на тему рефераты Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
на тему рефераты
на тему рефераты
МЕНЮ|
на тему рефераты
поиск
Межпредметные связи в обучении биологии - (курсовая)

Межпредметные связи в обучении биологии - (курсовая)

Дата добавления: март 2006г.

    СОДЕРЖАНИЕ

I. Введение. - 3 II. Межпредметные связи в обучении биологии. - 4 1. Понятие о межпредметных связях:

    а) функции межпредметных связей; - 4
    б) виды межпредметных связей в содержании обу
    чения биологии; - 5
    в) планирование и пути реализации межпредметных
    связей в обучении биологии. - 6
    2. Межпредметные связи в курсе биологии 6-9 классов:
    а) на уроках ботаники; - 7
    б) на уроках зоологии; -13
    в) на уроках анатомии, физиологии и гигиены чело
    века. -17
    III. Заключение. -23 Литература. -25
    .
    - 3
    ВВЕДЕНИЕ

За последние годы в биологии уделяется все больше внимания проблеме взаимосвязей между живым и неживым. Успешное развитие современных исследований на грани живого и неживого в области та ких биологических дисциплин, как молекулярная биология, генетика, физиология растений и животных, экология, биохимия, биофизика, бионика, космическая биология, убедительно подтверждает необходи мость более всестороннего изучения в школе закономерностей про цессов жизни. В связи с приближением содержания учебного курса биологии к современному уровню биологической науки в дидактике биологии также усиливается внимание к установлению последователь ных связей между преподаванием биологии, химии, физики, астроно мии и физической географии. Такие межпредметные связи целесооб разны на всех этапах обучения биологии.

На первом этапе (в IV классе) - при изучении курса природо ведения следует уделить особое внимание элементарным знаниям по физике и химии, чтобы обеспечить пропедевтическую естественнона учную основу для более полноценного усвоения школьниками знаний о процессах жизнедеятельности растений и животных в последующих классах

На втором этапе (в средних классах) - в процессе изучения биологии растений и животных важно устанавливать межпредметные связи биологии с химией и физикой для более углубленного осмысле ния школьниками физиологических и экологических знаний.

На третьем этапе (в старших классах) - при изучении биологии человека и общей биологии необходимо широко реализовать знания учащихся по химии, физике и географии.

    .
    - 4
    МЕЖПРЕДМЕТНЫЕ СВЯЗИ В ОБУЧЕНИИ БИОЛОГИИ
    ФУНКЦИИ МЕЖПРЕДМЕТНЫХ СВЯЗЕЙ.

Межпредметные связи выполняют в обучении биологии ряд функ ций. Методологическая функция выражена в том, что только на их основе возможно формирование у учащихся диалектико-материалисти ческих взглядов на природу, современных представлений о ее це лостности и развитии, поскольку межпредметные связи способствуют отражению в обучении методологии современного естествознания, ко торое развивается по линии интеграции идей и методов с позиций системного подхода к познанию природы.

Образовательная функция межпредметных связей состоит в том, что с их помощью учитель биологии формирует такие качества знаний учащихся, как системность, глубина, осознанность, гибкость. Межп редметные связи выступают как средство развития биологических по нятий, способствуют усвоению связей между ними и общими естест веннонаучными понятиями.

Развивающая функция межпредметных связей определяется их ролью в развитии системного и творческого мышления учащихся, в формировании их познавательной активности, самостоятельности и интереса к познанию природы. Межпредметные связи помогают преодо леть предметную инертность мышления и расширяют кругозор учащихся. Воспитывающая функция межпредметных связей выражена в их со действии всем направлениям воспитания школьников в обучении био логии, Учитель биологии, опираясь на связи с другими предметами, реализует комплексный подход к воспитанию.

    Конструктивная функция межпредметных связей состоит в том,
    - 5

что с их помощью учитель биологии совершенствует содержание учеб ного материала, методы и формы организации обучения. Реализация межпредметных связей требует совместного планирования учителями предметов естественнонаучного цикла комплексных форм учебной и внеклассной работы, которые предполагают знания ими учебников и программ смежных предметов.

    ВИДЫ МЕЖПРЕДМЕТНЫХ СВЯЗЕЙ В СОДЕРЖАНИИ ОБУЧЕНИЯ БИОЛОГИИ.

Совокупность функций межпредметных связей реализуется в про цессе обучения тогда, когда учитель биологии осуществляет все многообразие их видов. Различают связи внутрицикловые (связи био логии с физикой, химией) и межцикловые (связи биологии с истори ей, трудовым обучением). Виды межпредметных связей делятся на группы, исходя из основных компонентов процесса обучения (содер жания, методов, форм организации): содержательно-информационные и организационно-методические.

Содержательно- информационные межпредметные связи делятся по составу научных знаний, отраженных в программах биологических курсов, на фактические, понятийные, теоретические, философские. Межпредметные связи на уровне фактов (фактические) - это ус тановление сходства фактов, использование общих фактов, изучаемых в курсах физики, химии, биологии, и их всестороннее рассмотрение с целью обобщения знаний об отдельных явлениях, процессах и объ ектах природы. Так, в обучении биологии и химии учителя могут ис пользовать данные о химическом составе человеческого тела.

Понятийные межпредметные связи - это расширение и углубление признаков предметных понятий и формирование понятий, общих для

    - 6

родственных предметов (общепредметных). К общепредметным понятиям в курсах естественнонаучного цикла относятся понятия теории стро ения веществ - тело, вещество, состав, молекула, строение, свойс тво, а также общие понятия - явление, процесс, энергия и др. Эти понятия широко используются при изучении процессов ассимиляции и диссимиляции. При этом они углубляются, конкретизируются на био логическом материале и приобретают обобщенный, общенаучный харак тер.

Ряд общебиологических понятий отражает такие сложные процес сы живой природы, которые невозможно раскрыть даже на первом эта пе их введения без привлечения физико-химических понятий. Так, понятие фотосинтеза сложилось в науке в результате изучения этого процесса физиологией растений и пограничными науками - биофизикой и биохимией.

Теоретические межпредметные связи - это развитие основных положений общенаучных теорий и законов, изучаемых на уроках по родственным предметам, с целью усвоения учащимися целостной тео рии. Типичным примером служит теория строения вещества, которая представляет собой фундаментальную связь физики и химии, а ее следствия используются для объяснения биологических функций неор ганических и органических веществ, их роли в жизни живых организ мов.

    ПЛАНИРОВАНИЕ И ПУТИ РЕАЛИЗАЦИИ МЕЖПРЕДМЕТНЫХ СВЯЗЕЙ
    В ОБУЧЕНИИ БИОЛОГИИ.

Использование межпредметных связей - одна из наиболее слож ных методических задач учителя биологии. Она требует знаний со

    - 7

держания программ и учебников по другим предметам. Реализация межпредметных связей в практике обучения предполагает сотрудни чество учителя биологии с учителями химии, физики, географии; по сещения открытых уроков, совместного планирования уроков и т. д. Учитель биологии с учетом общешкольного плана учебно-методи ческой работы разрабатывает индивидуальный план реализации межп редметных связей в биологических курсах. Методика творческой ра боты учителя включает ряд этапов:

1) изучение раздела "Межпредметные связи" по каждому биоло гическому курсу и опорных тем из программ и учебников других предметов, чтение дополнительной научной, научно-популярной и ме тодической литературы;

2) поурочное планирование межпредметных связей с использова нием курсовых и тематических планов;

3) разработка средств и методических приемов реализации межпредметных связей на конкретных уроках;

4) разработка методики подготовки и проведения комплексных форм организации обучения;

5) разработка приемов контроля и оценки результатов осущест вления межпредметных связей в обучении.

    МЕЖПРЕДМЕТНЫЕ СВЯЗИ НА УРОКАХ БОТАНИКИ.

С изучения растений начинается в биологии последовательное формирование естественнонаучной картины мира. Растительный мир изучается как составная часть природы на клеточном, организмен ном, видовом, биогеоценотическом и биосферном уровнях организации жизни. Мировоззренческие идеи эволюции и уровней организации жи

    - 8

вой материи могут получить более глубокое развитие при изучении растений с помощью межпредметных связей.

Растительная клетка изучается как мельчайшая частица строе ния организма растения, и одновременно у учащихся формируются первичные представления о клетке как элементарной структур но-функциональной единице жизни. Понять строение и процессы жиз недеятельности клетки и научно объяснить их учащиеся могут лишь тогда, когда учитель раскрывает закономерные связи строения и функций клетки, ее жизнедеятельности и внешней среды. Понятия внешней среды и условий жизни учащиеся усваивают в курсе природо ведения 5 класса. Внешней средой называют все, что окружает рас тения (солнечный свет, воздух, вода, почва, другие растения, жи вотные и др. ), а условиями жизни - то, без чего растение не может жить (вода, воздух, свет, тепло). Эти понятия целесообразно пов торить, опираясь на знания учащихся из курса природоведения, при освещении вопроса "Растительный мир как составная часть природы". Под углом зрения этих понятий важно раскрыть и процессы жизнедея тельности клетки. Учитель подчеркивает, что питание и дыхание клеток могут происходить лишь тогда, когда во внешней среде есть необходимые для этого условия: вода, воздух, минеральные вещест ва, свет и тепло. Из воздуха и почвы поступают внутрь клетки не обходимые для питания и дыхания вещества: вода, минеральные ве щества, кислород, углекислый газ и др. С этими понятиями учащиеся также знакомы из курса природоведения . Они знают, что все тела природы состоят из веществ. Учитель может поставить перед ними вопросы: является ли растение телом природы? Из чего оно состоит? Отличаются ли вещества, из которых состоит растение, от веществ неживых тел природы? Последний вопрос является для учащихся проб

    - 9

лемным. Он позволяет учителю ввести понятие об органических ве ществах как веществах, которые образуются в клетках в процессе питания (сахар, крахмал). Введение уже при изучении клетки поня тий об органических и минеральных веществах позволяет избежать неопределенности понятия "питательные вещества" и определить их как органические и минеральные вещества, которые поступают в клетку и образуются в ней в процессе питания. Для объяснения воп роса о поступлении веществ в клетку важно использовать известные учащимся из курса природоведения понятия о растворимых веществах, растворении и растворах. Учитель биологии предлагает учащимся вспомнить, какие вещества называются растворимыми, какие нераст воримыми. Учащиеся вспоминают: "Если частицы вещества в воде ста новятся невидимыми и вместе с водой проходят через фильтр, то это вещество растворимо в воде. Если частицы плавают в воде или осе дают на дно, а также задерживаются фильтром, то это вещество не растворимо в воде". Учитель ставит новый проблемный вопрос: ка кие, растворимые или нерастворимые в воде, вещества поступают в клетку? На основании опыта, демонстрирующего поступление веществ в клетку, учащиеся делают выводы о том, что твердые вещества пос тупают в клетку только в растворенном виде, а вода растворяет ми неральные соли; вода с растворенными в ней веществами (соли, са хар) поступает в цитоплазму и образует клеточный сок, заполняющий вакуоли. Говоря о движении цитоплазмы, целесообразно подчеркнуть, что движение присуще всей живой и неживой природе, и предложить учащимся привести известные им из курса природоведения примеры движения тел (движения тела человека, небесных тел, Земли вокруг Солнца, воздуха, воды, растений и животных).

    Развитие общих естественнонаучных понятий о телах и вещест
    - 10

вах необходимо предусмотреть и при изучении строения клетки. Учи тель предлагает учащимся привести примеры тел живой природы и от мечает, что внутри одних, более крупных тел могут находиться бо лее мелкие тела. На вопрос "Есть ли такие тела в клетке? " учащие ся отвечают: "Ядро - это небольшое тельце в цитоплазме клетки. Пластиды - Это также мелкие тельца в цитоплазме". Расширение по нятия о веществах происходит, когда учитель, обобщая знания уча щихся из курсов природоведения и ботаники, отмечает, что вещества могут быть органическими (сахар, крахмал) и неорганическими (во да, минеральные соли); твердыми (соль, сахар), жидкими (вода, раствор соли, раствор иода) и газообразными (кислород, углекислый газ); растворимыми и нерастворимыми в воде; бесцветными и иметь цвет (иод, вещества, окрашивающие пластиды, содержащиеся в кле точном соке); цитоплазма представляет собой живое бесцветное вяз кое вещество. Такие знания имеют пропедевтическое значение: они подготавливают учащихся к изучении химии и физики, а также позво ляют им увидеть связь биологических и физико-химических процессов в природе.

Развитие общих естественнонаучных понятий в сочетании с ци толого-физиологическими и на основе последовательных фактических и понятийных связей с курсом природоведения позволяет учащимся глубже понять единство живой и неживой природы на уровне клетки. Важнейшим экологическим понятием, широко используемым в кур се биологии, является "среда обитания". Начиная с темы "Водорос ли", учитель формирует у учащихся понятие о водной среде обита ния, опираясь из понятия об агрегатном состоянии веществ и о во де, известные из курса природоведения. Учитель может предложить учащимся вопросы репродуктивного и поискового характера: вспомни

    - 11

Страницы: 1, 2



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.