на тему рефераты Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
на тему рефераты
на тему рефераты
МЕНЮ|
на тему рефераты
поиск
Работа над голосом дошкольников с нарушенным слухом - (диплом)

Работа над голосом дошкольников с нарушенным слухом - (диплом)

Дата добавления: март 2006г.

РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ имени А. И. ГЕРЦЕНА КАФЕДРА СУРДОПЕДАГОГИКИ

    ДИПЛОМНАЯ РАБОТА
    РАБОТА НАД ГОЛОСОМ ДОШКОЛЬНИКОВ С НАРУШЕННЫМ СЛУХОМ
    Студентки 5 курса IV группы
    факультета коррекционной педагогики
    Жук Марины Александровны
    Научный руководитель
    канд. пед. наук
    Мамедова Е. Ю.
    Санкт-Петербург
    1999
    СОДЕРЖАНИЕ.
    ВВЕДЕНИЕ 3
    ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАБОТЫ НАД ГОЛОСОМ. 5
    1. 1. Основные характеристики голоса. 5
    1. 2. Физиологические основы голосообразования. 10

1. 3. Развитие голоса в норме. Особенности развития голоса у детей с нарушенным слухом. 17

    1. 4. Особенности голоса детей с нарушенным слухом. 22
    1. 5. Работа над голосом в детском саду. 29
    ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДИКА ИССЛЕДОВАНИЯ. 40

ГЛАВА 3. ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ НАД ГОЛОСОМ У СЛАБОСЛЫШАЩИХ ДОШКОЛЬНИКОВ. 47 ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 69

    Список литературы……………………………………………………………...71
    ВВЕДЕНИЕ

Работа над голосом является важным разделом работы над устной речью с глухими и слабослышащими детьми. Проблему формирования и развития голоса рассматривали ученые различных специальностей: лингвисты, психолингвисты, логопеды, фониаторы, сурдопедагоги. Можно выделить работы Алмазовой Е. С. , Вильсона Д. , Дмитриева Л. Б. , Ермаковой И. И. , Жинкина Н. И. , Лавровой Е. В. , Максимова И. А. , Митринович-Моджеевска А. , Правдиной О. В. , Рау Ф. Ф. , Таптаповой С. Л. , Телеляевой Л. М. , Хватцева М. Е. , в которых рассматриваются различные вопросы теории и практики формирования и развития голоса.

Качество голоса, навыки владения голосом оказывают большое влияние на такие характеристики устной речи, как темп, слитность, мелодика, словесное и логическое ударение. Голос определяет выразительность, интонационную оформленность, внятность устной речи.

Для детей с нарушенным слухом крайне важной задачей является формирование голоса, приближенного к норме, т. е. голоса нормальной силы, высоты, без грубых нарушений тембра. Решение этой задачи невозможно без специальной работы над качеством голоса. Дошкольный возраст является сензитивным периодом развития голоса детей. Проведение систематической полноценной работы по формированию голоса особенно необходимо именно в дошкольном учреждении для детей с нарушенным слухом. Отсутствие методики работы над голосом с неслышащими дошкольниками обуславливает невысокие результаты формирования голосовых умений у детей. Это определяет актуальность нашего исследования.

Целью нашего исследования является изучение работы над голосом дошкольников с нарушенным слухом.

    Цель исследования предполагает решение следующих задач:

1. Изучить основные характеристики голоса и механизм голосообразования. 2. Обобщить знания о развитии голоса и особенностях развития голоса у детей с нарушенным слухом.

3. Выделить характерные особенности голоса детей с нарушенным слухом. 4. Изучить состояние голоса слабослышащих дошкольников.

5. Проанализировать работу над голосом в детском саду для слабослышащих. 6. Определить методические рекомендации по работе над голосом. Объектом нашего исследования является голос как особо значимый компонент устной речи.

Предметом нашего исследования определены особенности работы над голосом дошкольников с нарушенным слухом.

    Предполагается использовать следующие методы исследования:
    I. Методы изучения научных источников.

Изучение общих и специальных психологических, педагогических, лингвистических, медицинских работ.

    II. Организационные методы.
    1. Изучение состояния слуха детей.
    2. Изучение уровня речевого развития.
    3. Изучение состояния голоса дошкольников.
    III. Эмпирические методы.

1. Наблюдение за речью детей на занятиях и в свободное время. 2. Анализ анемнестических данных детей.

3. Констатирующий эксперимент как метод изучения состояния голоса дошкольников с нарушенным слухом.

    ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАБОТЫ НАД ГОЛОСОМ.
    1. 1. Основные характеристики голоса.

В понятие человеческого голоса, как отмечает Правдина О. В. , входит представление о любых звуках, исходящих из гортани человека, независимо от их сложности и социальной значимости: от рефлекторного крика новорожденного до модулированного голоса знаменитого певца или оратора (27, с. 60). Самые элементарные проявления голоса обнаруживаются в таких реакциях человека, как стон, крик, громкий зевок, смех, звучный кашель. Наибольшее же свое развитие голос приобретает в речи и в пении. Человеческий голос, благодаря своим разнообразным модуляциям, может отражать различные эмоциональные переживания, которые свойственны в тот или иной период его обладателю. Е. В. Лаврова дает свое определение голоса. Голос –это совокупность разнообразных по своим характеристикам звуков, возникающих в результате колебания эластичных голосовых складок (17, с. 197). С нашей точки зрения это определение наиболее полно отражает понятие голоса, так как оно подводит нас к рассмотрению физических свойств звука голоса. Это для нас крайне важно, поскольку знание акустических характеристик звука позволяет целенаправленно влиять на выработку нужных качеств голоса. Обратимся к рассмотрению понятия звук голоса.

Как указывает Телеляева Л. М. , звук голоса –это колебание частиц воздуха, распространяющихся в виде волн сгущения и разрежения (9, с. 24). Источником возникновения этих волн являются голосовые складки человека. И все бесконечное разнообразие звуков человеческого голоса является следствием изменения во времени только трех важнейших акустических параметров звука: частоты колебаний, их амплитуды и состава сложного звука, его спектра– соответственно высоты, силы и тембра звука.

Именно эти три характеристики голоса выделяются в качестве основных большинством исследователей: Л. В. Нейманом, О. В. Правдиной, С. Л. Таптаповой, Е. В. Лавровой.

Однако, большинство авторов помимо силы, высоты и тембра выделяют и другие характеристики голоса. Так, например, Правдина О. В. , Ивановская Ф. А. выделяют такое свойство звука, как длительность звучания, понимая под этим умение вести речь в различных темпах.

Г. Ф. Назарова включает в характеристики звука диапазон, то есть количество тонов, которое дает голос.

Е. В. Лаврова, Д. Вильсон рассматривают наряду с основными характеристиками явление резонанса. Причем, Е. В. Лаврова акцентирует внимание на головном и грудном резонансе, а Д. Вильсон указывает на соотношение носового и ротового резонанса.

Основываясь на данных названных выше исследователей, подробнее остановимся на рассмотрении таких характеристик звука, как сила, высота, тембр, резонанс, поскольку они являются определяющими для качества звучания голоса. Высота звука –это субъективное восприятие органом слуха частоты колебательных движений. Чем чаще совершаются периодические колебания воздуха, тем выше мы воспринимаем звук. Качество высоты звука зависит от частоты колебательных движений голосовых складок в 1 секунду. Сколько смыканий и размыканий осуществляют они в процессе своих колебаний и сколько порций сгущенного подскладочного воздуха пропустят, такова и будет частота рожденного звука, то есть высота тона. Частота основного тона измеряется в Герцах и может изменяться в обычной разговорной речи у мужчин в пределах от 85 до 200 Гц, у женщин–от 160 до 340 Гц. Высота тона (ее изменения) определяет выразительность речи, является важнейшим средством передачи смысловой и эмоциональной информации при речевом общении людей (26, с. 49).

Силой звука голоса называют субъективное ощущение размаха колебательных движений, его амплитуды. Чем больше амплитуда колебательных движений, тем сильнее звучит голос. Сила звука голоса, также как и его высота, задается гортанью и растет с увеличением подскладочного давления (9, с. 26). Чем с большим напором прорываются сквозь голосовую щель порции воздуха, тем больше энергия, которую они несут, тем выше амплитуда колебаний частиц воздуха и, следовательно, сильнее их давление на барабанную перепонку уха. Только небольшая часть давления подскладочного пространства переходит в звук. Мышцы гортани вместе с мышцами, участвующими в выдохе, способствуют повышению подскладочного давления, то есть энергия звука, возникающего в гортани, есть результат работы дыхательных и гортанных мышц.

Р. Юссон отмечал, что “только 1/10 –1/50 звуковой энергии, образовавшейся в гортани, выходит из ротового отверстия, остальная же часть вызывает вибрацию головы, шеи и груди” (9, с. 27). То есть коэффициент полезного действия голосового аппарата очень мал и в работе над голосом необходимо учитывать механизмы, которые могут его повысить; вырабатывать такие способы постановки голоса, когда при наименьшей затрате мышечной энергии можно добиться хорошего акустического эффекта. Тембр или окраска звука является существенной характеристикой качества голоса. Он отражает акустический состав сложных звуков и зависит от частоты и силы колебаний. В сложном звуке различают основной тон, который обуславливает высоту его звучания, и частичные звуки, или обертоны, сумма звучания которых определяет характер сложного звука. Частота обертонов обычно в 2, 3, 4 и т. д. раз больше, чем частота основного тона голоса. Возникновение обертонов связано с тем, что голосовые складки колеблются не только своей длиной, воспроизводя основной тон, но и отдельными частями. Эти частичные тоны дают общую форму колебания, которая определяет тембр; кроме того, тембр может изменяться от состояния надставной трубы. Тембр каждого речевого звука зависит от физиологического уклада, свойственного тому или иному звуку. Окраска же голоса каждого человека зависит от строения и функционирования всего голосового аппарата. Таким образом, индивидуальную окраску голосу придают обертоны, возникающие в результате колебаний отдельных частей голосовых складок. Усиление различных обертонов происходит вследствие явления резонанса, то есть можно говорить о том, что резонанс оказывает существенное влияние на тембр голоса (17, с. 62).

Резонанс –резкое возрастание амплитуды колебаний, возникающее при совпадении частоты колебаний внешней силы с частотой собственных колебаний системы. Под резонатором в акустике подразумевают какой-либо объем воздуха, заключенный в упругие стенки с выходным отверстием (9, с. 30). В голосовом аппарате человека имеется множество полостей и трубок, в которых могут развиться явления резонанса: трахея и бронхи, полость гортани, глотки, рта, носоглотки, носа и околоносовых пазух. Л. Б. Дмитриев, Л. М. Телеляева отмечают, что одни из этих полостей (например, полость носа и околоносовые пазухи) не изменяются по форме и размерам, следовательно, всегда усиливают одни и те же обертоны, порождают постоянно присутствующие в голосе призвуки, они не могут быть специально приспособлены для усиления каких-либо других обертонов. Другие легко меняют свою форму и размеры (глотка, ротовая полость) и могут быть использованы для изменения исходного тембра, усиливая определенные группы тонов. Е. В. Лаврова акцентирует внимание на двух основных резонаторах: головном и грудном. Под головным понимаются полости, расположенные выше небного свода, в лицевой части головы. При использовании этого резонанса голос приобретает яркий полетный характер, возникает ощущение вибрации лицевой части головы. При грудном резонировании ясно ощущается вибрация грудной клетки. Резонаторами здесь являются трахея и крупные бронхи. Голос при грудном резонировании насыщенный, тембр “мягкий”. Хороший, полноценный голос одновременно озвучивает головной и грудной резонаторы.

От ощущений резонирования звука в голове и груди получили свое название регистры голоса– головной, грудной и смешанный (микст).

Головной регистр включает в себя высокие звуки. Он отличается бедностью обертонов. Типичным образцом головного регистра является фальцетный голос. Грудной регистр богат обертонами. К нему относятся низкие тоны голоса. К миксту относятся средние тоны голоса. для смешанного регистра характерно и головное и грудное резонирование; и такой голос принято считать наиболее приемлемым в речи.

Система взаимосвязанных резонаторов (гортань, глотка, ротовая полость) не только резонирует, накапливая звуковую энергию, но и , колеблясь, создает работающим голосовым складкам определенное сопротивление сверху. Это сопротивление называется импендансом. Л. Б. Дмитриев, Л. М. Телеляева, С. П. Таптапова, Е. В. Лаврова отмечают, что оптимальные условия для функции голосового аппарата появляются при создании в надскладочных полостях определенного сопротивления порциям подскладочного воздуха, который проходит сквозь колеблющиеся голосовые складки, так как при этом голосовые мышцы совершают колебательные движения с умеренной затратой энергии, извлекая звук большой силы. Таким образом, постановку голоса следует рассматривать как процесс нахождения правильной взаимосвязи между резонирующей надставной трубой, напряжением мышц голосовых складок и величиной подскладочного давления. Таким образом, понятие голоса включает в себя его основные свойства: силу, высоту, тембр, резонанс. Только координированная и сложная изменчивость всех указанных свойств создает все многообразие звучания голоса и обеспечивает богатство интонаций и выразительность устной речи.

    1. 2. Физиологические основы голосообразования.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.