на тему рефераты Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
на тему рефераты
на тему рефераты
МЕНЮ|
на тему рефераты
поиск
Подготовка к школе. Развитие речи, логического мышления и познавательных способностей дошкольников с элементами обучения грамоте и использованием математического материала - (лекции)

Подготовка к школе. Развитие речи, логического мышления и познавательных способностей дошкольников с элементами обучения грамоте и использованием математического материала - (лекции)

Дата добавления: март 2006г.

    ПРОГРАММА КУРСА

“Подготовка к школе. Развитие речи, логического мышления и познавательных способностей дошкольников с элементами обучения грамоте и использованием математического материала”.

    Санкт-Петербург
    1997 год
    ПРОГРАММА

курса “Подготовка детей к школе. Развитие речи, логического мышления и познавательных способностей дошкольников с элементами обучения грамоте и использованием математического материала”

    ОБЪЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Предлагаемый курс начальной математики, развития речи и обучения грамоте дает возможность интенсивно развивать познавательные способности детей, интеллект, творческое начало, развивать все виды речевой деятельности (умение слушать и говорить, читать и писать), прививать навыки культуры речевого общения, развивать интерес к языку, речи и литературе, совершенствовать эстетическое и нравственное отношение к окружающему.

Курс подготовки к школе вводится в связи с потребностью общества в том, чтобы, по-возможности, каждый ребенок хорошо учился, не уставал, не болел, был весел и жизнерадостен. Это возможно, если, помочь ребенку, подготовить его к обучению в школе.

    Данный курс содержит два комплектных блока:
    • начальный курс математики и логика;
    • развитие речи и обучение грамоте.
    ПЕРВЫЙ БЛОК: Начальный курс математики и логики призван:

• вооружить детей знаниями, умениями, навыками, необходимыми для самостоятельного решения новых вопросов, новых учебных и практических задач, воспитать у детей самостоятельность, инициативу, чувство ответственности и настойчивости в преодолении трудностей;

• дать дошкольникам элементарную числовую грамотность, начальные геометрические представления;

• целенаправленно развивать познавательные процессы, включающие в себя умение наблюдать и сравнивать, замечать общее в различном, отличать главное от второстепенного, находить закономерности и использовать их для выполнения заданий, строить простейшие гипотезы, проверять их, иллюстрировать примерами, проводить классификацию объектов (группы объектов), понятий по заданному принципу;

• развивать способности к проведению простейших обобщений, умений использовать полученные знания в новых условиях;

• научить раскрывать причинные связи между явлениями окружающей действительности;

• развивать мыслительные операции: умение решать задачи на поиск закономерностей, сравнение и классификацию (продолжить последовательность цифр или геометрических фигур, найти нарушенную закономерность, выявить общий признак группы предметов и т. д. );

• развивать речь: уметь описать свойства предмета, объяснить сходство и различие предметов, обосновать свой ответ, уметь четко излагать свои мысли; • развивать творческие способности: уметь самостоятельно придумать последовательность, содержащую некоторую закономерность; группу фигур, обладающую общим признаком;

• развивать наглядно - образную, словесно-логическую и эмоциональную память; • уметь устанавливать равночисленность совокупностей предметов с помощью составления пар;

• развивать внимание, наблюдательность, логическое мышление; • развивать способность к обобщению и абстракции, развивать пространственные представления (о форме, размере, взаимном расположении предметов); • оформить умение измерять и чертить отрезки, пользоваться линейкой; • изучить натуральные числа от 1 до 10, 0 на системе практических занятий с использованием наглядности;

• раскрыть смысл арифметических действий (сложения и вычитания) на основе элементарных практических действий,

• научить ориентироваться в тетради, аккуратно и систематически вести записи; • научить слушать и выполнять работу самостоятельно.

ВТОРОЙ БЛОК: Развитие речи и обучение грамоте призван обеспечить: • взаимосвязь изучения родного языка с развитием коммуникативно-речевых и творческих способностей учащихся, с формированием у них духовно-нравственных ценностей;

• интенсивное развитие видов речевой деятельности: умений слушать, говорить, свободно пользоваться языком в различных ситуациях общения; • развитие художественно-образного и логического мышления учащихся, воспитание речевой культуры общения как неотъемлемой части общения культуры человека; • работать над развитием речи учащихся, формировать у детей сознательное, в меру их возраста, возможные отношения к языковым фактам, повышать их активность и самостоятельность, способствующие умственному и речевому развитию. Сформировать навык чтения, опираясь на жизненный опыт детей; • научить осмысленно читать, говорить, писать;

• по-возможности, обогатить речь учащихся, развивать их внимание и интерес к языковым явлениям;

    • развивать интерес к учебным занятиям;

• расширение и уточнение представления детей об окружающей среде в ходе чтения, рассмотрения иллюстраций;

    • развитие фонематического слуха;

• дать элементарные понятия о звуко-буквенном анализе слов, научить правильно определять и давать характеристику звука;

    • обогащение словаря учащихся, развитие их речи;

• правильное обозначение звуков на письме, писать под диктовку, составлять слова из букв и слогов;

• научить списывать с печатного текста, говорить перед классом, отвечать на вопросы, спрашивать, рассказывать о своих наблюдениях и т. д. Таким образом, целостный курс подготовки к школе поможет детям усвоить ряд понятий и закономерностей, которые помогут начать успешное обучение в первом классе. СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

Что мы знаем о способностях своих будущих учеников, приходящих на курсы подготовки к школе?

Как и чему мы должны их обучить, зная о предстоящих в школе трудностях? Какой из предметов будет самым сложным? Как помочь уже сейчас преодолеть трудности?

Эти вопросы мы, учителя задаем себе, задумываясь о своих будущих учениках. Им предстоит пройти сложный путь, познания, где мы должны будем стать не просто учителями, а еще и помощниками, друзьями, к которым можно обратиться за помощью.

Исходя из педагогического опыта многих учителей, мы приходим к выводу, что одним из сложнейших предметов, вызывающий наибольшие трудности, является русский язык, а на первом году обучения в школе - еще и чтение. Данная программа поможет педагогу подготовить дошкольников к изучению вышеуказанных предметов и смягчит грядущие трудности и проблемы. Кроме того, используя данную программу, учитель сможет активизировать мыслительную деятельность будущих учеников, обогатить их словарный запас, ознакомить с элементами школьной жизни, оказать помощь родителям в воспитании полноценной личности.

В тематическом планировании указаны темы и примерное количество занятий, которое может быть изменено педагогом, в зависимости от более или менее успешного прохождения программы, усвоения детьми необходимых знаний и формирования умений и навыков.

Продолжительность занятий с ребенком 6 лет не должна превышать 25 минут, поэтому занятия будут проводиться 2 раза в неделю по 25 минут на каждый из блоков с 10-ти минутным перерывом.

    ВТОРОЙ БЛОК РАЗВИТИЯ РЕЧИ И ОБУЧЕНИЕ ГРАМОТЕ.
    Тематическое планирование
    1

Выяснение возможностей детей, диагностика умения читать, знает ли буквы и т. д. Для чего мы говорим? Игра “Полслова за вами”

    1 зан.
    2

Речь. В мире безмолвия и неведомых звуков. Описание картинки. Текст, Предложение. Слово.

Игра: Опиши предмет. Кто больше назовет свойств и использование предмета. 2 зан.

    3

Звуки. Зачем они нужны? Игра: “Я знаю.... ” Гласные звуки. Мы поем 3 зан.

    4

Работа с гласными звуками. Мы живем среди людей. Общение, его формы (словесные и несловесные) Игра: “ Догадайся, что показал” - пантомима

    3 зан.
    5
    Работа с гласными. Изображение их на письме.
    Печатные буквы. Диалог. Графическая речь.
    Игра: “Расшифруй письмо”. Штриховка.
    Игра: “ Кто лучше”
    6 зан.
    6
    Гласные буквы и звуки. Нахождение их в тексте.
    Игра: “ Кто наблюдательнее”

“Говорящий” мир вещей. “Общение” с предметами окружающего мира. Мир игр и игрушек. Твоя любимая игрушка.

    4 зан.
    7
    Гласные звуки и буквы.
    Игра: “Сочини сказку о предмете”.

Условные знаки и обозначения, виды. Составление знаков символов. Противоположные по значению слова. Игра: “День-ночь”

    4 зан
    8
    Страна “Алфавития”. В мире волшебных слов.
    Игра: “Идем в гости”.
    Согласные звуки и буквы. Игра: “Подружи буквы”
    5 зан,
    9

Дорога к письменности. Древние письмена. Кодирование. В стране говорящих скал. Согласные 6, в, г, д. Слияние, слог. Игра: “Составь слово”

    2 зан.
    10
    Печатание слов с изученными буквами и звуками.

К тайнам звуков и букв. Особые обязанности звуков. Временные категории, раньше, позже.

    Игра: “Разложи по-порядку”
    3 зан.
    11
    Согласные ж, з, к, л. Встреча с радугой.

Игра: “ Сказочные владения Радуги. Опиши” Звуки мягкие и твердые. Игра: “Скажи правильно”. Слова, которые рисуют мир в красках. 3 зан.

    12
    В стране слов и слогов.
    Господин Слогораздел.
    Игра: “ Раздели слова на части”.
    Ударение. Игра: “ Молоточки”
    3 зан.
    13
    Согласные звуки и буквы м, н, п, р. В городе Неслове.
    Игра: “Буква заблудилась”

Категории до, после, потом, сейчас. Игра: “Время рассердилось и ушло. Догони” 4 зан.

    14
    Чудеса в стране Слов. Времена года.
    Игра: “ Когда это бывает? ” Звуки и буквы с, т, ф, х.
    Игра: “Составь слово”
    4 зан.
    15
    В стране Зеркал.
    Буква, ее отражение. Игра: “Электронная муха”.
    Предложение. Игра: “Составь по схеме”
    2 зан.
    16
    Звуки и буквы ц, ч, ш, щ. Разбор слов.
    Звуки глухие и звонкие.
    Игра: “Колокольчики”.
    Что такое ребус? Игра: “Кто отгадает”
    Звуковые схемы. Родственные слова. Игра: “Кто больше? ”
    2 зан.
    17
    Звуковой анализ слов. Составление рассказов.
    Игра: “Самый красивый”. Подбор слов к рифме.
    Игра: “Поэты”. Сложные слова.
    Игра: “Какие слова спрятались? ”
    3 зан.
    18

Повторение изученного. В мире слов. Слова похожие и разные. Проверка умения делать звуко-буквенный анализ.

Игра: “Исправь ошибки”. Чтение слов и предложений. Слово, как название (имя). Игра: “ Слова”.

    3 зан.
    19

Контрольно-закрепляющие занятия. Составление текстов и предложений. Рассказ но плану. Карнавал слов. Игра: “Узелки на память”. Конкурс знающих. Речевой этикет - что это? Тесты психосоциальной зрелости, готовность к обучению в школе. 3 зан.

    ВСЕГО: около 60 занятий по 25 минут.
    Приложение

Краткое описание дидактических игр, используемых в процессе обучения дошкольников

    Игра 1. “Полслова за вами”

Цель: Развивать речь дошкольников, пополнить словарный запас, развивать фонематический слух.

Содержание: Учитель произносит начало слова (название предмета), обучающиеся заканчивают слово. Слова можно подбирать по определенным темам, возможно использование иллюстраций. Работа может проводиться в парах и фронтально.

    Игра 2. “ Опиши предмет”

Цель: Знакомство с понятиями “свойства и признаки предметов”, формирование умения угадывать предмет по его признакам.

Содержание: Учитель или обучающийся задумывает предмет, окружающие задают наводящие вопросы, пытаясь по признакам угадать задуманное.

    Игра 3. “Я знаю”

Цели: Развитие речи обучающихся, пополнение словарного запаса, развитие наблюдательности и внимания.

Содержание: Учитель (ребенок), используя мяч, проговаривает следующий текст, ритмично ударяя мячом о пол:

    - Я знаю пять имен мальчиков:
    Саша - раз,
    Дима - два,
    Игорь - три,
    Денис - четыре,
    Володя - пять.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.