на тему рефераты Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
на тему рефераты
на тему рефераты
МЕНЮ|
на тему рефераты
поиск
Методика организации тематических выставок в школе - (курсовая)

Методика организации тематических выставок в школе - (курсовая)

Дата добавления: март 2006г.

    Глава 1
    ИЗ ИСТОРИИ ОФОРМЛЕНИЯ ТЕМАТИЧЕСКИХ ВЫСТАВОК

На первых занятиях нужно познакомить школьников с основными направлениями развития оформительского искусства, с той ролью, какую играет наглядная агитация, и в частности тематические выставки, в развитии мировоззрения людей, в практике построения общества.

В педагогической литературе указывается на большое значение использования различных средств наглядности. Великий русский педагог К. Д. Ушинский писал: “Кто не замечал над собою, что в памяти нашей сохраняются с особенной прочностью те образы, которые мы воспринимали сами посредством созерцания, и что к такой, врезавшейся в нас, картине мы легко и прочно привязываем даже отвлеченные идеи, которые без того изгладились бы быстро”.

Наглядные средства имеют значение не только для организации учебного процесса в школе. Они находят широкое применение при решении самых разнообразных вопросов — производственных, политических, идеологических, культурно-просветительских. Современная наглядная агитация своим истоком имеет ленинский план монументальной пропаганды.

Из воспоминаний А. В. Луначарского известно, что в беседе, которая, по предположению историков, состоялась между 15 марта и 8 апреля 1918 года, В. И. Ленин предложил активно использовать различные виды изобразительного искусства для разъяснения целей революции. В. И... Ленин высказал мысль украсить наиболее оживленные площади и улицы городов художественно оформленными текстами, содержащими основные идеи и лозунги марксизма, дающими оценку тому или другому историческому событию. Также он рекомендовал самым широким образом организовать работу мастеров искусства по созданию многочисленных памятников, которые необходимо было использовать для агитационно-пропагандистской работы среди населения. Эти мероприятия были названы“монументальной пропагандой”.

Рассказ о претворении художниками ленинской идеи в жизнь можно построить интересно и увлекательно для ребят. Сохрани лось достаточное количество разнообразных материалов, которые можно использовать при подготовке к такому рассказу

На основе предложении, разработанных В. И. Лениным, 12 апреля 1918 года СНК РСФСР принял декрет“О снятии памятников, воздвигнутых в честь царей и их слуг, и выработке проектов памятников Российской Социалистической Революции”. Декрет поручал особой комиссии при СНК определить, какие памятники, не представляющие исторической или художественной ценности, должны быть сняты. Комиссии предлагалось также“мобилизовать художественные силы и организовать широкий конкурс по выработке проектов памятников, долженствующих ознаменовать великие дни Российской социалистической революции”. Кроме того, декретом предусматривались организация художественного оформления городов к революционным праздникам и всенародным гуляниям; замена старых названий улиц, эмблем и гербов, отвечающими мировоззрению победившего народа.

Воодушевленные размахом намеченных мер, художники стремились в своих проектах отобразить всемирно-историческое значение событий, происшедших в России в октябре 1917 года.

Сведения об этом периоде могут быть очень интересными, так как именно в первые годы после Октябрьской революции начали закладываться традиции массовых политических праздников, которые в дальнейшем, развиваясь и обогащаясь под влиянием успехов Советского государства, вошли в уклад нового общественного быта. К работе над оформительскими проектами были привлечены выдающиеся художники и архитекторы: К. Петров-Водкин, В. Шухаев, Б. Кустодиев, М. Добужинский, В. Мешков, Э. Штальберг, Л. Руднев, Д. Иофан и др.

Ленинский план монументальной пропаганды положил начало возникновению разнообразных форм изобразительно-агитационной работы. Ведущее место среди них занимают тематические выставки. За годы Советской власти выставочная деятельность достигла большого размаха. Широкой известностью пользуется у советских людей Выставка достижений народного хозяйства СССР в Москве(теперь ВВЦ- всероссийский выставочный центр), подобные выставки работают и во всех союзных республиках, регулярно открываются советские павильоны на международных выставках, нередко различного рода международные конференции и симпозиумы проходят на фоне специально организованных экспозиций, международные торговые соглашения заключаются после просмотра соответствующих экспонатов в выставочных залах и т. д. Выставочная деятельность развивается не только в общегосударственных масштабах. Очень много выставок местного значения регулярно открывается на предприятиях, в учреждениях, институтах, школах. Большое число их, внимание, которым они пользуются, говорят об их необходимости. Рассказывая учащимся о характерных этапах развития выставочного дела у нас в стране, имеет смысл сосредоточить внимание на тех тенденциях, которые были определяющими на каждом из этапов, а также на творчестве художников-оформителей. Несмотря на то, что в организации выставок принимают участие специалисты многих - профессий (специалисты по теме выставки, литераторы, живописцы, мастера прикладного искусства, фотографы, шрифтовики, столяры, светотехники и т. д. ), решающее слово принадлежит художнику-оформителю. Оформительский аспект бесед целесообразен потому, что это будет способствовать решению последующих практических задач. Едва ли есть необходимость настаивать на том, чтобы учащиеся запоминали фамилии многих авторов даже крупных выставок, (это придало бы занятиям излишне специализированный характер), но рассказать о творчестве некоторых наиболее заслуженных художников-оформителей нам кажется полезным.

Усилия художника-оформителя направлены на создание экспозиционного ансамбля, т. е. на нахождение общего художественно-образного рисунка, который бы наиболее эмоционально и глубоко раскрывал основную тему. “Под экспозиционным ансамблем мы понимаем пространственную среду (внутри здания или под открытым небом), структура которой в сочетании с ее цветовой, световой, пластической и драматургической композицией образно раскрывает суть представленных материалов, создает удобство осмотра и удовлетворяет требованиям технологии и экономики. Нельзя не учитывать и роли текста, устной речи, музыки, а иногда и элементов хореографии, пантомимы и театра. Однако основа всего—единство художественно-образного, функционального, конструктивно-технологического и экономического начал”'.

Среди множества выставок, создававшихся в нашей стране с 1917 года, нелегко выбрать такие, которые наиболее поучительно было бы использовать в качестве материала для бесед с учащимися. Главный критерий отбора: экспозиционно-художественные достоинства и определенный исторический вклад в развитие оформительского искусства.

В развитии искусства оформления выставок можно выделить несколько этапов с рядом характерных признаков для каждого из них. Границы этапов примерно такие: 1917 год—начало 30-х годов, середина 30-х —начало 50-х годов, середина 50-х — 60-е годы, 70-е годы, начало 80-х годов. Выставки первых лет Советского государства, пропагандируя новое, революционное содержание, использовали приемы и формы показа, сложившиеся в дореволюционных музеях, на торгово-промышленных выставках и ярмарках. То, что в дальнейшем определило новый оформительский стиль, просматривалось лишь в отдельных чертах.

Одна из наиболее крупных выставок этого периода, функционировавшая с 1918 по 1928 год в Москве в Петровском пассаже, —Постоянная промышленно-показательная выставка ВСНХ. Будучи значительным событием, с точки зрения ценности представляемого материала, она не стала явлением в развитии художественных принципов экспозиции.

Недооценка роли художников-оформителей в тот период обусловила отставание в использовании художественных приемов. Это выразилось в отсутствии чисто выставочных форм показа, в подражании музейной и магазинной манере расположения экспонатов. Обычно посетитель видел традиционные витрины, терялся среди множества мелких фотографий, карт, диаграмм. Впечатление музейности производило и обилие живописных панно (повешенных как картины), строгая симметричность в развеске планшетов, раскладке и расстановке всего выставочного наполнения.

Отход от “музейности”, поиски своеобразной зрелищности выставочной формы показа в начале 20-х годов происходили не без влияния театрально-декорационного искусства. К оформлению выставок привлекались театральные художники и декораторы. Меняя общую композицию выставочного пространства, изобретая необычные формы стендов, оригинально, каждый раз, по-новому комбинируя окраску фона и экспонатов и т. д. , оформители стремились к наибольшей выразительности, чтобы“расшевелить”, захватить зрителя. Кстати, следует заметить, что обстановка на выставке уподобляется в известной мере сценическому пространству, с той лишь разницей, что зритель наблюдает его не со стороны, а располагаясь внутри этого пространства. Близки к режиссерским и действия устроителей выставки, стремящихся наиболее выразительными средствами донести до зрителя познавательную и эстетическую информацию. Выставочную композицию роднит с театральной постановкой и использование изобразительной ценности света. Светом можно выделить главные экспонаты, подчеркнуть объемность, весомость вещи или сделать ее как бы прозрачной, тающей в воздухе и т. д.

С точки зрения формирования принципа зрелищности, сопричастности с театром интересна открытая в 1923 году Всероссийская сельскохозяйственная и кустарно-промышленная выставка с иностранным отделом. Это была самая крупная выставка тех лет. По свидетельству очевидцев, выставочный интерьер напоминал характерный рисунок театральных декораций того времени. Сходство отмечалось в общей структуре сооружения, в ярусах площадок, в стремительно взлетающих зигзагах лестниц, в подчеркнутом техницизме и других приемах характерных для театра.

На примере этой выставки можно говорить не только о совпадении путей поиска театральных и выставочных художников, но и о взаимодействии экспозиционного искусства и архитектуры. Создателями выставки было приложено немало усилий для того, чтобы найти стилистическое единство между внешним видом павильонов и композициями в интерьерах.

Даже в самой короткой беседе, затрагивая вопросы выставочной экспозиции, надо в той или иной мере коснуться вопросов архитектуры, поскольку в отдельные периоды ее влияние на выставочный комплекс было доминирующим, определяющим.

Примером архитектурного влияния на решение выставочного пространства следует считать стремление авторов вводить дополнительные конструкции. Эти конструкции, не являясь экспонатами, создавали дополнительные условия для размещения и осмотра выставки, содействовали созданию оригинальной планировки и направляли поток посетителей по максимально целесообразному маршруту передвижения. Конструкции, состоящие из металлических или деревянных стоек, имели порой весьма причудливые очертания. Стремление к формированию пространства при помощи специальной жесткой структуры заметно в начале 30-х годов. Примеры подобных решений имели место в советских павильонах на больших зарубежных выставках в Дрездене (“Гигиена”) и Лейпциге (“Пушнина”). Коллектив оформителей работал там под руководством художника Л. Лисицкого, метод которого и сейчас используют некоторые современные художники. Он уделял большое внимание не только оформлению экспонатов, но и созданию выставочной среды, которая“работала” бы на демонстрацию их лучших качеств. Создавая выставочные интерьеры, художник старался избегать строгой симметрии и прямоугольности. Л. Лисицкий был первым главным художником ВСХВ.

Из числа выставок тех лет, на которых была применена жесткая структура экспозиции, можно назвать выставки“Ресурсы страны” (1931 г. , была развернута в ЦПКиО в Москве), “Гиганты пятилетки”(1932 г. , там же) и др. К системе экспозиционного ансамбля, сформировавшегося в конце 20-х—начале 30-х годов, художники вернулись во второй половине 50-х годов. Она питает воображение и многих современных художников, естественно, обновляясь художественными приемами, возникающими под влиянием общественно-политических и эстетических запросов общества.

В период середины 30-х —начала 50-х годов характерно обращение к старым мастерам, переосмысление в новых условиях заповедей классического искусства. Типичное для классики подчинение монументально-декоративного и декоративного искусства архитектуре нашло отражение в произведениях советских зодчих того времени и определенным образом сказалось на понимании художественного образа выставочной экспозиции. Экспонаты, которым раньше отводилась ведущая роль при создании выставки, теперь, в окружении подчеркнуто выпячиваемых архитектурных форм, стали терять свое определяющее значение. Архитектурная“оправа”нередко мешала раскрытию содержания выставки, созданию необходимого настроения.

Характерной чертой этого периода является увлечение диорамами. Изобразительная приближенность их к натуре, моделирование пространства“как в жизни”, иллюзорность в деталях и т. д. содействовали глубокому, эмоциональному восприятию экспозиции. Однако обилие натуралистических изображений обедняло арсенал оформительских средств художника, лишало выставочную экспозицию острой занимательности и зрелищности, без чего она не могла быть для посетителя праздником, откровением. Выдающимся событием в развитии выставочного искусства этого периода стало участие наших художников в оформлении советских павильонов на Международной выставке в Париже (1937 г. ) и Всемирной выставке в Нью-Йорке (1939 г. ). Проблема взаимосвязи архитектуры и экспозиции решалась подчеркиванием ведущей роли первой при подчиненности второй.

Как антихудожественное явление отвергалось применение чертежных диаграмм, картограмм, схем, разного рода сложных элементов, рассчитанных на самостоятельные вычисления зрителей. Утверждался в качестве одного из главных принцип изобразительности и зрелищности. Одна из основных оформительских особенностей нашего павильона на выставке 1939 года в Нью-Йорке —включение в экспозицию большого количества диорам. Они стали ведущим средством выразительности, так как никакие другие способы изображения не создавали такого впечатления реальности, сходства с действительностью.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.