на тему рефераты Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
на тему рефераты
на тему рефераты
МЕНЮ|
на тему рефераты
поиск
Оценивание успешности учебной деятельности, как психолого-педагогическая проблема - (диссертация)

Оценивание успешности учебной деятельности, как психолого-педагогическая проблема - (диссертация)

Дата добавления: март 2006г.

     ш1. 9
    РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
    ИМЕНИ А. И. ГЕРЦЕНА
    ----------------------------------------------------
    КУРДЮКОВА
    НАТАЛЬЯ АНАТОЛЬЕВНА
    ОЦЕНИВАНИЕ УСПЕШНОСТИ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
    КАК ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА
    Диссертация
    на соискание ученой степени
    кандидата психологических наук
    Научный руководитель:
    доктор психологических наук Е. П. Ильин
    Санкт-Петербург
    1997
    .
     2ОГЛАВЛЕНИЕ
     ш1. 9

ВВЕДЕНИЕ .........................................................................

    ГЛАВА I. ПРОБЛЕМА ОЦЕНИВАНИЯ УСПЕШНОСТИ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬ
    НОСТИ УЧАЩИХСЯ В ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ЛИТЕ

РАТУРЕ ............................................................... 8

    1. 1. Оценивание как компонент учебной деятельности . 8
    1. 2. Отметка как способ оценивания успеваемости уча

щихся ............................................................. 19

    1. 3. Объективность отметок как психолого-педагоги

ческая проблема .............................................. 28

    1. 4. Особенности личности и деятельности учителей,
    влияющие на выставление отметок ...................... 37
    1. 5. Влияние личностных особенностей учащихся на по

лучение отметки .............................................. 44

ВЫВОДЫ ПО I ГЛАВЕ ................................................... 55

ГЛАВА II. ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ .................................. 57 2. 1. Этапы исследования, контингент обследованных ... 57

    2. 2. Разработка и апробирование анкет на выявление
    значимости и объективности отметок для учите
    лей, учащихся и их родителей ........................... 59
    2. 3. Разработка и апробирование шкалы "Анализ оце
    ночной деятельности учителя в ситуации опроса". 64
    2. 4. Разработка и апробирование опросника для изуче
    ния отношения учащихся к оценочной деятельности

учителя в ситуации опроса ............................... 73

    2. 5. Разработка и апробирование опросника для выяв
    ления мотивации на отметку и на получение

знаний ............................................................ 82

    .
    - 3
     ш1. 9
    2. 6. Методики изучения личностных и нейродинамичес
    ких особенностей учителей и учащихся ............... 95

ВЫВОДЫ ПО II ГЛАВЕ ................................................. 98

    ГЛАВА III. ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ИЗУЧЕНИЕ ПРОБЛЕМЫ БАЛЛЬНЫХ ПЕ
    ДАГОГИЧЕСКИХ ОЦЕНОК (ОТМЕТОК) В ПРАКТИКЕ ШКОЛЬ

НОГО ОБРАЗОВАНИЯ ............................................. 99

    3. 1. Значимость и роль отметок для учителей, учащих

ся и их родителей ........................................... 99

    3. 2. Изучение объективности выставляемых отметок в
    связи со стилями руководства учителей ............. 112
    3. 3. Личностные особенности учителей с различными

стилями руководства ........................................ 127

    3. 4. Психолого-педагогические особенности опроса
    учащихся учителями с различным стилем руководс

тва ................................................................ 133

    3. 5. Отношение школьников к ситуации опроса и оцени
    вания у учителей с различными стилями руководс

тва ................................................................ 148

    3. 6. Связь успеваемости с психологическими особен

ностями школьников .......................................... 151

ВЫВОДЫ ПО III ГЛАВЕ ................................................ 157

ЗАКЛЮЧЕНИЕ И ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ............................ 159 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ............................................................ 161 ПРИЛОЖЕНИЕ ...................................................................... 177

    - 4
     2ВВЕДЕНИЕ
     ш1. 9

В развитии личности подрастающего поколения ведущее место при надлежит школе. При всем многообразии форм обучения и педагоги ческих учебных заведений, возникающих в настоящее время в России, основным по-прежнему остаются задачи обучения и воспитания детей и контроль за этими процессами. Последний тесно связан с оценива нием учащихся как личностей и выполняемой ими учебной деятель ностью. Основным способом оценивания учебной успеваемости учащих ся является выставление отметок, имеющих юридическую силу. Однако до сих пор имеется много противников балльного оценивания успева емости, в том числе и по причине ее субъективности, что создает многочисленные конфликтные ситуации во взаимоотношениях семьи и школы.

На фоне большого числа исследований оценочной деятельности учителей вопрос о роли отметок как разновидности фиксируемых оценок учебной деятельности учащихся мало привлекал внимание исс ледователей, особенно с психологических позиций.

 3Целью 0 нашего исследования явилось изучение психологических факторов, влияющих на объективность и значимость школьных отметок для участников педагогического процесса.

     3Предметом 0 исследования являлась школьная отметка.

 3Объектом 2  0исследования выступали учащиеся 2-10 классов общеоб разовательных школ, их родители и учителя.

Рабочая 3 гипотеза 0 состояла в том, что выставляемые учителями и получаемые школьниками отметки являются интегральным показателем, отражающим не только уровень знаний учащихся, но и наличие у учи телей субъективных шкал оценивания и психологической устойчи востью учащихся к ситуации опроса (контроля их знаний).

    - 5
     ш2. 0

В свою очередь и субъективизм учителей и устойчивость учащихся определяются рядом личностных и нейродинамических особенностей. Кроме того, получение учащимися отметок может зависеть от так тики (стиля) оценочной деятельности учителя.

 3Задачи 0 исследования, исходившие из цели и гипотезы, были сле дующими:

1. Разработать и апробировать методики (опросники) исследова ния.

2. Изучить значимость отметок для учителей, учащихся, родите лей.

3. Изучить различные тенденции выставления учащимся отметок в зависимости от стиля руководства учителя.

4. Выявить связь личностных особенностей учителей со стилями руководства.

5. Изучить психолого-педагогические особенности опроса учащих ся учителями, имеющими разные стили руководства.

6. Выявить влияние личностных и нейродинамических особенностей учащихся на получение отметок.

 3Методы 0 исследования. Для реализации поставленных задач были использованы следующие методы исследования:

    1. Теоретический анализ и обобщение литературных данных.

2. Оригинальные опросники для выявления значимости отметок для учащихся, их родителей и учителей.

3. Карта наблюдений за оценочной деятельностью учителей в си туации опроса, разработанная нами.

4. Комплекс психодиагностических методик для исследования раз личных свойств личности и нейродинамических особенностей.

    5. Методы математической статистики.
    .
    - 6
     3Положения выносимые на защиту 0:

1. Выставляемые учителями учащимся отметки в большинстве слу чаев субъективны.

2. Субъективность отметок связана с личностными особенностями учителей, влияющими на субъективную шкалу оценивания; стилем ру ководства.

3. Придавая отметкам большое значение, большинство учителей допускают методические недоработки в процессе опроса и выставле ния отметок, снижая их роль в учебно-познавательном процессе. 4. У учащихся с возрастом отмечается снижение значимости (престижной роли) отметок. У большинства из них не сформированы представления о нормах балльных оценок, что отрицательно влияет на формирование самооценки учащимися своих знаний и умений. Наи большее значение отметкам придают родители учащихся.

5. Для повышения объективности отметок необходимо организовать в педагогических вузах практикум по оценочной деятельности с уче том индивидуально-психологических особенностей студентов.

 3Научная новизна 0 диссертационного исследования заключается в том, что впервые отношение к отметке рассмотрено с позиции всех участников педагогического процесса: учителей, учащихся и их ро дителей; экспериментально выявлены психологические факторы, вли яющие на субъективность выставляемых учителем отметок; показаны психолого-педагогические особенности оценочной деятельности учи телей, имеющих различные стили руководства; показаны связь успе ваемости учащихся с их личностными и нейродинамическими особен ностями.

 3Практическая значимость 0 диссертации заключается в том, что по лученные данные могут лечь в основу разработки программы практи

    - 7

кума по оценочной деятельности будущих учителей и методики его проведения. Это будет способствовать унификации методов опроса и оценки успеваемости школьников, что повысит объективность выстав ляемых отметок.

 3Апробация работы 0 проводилась на заседаниях и методических се минарах кафедры психологии РГПУ им. А. И. Герцена (Санкт-Петербург) в 1995-97 г. , на Ананьевских чтениях факультета психологии в Санкт-Петербургском университете (1995 г. ), на межвузовской науч ной конференции (Липецк, 1995-96 г. ), на Всероссийской науч но-практической конференции по педагогике ненасилия (Санкт-Петер бург, 1997 г. ).

 3Структура и объем работы:  0 диссертация состоит из введения, трех глав, выводов и практических рекомендаций. Материал изложен на 201 страницах, включает 21 таблиц, 17 гистограмм , 1 рисунок, список литературы, содержащий 169 источников. В приложении даны результаты математической обработки данных, тексты опросников. - 8

     ш1. 9

 2ГЛАВА 1. ПРОБЛЕМА ОЦЕНИВАНИЯ УСПЕШНОСТИ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ  2УЧАЩИХСЯ В ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ

     21. 1 Оценивание как компонент учебной деятельности

 _ 2Оценочная деятельность учителя.  .  0 Согласно теории учебной дея тельности, оценочная деятельность порождается потребностью учени ка или учителя получить информацию о том, соответствует или нет качество знаний и умений учащегося по предмету требованиям прог раммы. Целью оценочной деятельности является, таким образом, контроль успеваемости учащихся и формирование у них адекватной самооценки. Как отмечает А. И. Липкина [1971], у обучающегося в учебно-воспитательном процессе формируется установка на оценку своих возможностей - одного из основных компонентов самооценки. Предметом оценочной деятельности, совпадающим с предметом учебно-познавательной деятельности, является система знаний и умений учащегося. Итогом акта оценивания учителем результатов учебной деятельности школьника является оценка, которая в зависи мости от уровня и способа отражения отношений может выражаться знаком и интенсивностью эмоционального переживания, его вербаль ной версией, оценочным суждением, отметкой (Б. Г. Ананьев, 1980; Х. Век, 1984; Г. И. Щукина, 1977; Н. В. Кузьмина, 1993).

Теоретический анализ, осуществленный С. Л. Копотевым [1986], по казывает, что педагогическое оценивание и оценочные процессы чаще всего рассматриваются не как самостоятельный феномен, учебно-вос питательного процесса школы, а в рамках изучения других проблем: гностической деятельности педагога (В. К. Елманова, 1973; Г. И. Ме тельский, 1979; Н. В. Кузьмина, 1980 и др. ), социальной перцепции

    - 9
     ш1. 9

(В. П. Трусов, 1984), деятельности, направленной на изучение уча щихся (А. М. Позднякова, 1974; Г. Вицлак, 1986; Л. Г. Кирилюк, 1986 и др. ), управленческой деятельности педагога (М. М. Силенок, 1983; Г. С. Полякова, 1983; В. А. Якунин, 1988 и др. ).

В то же время широкое распространение феномена оценки в учеб но-воспитательном процессе школы послужило причиной того, что оценивание учителем учащихся и самооценивание выделилось в пос ледние годы в самостоятельное направление педагогической психоло гии. Проблема оценивания и оценки в разных своих аспектах получи ла отражение в трудах ведущих отечественных и зарубежных психоло гов, педагогов и методистов (В. Джеймс, 1905; С. Л. Рубинш тейн, 1940; Д. Н. Богоявленский, 1959; П. П. Блонский, 1961; Дж. Бру нер, 1962; Д. Б. Эльконин, 1966; З. И. Калмыкова, 1971; Ю. К. Бабанс кий, 1972; В. С. Мерлин, 1973; Н. Ф. Талызина, 1975; А. Н. Леонть ев, 1975; Г. И. Щукина, 1977; М. Н. Скаткин, 1978; И. Я. Лернер, 1978; Б. Г. Ананьев, 1980; А. И. Раев, 1981; Г. Клаус, 1987; А. Р. Лу рия, 1988; И. С. Якиманская, 1990; Л. С. Выготский, 1991; Л. И. Божо вич, 1991; Э. А. Голубева, 1993; А. К. Маркова, 1993).

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 42



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.