Разработка электронного учебника по математике для студентов I курса, отделения "информатика - иностранный язык" - (диплом)
Дата добавления: март 2006г.
Министерство общего и профессионального образования Российской Федерации Ставропольский государственный университет “Допущена к защите” зав. кафедрой информационных технологий в обучении и управлении д. п. н. , профессор __________________Брановский Ю. С. “___” _______________ 1998 г. “Допущена к защите” зав. кафедрой алгебры и теории чисел, к. ф. -м. н. , доцент ____________________Рябогин А. К. “___” _______________ 1998 г. Дипломная работа
Разработка электронного учебника по математике для студентов I курса, отделения “информатика– иностранный язык”
Студента 5 курса ФМФ группа “Б”, математика – инф. технологии Неботова Виталия Дмитриевича Научные руководители: по информатике: зав. кафедрой информационных технологий в обучении и управлении д. п. н. , профессор Брановский Ю. С. по математике: зав. кафедрой алгебры и теории чисел, к. ф. -м. н. , доцент Рябогин А. К. Ставрополь 1998 г. СОДЕРЖАНИЕ: Стр.
Введение..................................................................................................................................................................3 Глава I: Информационные технологии в обществе и образовании........................6 Информатизация общества: современные реалии.........................................................6 Аспекты применения СНИТ в образовании........................................................................9 Типология педагогических программных средств......................................................14 Необходимые условия успешного применения ППС................................................18 Глава II: Этапы создания электронного учебника............................................................. 22 Порядок разработки обучающих мультимедиа систем........................................... 22 Принципы изложения материала.............................................................................................. 32 LinkWay.......................................................................................................................................................... 37 Action................................................................................................................................................................ 40 ToolBook.........................................................................................................................................................42 Delphi................................................................................................................................................................ 46 Реализованные и потенциальные возможности учебника....................................51 Глава III: Содержание электронного учебника................................................................... 54
Главы электронного
учебника......................................................................................................54 Теоретический материал электронного учебника....................................................... 56
Контрольные
вопросы......................................................................................................................... 67 Практические задания......................................................................................................................... 69 Заключение.........................................................................................................................................................72 Приложение....................................................................................................................................................... 75 Список использованной литературы.............................................................................................85
ВВЕДЕНИЕ
Современный период развития цивилизованного общества характеризует процесс информатизации. Информатизация общества –это глобальный социальный процесс, особенность которого состоит в том, что доминирующим видом деятельности в сфере общественного производства является сбор, накопление, продуцирование, обработка, хранение, передача и использование информации, осуществляемые на основе современных средств микропроцессорной и вычислительной техники, а также на базе разнообразных средств информационного обмена. Информатизация общества обеспечивает: •активное использование постоянно расширяющегося интеллектуального потенциала общества, сконцентрированного в печатном фонде, и научной, производственной и других видах деятельности его членов, •интеграцию информационных технологий с научными, производственными, инициирующую развитие всех сфер общественного производства, интеллектуализацию трудовой деятельности; • высокий уровень информационного обслуживания, доступность любого члена общества к источникам достоверной информации, визуализацию представляемой информации, существенность используемых данных. Применение открытых информационных систем, рассчитанных на использование всего массива информации, доступной в данный момент обществу в определенной его сфере, позволяет усовершенствовать механизмы управления общественным устройством, способствует гуманизации и демократизации общества, повышает уровень благосостояния его членов. Процессы, происходящие в связи с информатизацией общества, способствуют не только ускорению научно–технического прогресса, интеллектуализации всех видов человеческой деятельности, но и созданию качественно новой информационной среды социума, обеспечивающей развитие творческого потенциала индивида. Одним из приоритетных направлений процесса информатизации современного общества является информатизация образования–внедрение средств новых информационных технологий в систему образования. Это сделает возможным: • совершенствование механизмов управления системой образования на основе использования автоматизированных банков данных научно–педагогической информации, информационно-методических материалов, а также коммуникационных сетей; •совершенствование методологии и стратегии отбора содержания, методов и организационных форм обучения, соответствующих задачам развития личности обучаемого в современных условиях информатизации общества; • создание методических систем обучения, ориентированных на развитие интеллектуального потенциала обучаемого, на формирование умений самостоятельно приобретать знания, осуществлять информационно–учебную, экспериментально –исследовательскую деятельность, разнообразные виды самостоятельной деятельности по обработке информации; • создание и использование компьютерных тестирующих, диагностирующих, контролирующих и оценивающих систем. В своей дипломной работе я рассмотрел одну из сторон процесса информатизации общества и образования–создание и использование на практике одной из форм обучения с использованием средств новых информационных технологий (НИТ)–электронного учебника. В ней исследуются возможности средств новых информационных технологий, условия, необходимые для их успешного использования, рассматривается и анализируется прикладное программное обеспечение необходимое для создания и дальнейшего использования электронных учебников. Кроме этого, описываются все этапы создания подобных электронных приложений с учетом специфики конкретного учебного предмета (математики). Работа состоит из трех глав: в первой кратко рассматриваются современные реалии информатизации общества, аспекты применения СНИТ в высшем образовании и классификация ППС; вторая глава посвящена этапам разработки и создания электронного учебника, также, в нее входит анализ наиболее популярных авторских систем традиционно используемых для разработки электронных приложений; в третьей главе описан математический аппарат легший в основу электронного учебника: теоретический материал с контрольными вопросами, примеры решений заданий и задания для самостоятельной работы.
Глава I: Информационные технологии в обществе и образовании Информатизация общества: современные реалии
В современном цивилизованном обществе этапа информатизации все его члены, независимо от их общественного положения, используют информацию и знания в своей деятельности, решая непрерывно возникающие перед ними задачи. При этом постоянно увеличивающиеся запасы знаний, опыта, весь интеллектуальный потенциал общества, который сосредоточен в книгах, патентах, журналах, отчетах, идеях, активно, на современном техническом уровне участвует в повседневной производственной, научной, образовательной и других видах деятельности людей. Ценность информации и удельный вес информационных услуг в жизни современного общества резко возросли. Это дает основание говорить о том, что главную роль в процессе информатизации играет собственно информация, которая сама по себе не производит материальных ценностей. Под информацией (с общих позиций) будем понимать сведения о фактических данных и совокупность знаний о зависимостях между ними, то есть средство, с помощью которого общество может осознавать себя и функционировать как единое целое. Естественно предположить, что информация должна быть научно–достоверной, доступной в смысле возможности ее получения, понимания и усвоения; данные, из которых информация извлекается, должны быть существенными, соответствующими современному научному уровню. Как было уже сказано, общество этапа информатизации характеризует процесс активного использования информации в качестве общественного продукта, в связи с чем происходит формирование высокоорганизованной информационной среды, оказывающей влияние на все стороны жизнедеятельности членов этого общества. Информационная среда включает множество информационных объектов и связей между ними, средства и технологии сбора, накопления, передачи, обработки, продуцирования и распространения информации, собственно знания, а также организационные и юридические структуры, поддерживающие информационные процессы. Общество, создавая информационную среду, функционирует в ней, изменяет, совершенствует ее. Современные научные исследования убеждают в том, что совершенствование информационной среды общества инициирует формирование прогрессивных тенденций развития производительных сил, процессы интеллектуализации деятельности членов общества во всех его сферах, включая и сферу образования, изменение структуры общественных взаимоотношений и взаимосвязей. Необходимо выделить ряд основных направлений формирования и становления средств, методов и технологий, которые открывают новые возможности прогрессивного общественного развития, находящего свое отражение в сфере образования. –математизация и информатизация предметных областей: использование современных информационных технологий при реализации возможностей аппарата математики, в том числе математической статистики, позволяет автоматизировать процессы обработки информации, результатов научного эксперимента, интенсифицировать применение инструментария математики в социологических исследованиях. Математизация дает возможность повысить качество принимаемых решений на всех стадиях процесса принятия решения человеком или ЭВМ за счет применения современных методов многофакторного анализа, прогнозирования, моделирования и оценки вариантов, оптимального планирования. Это позволяет перейти к разработке научно обоснованных подходов к принятию оптимального решения в конкретной ситуации, использовать методы и средства информатики в процессе решения задач различных предметных областей.
– интеллектуализация деятельности:
реализация возможностей технических и программных средств современных информационных технологий позволяет: обеспечить управление информационными потоками; общаясь с пользователем на естественном языке, осуществлять распознавание образов и ситуаций, их классификацию; эффективно обучать логике доказательств; накапливать и использовать знания; организовывать разнообразные формы деятельности по самостоятельному извлечению и представлению знаний; осуществлять самостоятельное "микрооткрытие" изучаемой закономерности. – интеграционные процессы: интеграция современных информационных технологий с операциональными обеспечивает системный эффект, следствием которого становится "технологический прорыв", имеющий место в педагогике. Вместе с тем использование современных информационных технологий поддерживает общие интеграционные тенденции процесса познания окружающей информационной, экологической, социальной среды, способствует реализации преимуществ узкой специализации и возможностей индивидуализации процесса обучения, обеспечивая эффективность образовательного процесса. Естественно предположить, что развитие, совершенствование информационной среды сферы образования зависит от обеспечения системы образования как в целом, так и каждого учебного заведения в отдельности специализированными подразделениями, приспособленными для организации деятельности со средствами новых информационных технологий.
Аспекты применения СНИТ в образовании
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9
|