Развитие логического мышления учащихся 5 и 9 классов на внеклассных занятиях по русскому языку - (диплом)
Дата добавления: март 2006г.
Министерство образования Российской Федерации
Тульский Государственный педагогический университет им. Л. Н. Толстого.
Кафедра методики русского языка Кафедра педагогики
Развитие логического мышления учащихся 5 и 9 классов на внеклассных занятиях по русскому языку
(викторины). Дипломная работа К защите допускаю Студентки Зав. кафедрой VI курса ОЗО
русского языка и методики факультета Бондаренко В. Т. : “русская филология” “___”_________ 2002 г. Антоновой Ю. С. Председатель комиссии: Научные руководители: доцент Майорова Т. В.
Члены комиссии: доцент Чукаев О. В. Тула – 2002 г. ОГЛАВЛЕНИЕ Введение………………………………………………………………………………2
ГЛАВА I. Теоретические аспекты проблемы развития логического мышления школьников на внеклассных занятиях по русскому языку…………. ……………5 Проблема мышления в процессе обучения……………………………...5 Пути и средства развития логического мышления………………………. ……………………………………………...……...27 ГЛАВА II. Викторины как педагогический инструмент развития логического мышления школьников на внеклассных занятиях по русскому языку…………………………………………………………………………………………. ……42 Методика подготовки и проведения викторин в школе при изучении русского языка……………………………………………………………. …42 Результаты опытной работы по развитию логического мышления в процессе подготовки и проведения викторины……………………...…59
Заключение…………………………………………………………………………...71 Список литературы…………………………………………………………………73 Введение.
На современном этапе развития России образование утверждается в качестве одного из первостепенных факторов в решении проблем как собственно национального, так и глобального характера. Это усиливает необходимость осмысления целей, ценностей, тенденций развития образования. Образование как необходимая составляющая человеческой жизни, условие самореализации человека, человек и его права как мера и критерий качества образования, образование как связь времен - вот те гуманистические ценности, которые должны встать в центр педагогической деятельности. Внеклассная работа по русскому языку является неотъемлемой частью всей учебно-воспитательной работы в школе и подчинена общим целям образования и воспитания учащихся. За последние годы внеклассная работа по русскому языку значительно оживилась. Это связано с тем, что учителя с каждым годом все отчетливее осознают значение русского языка в овладении знаниями. Знание русского языка способствует лучшему усвоению всех учебных предметов, так как является фундаментом общего образования учащихся. С другой стороны, растет живой интерес к слову, стремление овладеть словом и со стороны учащихся. Личность учителя играет при этом весьма существенную роль в организации и проведении любых внеклассных мероприятий. Вместе с тем, организуя внеклассную работу по русскому языку, многие учителя (особенно молодые) испытывают большие трудности: одни из них не знают, с чего начинать и как проводить такие занятия, другие затрудняются в подборе материала, а третьи не учитывают специфики такой работы, строят ее по образцу уроков или дополнительных занятий. Между тем и цели и задачи внеклассных занятий существенно отличаются от целей и задач уроков и дополнительных занятий, так как организуются только для желающих и интересующихся вопросами русского языка. Внеклассная работа по русскому языку имеет свое собственное содержание, свою специфику в организации и проведении, свои формы и методы и преследует следующие цели: привить любовь к великому русскому языку, повысить общую языковую культуру, развить интерес к языку как к учебному предмету, углубить и расширить знания, получаемые на уроках. Недостаток методической литературы по данной теме ставит на сегодняшний день перед учителями русского языка множество вопросов: Как вести внеклассную работу по русскому языку, какие виды внеклассных мероприятий использовать? Внеклассная работа должна не только пробуждать интерес, но и эффективно углублять знания учащихся в различных областях науки о языке. В дипломной работе рассмотрены методики проведения различных видов внеклассной работы по русскому языку, даны различные рекомендации, основанные на практическом опыте учителей и методистов. Особое внимание уделено викторинным формам, в наибольшей мере способствующим развитию логического мышления. Мы рассмотрим викторинную форму проведения внеклассной работы по русскому языку в старших классах средней школы, ее роль в формировании логического мышления подростков и юношей, влияние на развитии полноценной личности ребенка, в профориентационной направленности старших школьников. Цель работы: исследовать возможности развития логического мышления учащихся 5 и 9 классов на уроках и внеклассных занятиях по русскому языку. Задачи:
Рассмотреть проблемы мышления в процессе обучения.
Охарактеризовать пути и средства развития логического мышления. Определить методику подготовки и проведения викторин в школе при изучении русского языка. Объект исследования: Процесс русского языка в 5-х и 9-х классах средней школы. Предмет исследования: Условия и средства развития логического мышления у школьников 5-9 классов на внеклассных занятиях обучения русскому языку. Гипотеза: Викторинная форма внеклассной работы по русскому языку может выступать дополнительным средством активного развития логического мышления у школьников разного возраста, привлекать их внимание к более глубокому познанию предмета, если: Учитель диагностирует особенности познавательных процессов учащихся; Использует материал (задания, упражнения, игры) развивающие операции мышления; Для доказательства гипотезы были использованы следующие методы исследования: Изучение существующей методической, психологической, педагогической литературы в данной области исследования.
Наблюдения, беседы. Анкетирование и тестирование.
База исследования: Анишинская муниципальная средняя общеобразовательная школа им. Героя Советского Союза А. С. Гостева и Веневская муниципальная средняя общеобразовательная школа №1 (учащиеся 5 и 9 классов). Практическое значение: данные работы заключаются в том, что она может служить опорным и методическим материалом студентам и учителям, занимающимся проблемой развития логического мышления учащихся на внеклассных занятиях по русскому языку (викторинах). Состояние современной школы, недостаточное количество методической литературы, “непрофессионализм” и нежелание учителей организовывать внеклассные занятия, приводят к отсутствию интереса у старших школьников к такого рода мероприятиям. Таким образом, педагоги теряют дополнительную возможность в развитии творческого и человеческого потенциала каждого ребенка, развитии в целом интереса к познанию прекрасного, к осознанию себя, формированию полноценного мировоззрения зарождающейся личности. ГЛАВА I. Теоретические аспекты проблемы развития логического мышления школьников на внеклассных занятиях по русскому языку.
Проблема развития мышления в процессе обучения.
Проблема развития мышления в разные времена рассматривалась различными психологами. Современная психологическая наука понимает мышление как высший познавательный процесс. Оно представляет собой форму творческого отражения человеком действительности, порождающую такой результат, которого в самой действительности или у субъекта на данный момент времени не существует. Мышление человека также можно понимать как творческое преобразование имеющихся в памяти представлений и образов. Отличие мышления от остальных психологических процессов познания состоит в том, что оно всегда связано с активным изменением условий, в которых человек находится. Мышление всегда направлено на решение какой-либо задачи. В процессе мышления производится целенаправленное и целесообразное преобразование действительности. Мышление –это особого рода умственная и практическая деятельность, предполагающая систему включенных в нее действий и операций преобразовательного и познавательного характера. В психологии выделяют и исследуют теоретическую, практическую и ряд промежуточных видов деятельности, содержащих в себе и те и другие операции. На рисунке представлены основные виды мышления. Теоретическое понятийное мышление –это такое мышление, пользуясь которым человек в процессе решения задачи непосредственно не обращается к опытному изучению действительности, не получает сам необходимые для мышления эмпирические факты, не предпринимает практических действий, направленных на реальное преобразование действительности. Он обсуждает и ищет решение задачи с самого начала и до самого конца в уме, пользуясь готовыми знаниями, выраженными в понятиях, суждениях, умозаключениях. Теоретическое понятийное мышление характерно для научных исследований теоретического характера. Теоретическое образноемышление отличается от понятийного тем, что материалом, который здесь использует человек для решения задачи, являются не понятия, суждения или умозаключения, а представления и образы. Они или непосредственно формируются в ходе восприятия действительности, или извлекаются из памяти. В ходе решения задачи эти образы мысленно преобразуются так, чтобы человек в новой ситуации мог непосредственно увидеть решение интересующей его задачи. Образное мышление представляет собой такой вид умственной деятельности, который чаще всего встречается в работе писателей, художников, артистов. Оба рассмотренных вида мышления – теоретическое понятийное и теоретическое образное –в действительности, как правило, сосуществуют, но выражены в разной степени. Они хорошо дополняют друг друга, так как раскрывают человеку разные, но взаимосвязанные стороны бытия. Теоретическое понятийное мышление дает хотя и абстрактное, но вместе с тем наиболее точное обобщенное отражение действительности; теоретическое образное мышление позволяет получить конкретное субъективное ее восприятие, которое не менее реально, чем объективно-понятийное. Без того или другого вида мышления наше восприятие в действительности не было бы столь глубоким и разносторонним, точным и богатым разнообразными оттенками, каким оно является на деле. Отличительная особенность следующего вида мышления – наглядно-образного –состоит в том, что мыслительный процесс в нем непосредственно связан с восприятием мыслящим человеком окружающей действительности и без него совершаться не может. Мысля наглядно-образно, человек привязан к действительности, а сами необходимые для мышления образы представлены в его кратковременной и оперативной памяти (в отличие от этого образы для теоретического образного мышления извлекаются из долговременной памяти). Данная форма мышления наиболее полно и развернуто представлена у детей дошкольного и младшего возраста, а у взрослых–среди людей, занятых практической работой. Этот вид мышления широко развит у руководителей разного ранга и уровня, у людей так называемых "операторных профессий", у всех тех, кому часто приходится принимать решения о предметах свой деятельности, только наблюдая за ними, но непосредственно с ними не взаимодействуя. Наконец, последний из обозначенных на схеме видов мышления – это наглядно-действенное. Его особенность заключается в том, что сам процесс подобного мышления представляет собой практическую преобразовательную деятельность, осуществляемую человеком, с реальными предметами. Основным условием решения умственной задачи в данном случае являются правильные действия с соответствующими предметами. Этот вид мышления широко представлен у людей массовых рабочих профессий, занимающихся реальным производительным трудом, результатом которого является создание какого-либо конкретного материального продукта. Разница между теоретическим и практическим видами мышлениями, по мнению Б. М. Теплова, состоит в том, что "они по-разному связаны с практикой… Работа практического мышления в основном направлена на разрешение частных конкретных задач… тогда как работа теоретического мышления направлена в основном на нахождение общих закономерностей". [1 Теплов Б. М. Практическое мышление// Хрестоматия по общей психологии мышления, М. : Педагогика, 1981, с. 44] И теоретическое, и практическое мышление в конечном счете связано с практикой, но в случае практического мышления эта связь имеет более прямой непосредственный характер. Практический ум, как правило, на каждом шагу нацелен на решение практической задачи, и его выводы непосредственно проверяются практикой здесь и теперь. Теоретический же ум выступает как опосредствованный: он проверяется на практике лишь в конечных результатах его работы. Все перечисленные виды мышления могут быть представлены в одной и той же деятельности. Однако в зависимости от ее характера и конечных целей доминирует тот или иной вид мышления. По этому основанию они все и различаются. По степени своей сложности, по требованиям, которые они предъявляют к интеллектуальным и другим способностям человека, все названные виды мышления не уступают друг другу. Логические рассуждения в контексте исследования мышления рассматриваются как способность рассуждать и делать умозаключение. В отечественной психологической науке мышление понимают как особый вид познавательной деятельности. Исследования отечественных психологов показывают, что если существенные изменения в развитии мышления младшего школьника связаны прежде всего с учебной деятельностью, то в развитии мышления подростка основная роль принадлежит устанавливающейся системе социальных взаимоотношений с окружающими. Известно, что одна из существенных особенностей подросткового периода –бурное физическое и половое развитие, которое осознается и переживается подростками. Но у разных подростков эти изменения протекают по-разному, что во многом определяется тем, как взрослые учитывают влияние изменений, происходящих в организме подростка, на его психику и поведение. В этом возрасте нередко наблюдается повышенная раздражительность, чрезмерная обидчивость, вспыльчивость, резкость и т. п.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11
|