на тему рефераты Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
на тему рефераты
на тему рефераты
МЕНЮ|
на тему рефераты
поиск
История развития педагогики - (реферат)

История развития педагогики - (реферат)

Дата добавления: март 2006г.

    Имена
    Даты
    Идеи
    Демокрит
    460 – 370 до н. э.

Демокрит считал, что воспитание ведёт к обладанию трёмя дарами: “хорошо мыслить, хорошо говорить, хорошо делать”. Он считал, что хотя воспитатель формирует и изменяет человека, тем не менее, его руками действует природа, ибо человек– её часть “микрокосмос”. Он отмечал важность необходимости родителям посвятить себя воспитанию детей. Он осуждал скупых родителей, не желавших тратить средства на обучение детей. Процесс воспитания и обучения–тяжкий, но благодарный труд, который преобразует природу человека, утверждал Демокрит. Он полагал, чтоглавное не количество полученных знаний, а воспитание интеллекта. Демокрит предлагал использовать метод принуждения в процессе воспитания. Идеи Демокрита оказали влияние на взгляды учёных-софистов. (V-IV до н. э. ) Сократ,

    Платон,
    Аристотель
    469 – 399 до н. э.
    427 – 347 до н. э.
    384 – 322 до н. э.

Софисты “мудрецы”расширили программу образования за счёт изучения грамматики, диалектики, обучению искусства спора. Затем были добавлены ещё четыре: арифметика, геометрия, астрономия и музыка, что составляло в целом семичастную“эн-киклос-пацдейу” (энциклопедию), которая оказалась предтечей программы “семи свободных искусств”, являвшейся символом образованности вплоть до Нового времени. Первые софисты считали своим основным призванием преподавание красноречие–риторики. По их суждениям, овладевая искусством риторики, человек приобретает умение завоевать на свою сторону мнение большинства, т. е. угадывать смысл общего блага. Крупнейшим представителем философии софистов являлся Сократ. Его главное дидактическое достижение– майэвтика “повивальное искусство”- диалектический спор, подводящий к истине посредством продуманных наставником вопросов. Суть педагогических суждений Сократа составляет тезис о том, чтоглавной среди жизненных целей должно быть нравственное самосовершенствование. По Сократу, человек является обладателем разумного сознания, направленного на добро и истину. Он один из основоположников ученияо добройприроде человека. Природные способности человека Сократ связывал с правом на образование. Сократ–родоначальник диалектики как метода отыскания истины путем постановки наводящих вопросов– так называемого сократического метода. Главной задачей наставника Сократ считал пробуждение мощных душевных сил ученика. Беседы Сократа были направлены на то, чтобы помочь“самозарождению”истины в сознании ученика. В поисках истины ученик и наставник должны находиться в равном положении, руководствуясь тезисом: “Я знаю только то, что я ничего не знаю”. Согласно Платону, достижение знания и истины, - мучительный труд избавления от привычных пут и предрассудков. Он открыл связи между воспитанием и общественным устройством. Педагогическая проблематика присутствует в трактатах“Диалоги”, “Государство”, “Законы”. Основанное им в Афинах учебное заведение – Академия –просуществовало более 1000 лет. Педагогические суждения Платона выросли из его философского видения человека и мира. По Платону, земная жизнь– преходящий этап движения человека к “истинному бытию – неким умопостигаемым и бестелесным идеям”. Земная жизнь должна готовить человека к слиянию человека с “истинным бытием”. Приобретение знаний, следовательно, является процессом воспоминания о бестелесном мире идей, откуда вышел и куда уйдет каждый человек. Платон оценивал воспитание как важнейший фундамент всей жизни человека: “В каком направлении кто был воспитан, таким и станет, пожалуй, весь его будущий путь”. Воспитание надо начинать с раннего возраста, так как “во всяком деле самое главное – это начало, в особенности, если это касается чего-то юного и нежного”. По мысли Платона, воспитание должно обеспечить постепенное восхождение ученика к миру идей. Осуществлять подобное воспитание способен, прежде всего, наставник преклонных лет. В трактате“Государство” Платон выделил два длительных цикла –10 и 15 лет. Речь шла, таким образом, о фактически пожизненном воспитании. В программу включались: риторика, геометрия, астрономия, музыка. В трактате“Законы”Платон изложил свои педагогические воззрения, особенно выделив социальный функции воспитания– “сделать совершенным гражданином, умеющим справедливо подчиняться или начальствовать”. Платон провозглашает принцип всеобщего обязательного (min трехлетнего) образования. Была сделана попытка объединить достоинства спартанского и афинского воспитания. Платон полагает, что при обучении следует обеспечить“свободу призвания”, т. е. учитывать личные склонности (дифференциация образования сообразно призвания человека). Программа подобного обучения была предназначена лишь длясвободных граждан общества. Ближайший ученик Платона Аристотель в своих педагогических трудах развил идеи учителя, но вместе с тем во много занял противоположную точку зрения (“Платон мне друг, но истина дороже”). Он создал в Афинах учебное заведение “Ликей”, которым руководил 12 лет. Ликей –символ всей последующей деятельности Аристотеля. Он полагал, что человек обладает одновременнодушой растительной, и нуждается в питании и обречена на разложение, душой животной (чувства, ощущения) и душой разумной –чистой, бесплотной, универсальной и бессмертной. Наиболее системно он изложил свои взгляды на воспитание в трактате“Политика”. Аристотель придавал первостепенное значение государственному воспитанию. Он допускал домашнее воспитание до 7-го возраста под присмотром отца. Однако, настаивал о необходимости государственного контроля за домашним воспитанием (педономы). Воспитанием с 7-го возраста должно было заниматься государство. Идеи Аристотеля оказали огромное влияние на педагогику. Его трактаты служили в течение многих столетий.

    Марк Квинтилиан
    35 – 96

Главный труд Квинтилиана – “Ораторское образование”. Из его 12 книг трактата наиболее известны: “О домашнем воспитании мальчика” и “О риторическом обучении”. Чтобы достичь хороших результатов, считал Квинтилиан, необходимо соединить природную доброту человека и воспитание. Вслед за Плутархом Квинтилиан говорил, что воспитание должно формировать свободного человека. Ребенок– “драгоценный сосуд”, с которым надо обращаться бережно и уважительно. Цель воспитания он видел в подготовке молодого человека к исполнению его гражданских обязанностей. Идеалом он считал Перикла. Он отдавал предпочтение организованному школьному обучению перед домашним. Вершиной образования Квинтилиан считал овладение искусством оратора.

    Тертуллиан,
    Августин,
    Аквинат
    160 – 222
    354 – 430
    1225 – 1274

Идеологи раннего христианства иначе, чем представители Античной мысли, трактовали сущность человека и его воспитание. Если одной из основных идей Античности являлся постулат“Что полезно для человека, то должно быть сделано”, то христианское учение исходило из иного императива: “Что справедливо, то должно быть сделано”. Таким образом, Античность ставила в центр земное существование, а христианство – вечные общечеловеческие ценности. Августин проявлял интерес к психологии ребёнка. Он утверждал, что античная традиция образования погрязла в“вымыслах”, изучении “слов”, но не “вещей”. Главное место в образовании должно занимать изучение Библии. Эразм Роттердамский,

    Витторино де Фельтрэ,
    Франсуа Рабле,
    Мишель Монтень
    1466 – 1536
    1378 – 1446
    1494 – 1553
    1533 – 1592

Итальянские гуманисты (Витторино де Фельтрэ) полагали, что наилучший путь воспитания–освоение классической греко-римской культуры. В качестве образца педагогических идей рассматривались идей Квинтилиана.

Основной труд Монтеня “Опыты”рассматривает человека как высшую ценность. Ребёнок от рождения обладает первозданной чистотой, которую потом“разъедает”общество. Ребёнок превращается в личность не столько благодаря полученным знаниям, сколько развив способность к критическим суждениям. Монтень осуждал гипертрофированное словесное обучение.

В своём главном труде Э. Роттердамский – “О первоначальном воспитании детей”- заявил о необходимости сочетании античной и христианской традиций при выработке педагогических идеалов, выдвинул принцип активности воспитанника (врожденные способности могут быть реализованы лишь через напряженный труд). Определенным шагом вперед были его взгляды на женское образование. Ф. Рабле едко и остроумно обличал пороки средневекового воспитания и обучения и одновременно рисовал идеал гуманистического воспитания, в центре которого– духовное и телесное развитие личности. Я. А. Коменский

    1592 – 1670

Отец современной педагогики. “Великая дидактика”, вышедшая в Амстердаме в 1654 г. – одна из первых научно –педагогических книг. Она является как бы своеобразным сплавом педагогических идей Нового времени. В ней сформулированысенсуалистические педагогические принципы. Коменский призывает обогащать сознание ребенка, знакомя с предметами и явлениями чувственно воспринимаего мира. В трактате проводиться мысль о необходимости поставить знания закономерностей педагогического процесса на службу педагогической практике. Взгляды Коменского противоречили догматам Средневековья. Он видел в каждой личности совершенное творение природы, отстаивал право человека на развитие всех его возможностей. Коменский был первым из педагогов, последовательно обосновавшимпринцип природосообразности в воспитании. Природосообразность в воспитании означала для чешского ученого признание природного равенства людей. Фундаментальной идеей педагогики Коменского являетсяпансофизм, т. е. обобщение всех добытых цивилизацией знаний и донесение этого обобщенного знания через школу на родном языке до всех людей, независимо от общественной, расовой, религиозной принадлежности. У него человек– “микрокосм” Он определил понимание, волю и деятельность воспитанника как основные составляющие педагогического процесса. Классно– урочная система. Выделение из состава философии. Джон Локк

    1632 – 1704

В его трудах – “Мысли о воспитании” и “Об управлении разумом” –ярко выражены важные передовые педагогические устремления того времени. Локк утверждал, что человеческое знания является следствием внешнего чувственного опыта. По его теории у человека нет врожденных представлений и идей. Конечную цель воспитания Локк видел в обеспечении здорового духа в здоровом теле. Он был убежден в целесообразности социальной детерминации школьного образования. Ж. Ж. Руссо

    1712 – 1778

В основе педагогических воззрений Руссо лежит его дуалистическое, сенсуалистическое мировоззрение мыслителя. Отвергая вероисповедальные религии, философ предполагал наличие внешней силы– творца всего сущего. Центральный пункт педагогической программы Руссо – естественное воспитание. В трактате “Рассуждение о происхождении и основаниях неравенства между людьми”доказывалось, что человек создан на началах удивительной гармонии, но общество разрушило эту гармонию. Главный педагогический труд– “Эмиль”. В нем он выдвинул идею свободного воспитания. Главное и наиболее сложное искусство наставника –уметь ничего не делать с учеником. По Руссо на человека действуют три фактора: природа, люди, общество. Составной частью естественного воспитания являетсяотрицательное воспитание. Иоганн Генрих Песталоцци

    1746 – 1827

Воспитание униженных и оскорбленных. Он предлагал при определении основ образования опираться на знание человеческой психологии. Песталоцци разработалметод элементного образования. Суть метода заключается в том, что чтобы пробудить задатки способностей, которые заложены в каждом ребенке.

    И. Ф. Гербарт
    1776 – 1841

“Общая педагогика”. Работал в сфере гимназического образования. Центральный тезис рассуждений Гербарта– формирование нравственного человека. Это – ядро идеи о гармоническом развитии всех способностей. Воспитание должно создавать гармонию между волеизъявлением и выработкой многосторонних интересов. Пути достижения такой гармонии– управление, обучение и нравственное воспитание. Им определены три универсальных метода обучения – описательный, аналитический и синтетический. А. Дистервег

    1790 – 1886

Работал в сфере народной массовой школы. Интерпретатор. Основной педагогический труд– “Руководство к образованию немецких учителей”. В нем сформулированы два взаимосвязанных принципа обучения и воспитания – природосообразность и культуросообразность. Он предлагал в воспитании и обучении следовать природе человека, учитывать индивидуальные особенности ребенка (принцип природосообразности). Принцип культуросообразности означал организация учебно-воспитательного процесса на основе определенной внешней, внутренней и общественной культуры. Внешняя культура– нормы морали, быта, потребления. Внутренняя – духовная жизнь человека. Общественная культура – социальные отношения национальная культура. В. Г. Белинский,

    А. И. Герцен,
    Н. А. Добролюбов,
    Н. Г. Чернышевский
    1811 – 1848
    1812 – 1870
    1836 – 1861
    1828 – 1889

Белинский определил гуманистические и демократические подходы к воспитанию и образованию. Развивал идею народного воспитания.

Герцен с демократических позиций критиковал официозную школьную политику. Он подчеркивал, что важнейшей целью педагогических преобразований в России должно стать развитие у народа чести, права и гражданства.

Чернышевский вскрывал диалектическую взаимосвязь между политическим режимом, материальным достатком и образованием. Он руководствовалсяантропологическим подходом к человеку и воспитанию. Добролюбов критиковал ущемления права на образование по сословному, религиозному и национальному признакам. Видел идеальное воспитание в удовлетворении“естественных стремлений” человека.

    Л. Н. Толстой,
    Н. И. Пирогов
    1828 – 1910
    1810 – 1881

В педагогическом наследии Пирогова особое место занимает идеи самопознания посредством воспитания и общечеловеческого воспитания, общечеловеческого образования. Идеал нравственного воспитания в христианской религии. Он выделял два вида воспитания: общечеловеческое и специальное. Разработал проект школьной системы. Являлся сторонником женского образования, но вместе с тем ограничивал сферу применения женского воспитания. Главный пункт педагогической концепции Толстого – идея “свободного воспитания”. Он утверждал, что воспитание есть, прежде всего, саморазвитие. Вслед за Руссо высказывал убеждение, что в совершенстве детской природе, которой воспитание лишь вредит. В дидактических указаниях Толстого выдвинут принцип учета особенностей ребенка и его интересов.

    К. Д. Ушинский
    1824 – 1871

Ушинский основатель научной педагогики в России. Стержень его педагогической концепции– принцип народности. Этот принцип должен был реализовываться через приоритет родного языка как предмета школьного образования. Не менее важное место он отводил идее труда как ведущего фактора развития личности. Педагогика по Ушинскому должна твердо стоять на фундаменте обширного круга “антропологических наук”. Процесс обучения должен строиться на основополагающих принципах: 1) сознательность и активность, 2) наглядность, 3) последовательность, 4) доступность, 5) прочность. Ушинский разработал учение одвухуровневой дидактике: общей и частной. Основополагающий тезис Ушинского – двуединство обучения и воспитания. Д. Дьюи,

    Э. Торндайк
    1859 – 1952
    1874 – 1949

Д. Дьюи - лидер педагогики прагматизма в США. Им был разработан метод учения посредством делания. Торндайк – один из создателей экспериментальной педагогики. Он стремился к освобождению воспитания от умозрительности, и опереться на изучение ребенка и его поведения.

    П. П. Блонский
    1884 – 1941

Он стремился превратить педагогику в строго нормативную науку. Педагогика должна изучать причинно-следственные связи в воспитании и обучении. Согласноконцепции трудовой школы Блонского предполагалось, что учащиеся должны приобретать знания не через отдельные учебные дисциплины, а посредством трудовой жизни и отношений людей, а также окружающего мира.

    С. Т. Шацкий
    1878 – 1934

Он считал, что главное влияние на ребенка имеют не генетические задатки, а социально-экономическая среда. Главными факторами деятельности ребенка в процессе воспитания и обучения Шацкий называл творчество и самостоятельность. Н. К. Крупская

    1869 – 1939

Она являлась проводником идей коммунистического воспитания человека. Она провозглашала право всех граждан на образование независимо от расовой, национальной принадлежности и социального положения, равенство в образовании женщины и мужчины, школа на родном языке.

    Макаренко А. С.
    1888 – 1939

Макаренко разработал стройную педагогическую систему, методологической основой которой являетсяпедагогическая логика, трактующая педагогику как “прежде всего практически целесообразную науку”. Узловой пункт его теории – тезис параллельного действия. , т. е. органического единства воспитания и жизни общества. Квинтэссенцией методики системы воспитания является идеявоспитательного коллектива. В. А. Сухомлинский

    1918 – 1970

Занимался вопросами теории и методики коммунистического воспитания детей: “Формирование коммунистических убеждений молодого поколения”, “Воспитание личности в советской школе”.

    Responses: chingis_k@mail. ru



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.