Подготовка к школе. Развитие речи, логического мышления и познавательных способностей дошкольников с элементами обучения грамоте и использованием математического материала - (лекции)
Дата добавления: март 2006г.
ПРОГРАММА КУРСА
“Подготовка к школе. Развитие речи, логического мышления и познавательных способностей дошкольников с элементами обучения грамоте и использованием математического материала”.
Санкт-Петербург 1997 год ПРОГРАММА
курса “Подготовка детей к школе. Развитие речи, логического мышления и познавательных способностей дошкольников с элементами обучения грамоте и использованием математического материала”
ОБЪЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Предлагаемый курс начальной математики, развития речи и обучения грамоте дает возможность интенсивно развивать познавательные способности детей, интеллект, творческое начало, развивать все виды речевой деятельности (умение слушать и говорить, читать и писать), прививать навыки культуры речевого общения, развивать интерес к языку, речи и литературе, совершенствовать эстетическое и нравственное отношение к окружающему. Курс подготовки к школе вводится в связи с потребностью общества в том, чтобы, по-возможности, каждый ребенок хорошо учился, не уставал, не болел, был весел и жизнерадостен. Это возможно, если, помочь ребенку, подготовить его к обучению в школе.
Данный курс содержит два комплектных блока: • начальный курс математики и логика; • развитие речи и обучение грамоте. ПЕРВЫЙ БЛОК: Начальный курс математики и логики призван:
• вооружить детей знаниями, умениями, навыками, необходимыми для самостоятельного решения новых вопросов, новых учебных и практических задач, воспитать у детей самостоятельность, инициативу, чувство ответственности и настойчивости в преодолении трудностей; • дать дошкольникам элементарную числовую грамотность, начальные геометрические представления; • целенаправленно развивать познавательные процессы, включающие в себя умение наблюдать и сравнивать, замечать общее в различном, отличать главное от второстепенного, находить закономерности и использовать их для выполнения заданий, строить простейшие гипотезы, проверять их, иллюстрировать примерами, проводить классификацию объектов (группы объектов), понятий по заданному принципу; • развивать способности к проведению простейших обобщений, умений использовать полученные знания в новых условиях; • научить раскрывать причинные связи между явлениями окружающей действительности; • развивать мыслительные операции: умение решать задачи на поиск закономерностей, сравнение и классификацию (продолжить последовательность цифр или геометрических фигур, найти нарушенную закономерность, выявить общий признак группы предметов и т. д. ); • развивать речь: уметь описать свойства предмета, объяснить сходство и различие предметов, обосновать свой ответ, уметь четко излагать свои мысли; • развивать творческие способности: уметь самостоятельно придумать последовательность, содержащую некоторую закономерность; группу фигур, обладающую общим признаком; • развивать наглядно - образную, словесно-логическую и эмоциональную память; • уметь устанавливать равночисленность совокупностей предметов с помощью составления пар; • развивать внимание, наблюдательность, логическое мышление; • развивать способность к обобщению и абстракции, развивать пространственные представления (о форме, размере, взаимном расположении предметов); • оформить умение измерять и чертить отрезки, пользоваться линейкой; • изучить натуральные числа от 1 до 10, 0 на системе практических занятий с использованием наглядности; • раскрыть смысл арифметических действий (сложения и вычитания) на основе элементарных практических действий, • научить ориентироваться в тетради, аккуратно и систематически вести записи; • научить слушать и выполнять работу самостоятельно. ВТОРОЙ БЛОК: Развитие речи и обучение грамоте призван обеспечить: • взаимосвязь изучения родного языка с развитием коммуникативно-речевых и творческих способностей учащихся, с формированием у них духовно-нравственных ценностей; • интенсивное развитие видов речевой деятельности: умений слушать, говорить, свободно пользоваться языком в различных ситуациях общения; • развитие художественно-образного и логического мышления учащихся, воспитание речевой культуры общения как неотъемлемой части общения культуры человека; • работать над развитием речи учащихся, формировать у детей сознательное, в меру их возраста, возможные отношения к языковым фактам, повышать их активность и самостоятельность, способствующие умственному и речевому развитию. Сформировать навык чтения, опираясь на жизненный опыт детей; • научить осмысленно читать, говорить, писать; • по-возможности, обогатить речь учащихся, развивать их внимание и интерес к языковым явлениям;
• развивать интерес к учебным занятиям;
• расширение и уточнение представления детей об окружающей среде в ходе чтения, рассмотрения иллюстраций;
• развитие фонематического слуха;
• дать элементарные понятия о звуко-буквенном анализе слов, научить правильно определять и давать характеристику звука;
• обогащение словаря учащихся, развитие их речи;
• правильное обозначение звуков на письме, писать под диктовку, составлять слова из букв и слогов; • научить списывать с печатного текста, говорить перед классом, отвечать на вопросы, спрашивать, рассказывать о своих наблюдениях и т. д. Таким образом, целостный курс подготовки к школе поможет детям усвоить ряд понятий и закономерностей, которые помогут начать успешное обучение в первом классе. СОДЕРЖАНИЕ КУРСА Что мы знаем о способностях своих будущих учеников, приходящих на курсы подготовки к школе? Как и чему мы должны их обучить, зная о предстоящих в школе трудностях? Какой из предметов будет самым сложным? Как помочь уже сейчас преодолеть трудности? Эти вопросы мы, учителя задаем себе, задумываясь о своих будущих учениках. Им предстоит пройти сложный путь, познания, где мы должны будем стать не просто учителями, а еще и помощниками, друзьями, к которым можно обратиться за помощью. Исходя из педагогического опыта многих учителей, мы приходим к выводу, что одним из сложнейших предметов, вызывающий наибольшие трудности, является русский язык, а на первом году обучения в школе - еще и чтение. Данная программа поможет педагогу подготовить дошкольников к изучению вышеуказанных предметов и смягчит грядущие трудности и проблемы. Кроме того, используя данную программу, учитель сможет активизировать мыслительную деятельность будущих учеников, обогатить их словарный запас, ознакомить с элементами школьной жизни, оказать помощь родителям в воспитании полноценной личности. В тематическом планировании указаны темы и примерное количество занятий, которое может быть изменено педагогом, в зависимости от более или менее успешного прохождения программы, усвоения детьми необходимых знаний и формирования умений и навыков. Продолжительность занятий с ребенком 6 лет не должна превышать 25 минут, поэтому занятия будут проводиться 2 раза в неделю по 25 минут на каждый из блоков с 10-ти минутным перерывом.
ВТОРОЙ БЛОК РАЗВИТИЯ РЕЧИ И ОБУЧЕНИЕ ГРАМОТЕ. Тематическое планирование 1
Выяснение возможностей детей, диагностика умения читать, знает ли буквы и т. д. Для чего мы говорим? Игра “Полслова за вами”
1 зан. 2
Речь. В мире безмолвия и неведомых звуков. Описание картинки. Текст, Предложение. Слово. Игра: Опиши предмет. Кто больше назовет свойств и использование предмета. 2 зан.
3
Звуки. Зачем они нужны? Игра: “Я знаю.... ” Гласные звуки. Мы поем 3 зан.
4
Работа с гласными звуками. Мы живем среди людей. Общение, его формы (словесные и несловесные) Игра: “ Догадайся, что показал” - пантомима
3 зан. 5 Работа с гласными. Изображение их на письме. Печатные буквы. Диалог. Графическая речь. Игра: “Расшифруй письмо”. Штриховка. Игра: “ Кто лучше” 6 зан. 6 Гласные буквы и звуки. Нахождение их в тексте. Игра: “ Кто наблюдательнее”
“Говорящий” мир вещей. “Общение” с предметами окружающего мира. Мир игр и игрушек. Твоя любимая игрушка.
4 зан. 7 Гласные звуки и буквы. Игра: “Сочини сказку о предмете”.
Условные знаки и обозначения, виды. Составление знаков символов. Противоположные по значению слова. Игра: “День-ночь”
4 зан 8 Страна “Алфавития”. В мире волшебных слов. Игра: “Идем в гости”. Согласные звуки и буквы. Игра: “Подружи буквы” 5 зан, 9
Дорога к письменности. Древние письмена. Кодирование. В стране говорящих скал. Согласные 6, в, г, д. Слияние, слог. Игра: “Составь слово”
2 зан. 10 Печатание слов с изученными буквами и звуками.
К тайнам звуков и букв. Особые обязанности звуков. Временные категории, раньше, позже.
Игра: “Разложи по-порядку” 3 зан. 11 Согласные ж, з, к, л. Встреча с радугой.
Игра: “ Сказочные владения Радуги. Опиши” Звуки мягкие и твердые. Игра: “Скажи правильно”. Слова, которые рисуют мир в красках. 3 зан.
12 В стране слов и слогов. Господин Слогораздел. Игра: “ Раздели слова на части”. Ударение. Игра: “ Молоточки” 3 зан. 13 Согласные звуки и буквы м, н, п, р. В городе Неслове. Игра: “Буква заблудилась”
Категории до, после, потом, сейчас. Игра: “Время рассердилось и ушло. Догони” 4 зан.
14 Чудеса в стране Слов. Времена года. Игра: “ Когда это бывает? ” Звуки и буквы с, т, ф, х. Игра: “Составь слово” 4 зан. 15 В стране Зеркал. Буква, ее отражение. Игра: “Электронная муха”. Предложение. Игра: “Составь по схеме” 2 зан. 16 Звуки и буквы ц, ч, ш, щ. Разбор слов. Звуки глухие и звонкие. Игра: “Колокольчики”. Что такое ребус? Игра: “Кто отгадает” Звуковые схемы. Родственные слова. Игра: “Кто больше? ” 2 зан. 17 Звуковой анализ слов. Составление рассказов. Игра: “Самый красивый”. Подбор слов к рифме. Игра: “Поэты”. Сложные слова. Игра: “Какие слова спрятались? ” 3 зан. 18
Повторение изученного. В мире слов. Слова похожие и разные. Проверка умения делать звуко-буквенный анализ. Игра: “Исправь ошибки”. Чтение слов и предложений. Слово, как название (имя). Игра: “ Слова”.
3 зан. 19
Контрольно-закрепляющие занятия. Составление текстов и предложений. Рассказ но плану. Карнавал слов. Игра: “Узелки на память”. Конкурс знающих. Речевой этикет - что это? Тесты психосоциальной зрелости, готовность к обучению в школе. 3 зан.
ВСЕГО: около 60 занятий по 25 минут. Приложение
Краткое описание дидактических игр, используемых в процессе обучения дошкольников
Игра 1. “Полслова за вами”
Цель: Развивать речь дошкольников, пополнить словарный запас, развивать фонематический слух. Содержание: Учитель произносит начало слова (название предмета), обучающиеся заканчивают слово. Слова можно подбирать по определенным темам, возможно использование иллюстраций. Работа может проводиться в парах и фронтально.
Игра 2. “ Опиши предмет”
Цель: Знакомство с понятиями “свойства и признаки предметов”, формирование умения угадывать предмет по его признакам. Содержание: Учитель или обучающийся задумывает предмет, окружающие задают наводящие вопросы, пытаясь по признакам угадать задуманное.
Игра 3. “Я знаю”
Цели: Развитие речи обучающихся, пополнение словарного запаса, развитие наблюдательности и внимания. Содержание: Учитель (ребенок), используя мяч, проговаривает следующий текст, ритмично ударяя мячом о пол:
- Я знаю пять имен мальчиков: Саша - раз, Дима - два, Игорь - три, Денис - четыре, Володя - пять.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5
|