Оценивание успешности учебной деятельности, как психолого-педагогическая проблема - (диссертация)
Дата добавления: март 2006г.
ш1. 9 РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ А. И. ГЕРЦЕНА ---------------------------------------------------- КУРДЮКОВА НАТАЛЬЯ АНАТОЛЬЕВНА ОЦЕНИВАНИЕ УСПЕШНОСТИ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КАК ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА Диссертация на соискание ученой степени кандидата психологических наук Научный руководитель: доктор психологических наук Е. П. Ильин Санкт-Петербург 1997 . 2ОГЛАВЛЕНИЕ ш1. 9
ВВЕДЕНИЕ .........................................................................
ГЛАВА I. ПРОБЛЕМА ОЦЕНИВАНИЯ УСПЕШНОСТИ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬ НОСТИ УЧАЩИХСЯ В ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ЛИТЕ
РАТУРЕ ............................................................... 8
1. 1. Оценивание как компонент учебной деятельности . 8 1. 2. Отметка как способ оценивания успеваемости уча
щихся ............................................................. 19
1. 3. Объективность отметок как психолого-педагоги
ческая проблема .............................................. 28
1. 4. Особенности личности и деятельности учителей, влияющие на выставление отметок ...................... 37 1. 5. Влияние личностных особенностей учащихся на по
лучение отметки .............................................. 44 ВЫВОДЫ ПО I ГЛАВЕ ................................................... 55 ГЛАВА II. ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ .................................. 57 2. 1. Этапы исследования, контингент обследованных ... 57
2. 2. Разработка и апробирование анкет на выявление значимости и объективности отметок для учите лей, учащихся и их родителей ........................... 59 2. 3. Разработка и апробирование шкалы "Анализ оце ночной деятельности учителя в ситуации опроса". 64 2. 4. Разработка и апробирование опросника для изуче ния отношения учащихся к оценочной деятельности
учителя в ситуации опроса ............................... 73
2. 5. Разработка и апробирование опросника для выяв ления мотивации на отметку и на получение
знаний ............................................................ 82
. - 3 ш1. 9 2. 6. Методики изучения личностных и нейродинамичес ких особенностей учителей и учащихся ............... 95
ВЫВОДЫ ПО II ГЛАВЕ ................................................. 98
ГЛАВА III. ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ИЗУЧЕНИЕ ПРОБЛЕМЫ БАЛЛЬНЫХ ПЕ ДАГОГИЧЕСКИХ ОЦЕНОК (ОТМЕТОК) В ПРАКТИКЕ ШКОЛЬ
НОГО ОБРАЗОВАНИЯ ............................................. 99
3. 1. Значимость и роль отметок для учителей, учащих
ся и их родителей ........................................... 99
3. 2. Изучение объективности выставляемых отметок в связи со стилями руководства учителей ............. 112 3. 3. Личностные особенности учителей с различными
стилями руководства ........................................ 127
3. 4. Психолого-педагогические особенности опроса учащихся учителями с различным стилем руководс
тва ................................................................ 133
3. 5. Отношение школьников к ситуации опроса и оцени вания у учителей с различными стилями руководс
тва ................................................................ 148
3. 6. Связь успеваемости с психологическими особен
ностями школьников .......................................... 151 ВЫВОДЫ ПО III ГЛАВЕ ................................................ 157 ЗАКЛЮЧЕНИЕ И ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ............................ 159 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ............................................................ 161 ПРИЛОЖЕНИЕ ...................................................................... 177
- 4 2ВВЕДЕНИЕ ш1. 9
В развитии личности подрастающего поколения ведущее место при надлежит школе. При всем многообразии форм обучения и педагоги ческих учебных заведений, возникающих в настоящее время в России, основным по-прежнему остаются задачи обучения и воспитания детей и контроль за этими процессами. Последний тесно связан с оценива нием учащихся как личностей и выполняемой ими учебной деятель ностью. Основным способом оценивания учебной успеваемости учащих ся является выставление отметок, имеющих юридическую силу. Однако до сих пор имеется много противников балльного оценивания успева емости, в том числе и по причине ее субъективности, что создает многочисленные конфликтные ситуации во взаимоотношениях семьи и школы. На фоне большого числа исследований оценочной деятельности учителей вопрос о роли отметок как разновидности фиксируемых оценок учебной деятельности учащихся мало привлекал внимание исс ледователей, особенно с психологических позиций. 3Целью 0 нашего исследования явилось изучение психологических факторов, влияющих на объективность и значимость школьных отметок для участников педагогического процесса.
3Предметом 0 исследования являлась школьная отметка.
3Объектом 2 0исследования выступали учащиеся 2-10 классов общеоб разовательных школ, их родители и учителя. Рабочая 3 гипотеза 0 состояла в том, что выставляемые учителями и получаемые школьниками отметки являются интегральным показателем, отражающим не только уровень знаний учащихся, но и наличие у учи телей субъективных шкал оценивания и психологической устойчи востью учащихся к ситуации опроса (контроля их знаний).
- 5 ш2. 0
В свою очередь и субъективизм учителей и устойчивость учащихся определяются рядом личностных и нейродинамических особенностей. Кроме того, получение учащимися отметок может зависеть от так тики (стиля) оценочной деятельности учителя. 3Задачи 0 исследования, исходившие из цели и гипотезы, были сле дующими: 1. Разработать и апробировать методики (опросники) исследова ния. 2. Изучить значимость отметок для учителей, учащихся, родите лей. 3. Изучить различные тенденции выставления учащимся отметок в зависимости от стиля руководства учителя. 4. Выявить связь личностных особенностей учителей со стилями руководства. 5. Изучить психолого-педагогические особенности опроса учащих ся учителями, имеющими разные стили руководства. 6. Выявить влияние личностных и нейродинамических особенностей учащихся на получение отметок. 3Методы 0 исследования. Для реализации поставленных задач были использованы следующие методы исследования:
1. Теоретический анализ и обобщение литературных данных.
2. Оригинальные опросники для выявления значимости отметок для учащихся, их родителей и учителей. 3. Карта наблюдений за оценочной деятельностью учителей в си туации опроса, разработанная нами. 4. Комплекс психодиагностических методик для исследования раз личных свойств личности и нейродинамических особенностей.
5. Методы математической статистики. . - 6 3Положения выносимые на защиту 0:
1. Выставляемые учителями учащимся отметки в большинстве слу чаев субъективны. 2. Субъективность отметок связана с личностными особенностями учителей, влияющими на субъективную шкалу оценивания; стилем ру ководства. 3. Придавая отметкам большое значение, большинство учителей допускают методические недоработки в процессе опроса и выставле ния отметок, снижая их роль в учебно-познавательном процессе. 4. У учащихся с возрастом отмечается снижение значимости (престижной роли) отметок. У большинства из них не сформированы представления о нормах балльных оценок, что отрицательно влияет на формирование самооценки учащимися своих знаний и умений. Наи большее значение отметкам придают родители учащихся. 5. Для повышения объективности отметок необходимо организовать в педагогических вузах практикум по оценочной деятельности с уче том индивидуально-психологических особенностей студентов. 3Научная новизна 0 диссертационного исследования заключается в том, что впервые отношение к отметке рассмотрено с позиции всех участников педагогического процесса: учителей, учащихся и их ро дителей; экспериментально выявлены психологические факторы, вли яющие на субъективность выставляемых учителем отметок; показаны психолого-педагогические особенности оценочной деятельности учи телей, имеющих различные стили руководства; показаны связь успе ваемости учащихся с их личностными и нейродинамическими особен ностями. 3Практическая значимость 0 диссертации заключается в том, что по лученные данные могут лечь в основу разработки программы практи
- 7
кума по оценочной деятельности будущих учителей и методики его проведения. Это будет способствовать унификации методов опроса и оценки успеваемости школьников, что повысит объективность выстав ляемых отметок. 3Апробация работы 0 проводилась на заседаниях и методических се минарах кафедры психологии РГПУ им. А. И. Герцена (Санкт-Петербург) в 1995-97 г. , на Ананьевских чтениях факультета психологии в Санкт-Петербургском университете (1995 г. ), на межвузовской науч ной конференции (Липецк, 1995-96 г. ), на Всероссийской науч но-практической конференции по педагогике ненасилия (Санкт-Петер бург, 1997 г. ). 3Структура и объем работы: 0 диссертация состоит из введения, трех глав, выводов и практических рекомендаций. Материал изложен на 201 страницах, включает 21 таблиц, 17 гистограмм , 1 рисунок, список литературы, содержащий 169 источников. В приложении даны результаты математической обработки данных, тексты опросников. - 8
ш1. 9
2ГЛАВА 1. ПРОБЛЕМА ОЦЕНИВАНИЯ УСПЕШНОСТИ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 2УЧАЩИХСЯ В ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ
21. 1 Оценивание как компонент учебной деятельности
_ 2Оценочная деятельность учителя. . 0 Согласно теории учебной дея тельности, оценочная деятельность порождается потребностью учени ка или учителя получить информацию о том, соответствует или нет качество знаний и умений учащегося по предмету требованиям прог раммы. Целью оценочной деятельности является, таким образом, контроль успеваемости учащихся и формирование у них адекватной самооценки. Как отмечает А. И. Липкина [1971], у обучающегося в учебно-воспитательном процессе формируется установка на оценку своих возможностей - одного из основных компонентов самооценки. Предметом оценочной деятельности, совпадающим с предметом учебно-познавательной деятельности, является система знаний и умений учащегося. Итогом акта оценивания учителем результатов учебной деятельности школьника является оценка, которая в зависи мости от уровня и способа отражения отношений может выражаться знаком и интенсивностью эмоционального переживания, его вербаль ной версией, оценочным суждением, отметкой (Б. Г. Ананьев, 1980; Х. Век, 1984; Г. И. Щукина, 1977; Н. В. Кузьмина, 1993). Теоретический анализ, осуществленный С. Л. Копотевым [1986], по казывает, что педагогическое оценивание и оценочные процессы чаще всего рассматриваются не как самостоятельный феномен, учебно-вос питательного процесса школы, а в рамках изучения других проблем: гностической деятельности педагога (В. К. Елманова, 1973; Г. И. Ме тельский, 1979; Н. В. Кузьмина, 1980 и др. ), социальной перцепции
- 9 ш1. 9
(В. П. Трусов, 1984), деятельности, направленной на изучение уча щихся (А. М. Позднякова, 1974; Г. Вицлак, 1986; Л. Г. Кирилюк, 1986 и др. ), управленческой деятельности педагога (М. М. Силенок, 1983; Г. С. Полякова, 1983; В. А. Якунин, 1988 и др. ). В то же время широкое распространение феномена оценки в учеб но-воспитательном процессе школы послужило причиной того, что оценивание учителем учащихся и самооценивание выделилось в пос ледние годы в самостоятельное направление педагогической психоло гии. Проблема оценивания и оценки в разных своих аспектах получи ла отражение в трудах ведущих отечественных и зарубежных психоло гов, педагогов и методистов (В. Джеймс, 1905; С. Л. Рубинш тейн, 1940; Д. Н. Богоявленский, 1959; П. П. Блонский, 1961; Дж. Бру нер, 1962; Д. Б. Эльконин, 1966; З. И. Калмыкова, 1971; Ю. К. Бабанс кий, 1972; В. С. Мерлин, 1973; Н. Ф. Талызина, 1975; А. Н. Леонть ев, 1975; Г. И. Щукина, 1977; М. Н. Скаткин, 1978; И. Я. Лернер, 1978; Б. Г. Ананьев, 1980; А. И. Раев, 1981; Г. Клаус, 1987; А. Р. Лу рия, 1988; И. С. Якиманская, 1990; Л. С. Выготский, 1991; Л. И. Божо вич, 1991; Э. А. Голубева, 1993; А. К. Маркова, 1993).
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 42
|