на тему рефераты Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
на тему рефераты
на тему рефераты
МЕНЮ|
на тему рефераты
поиск
Основы педагогической системы святителя Иоанна Златоуста - (диплом)

Основы педагогической системы святителя Иоанна Златоуста - (диплом)

Дата добавления: март 2006г.

    - 2
     2СОДЕРЖАНИЕ
    Стр.

ВВЕДЕНИЕ........................................................................... 3 1. Философско-педагогические взгляды Иоанна Златоустого

на процесс познания и обучения....................................... 7 2. Единство обучения и воспитания как условие целостного

педагогического процесса................................................ 23 3. Сотношение светского и религиозного в образовании.......... 33 4. Целомудрие как основа нравственного воспитания............... 53 5. Роль учителя в реализации педагогических принципов....... 72 6. Воспитательное влияние семьи на ребенка......................... 85 ЗАКЛЮЧЕНИЕ........................................................................ 104 СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.......................................... 113 .

    - 3
     2ВВЕДЕНИЕ

В наше время наблюдается неуклонно растущий интерес к духов ным основам православного воспитания. И это не случайно, посколь ку нельзя оставить без внимания тот факт, что христианство с мо мента его принятия нашими предками стало духовной доминантой жиз ни и оказало огромное влияние на способы постановки и пути реше ния педагогических проблем. Православная педагогика задала иной смысл воспитания, суть которого - дать личности ребенка раскрыть ся в полноте ее сил, осуществить то, что заложено Творцом в глу бине, в основе ее своеобразия и особенностей, выдвинула приоритет духовного над естественным.

Система русского православного образования и воспитания кор нями уходит в византийскую педагогическую традицию, видевшую смысл педагогических усилий в приобщении человека к Богу, в нас тавлении его на путь спасения, что возможно было достигнуть двумя способами: путем познания и образа жизни. Для наших предков, как отмечали К. Н. Леонтьев, А. С. Хомяков, И. В. Киреевский, "византизм не был мертвым грузом, а живым настоящего и будущего", не просто средневековой культурой, а вселенским феноменом. Православная пе дагогическая традиция Руси вобрала в себя византийскую, отбросив католический рационализм как нечто внешнее, рассудочное и обрати лась к внутреннему, направленному к Богу, идущему от сердца высшего и совершенного органа богопознания. Таким образом, насле дие Византии послужило ориентиром России в вопросах веры и соот ветственно педагогики;

В этом наследии ведущее место занимает один из образованней ших и авторитетных Отцов Церкви - Иоанн Златоустый. Труды святи

    - 4

теля представляют собой неисчерпаемую сокровищницу для педаго га-христианина и для обычного современного учителя или воспитате ля.

Много веков назад творения Златоуста были предметом чтения и письма, высоко оценивались нашими предками. Стиль изложения отли чается ясностью, естественностью, простотой, психологической приспособленностью к душевному состоянию читателей, богатством внутреннего содержания.

Не случайно среди сонма святых только трех Православная цер ковь называет вселенскими учителями - Григория Богослова, Василия Великого и Иоанна Златоустого. Вряд ли кто может сравниться с последним по высоте жизни, по силе слова, по способности донести до понимания каждого человека истины Священного Писания.

Для нас особенно важно то, что этот великий проповедник и писатель древней церкви довольно часто и во многих местах своих творений обращается к вопросам педагогики. Отметим, что исследо вания творений Иоанна Златоустого имели место до революции, но их трактовка не всегда понятна современному читателю. Необходимо но вое, более приспособленное нашему времени прочтение его трудов, что позволит обрисовать общую картину православного образования и воспитания, ответить на насущные вопросы педагогики прошлого и современности.

Исходя из вышеизложенного,  _темой . исследования мы предлагаем: "Православные основы педагогики Иоанна Златоустого".

 _Объект исследования . : педагогическая теория воспитания Иоанна Златоустого.

 _Предмет исследования:  . православные основы педагогики Иоанна Златоустого.

    - 5

 _Цель исследования . : раскрыть православный педагогический аспект творений Иоанна Златоустого, показать возможность исполь зования его педагогических взглядов в современной практике воспи тания и обучения.

     _Задачи исследования . :

1) Проанализировать философские и психологические взгляды Иоанна Златоустого на воспитание.

2) Рассмотреть специфику процессов познания, обучения, вос питания в трактовке Иоанна Златоустого.

3) Раскрыть педагогическую концепцию святителя Иоанна Злато устого с точки зрения ее использования в современном православном и светском воспитании и обучении.

 _Основные методы исследования:  . теоретический анализ творений святителя Иоанна Златоустого, святоотеческой, философской, психо лого-педагогической литературы, современных работ по православной педагогике; сопоставительный анализ, элементы герменевтики. В качестве источников использованы труды святителя Иоанна Златоустого "О воспитании", "Беседы на Книгу Бытия" (первый и второй тома), "Беседы на Евангелие от Иоанна Богослова", слово третье "К верующему отцу", а также ряд других посланий, бесед, входящих в двенадцатитомное собрание творений святителя, текст Евангелия и Апостольских деяний, работы по православной педагоги ке В. В. Зеньковского, Г. И. Шиманского, Г. Каледы, психолого-педаго гическая литература.

 _Научная новизна и теоретическая значимость . : педагогические представления святителя Иоанна раскрыты с учетом современного пе дагогического контекста, определены условия освоения и внедрения в современную педагогическую практику наследия святоотеческой ли

    - 6

тературы, прежде всего представленной творениями святителя Иоанна Златоустого.

 _Практическая значимость . : проведенного исследования состоит в том, что результаты его могут быть использованы в практике совре менных православных гимназий, школ; в курсе преподавания истории педагогики в высших учебных заведениях.

 _Апробация работы.  . Фрагменты исследования были представлены на студенческой конференции в ЕГПИ (апрель 1998 г. )

Работа состоит из введения, шести разделов, заключения и списка литературы.

    .
    - 7
    1. ФИЛОСОФСКО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ВЗГЛЯДЫ СВЯТИТЕЛЯ ИОАННА
    ЗЛАТОУСТОГО НА ПРОЦЕСС ПОЗНАНИЯ И ОБУЧЕНИЯ

Предварим наше исследование процесса познания и процесса обучения рассмотрением теории познания. С точки зрения современ ной педагогической науки теория познания связана с отражением объективной действительности в сознании человека. Познание су ществует как активность человеческой психики, направленная на приобретение знаний о законах развития материального мира. Актив ность человека носит осознанный характер, опосредуется целеполо ганием и самосознанием таким образом обучение ставит целью раск рыть и передать детям истину, сформировать научно теоретическое мышление.

Научная педагогическая концепция предполагает знание относи тельной и абсолютной истины. Относительная истина или, точнее сказать, истины оформлены в виде теории, раскрывающих процес раз вития чувственного мира. Как отмечает А. А. Радугин, - они (научные теории) формируют истину в каких-то исторических конкретных, при ходящих формулах, высказываниях, теориях. Развитие познания, с этой точки зрения, можно представить как длительный, непрекращаю щийся процес движения относительных истин, которые приводят к на коплению и обогащению человеческого знания. Абсолютная истина предстает в таком случае как бесконечная сумма относительных ис тин, которые формулирует человечество на протяжении всей истории своего развития. Только те результаты познания, которые прошли проверку практикой могут претендовать на роли истины [Радугин А. А. Философия. Курс лекции. - М. , 1996. - С. 230]. Так процесс познания в научном понимании представляет собой непрерывно движе

    - 8

ние: от овладения относительной истиной человек приближается к абсолютной истине, не достигая ее.

Познание и обучение взаимосвязаны, хотя каждый из этих про цессов имеет свою специфику. Процесс познания предполагает откры тие объективных истин и создание нового, а процесс обучения сосредоточение всех сил ребенка: духовных, интеллектуальных, эмо циональных, физических на основе знаний. Православная педагогика дает иную трактовку теории познания и, следовотельно, процессам познания и обучения. Коренное отличие состоит в понимании истины, которую необходимо раскрыть и присвоить. В христианстве нет отно сительной и абсолютной истин. Под истиной понимается не просто сумма абстрактных понятий; логических выводов, материальных объ ектов, это не какое-то человеческое состояние или мысль. Истина не может быть процессом или результатом человеческой деятельнос ти. Истина абсолютна: она имеет духовное, разумное, личностное начало "Аз есмь путь и истина, и жизнь, никто не приходит к Отцу, как только через Меня, если бы вы знали Меня, то знали бы и Отца моего, и отныне знаете Его, и видели Его. Видевший Меня видел От ца моего, ибо Я во Отце и Отец во Мне [Ин 14, 6-7, 9, 11], таковы евангельские слова Спасителя, позволяющие понять суть истины в христианстве.

Познание в христианской философии рассматривается шире неже ли обычное животное познание окружающего мира с последующим прис пособлением к нему. Христианское познание отвергает строгие рамки научного подхода, опирающегося только на чувственный опыт, то есть на то, что мы слышим, видим, осязаем и обоняем. В основе христианского вероучения лежит учение о двухприродности челове ка, о его душевно-телесном составе. Приоритетное место принадлежит

    - 9

душе. А высшее предназначение человека - подчинять желания тела желаниям души, созидать свою душу по образу и подобию Божию, стремиться жить по законам духа. Если человека рассматривать как творение Божие, его образ и подобие, то смысл человеческой жизни в Богопознании. Этот аргумент подтверждается тем, что подобное всегда подобным, а творение познается в Творце. Так познание в христианской педагогике трактуется прежде всего как Богопознание. Богословы, Святые Отцы обозначают Богопознание еще одним термином - откровение, то есть то что дается, открывается кем-ли бо и через что-либо. Различают общее, индивидуальное и естествен ное откровение. Общее познание совершается через людей и Священ ное Писание. Индивидуальное познание Бога встречается в единичных случаях и носит сверхъестественный характер. Индивидуальное поз нание происходит через посещение Богом, святыми.

Целесообразно будет остановиться на естественном Богопозна нии. Естественное Богопознание можно определить как стремление к присвоению знаний о Боге. Этот тип познания опирается на естест венные потребности человеческой души. Термин "естественный" взят из Священного Писания, где говорится: "Языцы не имущие закона, естеством законное творят", (Бог) сотворил весь род человеческий, дабы они искали Бога, не ощутят ли Его и не найдут ли, хотя он и не далеко от каждого из нас, ибо мы им живем и движемся и сущест вуем [Деян 17, 26-27] отсюда следует, что в каждом человеке зало жен Закон Божий, способность ощущать Бога и жаждать Его [Пс 41, 3] знание того, что Бог существует всеяно в нас естественным обра зом- говорит Иоанн Дамаскин [Точное изложение православной ве ры. - СПб. ,1894. - Кн 1. - Гл. 13. - С. 24)]. Закон Божий проявля ется в каждом человеке, но в разной степени. Даже люди неверую

    - 10

щие, "языцы" (язычники), как обозначают их строки Священного пи сания, имеют естественную потребность совершать добро, жить по законам совести, соблюдать заповеди, не будучи осведомленными в вопросах христианской веры.

Одним из компонентов естественного Богопознания является познание объективного материального мира. Этот аспект познания подробно рассматривается светителем Иоанном Златоустым. Под чувс твенным миром подразумевается окружающий человека мир живой и не живой природы. Объекты неживой природы - небо, звезды, небесные светила, земля, вода, живая природа - растения и животные. Объекты природы существуют не разрозненно, они взаимосвязаны и взаимо действуют между собой, динамичны: изменчивы, переходят из одного состояния в другое. Материальный мир развивается согласно опреде ленным закономерностям, которые доступны человеческому познанию. С одной стороны, это познание необходимо для реализации потреб ностей практической жизни. И это понятно, потому что человек жи вет на земле и совершенно естественно, что для него нужным явля ется знание для жизни или практическое знание. Однако христианс тво, признавая практическое знание как одну из первых форм челове ческого знания, не считает его единственным. Высшей формой позна ния является Богопознание, как мы уже отмечали ранее. Оно возмож но, по мнению светителя Иоанна через познание, идущее изначально от единичных творений, например, человек познает Творца, получая представление о солнце, "великом светиле. ".... Оно создано для уп равления днем. Оно делает день яснейшим, бросая лучи свои, как какие-либо молнии, ежедневно показывая во всем блеске свою красо ту, появляясь вместе с утром и пробуждая всех людей к исполнению своих дел.... Оно не только греет, но и сушит; и не только сушит,

    - 11

но жжет, доставля нам многую и разнообразную пользу. Говорю так и превозношу эту стихию не для того, чтобы ты, возлюбленный оста навливался на ней, но чтобы от нея восходил выше, и перенес свое удивление на Творца этой стихии. Чем большею представляется сти хия, тем более дивным является Создатель [свт. Иоанн Златоуст. Бе седы на Книгу Бытия. - VI. - С. 45].

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.