на тему рефераты Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
на тему рефераты
на тему рефераты
МЕНЮ|
на тему рефераты
поиск
Сказка о педагогическом конвейере 21-го века

Сказка о педагогическом конвейере 21-го века

Дата добавления: март 2006г.

Статья из журнала “Ментор”(журнал комитета по образованию Администрации Великого Новгорода) за 1998 год. Поскольку я выкладываю статью в качестве иллюстрации к дискуссии, то специально ничего в ней не меняю. Хотя многие вещи, которые нужно было доказывать пять лет назад (например, касающиеся тестирования) стали сегодня уже прописными истинами. Зато многие другие моменты все еще остаются лишь отдаленными перспективами…

    С. Середа. Информационно-аналитический отдел
    “Сказка о педагогическом конвейере из 21-го века”
    .... новатору, обдумывающему житье....
    автоматизация

Подходит к концу двадцатый век. Век, принесший человечеству фантастический скачок в производительности труда. Сегодня всего несколько заводов способны удовлетворить всю мировую потребность в своем виде продукции. Мощные трактора и комбайны позволяют одному фермеру снабжать продовольствием сотни людей. А ведь в начале века большая часть населения планеты все еще занималась сельским хозяйством. Долгое время безнадежно отставала от промышленности сфера управления. Но сейчас сидящий за компьютером бухгалтер может за несколько минут сформировать годовой отчет, на подготовку которого раньше требовался месяц работы целого отдела. А вот как обстоит дело с производительностью труда педагога? Намного ли она повысилась у современного учителя по сравнению с преподавателем гимназии начала века?

Как это ни парадоксально звучит, но здесь за сто лет практически не произошло существенных изменений. Изменился сам материал, а вот технология прнодавания осталась прежней. Если взглянуть на ситуацию глазами технолога, то, как и сто лет назад, организация труда учителя соответствует уровню кустаря, который сам выполняет все операции.

Общая тенденция развития цивилизации - это уход от тиражного труда. Человек создает системы, заменяющие его при выполнении однообразных, повторяющихся работ. Но если в промышленности автоматические линии штампуют детали почти без участия человека, то современный учитель, как и сто лет назад, остался“главной шестеренкой”образовательного механизма. Из года в год он рассказывает одинаковый материал. Сам контролирует усвоение учениками знаний. Тщетно стремится опросить на уроке каждого. Допоздна проверяет письменные работы. Хоть что-то из этого автоматизировано? Ау! Где ты, Научно-техническая революция? ! Давайте теперь вместе поищем тот подводный камень, натолкнувшись на который, разбились попытки автоматизации школьного учебного процесса. Рассмотрим достаточно правдоподобный пример. Предположим, что появился новый способ изложения темы, экономящий, три часа работы педагога, но требующий приобретения в кабинет дополнительного оборудования. Стоимость оборудования четыре месячные зарплаты того же самого педагога. Будет ли такое оборудование приобретено каждой школой? Наверняка нет! И бесполезно искать ретроградов, злобно тормозящих прогресс. Все дело упирается в элементарное соотношение“эффект” / “затраты”. Итак, эффект - три часа времени педагога, сэкономленного на каждом изложении данной темы. При существующей организации образовательного процесса, это оборудование будет использовано в школе только для классов одной параллели, т. е. три-четыре раза в год. Итого, выигрыш - двенадцать часов в год. Все остальное время аппарат будет пылиться где-то в углу или захламлять лаборантскую. Время окупаемости оборудования составит БОЛЕЕ ТРИДЦАТИ ЛЕТ! Кроме того, планируемая экономия времени от использования такого аппарата, может с лихвой перекрыться затратами на его освоение, хранение, ежегодные установку, наладку и демонтаж, а также охрану и оборону от излишне любопытных школьников. Даже если раздавать такую технику даром, она встретит со стороны педагогов далеко не самый горячий прием. А подсчитав, сколько таких аппаратов нужно приобрести для школ города, чтобы довести сей новый и прогрессивный способ изложения материала до каждого ученика, понимаешь, что никакой бюджет не сможет выдержать подобных затрат. Максимум в одной-двух школах удастся встретить потом это“дитя прогресса”, пылящееся в дальнем углу лаборантской. Наивно было бы считать, что так обстоит дело лишь с оборудованием. Подобной же способностью обходиться в достаточно ощутимые деньги, требовать немало времени и сил для освоения, и тихо ветшать, не будучи большую часть года затребованными, обладают и наглядные пособия, и дополнительная литература, и даже сами знания и навыки педагога.

Сегодняшняя программа заставляет проходить каждую тему во всех школах в одинаковое время. Это вызывает по городу острую одновременную потребность, к примеру, в полусотне электрофорных машин для кабинетов физики. Все остальное время эта масса машин является бесполезным украшением лаборантских. Также одновременно во всех школах возникает и исчезает потребность в виртуозах изложения изучаемой темы. А вот здесь дефицит еще больший, чем с оборудованием. Что делать, если одну тему у учителя получается донести замечательно, а вот в изложении другой он почему-то хромает. У каждого есть свои сильные и слабые стороны, свои любимые и нелюбимые темы уроков. С оборудованием проще. Его купили, и оно есть. Но никакие, даже самые дорогостоящие курсы повышения квалификации, не могут сделать учителя мастером преподавания не любимой им темы.

    модули

И в нашем, и в западном кинематографе обыгрывался один фантастический сюжет. Когда герой попадает в ситуацию“временной петли”, и ему приходится переживать один и тот же день снова и снова. Попадать в одни и те же обстоятельства, уже заранее зная о них. Герой пытается пробовать различные варианты действий в повторяющихся ситуациях. Сначала делает очень много ошибок. Затем находит удачные решения. И в конце концов, проживаемый им день становится образцом исключительно продуманных и удачных действий. Каждый, кто занимался преподаванием, вероятно помнит ситуацию, когда после завершения темы, становится понятно, как ее нужно было преподавать. В голову приходят варианты несложных наглядных пособий, методичек, конкурсов и викторин, которыми можно было бы существенно улучшить процесс обучения. Хочется вернуться назад и“сделать все по-другому”. Однако нельзя. Неумолимая программа заставляет готовиться к следующей теме. Все планы и находки отложены до следующего года, а когда он наступит, дай бог, чтобы хоть что-нибудь осталось в памяти, после целого года совершенно другой работы.

Предположим, нам с вами, или нашим ближайшим потомкам, удалось найти такие организационные формы, при которых тема проходится несколько иначе. Итак, представим, что на дворе двадцать первый век. Создан учебный центр, в который дети приходят исключительно для изучения данной темы. Группа за группой. В течении всего года.

Что же это дает? Во-первых, намного более эффективно используется оборудование. Его не нужно каждый раз устанавливать и демонтировать. Оно постоянно находится в деле. Наш воображаемый прибор окупит себя быстрее чем за год. Да и на город потребуется лишь один-два таких центра, где все ученики смогут пройти эту тему. Такое количество приборов реально приобрести даже в условиях дефицита бюджета. А что касается педагога, то он попадает прямо-таки в идеальные условия для совершенствования методики преподавания данной темы. На первый взгляд, его хочется пожалеть: это же с ума сойдешь, повторяя один и тот же материал каждую неделю. Но именно поэтому все что только можно как-то автоматизировать, будет здесь автоматизировано в самое короткое время. Педагог из главной движущей шестеренки урока, превратится в оператора и наладчика. К слову сказать, функции оператора всегда легко будет переложить на ассистентов. Ими могут быть студенты на практике, учащиеся, проходящие этот модуль по второму или третьему разу, коллеги-педагоги, осваивающие данную методику преподавания. Почему легко? Да потому, что не нужно много объяснять. Вести занятие, насыщенное готовыми видеоматериалами, наглядными пособиями, тренажерами, различными играми и конкурсами, может человек и без специальной квалификации, пару раз на таком занятии побывавший. Действительно, вставить видеокассету, показать как пользоваться тренажером, или объяснить правила очередной игры, может человек и без высшего образования. Даже если ученики зададут какой-то вопрос, ответ скорее всего удастся найти в лежащем поблизости“сборнике ответов на часто задаваемые вопросы”. Таким образом, педагогу, будет оставаться лишь работа по совершенствованию модуля. Учет межпредметных связей. Использование в подаче материала новейших достижений техники, педагогики, социологии и психологии.

Давайте на минуту представим, как может выглядеть разговор двух таких специалистов:

“- Как? ! Вы еще не разделяете детей на подгруппы по типам восприятия информации? Давно же известно, что одни люди склонны строить зрительные образы, другие словесные, а с третьими лучше вести диалог в терминах ощущений. Мы в своем модуле недавно это проверили. Выяснилось, что для хорошего понимания учеником, проговариваемый текст должен соответствовать его типу восприятия. Для привыкшего оперировать со зрительными образами, понятнее обращение“видишь”, для оперирующего ощущениями - “чувствуешь”. Мы создали у себя несколько вариантов подачи материала в зависимости от того, какие ученики подобраны в очередную группу. Результат потрясающий! .... - Зато мы внедрили систему, когда ученику при просмотре видеоматериалов даются пульты с кнопками: “понял”, “не понял”, “узнал новое”, “согласен”, “не согласен”, “интересно”, “это уже знаю”, “скучно”. При их нажатии на видеоролике появляется “электронная закладка”. А потом ученики могут воспроизвести и подробнее обсудить фрагменты записи, по поводу которых у них появились возражения или замечания. И главное, анализ таких закладок после модуля, дает совершенно уникальный материал. ” Может быть, подсмотрев сей придуманный диалог, наш современный педагог заявит, что его воображаемые потомки с жиру бесятся. Но право же есть что-то притягательное в возможности доводить до состояния хорошо оснащенного, тщательно продуманного и великолепно отрежиссированного шоу то, что было когда-то для многих двадцатью долгими, скучными уроками.

    социомашины

Еще один очень перспективный путь автоматизации труда педагога - использование так называемых“социомашин”. Под этим термином я здесь подразумеваю устойчивую систему взаимоотношений между учениками, практически не требующую вмешательства учителя. Хотя, конечно, значение термина шире. В этом смысле разделение ролей ученик-учитель в школе, это тоже пример налаженной социомашины. Простейшим примером социомашин могут служить игры. Вот тренер разделяет ребят на команды, дает мяч, назначает кого-то судьей. Процесс пошел дальше уже автоматически. Ему остается лишь наблюдать за техникой игроков и составлять проект будущих действий для исправления замеченных ошибок.

Все помнят себя студентами. Почему незадолго до экзаменов гораздо легче осваивается материал, который было практически невозможно осилить в начале семестра? Помогает наличие рядом большого числа приятелей, которые сами уже этот материал освоили, и любой из них легко соглашается выступить для тебя в роли добровольного консультанта. Тему все равно сдавать, а при объяснении другому еще лучше понимается и запоминается проговариваемый материал. Очень часто, вместо того, чтобы пытаться лично помогать каждому ученику в его затруднениях, учителю достаточно было бы создать такие условия, когда МАКСИМИЗИРУЕТСЯ ИНТЕНСИВНОСТЬ ОБЩЕНИЯ МЕЖДУ ПРОДВИНУТЫМИ И ОТСТАЮЩИМИ УЧЕНИКАМИ ПО ПОВОДУ ИЗУЧАЕМОГО ПРЕДМЕТА. Каждый помнит, насколько легче осваивает предмет дружный, заинтересованный класс. К слову сказать, именно устранение общения с успевающими учениками, является врожденным недостатком системы коррекционных классов.

В образовательном модуле эффект интенсивного общения может быть достигнут, если наряду с учениками, только начинающими освоение данной темы, в группу включены продвинутые учащиеся, уже проходившие этот модуль. Естественно, цели перед ними могут стоять совершенно другие. Они могут выступать в роли ассистентов, поскольку уже знакомы со сценарием модуля. Могут являться лидерами команд в игровых эпизодах. Им можно доверить изложение материала, демонстрацию опытов и образцов действий. То есть для группы продвинутых учеников, повторное участие в модуле - это сочетание закрепления материала с педагогической практикой. Кроме того, человек, который учил чему-то других, лучше понимает, как самостоятельно осваивать новые знания.

    “социогены”

Пример отличной социомашины для воспитательных целей, где педагог выступает лишь в роли конструктора, оператора и наладчика, является коллектив, созданный Макаренко. Часто говорят, что Макаренко не описал технологию, его результаты почти нигде не были воспроизведены. Давайте попробуем с этим разобраться. Мощная педагогическая технология состоит из такого обилия деталей, что ее почти невозможно воспроизвести по какой-то готовой инструкции. Попробуйте нарисовать мелкомасштабную карту по текстовому описанию процесса ее рисования. Ничего не выйдет. Но ее очень легко скопировать, имея перед глазами готовый образец. В таких случаях говорят, что воспроизведение идет на уровне стереотипа. А в случае, когда нужно скопировать социомашину, обычно требуются несколько человек, освоившихся в рамках такой социомашины, ставших носителями ее норм, традиций, фольклора, морали. Они приносят как бы ген того типа отношений, который требуется воспроизвести. В зависимости от того, что это будет за ген, в одних и тех же условиях (например, пионерского лагеря), может сформироваться как коллективный, так и уголовно-камерный стиль отношений. Действительно, социальная система чем-то напоминает растение. Педагогические теории - это скорее инструкции для селекционера и схемы молекулы ДНК. По ним с годами можно действительно вывести хороший сорт. Однако, выпускать в поле агронома, снабдив его лишь знаниями законов селекции вместо сортовых семян, никто не пытается. А вот молодой учитель оказывается в подобном положении очень часто. Действующий педагогический модуль - это опытное поле, где идет постоянная селекционная работа. В любой момент туда можно придти, и“получить образцы сортовых”семян, пройдя несколько раз модуль в разных ролях и усвоив найденные его создателями наработки.

    погружения

Страницы: 1, 2



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.