столяренко рассматривает восприятие как психологический процесс отражения предметов и явлений действительности в совокупности их различных свойств и частей при непосредственном воздействии их на органы чувств [45; с. 143]. А. А. Реан, Н. В. Бордовская, С. И. Розум определяют восприятие, как познавательный психический процесс, состоящий в целостном отражении предметов, ситуации и событий, возникающий при непосредственном воздействии физических раздражителей на рецепторные поверхности органов чувств [37 с. 53]. С. Л. Рубинштейн под восприятием понимает чувственное отражение предмета или явления объективной действительности, воздействующей на наши органы чувств. ''Жизненная практика, - указывает С. Л. Рубинштейн, - заставляет человека перейти от непреднамеренного восприятия к целенаправленной деятельности наблюдения; на этой стадии восприятие уже превращается в специфическую ''теоретическую деятельность, которая включает анализ и синтез, осмысление и истолкование воспринятого''. [42; с. 226].

Восприятие представляет собой достаточно сложный процесс. Так, М. Р. Львов отмечал, что если произведения изобразительного искусства, музыки воспринимается непосредственно органами чувств, то читатель воспринимает графические знаки, напечатанные на бумаге. Только посредством включения психических механизмов мозга эти графические знаки преображаются в слова. Благодаря словам и воссоздающему воображению выстраиваются образы, которые вызывают эмоциональную реакцию читателя, рождают сопереживание героям и автору, а отсюда возникает понимание произведения и понимания своего отношения к прочитанному.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.