на тему рефераты Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
на тему рефераты
на тему рефераты
МЕНЮ|
на тему рефераты
поиск
Содержание и формы педагогического просвещения родителей дошкольников - (диплом)

Содержание и формы педагогического просвещения родителей дошкольников - (диплом)

Дата добавления: март 2006г.

    Министерство образования Российской Федерации

Тамбовский государственный университет имени Г. Р. Державина

    Кафедра социальной педагогики
    ДИПЛОМНАЯ РАБОТА
    по социальной педагогике

Содержание и формы педагогического просвещения родителей дошкольников

    Студентки 5 курса
    факультета социологии и социальной работы
    отделения социальной педагогики
    Т. Ю. Шельменцевой
    Научный руководитель –
    кандидат педагогических наук,
    доцент
    Л. А. Каримова
    Тамбов 2001
    ПЛАН

Введение... ... ... ... ... ... ... ... ... ... ... ... ... ... ... ... ... ... ... ... ... ... ... ... ... .

    2

Глава I. Актуальность проблемы взаимодействия семьи и дошкольных образовательных учреждений... ... ... ... ... ... ... ... ... ... ... ... ... ... ... ... ... ...

    5

Глава II. Теоретические основы педагогического просвещения родителей дошкольников... ... ... ... ... ... ... ... ... ... ... ... ... ... ... ... ... ... ... .

    13

§1. Организация взаимодействия семьи и ДОУ... ... ... ... ... ... ... ... ... ... .

    13

§2. Дифференцированный подход к работе с родителями... ... ... ... ... ... . 14

§3. Направления работы воспитателей и социальных педагогов дошкольных учреждений с родителями... ... ... ... ... ... ... ... ... ... ... ... ... ...

    19

§4. Формы и методы работы с родителями: ... ... ... ... ... ... ... ... ... ... ... ...

    24

а) посещение семей; ... ... ... ... ... ... ... ... ... ... ... ... ... ... ... ... ... ... ... ... ... .

    25

б) наглядная пропаганда; ... ... ... ... ... ... ... ... ... ... ... ... ... ... ... ... ... ... ...

    26

в) родительские собрания; ... ... ... ... ... ... ... ... ... ... ... ... ... ... ... ... ... ... ...

    31

г) деловые игры; ... ... ... ... ... ... ... ... ... ... ... ... ... ... ... ... ... ... ... ... ... ... ...

    33

д) вечера вопросов и ответов; ... ... ... ... ... ... ... ... ... ... ... ... ... ... ... ... ... .

    34

е) встречи за “круглым столом”... ... ... ... ... ... ... ... ... ... ... ... ... ... ... ... ...

    34

Глава III. Из опыта работы по педагогическому просвещению родителей детей... ... ... ... ... ... ... ... ... ... ... ... ... ... ... ... ... ... ... ... ... ... ... .

    36

§1. Из опыта работы ДОУ № 66 “Тополек”... ... ... ... ... ... ... ... . 36

§2. Работа с семьями детей-инвалидов (из опыта работы ДОУ №66) 55

§3. Работа с многодетными семьями в рамках в рамках эксперимента “Дошкольное учреждение – открытая социально-педагогическая система” 60

§4. Анализ опытно-экспериментальных исследований по дифференциации форм работы с родителями... ... ... ... ... ... ... ... ... ... ... .

    65

Заключение... ... ... ... ... ... ... ... ... ... ... ... ... ... ... ... ... ... ... ... ... ... ... ... ...

    71

Список литературы... ... ... ... ... ... ... ... ... ... ... ... ... ... ... ... ... ... ... ... ... ...

    73
    Приложение.
    76
    ВВЕДЕНИЕ

Дошкольными учреждениями накоплен значительный опыт организации сотрудничества с родителями в целях повышения эффективности нравственного, трудового, умственного, физического, художественного воспитания и развития детей. Воспитатели детских садов, методисты и социальные педагоги постоянно совершенствуют содержание и формы этой работы, стремясь добиться органичного сочетания воспитательных воздействий на ребенка в дошкольном учреждении и в семье, обеспечить всестороннее развитие личности.

Актуальностьпроблемы состоит в том, что детский сад - первый внесемейный социальный институт, первое воспитательное учреждение, с которым вступают в контакт родители и где начинается их систематическое педагогическое просвещение. От совместной работы родителей и педагогов зависит дальнейшее развитие ребенка. И именно от качества работы дошкольного учреждения, а в частности методистов и социальных педагогов, зависит уровень педагогической культуры родителей, а, следовательно, и уровень семейного воспитания детей. Для того чтобы быть настоящим пропагандистом средств и методов дошкольного воспитания, детский сад в своей работе должен служить образцом такого воспитания. Только при этом условии родители с доверием отнесутся к рекомендациям воспитателей и социальных педагогов, охотно будут устанавливать с ними контакт. Воспитатели должны постоянно повышать требования к себе, к своим педагогическим знаниям и умениям, своему отношению к детям и родителям.

Поэтому объектомданного исследования является педагогическое просвещение родителей дошкольников, апредметом- содержание и формы педагогического просвещения. Ведь как бы серьезно ни продумывались формы воспитания детей в дошкольных учреждениях, какой бы высокой ни была квалификация работников дошкольного учреждения, невозможно достигнуть поставленной цели без постоянной поддержки и активного участия родителей в воспитательном процессе. Всестороннее гармоническое развитие детской личности требует единства, согласованности всей системы воспитательно-образовательных воздействий взрослых на ребенка. Роль семьи в создании такой согласованности трудно переоценить, ведь семья как первый институт социализации имеет решающее влияние на развитие основных черт личности ребенка, на формирование у него нравственно-положительного потенциала. Именно в семье дети получают первые уроки нравственности, формируется их характер; в семье закладываются исходные, жизненные позиции. Поэтому крайне важно, чтобы основной составной частью работы дошкольных учреждений была пропаганда педагогических знаний среди родителей. Это необходимо и для того, чтобы искоренить ошибки, допускающиеся родителями в семейном воспитании: многие молодые родители недооценивают значение физического воспитания детей, некоторые затрудняются в психологическом подходе к детям, другие не уделяют должного внимания трудовому воспитанию. Зачастую открытыми остаются проблемы, возникающие в малообеспеченых, многодетных, неполных, опекунских семьях.

Цельдипломной работы - раскрытие актуальных форм и методов работы с родителями в дошкольных учреждениях, необходимых для повышения активности родителей как участников воспитательного процесса.

Для создания в семье благоприятных условий для воспитания детей, для недопущения ошибок в семейном воспитании родителям необходимо, прежде всего, овладеть полным объемом определенных психолого-педагогических знаний, практическими навыками и умениями педагогической деятельности. Главными задачами работы были:

    - показать актуальность проблемы;
    - изучить дифференцированный подход к работе с родителями;

- определить необходимость проведения работы с родителями дошкольников; - выделить как традиционные, так и новые активные формы работы с родителями; - доказать необходимость повышения эффективности деятельности социальных педагогов в стенах дошкольных учреждений;

    - проследить организацию взаимодействия семьи и ДОУ;

- изучить и обобщить опыт работы конкретного ДОУ ( № 66 “Тополек”). Исследование проводилось на базе дошкольного образовательного учреждения “Жемчужинка” с использованием методовнаблюдения, тестирования, беседы. Также был изучен и обобщен опыт работы ДОУ № 66 “Тополек”.

    Глава I. АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОБЛЕМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СЕМЬИ И ДОУ

Согласуя свои действия с семьей, детский сад старается дополнить или компенсировать домашние условия воспитания. Особо важно взаимодействие семьи и дошкольного учреждения для детей из иммигрантских семей, из неполных и неблагополучных семей, для детей с недостатками в развитии, так как они наиболее подвержены негативным переменам в обществе.

Только активная двусторонняя связь может компенсировать “неполноценность” их существования, улучшить адаптацию детей к новым условиям (к примеру, детей-беженцев), наладить связь “неблагополучных” детей с окружением. Что касается детей из так называемых “благополучных” семей, то только во взаимосвязи детского сада и семьи возможно овладение различными видами деятельности, нормализовать контакты с детьми из разных социальных слоев, повысить педагогическую культуру родителей. Важно отметить, что задача педагогического состава ДОУ - осознавая разницу между детьми, между их семьями, вести себя демократично, не делая различий между детьми.

Другая проблема - исчезновение в поведении детей их возрастной непосредственности, что ведет, по мнению многих специалистов, к развитию черт агрессивности. Преодолеть этот кризис опять же возможно путем взаимодействия двух социальных институтов - семьи и детского сада. Важно, чтобы условия в семье и в дошкольном учреждении не отличались друг от друга. Чтобы и дома, и в детском саду ребенок сталкивался не с насилием, в том числе и воспитательно-педагогическим, а с пониманием, заботой и привлечением к посильному труду.

Третья проблема - развить интерес детей к познанию окружающего мира. Поэтому так важно уделять внимание доверительным беседам с ребенком и его родителями. Поэтому процесс совместного пребывания взрослого с детьми так важен. Главное, чтобы ребенок как в детском саду, так и дома не наталкивался на стену отчуждения, чувствовал себя комфортно и уютно. К сожалению, не в каждой семье можно увидеть такую идиллию. Задачей педагогов и психологов в этом аспекте является научить родителей общаться с детьми, вызвать у них нежные чувства к ребенку. Все это возможно сделать путем использования активных форм и методов работы с родителями.

Еще одна проблема - научить детей общению друг с другом, научить не обижать других, проявлять сочувствие, терпимость. И это так же невозможно сделать без активного участия семьи.

Несмотря на разницу в методах педагогической организации дошкольных учреждений, в том числе и в работе с родителями, вся их деятельность объединяется единой целью - воспитать свободного, развитого, ответственного человека, готового для жизни в обществе, в социуме. Важно объяснить родителям эти задачи и попытаться совместными усилиями решить их.

Роль семьи в обществе несравнима по своей силе ни с какими другими социальными институтами, так как именно в семье формируется и развивается личность ребенка, происходит овладение им социальными ролями, необходимыми для безболезненной адаптации в обществе. Связь с семьей человек ощущает на протяжении всей своей жизни. И именно в семье закладываются основы нравственности человека, формируются нормы поведения, раскрывается внутренний мир и индивидуальные качества личности.

Современная ситуация, в которой оказалось наше общество, потребовала поиска новой модели общественного воспитания личности в открытой социальной среде и более тесного контакта общественности и семьи, которые осуществляются при помощи социальных педагогов.

Являясь одним из важных факторов социального воздействия, семья оказывает влияние в целом на физическое, психическое и социальное развитие ребенка. Роль семьи состоит в постепенном введении ребенка в общество, чтобы его развитие шло сообразно природе ребенка и культуре страны, где он появился на свет. Обучение ребенка тому социальному опыту, который накопило человечество, культуре страны, ее нравственным нормам, традициям народа–прямая функция семьи как социального института. Но все это невозможно без систематического просвещения родителей.

Из всех проблем, стоящих перед современной семьей, для социального педагога в данный момент важнейшей является проблема адаптации семьи в обществе. В качестве основной характеристики процесса адаптации выступает социальный статус семьи, т. е. ее состояние в процессе адаптации в обществе.

Для плодотворного просвещения родителей дошкольников необходимо учитывать социальный статус семьи.

    В настоящее время выделяется четыре статуса семьи:
    социально-экономический,
    социально-психологический,
    социально-культурный,
    социально-ролевой.

Перечисленные статусы характеризуют состояние семьи, ее положение в определенной сфере жизнедеятельности в конкретный момент времени, т. е. представляют собой срез состояния семьи в непрерывном процессе ее адаптации в обществе.

Структура социальной адаптации семьи выглядит следующим образом. 1-й компонент социальной адаптации семьи –материальное положение семьи. Материальное благосостояние семьи складывается из денежной и имущественной обеспеченности. Учитывается уровень доходов семьи, ее жилищные условия, предметное окружение. Социальный педагог составляет социального паспорт семьи, где указывается ее экономический статус, что немаловажно для дифференциального подхода в просвещении родителей дошкольников.

2-й компонент социальной адаптации семьи –ее психологический климат, т. е. эмоциональный настрой, который складывается как результат настроений членов семьи, их душевных переживаний, отношений друг с другом, отношений друг к другу. Высокий показатель уровня социально-психологического климата: благоприятные отношения в семье, построенные на принципах равноправия, сотрудничества, уважения прав личности каждого из членов семьи.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.