на тему рефераты Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
на тему рефераты
на тему рефераты
МЕНЮ|
на тему рефераты
поиск
Нравственно-эстетическое воспитание младших школьников на архитектурных образцах православных памятников Санкт-Петербурга - (реферат)

Нравственно-эстетическое воспитание младших школьников на архитектурных образцах православных памятников Санкт-Петербурга - (реферат)

Дата добавления: март 2006г.

РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ имени А. И. Герцена

Кафедра эстетического воспитания факультета начального обучения.

    Выпускная квалификационная работа по
    теме:

НРАВСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА АРХИТЕКТУРНЫХ ОБРАЗЦАХ ПРАВОСЛАВНЫХ ПАМЯТНИКОВ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА.

    студентки IV курса 2 группы
    дневного отделения
    Четвертных Светланы Ивановны
    Научный руководитель - к. п. н. , доцент Смирнова Р. Н.
    Санкт-Петербург
    1998
    ПЛАН.
    Введение. 3-5
    Глава 1. Теоретические основы проблемы
    нравственно-эстетического воспитания
    младших школьников на архитектурных
    образцах православных памятников Санкт
    Петербурга. 6-47
    Анализ психолого-педагогической,
    методической и искусствоведческой
    литературы. 5-17
    Исторический очерк. 17-32
    Роль учителя в ознакомлении детей
    с произведениями искусства. 32-35
    Глава 2. Основные задачи, гипотеза,
    методика и организация исследования. 35-44
    Подготовительный этап. 36-38
    Констатирующий эксперимент. 38-44
    Библиография. 44-45
    ВВЕДЕНИЕ.

Наш народ и страна переживают сейчас сложный, кризисный период. Изменения происходят не только в политике и экономике, но и в сознании людей. Общество обратило внимание на искусство, поняв необходимость гуманизации. Проблемы нравственно-эстетического воспитания оказались в фокусе всеобщего внимания. Но эстетическое воспитание занимало не последнее место и раньше. На уроках учителя и прежде использовали произведения искусства, стихи, магнитофонные записи, кино- и диафильмы. Однако искусство в школе словно утратило свой потенциал, перестало быть действенным орудием воспитания личности.

Причины сложившегося положения кроются во множестве проблем нравственно-эстетического воспитания в школе. Это недостатки существующих программ дисциплин художественно-гуманитарного цикла, разобщенность этих дисциплин, недостаточная разработка методик, низкий уровень подготовки учителей, слабая оснащенность учебного процесса.

В свете этих устойчивых проблем эстетического воспитания в школе встает совсем новая проблема: нравственно-эстетическое воспитание школьников на архитектурных образцах православных памятников. В отличие от других - это совсем неизученная проблема. Раньше рассматривалась только историческая и, отчасти, художественная сторона русского Православия. Теперь с возобновлением христианской веры в России нельзя не принять во внимание духовную и нравственно-эстетическую сторону православной культуры. Сейчас возрождается традиции христианской религии, открываются церкви, вновь начали работать воскресные школы, повысился интерес к Православию. Даже в некоторых обычных школах появились факультативы, занимающиеся изучением Христианства. Религиозное воспитание несомненно входит в понятие нравственно-эстетического воспитания гармоничной, всесторонне развитой личности, поэтому религиозное воспитание надо рассматривать в контексте эстетического. Какие же задачи ставит перед собой эстетическое воспитание? Глобальная цель это формирование творческого отношения человека к действительности, так как сама суть эстетического - в творчестве и сотворчестве при восприятии эстетических явлений. Среди более конкретных задач одна из важнейших - формирование эстетической потребности, которую можно определить как потребность человека в красоте и деятельности по законам красоты. Надо обращать внимание на два важных компонента: широту эстетической потребности, то есть способность личности эстетически относиться к возможно большему кругу явлений действительности; и качество эстетической потребности, которое выявляется на уровне художественного вкуса и идеала. Перечисленные признаки можно считать критериями воспитанности личности.

Значение нравственно-эстетического воспитания в становлении личности огромно. Эстетическое воспитание средствами искусства - это лишь подсистема реализации принципов целостной системы.

В своей работе я рассмотрю в единстве две подсистемы: эстетическо-религиозное воспитание и нравственно-эстетическое воспитание средствами искусства. В Санкт-Петербурге существует огромный культурный потенциал. Наряду с дворцами, великолепными городскими ансамблями и другими памятниками архитектуры в нашем городе есть множество православных соборов и церквей. Хотя город мыслился как веротерпимый и существует много церквей и храмов других религий, Санкт-Петербург прежде всего православный город.

Нужно пользоваться тем богатым потенциалом, который дан всем нам. В отличие от малых городов, сел и деревень, школы нашего города могут пользоваться такой формой нравственно-эстетического воспитания как экскурсия. Беседу о Православии, Христианстве, религии можно провести у одного или нескольких замечательных архитектурных памятников: соборов или церквей. Ценность этого метода состоит в том, что ребенок вместе с духовной сущностью религии постигает и ее художественную сущность, что неоценимо для эстетического воспитания. Таким образом нравственно-эстетическое воспитание детей на архитектурных образцах православных памятников Санкт-Петербурга - это достаточно сложная, ввиду ее мало изученности, но необычайно интересная проблема, так как представляет собой синтез религиозного, духовного, нравственного, исторического и эстетического воспитания.

    ГЛАВА 1.

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОБЛЕМЫ НРАВСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА АРХИТЕКТУРНЫХ ОБРАЗЦАХ ПРАВОСЛАВНЫХ ПАМЯТНИКОВ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА.

1. 1 АНАЛИЗ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ, МЕТОДИЧЕСКОЙ И ИСКУССТВОВЕДЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.

МЕТОДИЧЕСКИЕ И ИСКУССТВОВЕДЧЕСКИЕ ОСНОВЫ НРАВСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ.

Нравственно-эстетическое воспитание многие авторы считают одним из важнейших для формирования личности школьника. Почему? С. А. Герасимов поясняет это так: “Функцией нравственно-эстетического воспитания и художественно-эстетической деятельности детей является развитие у них образного мышления, отличного от понятийного....

В художественном образе как форме мышления сосредоточена огромная информация о природе, обществе, отношениях, истории, научных знаниях. С помощью образов-представлений осуществляется не только мышление, но и хранение информации. Развитие образного мышления может идти .... от восприятия цельного образа как единичного явления к пониманию содержащихся в нем образов-обобщений, к раскрытию их внутреннего, глубокого смысла”. 1 [1Система эстетического воспитания школьников. Под ред. С. А. Герасимова. М. , 1983 г. Стр. 12. ]

Из этого следует, что нравственно-эстетическое воспитание носит всеобщий характер, и эта всеобщность и обязательность являются важнейшим принципом формирования личности в детском возрасте. Для большей эффективности нравственно-эстетического воспитания, как отмечает С. А. Герасимов, следует применять комплексный подход. Он выделяет два принципа: “…система нравственно-эстетического воспитания должна выстраиваться так, чтобы в процессе воздействия на ребенка различные виды искусств постоянно взаимодействовали между собой”. 2 [2 Там же. Стр. 13. ] На этом основывается необходимость осуществления меж предметных связей в процессе преподавания искусств. Второй принцип заключается в том, что“ нравственно-эстетическое воспитание… должно стать органической частью любого…воспитания”. 3 [3 Там же. Стр. 13. ] Мысль об эффективности комплексного нравственно-эстетического воспитания подтверждается и в статье А. Ф. Кузуба“Комплексное воздействие искусств на дошкольников в студии эстетического воспитания”. 4 [4Взаимодействие искусств в педагогическом процессе. Межвузовский сборник научных трудов. Л. , 1989 г. ]

Рассматривая процесс нравственно-эстетического воспитания, необходимо учитывать возрастные особенности ребенка. В разные возрастные периоды должны быть различные подходы к такому воспитанию. Б. Т. Лихачев пишет о младшем школьном возрасте следующее: “Вместе с тем независимо от уровня самосознания детей период дошкольного и младшего школьного детства является едва ли не самым решающим с точки зрения развития нравственно-эстетического восприятия и формирования эстетического отношения к жизни”. 5 [5 Б. Т. Лихачев. Теория эстетического воспитания школьников. М. , 1985 г. Стр. 35. ] Автор подчеркивает, что именно в этом возрасте осуществляется наиболее интенсивное формирование отношения к миру, постепенно трансформирующегося в свойства личности. Основные нравственно-эстетические качества личности закладываются в раннем периоде детства и сохраняются в более или менее неизменном виде на всю жизнь, влияют на формирование мировоззрения, привычек и убеждений. В современной литературе рассматриваются некоторые проблемы нравственно-эстетического воспитания средствами искусства на уроках. Н. А. Яковлева в своей работе “Искусство в школе будущего”1 [1Взаимодействие искусств в педагогическом процессе. Межвузовский сборник научных трудов. Л, 1985 г. ]поднимает проблему старого и нового подхода к нравственно-эстетическому воспитанию. Автор утверждает, что“ в сегодняшней массовой школе, ориентированной на использование искусства как средства обучения, из произведений искусства выхолащивается главное - его художественный образ. Старые программы ориентированы на то, чтобы дать учащемуся набор знаний по искусству (разрозненных имен, произведений и понятий), умений и навыков в рисовании, ограниченных рамками так называемой реалистической манеры, которая есть не что иное, как грубейшее извращение принципов реалистического творческого метода”. 2 [2 Там же. Стр. 17. ]

Таким образом у детей формируется адаптивно-научный подход к искусству, а совсем не творческий. Это искажение нравственно-эстетического воспитания происходит потому, что в старой системе учитель видит основную задачу урока в том, чтобы дать знания, и совсем забывает про воспитательную функцию урока.

Школу Нового Н. А. Яковлева видит в создании новой системы педагогического процесса, где уровень воспитательной работы будет высоким, а предметы гуманитарно-художественного цикла будут интегрированы. О новых формах нравственно-эстетического воспитания средствами искусства пишет И. А. Химик в статье“Организация самостоятельной работы на занятиях по мировой художественной культуре”. 1 [1 Там же. Стр. 21. ] Автор пишет: “В наши дни уже ясно всем, что учить по-старому нельзя. Новый подход к обучению…пробивает себе дорогу. Одним из важнейших аспектов этого нового подхода является осознание того, чтобы ‘вкладывать’ в головы учащихся знания, а в том, чтобы побудить интерес к предмету, организовать деятельность учащихся по добыче знаний”. 2 [2 Там же. Стр. 21. ] Автор предлагает новую форму проведения уроков типа “диалог искусств” с опережающим заданием и непосредственным общением детей на уроках. И. Л. Набок в статье “Идеологическое воздействие искусства как фактор эстетического воспитания личности”3 [3 Там же. Стр. 29. ] разрабатывает понятия “идеологическая функция искусства” и “идеологическое воздействие искусства”, которым, по мнению автора, не уделено должного внимания в исследованиях по нравственно--эстетическому воспитанию.

Основы и проблематика такого воспитания должны быть отражены в новых школьных программах, отвечающих новым требованиям современной школы. Принимая во внимание межпредметные связи, нравственно-эстетическое воспитание в школе может проводиться практически на всех уроках. Особое место такому воспитанию отводится на уроках литературы, музыки, труда и изобразительного искусства. На них школьники учатся эстетически воспринимать мир как через произведения искусства и литературы, так и через собственное творчество. Во многих школах существуют факультативы с эстетической и искусствоведческой направленностью: “История города”, “Искусствоведение”, различные художественные и музыкальные кружки. В них проводятся беседы об искусстве, музыке. Внеклассная работа так же может быть направлена на воспитание нравственно-эстетических потребностей. Нравственно-эстетическое воспитание нужно начинать как можно раньше. Это поможет не только сформировать личность ребенка, но и развить многие психические качества, так как нравственно-эстетическое воспитание неизбежно связано с восприятием искусства, анализом, синтезом, развитием внимания, наблюдательности и т. д...

    ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПРИЯТИЯ.

В восприятии эстетического объекта участвуют почти все психические процессы личности: ощущение, восприятие, воображение, мышление, воля, эмоции и т. д... Именно полифония человеческой психики, которая проявляется в акте взаимодействия личности с искусством и с другими эстетическими предметами, наиболее полно открывает богатейшие возможности формирования мировоззрения, морально-нравственных качеств, творческих способностей личности. Психологический механизм восприятия эстетического объекта представляет собой особую систему, в которую входят, с одной стороны, так называемые аффективно-потребностные структуры личности, выражающиеся в потребностях, интересах, идеалах и др. , составляющие собственно динамическую часть системы; а с другой стороны - операциональные структуры личности, такие психические процессы, как воображение, мышление, ощущение и т. п...

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.