на тему рефераты Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
на тему рефераты
на тему рефераты
МЕНЮ|
на тему рефераты
поиск
Методика организации внеклассной работы по сохранению и укреплению здоровья школьников - (курсовая)

Методика организации внеклассной работы по сохранению и укреплению здоровья школьников - (курсовая)

Дата добавления: март 2006г.

Министерство общего и специального образования Российской Федерации

Комсомольский- на-Амуре государственный педагогический университет

    Курсовая работа

МЕТОДИКА ОРГАНИЗАЦИИ ВНЕКЛАССНОЙ РАБОТЫ ПО СОХРАНЕНИЮ И УКРЕПЛЕНИЮ ЗДОРОВЬЯ ШКОЛЬНИКОВ

    Выполнил :
    студент 355 группы ЕГФ
    Щербаков Е. В
    Научный руководитель :
    Ст. преп. на кафедре Анатомии
    Физиологии и Гигиены
    Человека
    Федоровская Н. И.
    Комсомольск-на-Амуре
    2000 г.
    СОДЕРЖАНИЕ
    ВВЕДЕНИЕ 3
    1) Внеклассные формы работы 5

2). Праздники здоровья в эмоционально-игровой деятельности школьников. 6

2. 1. Примерный сценарий праздника здоровья для детей 6 лет . 10

2. 2. Примерный сценарий праздника здоровья для учащихся 1-2-х классов . 12

2. 3 Примерный сценарий праздника здоровья для учащихся 3-4-х классов 13

2. 4 Примерный сценарий праздника здоровья для учащихся 5-6-х классов . 17

2. 5 Примерный сценарий праздника здоровья для учащихся 7-8-х классов . 21

    2. 6 Праздники здоровья для учащихся 9-11-х классов . 22
    3) Туристические походы и экскурсии ……………………………………...25

4) Формирование здоровых привычек средствами художественной литературы…………………………………………………………….... ………. 27

    5) ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………47
    6) СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ …………………………………………………48
    Введение
    Актуальность

Здоровье подрастающего человека - это проблема не только социальная, но и нравственная. Ребенок сам должен уметь быть не только здоровым, но воспитывать в будущем здоровых детей. Приобщение школьника к проблеме сохранения своего здоровья это прежде всего процесс социализации - воспитание. Это создание высокого уровня душевного комфорта, который закладывается с детства на всю жизнь. Для формирования душевного комфорта необходимы знания о законах развития своего организма, его взаимодействии с социальными факторами. Существующая система школьного образования при всей ее научности не учитывает главного: конкретного человека, индивидуальных законов его развития. Несоответствие школьной системы образования и развития личности ребенка конкретным закономерностям индивидуальности накладывает своеобразный порочный стереотип на так называемое домашнее воспитание, когда каждая мать исходит не из потребностей своего ребенка, изученного досконально, а из общей позиции "так принято, так надо! " Что же касается отцов, то они вообще в большинстве своем, не озадачивают себя данной проблемой. В хорошем здоровье подрастающего поколения заинтересованы все - и родители, и учителя, и врачи, но практика показывает, что они прикладывают недостаточно усилий для его сохранения. Здоровье детей с возрастом ухудшается: их функциональные возможности в ходе учебы снижаются, что затрудняет усвоение учебной программы, ограничивает выбор будущей профессии. Базовое, а тем более профилированное школьное образование должно не ухудшать, а улучшать здоровье учащихся посредством совершенствования их знаний, формирования умений и навыков укреплять свое здоровье и здоровье окружающих.

ЦЕЛЬ разработать и составить внеклассные мероприятия для курса валеологии , используя уже имеющуюся по данной тематике научную и художественную литературу, для осуществления наиболее качественного , полноценного обучения школьников здоровому образу жизни , воспитание личности заботящейся о своем духовно-нравственном и физическом благополучии.

Для реализации такого обучения необходимо уточнить, что входит в само понятие "здоровье". Согласно уставу Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) это не только отсутствие болезни и повреждений, но и полное физическое и социальное благополучие. Такое определение имеет явные преимущества перед бытующим мнением, что здоровье - это отсутствие болезни. Вместе с тем определение здоровья ВОЗ недостаточно для характеристики растущего организма, так как оно направленно на оценку статической сиюминутной ситуации и не учитывает динамики развития. Кроме того, данное определение не описывает конкретных признаков здоровья, не позволяет правильно вычленить отклонения в его состоянии, выработать тактику последующих действий, направленных на их преодоление. В современном научном понимании здоровье школьников включает комплекс признаков: 1) Соответствующий возрасту уровень жизнеобеспечивающих систем (нервной, сердечно-сосудистой, дыхательной, костно-мышечной); 2) Гармоничное физическое развитие (рост, масса тела, окружность груди, жизненная емкость легких, сила кисти) среднего или выше среднего уровня; 3) Быстрое приспособление организма (адаптация) к новым условиям (занятия в школе, отдых в туристическом походе и т. д. ); 4) Высокая умственная и физическая работоспособность (без напряжения заниматься в школе); 5) Отсутствие болезней в течение года либо кратковременная болезнь (не более 5-7 дней) с полным выздоровлением. Таков современный эталон здоровья школьника.

Характеристика возрастной динамики здоровья учащихся свидетельствует о том, что оно ухудшается с возрастом. Так, комплексная оценка здоровья (распределение детей по группам здоровья) показывает, что здоровых детей (I группа) среди выпускников школ в 3-5 раз меньше, чем среди первоклассников, и наоборот, число старшеклассников, имеющих хронические заболевания (III группа), в 2-3 раза больше, чем среди учеников начальных классов. В младших классах (1-4 классы) часто встречается несовпадение биологического и метрического возраста учащихся. Незрелые и условно зрелые дети составляют 25-30 %, задержка моторного развития наблюдается у 40-50 %, затруднения при адаптации к школе у 15- 20 %.

    место
    класс
    I
    II
    III
    IV
    V
    1 – 4
    5 – 8
    9 – 11

В средних классах (5-8 классы) идет интенсивное созревание организма. Оно характеризуется резкими эндокринальными сдвигами, изменения функционального состояния всех органов и систем, интенсивным ростом (увеличением размеров тела) и дифференцированием строения и функций органов и тканей. Повышается возбудимость нервной системы, ослабевают все виды торможения. Нередки сосудистые расстройства, изменение ритма дыхания, повышенная утомляемость, как при умственных, так и при физических нагрузках. А если учесть, что более половины детей этого возраста относятся ко II группе здоровья, т. е. группе риска, то для успешного обучения от учителя требуется новый уровень знаний по вопросам сохранения здоровья учащихся. В старших классах (9-11 классы) здоровье учащихся еще больше ухудшается. Увеличение фактической учебной нагрузки в школе (до 6-8 часов) и при подготовке домашних заданий (еще 2-4 часа), не устраненные на предыдущих возрастных этапах отклонения здоровья, недостаток знаний по вопросам его сохранения ведут к тому, что здоровых детей (I группа здоровья) среди старшеклассников почти нет. 2/3 учащихся имеют серьезные отклонения здоровья: хронические заболевания дыхательной, сердечно-сосудистой и пищеварительной систем. Понижение зрения диагностируется более чем у 30 % старшеклассников, снижение слуха - у 5-7 %, нарушение осанки - у 15-25 %. Эти дефекты здоровья не только затрудняют восприятие учебного материала, но и являются причиной низкой работоспособности, ограничивают выбор будущей профессии. К сожалению, учителя и родители часто привыкают к жалобам учеников на вялость, головокружение, ослабление памяти, головные боли, боли в животе, которые являются постоянными спутниками их обучения в школе. Эти так называемые "школьные болезни" создают предпосылки массовой инвалидизации взрослого населения, снижение трудоспособного возраста и продолжительности жизни.

При внеклассных формах работы учитель, воспитатель осуществляют преемственность между учебным и воспитательным процессом и тем самым учат детей беречь свое здоровье. В их обязанности входит: 1) Составление, оформление, разъяснение правил для дежурного по классу, столовой, мастерской, спортивному залу, школе, отряду, лагерю и т. д. , а также контроль за их выполнением; 2) Подготовка и проведение экскурсий, туристических походов, отдыха на природе; 3) Организация деятельности отдыха в группах продленного дня; 4) Обучение гигиеническим правилам в лагерях труда и отдыха, школах-интернатах и контроль за их выполнением; 5) Организация работы учащихся по благоустройству школьных помещений, на пришкольном участке, в подшефных учреждениях, колхозах и совхозах и контроль за их выполнением; 6) Подготовка и проведение праздников здоровья.

Чтобы правильно организовать труд школьников, особенно старших классов, учителю целесообразно руководствоваться основами законодательства по охране труда подростков, учитывать медицинские противопоказания к различным видам работ подростков, консультироваться у “подростковых” врачей в поликлиниках, врачей отделений гигиены детей и подростков территориальных центров гигиены и эпидемиологии.

Праздники здоровья в эмоционально-игровой деятельности школьников

В каждой школе должна быть общешкольная программа "Здоровье". Она включает следующие разделы: повышение медицинских знаний учителей, персонала школы; обучение учащихся сохранению здоровья (урочная, внеурочная формы); оздоровление детей в школе; работа с родителями; праздники здоровья. Для ее реализации используются различные формы деятельности администрации школы, педагогического коллектива, учащихся. Одной из форм обучения школьников основам здоровья является подготовка и проведение дня, недели, месячника здоровья как видов эмоционально-игровой деятельности, которые способствуют закреплению урочного материала. Они повышают уровень знаний учащихся о том, как сохранить свое здоровье, формируют соответствующие навыки. В период подготовки к празднику выявляется, насколько эффективны другие (урочные, внеурочные) формы обучения укреплению здоровья и как высока степень усвоения материала. Совместные действия подсистем "учитель - ученик", "родитель - ученик", "ученик - ученик" раскрывают новые грани понимания того или иного вопроса. Правомерно заметить, что если знания школьников по тому или иному предмету могут быть удовлетворительными, то знания и умения, касающиеся здоровья, должны быть хорошими. Следует учесть и тот фактор, что подростковый и юношеский возраст обуславливает переоценку учащимися своих возможностей, что является причиной недооценки здоровья как высшей ценности человека. Это обязывает учителей, воспитателей, родителей находить убедительные мотивы действий каждого школьника, которые побуждали бы его к укреплению своего здоровья, раскрытию возможностей собственного организма. Важно вовлечь учащихся в процесс подготовки праздников, предусмотрев при этом нагрузку на все органы чувств (зрения, слуха, обоняния, тактильной чувствительности, вкуса) и все виды памяти (моторную, двигательную, слуховую, зрительную, эмоциональную). Это особенно важно при формировании интереса учащихся к своему “Я” – “Я девочка (девушка)”, “Я мальчик (парень)”. Праздники здоровья должны постоянно совершенствовать знания, умения и навыки учащихся сохранять и укреплять свое здоровье. Чтобы достигнуть этой цели, педагогическому коллективу необходимо: пополнять свои знания о возрастных изменениях в организме учащихся; осваивать самим правила физической и гигиенической культуры; уметь оценивать собственные знания и навыки по вопросам здоровья; вызывать у школьников интерес, вырабатывать потребность постоянно заботиться о своем здоровье; убеждать учащихся беречь здоровье как главную ценность личности. Планирование праздников, выбор их тем обуславливается:

Материалом учебных программ, школьных учебников, методических разработок для данного класса (ответственный за праздник учитель должен познакомиться с ним); Показателями здоровья школьников, которые имеются в медицинском кабинете школы в форме листка здоровья класса (анализ конкретных отклонений здоровья позволит подобрать актуальные для детей вопросы, знания и т. д. ); Фактическими навыками здорового образа жизни учащихся данного класса, определяющимися по результатам выполнения ими правил поведения (перечень правил составляется с учетом возраста детей, возможности их выполнения в течение учебного дня); Знакомство с литературой по формированию гигиенических навыков. Тема праздника не должна быть всеобъемлющей. Лучше ограничивать число вопросов и осветить их глубоко, чем поверхностно охватить большой материал. Выбрав тему, классный руководитель либо учитель, отвечающий за праздник, составляет его сценарий, используя при этом рекомендации медицинских работников школы, врачей-валеологов территориальных центров здоровья, социальных педагогов, психологов. Целесообразно привлекать к составлению сценариев учащихся, особенно при подготовке праздников в средних и старших классах. Работа над сценарием обязывает детей просмотреть учебный материал с новых позиций, освоить дополнительную литературу, является темой для обсуждения со сверстниками элементов предстоящего праздника здоровья. Праздник здоровья – итог дня, недели, месячника здоровья, поэтому в период работы над сценарием вся программа предыдущих праздников здоровья уточняется и оформляется в виде специальной наглядной информации. Праздник здоровья может проходить в различных формах: “Путешествие в страну Здоровья”, “Клуб веселых и находчивых”, “Конкурс знатоков здоровья”, “Мама, папа, я – спортивная семья”, “Дискотека здоровья”, “Вечер здоровья” и т. д. Длительность праздника для младших школьников составляет 40-60 минут, и проводиться он не реже одного раза в учебную четверть, для средних и старших – соответственно 90-150 минут 1-2 раза в учебный год. В праздниках участвуют ученики параллельных классов, от каждого класса выделяются команды, в которую могут входить учителя и родители. К их проведению необходимо привлекать каждого школьника, - этому способствуют домашние задания по теме праздника, например написание сочинения на тему “Мое здоровье”, составление перечня действий по укреплению своего здоровья и т. д. , а так же контроль за выполнением правил гигиены всеми учащимися (он может быть проведен накануне праздника). Оценки домашних заданий суммируются и учитываются при подведении итогов праздника. Заранее готовятся оформление и атрибуты праздника, протоколы для жюри с перечнем конкурсов, подбираются разнообразные игры, танцы, эстафеты, продумывается музыкальное сопровождение. В ходе праздника жюри не только оценивает ответы команд, но и комментирует их. В конце подводятся итоги, награждаются победители (важно, чтобы каждый участник праздника не остался без внимания). Рассмотрим примерные программы дня и недели здоровья для младших школьников. Примерная программа дня здоровья:

    Гимнастика до уроков (по классам).
    Уроки “Человек и его здоровье”.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.