Педагогика - (шпаргалка)
Дата добавления: март 2006г.
07. 09. 99г. Профессиография пед. труда.
Ушинский: " В воспитании все должно основываться на личности воспитателя, т. к. воспит. сила изливается только из живого источника человеческой личности. Никакие уставы и программы, искусственный организм заведения, как бы хитро он ни был придуман, не может заменить личности воспитателя в деле воспитания. Без личного непосредственного влияния воспитателя на воспитанника истинное воспитание, проникающее в характер невозможно. Только личность может действовать на развитие и определение личности, только характером можно образовать характер. " ("Три элемента школы"). Какие качества личности являются. профессионально значимыми для пед. Д? (главный вопрос темы) Требуется тщательный анализ функций, которые задаются обществом и которые отражают внутр. структуру самой пед. Д. Ответ на этот вопрос ищет область дидаскологии, которая называется профессиографией пед. труда. Профессиография- это описание и классификация сущ-щих профессий по опр. критериям (пед-м, психол-м, мед-м, эконом-м, технологич-м). Традиционно особое внимание Профессиография придает психофизиологическим хар-кам, которые требуют опред. професии от инд. особенностей людей. Эти требования фиксируются в профессиограммах (или психограммах). Профессиография в конце 20 - начале 30г. г. -1 период. Развивалась интенсивно, преимущественно в русле психологии и психотехники. Изучение личности педагога велось: в области анатомо-физиологических характеристик, в области интеллекта, рецепторов, моторики, в научной организации труда, подготовки и повышения квалификации. Исследования соматической, двигательной, интеллектуальной сфер дали обширный материал существующих требований в пед. Д о типичных проф. заболеваниях педагогов (проф. травматизм). Начало исследованиям положили высказывания Н. К. Крупской об учителе. "В нашей темной стране учитель д/б носителем просвещения вообще. Он не должен говорить ' моя хата с краю'. С темнотой и невежеством он должен бороться активно". "Учитель должен знать и любить свой предмет, увлечь и заинтересовать своим предметом, нравственно отобрать главные факты для своего предмета, систематизировать их". Важнейшим качеством педагога Крупская считала творческий подход к образоват. процессу. Недопустимы фальшь и неискренность, необходимо единство слова и поступка учителя. "Для ребят идея неотделима от личности. То, что говорит любимый учитель, воспринимается совсем по-другому, чем чуждый, презираемый ими человек". Крупская требовала знания детской психологии. "Необходимо изучать ребенка". Луначарский: "Для нас важно, чтобы педагог был самым универcальным и самым прекрасным человеком в государстве, т. к. он должен сделать из себя источник радостного перерождения маленьких людей, которые живут в процессе постепенного развития своих сил". "Педагог должен осущ-ть в себе ч/кий идеал". Одним из зачинателей профессиографии пед. труда был П. П. Блонский. "Любите не школу, а детей, приходящих в нее, любите не книги о действительности, а самую действительность, не жизнь суживайте до учения, а учение расширяйте до жизни. А главное - любите жизнь и как можно больше живите жизнью. Педагоги д/б воспитанными и образованными людьми, д/постоянно самосов-ся". "Не надо спешить учить учителя как развивать детей, надо сначала учить, как развивать самих себя, т. к. саморазвитие педагога должно предшествовать воспитанию детей". С. Т. Шацкий: "Самая важная идея, которая д/б понята учителем - это эволюция пед. дела, эволюция работы и искание формы, путей, методов, связей, причин и следствий пед. явлений, тесно связанных друг с другом". "Глубоко ненорамальна, не соответствует духу дела обычная консервативность пед. Д. Пед. Д д/б живой, переходящей из одной формы в другую, д/б ищущей". На станции у него был пед. техникум. Он выдвинул требования к системе подготовки педагога: 1) овладение научно-теоретическими знаниями и передовым пед. опытом; 2) вооружение прочными знаниями планирования и организации учебно-воспит. процесса (управленческий аспект);
3) осущ-е трудового политехнического воспитания; 4) связь высшего и среднего учебных заведений со школой;
5) форм-е потребности в самост. работе, навыков самообразования. В поиске соотношения между теорией и практикой он предложил алгоритм обучения:
1) первоначальное накопление пед. опыта; 2) теоретические занятия (анализ пед. опыта); 3) постановка новых задач для практических работ; 4) новая теоретическая обработка полученного материала; 5) синтетический курс.
В 20-е годы создается ряд научных центров по проблеме изучения пед. кадров и специфики учебной профессии. При Центр. Педологическом институте работает комиссия, при Институте повышения квалификации педагогов - кабинеты по изучению труда учителя. При ЦК профсоюзе работников искусств и в ленинградском институте (бехтеревском) работают лаборатории и студии по обучению пед. мастерству. Там осущ-ся профессиографический анализ пед. труда, который предусматривал: 1) дедуцирование (выведение) профессионально обусловленных качеств личности педагога из системы требований, которые предъявляются обществом к школе; 2) определение личностных качеств учителя, более всего ценимых учащимися; 3) репрезентативный (статистически значимый) сбор эмпирических экспертных оценок профессиональных
качеств учителя и выявление среди них ведущих качеств.
Чрезвычайно важные наблюдения о профессиональных качествах личности учителя в 20-е годы были получены руководителем одной из студий пед. мастерства (домашнего учителя) Т. К. Маркарьяном. Им выделены след. качества: способность не только понимать, но и чувствовать, предчувствовать мысли и поступки детей. А это возможно, если в процессе совместной Д учитель как бы трансформируется в детство, тогда учитель отрешившись от психики артистически быстро входит в мир и как бы становится ребенком. Умение предугадывать и предуперждать детские поступки есть преддверие искусства жить детьми. Тогда же были выдвинуты и обоснованные требования к идеальному типу учителя (Левитов Н. Д. , Прозоров Г. С. , Кустов Р. В. ): определение предрасположенности к пед. деятельности (задатки); умение понимать запросы детей и сообразовывать профессиональные силы педагога с их потребностями; известная мягкость в подходе к детям, ровное и спокойное обращение с ними; настойчивость и твердость в требованиях, уверенность в своих силах, бодрый и жизнерадостный тонус всего? педагога; умение возбудить и удовлетворить интерес детей к работе, труду. В глазах школьников:
знание предмета, умение преподавать,
умение устанавливать хорошие взаимоотношения, справедливость, умение создавать и поддерживать дисциплину, умение привлекать внешним видом. По исследованиям: обладать многосторонними интересами, задатки и навыки, любить дело с детьми, находить путь к детям и коллективу. Инструмент дидаскологии (по Маркарьяну). Предмет - комплексная разработка всех аспектов пде. труда. "Школа рационализируется только тогда, когда учитель будет также изучен, как и ребенок, и когда будут найдены соотв-щие методы для подготовки учителя". "Учительский труд занимает одно из первых мест являясь фактором всякой культуры".
Круг проблем, которыми занимается дидаскология: - учитель как член пед. коллектива (Маркарьян).
- изучение путей и структуры формирования учительского сообщества (слаженный пед. коллектив) = оркестр. Идею создания дидаскологии поддержал Евгений Константинович Кагаров. Дидаскология должна исследовать следующие вопросы: анализ пед. процесса и его элементов, создание на этой основе программы учителя (физич. и психич. требований, которые предъявляются педагогу), разработка системы пед. образования и повышение пед. квалификации, НОТ и гигиена труда учителя, профессиональные движения и учитель (профсоюзы и мировые движения), изучение истории пед. профессии. ("Уральский учитель", 1926) В контексте профессиографии. Лектор Института повышения квалификации педагога С. М. Фридман "Проблемы пед. труда". Квалификация работника опр-ся тремя признаками:
1. психофизиологическая и социальная пригодность, 2. образование,
3. стаж (опыт). I Однако значимость их для различных профессий неодинакова. Для учителя решающее значение имеет соц. пригодность (мировоззрение) и уровень образования. Образование - это орудие пед. труда, его можно частично компенсировать опытом. Зависимость уровня квалификации от стажа и возраста педагога (Фридман). Стаж оказывает сущ-е влияние на степень квалификации только в первые 10 лет, потом темп замедляется и прекращается. Роль одаренности в становлении мастерства педагога (общие и специальные способности). "Пед. мастерство - не искусство, доступное немногим". Хорошо организованная система подготовки и повышения квалификации, учитывающая инд. различия педагогов, может открыть путь к мастерству и для массового учительства. Особенное внимание - критериям оценки результатов пед. труда учителя. В этом вопросе до сих пор не удалось существенно продвинуться вперед. Фридман: "Конечный труд педагога оценивается через длительное время (несколько лет)". В 20-е годы предприняты попытки разработать научно обоснованные программы педагога (перечень тех качеств, которые необходимы учителю для нормальной пед. работы в опр. , конкретных условиях). Исходили при разработке программ от представления о том, что требования к пед. профессии нельзя рассматривать метафизически как абсолют, а как соц-исторические условия развития страны. Отсюда, в программах в 20-е годы центральное место занимает соц. пригодность (мировоззрение, ценности, идеалы, соц. и общественная активность). П. М. Парибок (исследователь в программах). Осн. признак пед. профессии общ-политич направленность (владение методологией, участие в соц. реконструкции хозяйства) Ф. Ф. Королев и Л. С. Расскин: "Мировоззрение - это становой хребет учителя, всего его облика. Это основной критерий определения, в какой мере он м/б учителем школы". Все авторы, изучающе природу учителя и его труда, единодушны: учитель д/б культурным, знающим, всесторонне образованным человеком. А объем и характер пед. знаний, умений, навыков определяли по-разному. Парибок: главное - знание основ естествознания, законов развития общества, экономики и культуры родного края, развития детского организма. Маркарьян: главное - непрерывная тренировка, отработка пед. умений, математически планомерное соверш-е в повседневной работе с детьми. Учитель-артист (филигранная техника). Создал студию психотехники и автогоники (самовоспитание), где проводили занятия с учителями по самостоятельно разработанной программе (пед. мастерству). Там 4 раздела: 1) инд. тренировка в области гигиены, искусства, науки, техники, политики, 2) психологич. и пед. тренировки в студии и на дому, включающие в себя задания на воспоминания своего детства, изучение образов детей в литературе, дет. сказок, рисунков, посещение занятий пед. мастеров, организация дет. мероприятий, развлечений, экскурсий,
3) творчество учителя в классе,
4) творчество всего студийного коллектива. В конце теоретич. анализ всего процесса пед. творчества. Рубинштейн Моисей Матвеевич"Проблемы учителя" (1927, 1935) Он полагал, что знания преподаваемого предмета - есть фундамент пед. мастерства. Техника и технология - самостоятельно создавать и сов-ть методы и приемы работы. Нельзя допускать шаблоны, стереотипы, пед. фельдшеризм. Необходимо стремление к непрерывному обогащению и углублению знаний. "Даже самое соверш-е пед. заведение не может выпускать вполне завершенных учителей. Учитель становится учителем только в процессе непрерывного самообразования. Кто утратит жажду познания, тот неизбежно идет назад. Следовательно, принцип "уча других, учись сам" распр-ся на все учительское дело всех ступеней снизу доверху. " Исследователи 20-х годов: "Учителю д/б присущ творческий подход к пед. Д. Настоящий педагог - всегда исследователь. К творчеству его побуждает сама логика пед. действительности, пед. труда. Рубинштейн: "В работе учителя всегда должен оставаться аромат творческой работы, тем более, что никакие программы не могут охватить все положения и условия, в которых придется работать учителю". "Характерные черты личности педагога: жизнерадостность, бодрость, оптимизм, вера в будущее и в человека". "Не веря в жизнь, нельзя звать к жизни и вести к ней и в нее". "Фактическая квалификация учителей зависит не от комиссий, а от признания его учениками". Маркарьян предложил систему ситуационных испытании для абитуриентов пед. учреждений: 1) написать сочинение об общих и пед. интересах, 2) придумать интересное, полезное и приятное занятие для детей опред. возраста, 3) описать случай из своей жизни о контакте и общении с детьми, 4) развернутая хар-ка знакомому ребенку, 5) произнести речь или обращение в течение 3-5 мин. на любую тему. Аутодиагноз(само.... ) - опросный лист. Нужно оценить свои способности и возможности и принять решение, часто критическое. В последнем были синтетические тесты (например, прочитать главу из брошюры за опред. время и ответить на вопросы).
14. 09. 99г.
В 20-е годы изучались проблемы профес. пригодности в пед. Д. Эти исследования включали:
антропометрические измерения, врачебную диагностику,
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11
|