на тему рефераты Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
на тему рефераты
на тему рефераты
МЕНЮ|
на тему рефераты
поиск
Уроки родиноведения в школе и техническом вузе - (реферат)

Уроки родиноведения в школе и техническом вузе - (реферат)

Дата добавления: март 2006г.

    Омский Государственный Педагогический Университет
    Географический факультет
    Родько Елена Шамильевна
    Омск- 2001
    Содержание
    Введение. 3

Глава I. Психологические особенности детей подросткового возраста. 6 1. 1. Личностные особенности. 6

    1. 2. интеллектуальное развитие подростка. 8
    1. 3. Особенности учебной деятельности. 11

1. 4. Исследование особенностей логического мышления у подростков. 13 Глава II. Формирование системы геолого-геоморфологических понятий в курсах физической географии. 18

2. 1. Роль геолого-геоморфологических знаний в школьной географии. 18 2. 2. Геолого-геоморфологические знания в программе географии. 21 2. 3. Состав рассматриваемой системы знаний. 27

2. 4. Формирование геолого-геоморфологических знаний в 6, 7 и 8-м классах. 33 2. 5. Средства обучения, применяемы при формировании геолого-геоморфологических знаний. 40

    2. 6. Методы обучения, применяемые при изучении рельефа. 45
    2. 7. Основные дидактические требования к уроку. 52
    Заключение. 54
    Приложение 1. 57
    Приложение 2 66
    Приложение 3 91
    Литература. 94
    Введение.

Процесс формирования понятий –одна из основных проблем обучения. Перед учителем всегда стоит вопрос: каким образом добиться лучшей прочности знаний у учащихся. Чем лучше увиваются понятия, тем лучше понимаются закономерности в науке.

Геолого-геоморфологические понятия в школьном курсе географии упрощены, хотя играют важнейшую роль во всей школьной географии. Жизнь каждого человека в той или иной степени связана с рельефом. Рельеф–это есть первое, с чем сталкивается человек при знакомстве с окружающим миром. Но содержание этой системы знаний имеет значительные трудности методического характера, сложны для восприятия учащимися и для формирования их учителем. Поэтому учитель при формировании геолого-геоморфологических знаний должен уметь правильно выбрать средства и методы.

Цель: моей выпускной квалификационной работы: проанализировать геолого-геоморфологические понятия в школьном курсе физической географии и выбрать наиболее оптимальные методы и приемы формирования их у учащихся. Задачи:

Проследить развитие основных геолого-геоморфологических понятий в начальном курсе географии, курсе географии материков и океанов и курсе физической географии России.

изучить опыт учителей географии, работающих по формированию геолого-геоморфологических понятий.

разработать серию уроков по формированию геолого-геоморфологических понятий. выявить психологические особенности детей подросткового возраста. Объектом исследования является часть учебно-воспитательного процесса и внеклассная работа. Предметом исследования является поиск путей, направленных на расширение и углубление базовых знаний и умений, на развитие способностей познавательного интереса, на приобщение к исследовательской работе, на организацию социальной деятельности учащихся в пределах своего родного края, на развитие географического мышления. Практическая значимость темы:

Знания о рельефе являются ключом к пониманию физико-географических процессов и явлений, протекающих в географической оболочке.

Изучение геолого-геоморфологических понятий необходимо для понимания динамики земной коры и закономерностей формирования поверхности земного шара. Геолого-геоморфологические понятия являются объектом исследования частной географической науки–геоморфологии, имеющей важное теоретическое и народнохозяйственное значение, в связи с чем в свете современных требований весьма актуальной проблемой в школе становится развитие направленных познавательных интересов и подготовки учащихся к сознательному выбору профессии геолога, географа, специалиста в области наук о земле. Самое главное–то, что при формировании геолого-геоморфологических понятий отчетливо проявляются общие закономерности диалектического развития и изучение этой темы создает благоприятные условия для формирования диалектико-материалистического мировоззрения учащихся.

Таким образом, в решении задач, стоящих перед общеобразовательной школой вообще и курсом физической географии в частности, геолого-геоморфологические знания учащихся имеют первостепенное значение.

    При написании работы я использовала следующие методы:
    аналитический
    сравнительный
    исследовательский
    картографический
    статистический.

Глава I. Психологические особенности детей подросткового возраста. 1. 1. Личностные особенности.

Переход к подростковому возрасту характеризуется глубокими изменениями условия, влияющих на личностное развитие ребенка. Они касаются физиологии организма, отношений, складывающихся у подростков со взрослыми и сверстниками, уровня развития познавательных процессов, интеллекта и способностей. Во всем этом намечается переход от детства к взрослости. Организм ребенка начинает быстро перестраиваться и превращаться в организм взрослого человека. Подростничество –это самый трудный и сложный из всех детских возрастов, представляющий собой период становления личности. Это самый ответственный период, поскольку здесь закладываются основы нравственности, формируются социальные установки, отношение к себе, к людям, к обществу. Стабилизируются черты характера и основные формы межличностного поведения. Главные мотивационные линии– самопознание, самовыражение, самоутверждение. Детей данного возраста отличает повышенная познавательная и творческая активность, они всегда стремятся узнать что-то новое, чему-либо научиться. В подростковом возрасте появляются новые мотивы учения, связанные с расширением знаний, с формированием нужных умений и навыков, позволяющих заниматься интересной работой, самостоятельным творческим трудом. Учение добавляется самообразованием, приобретая более глубокий личностный смысл. Происходит формирование системы личностных ценностей, которые определяют содержание деятельности подростка, сферу его общения, избирательность отношения к людям, оценку этих людей и самооценку.

В этом возрасте создаются неплохие условия для формирования организаторских способностей, деловитости, предприимчивости, многих других полезных качеств личности.

    1. 2. Интеллектуальное развитие подростка.

В средних классах учащиеся приступают к изучению и усвоению основ наук. Им предстоит овладеть большим объемом знаний. Учащиеся должны овладеть системой научных понятий и научиться рассуждать в теоретическом плане. Новые учебные предметы направлены на развитие интеллекта–теоретического, формального, рефлексивного мышления. У подростка появляется способность рассуждать на основе одни общих предпосылок. На этом уровне все рассуждения, вплоть до заключения, идут в вербальном плане, поскольку непосредственным содержанием такого заключения являются высказывания. Новые в развитии интеллекта подростка является в изменении его отношения к познавательным задачам, как к таким, которые требуют прежде всего их предварительного мысленного решения через построение различных гипотез и их проверку. Подросток начинает анализ возникшей перед ним интеллектуальной задачи с попыток выявить все возможные отношения в имеющихся данных, создает различные предположения об их связях, а затем проверяет эти гипотезы. Важнейшее приобретение подростка в анализе действительности– это умение оперировать гипотезами в решении интеллектуальны задач. Теоретическое мышление формируется не у всех. У разных учащихся может быть разный уровень и качество его реальной сформированности. В целом для этого уровня мышления характерно осознание подростком собственных интеллектуальных операций и управление ими.

Контролируемой и управляемой становится речь, причем в некоторых лично значимых ситуациях подростки особенно стремятся говорить красиво, правильно. Развивается умение длительное время удерживать внимание на отвлеченном, логически организованном материале.

Характерной особенностью подросткового возраста является готовность и способность ко многим различным видам общения, причем как в практическом плане (трудовые умения и навыки), так и в теоретическом (умение мыслить, рассуждать, пользоваться понятиями). Еще одной чертой является склонность к экспериментированию. Подростки обнаруживают широкие познавательные интересы, связанные со стремлением все самостоятельно перепроверить, лично удостовериться в истинности.

Мышление подростка характеризуется стремлением к широким обобщениям. Одновременно с этим складывается новое отношение к учению. Подростков привлекают предметы и виды знаний, где они смогут лучше узнать себя, проявить самостоятельность. Возникает особое познавательное отношение к самому себе, выступающие в виде желания и умения анализировать и оценивать собственные поступки, а также способность вставать на точку зрения другого человека, видеть и воспринимать мир с других позиций, чем собственная.

Самостоятельность мышления проявляется в независимости выбора способа поведения. Подростки принимают лишь то, что лично им кажется разумным, целесообразным и полезным.

Подросток уже способен управлять своим произвольным запоминанием, способность к запоминанию постоянно, но медленно возрастает до 13 лет. С 13-ти до 15-16-ти лет наблюдается все более быстрый рост памяти. В подростковом возрасте память перестраивается переходя от доминирования механического запоминания к смысловому. При этом перестраивается сама смысловая память–она приобретает опосредованный, логический характер, обязательно включается мышление. Заодно с формой изменяется и содержание запоминаемого: становится более доступным запоминание абстрактного материала. Память работает на опосредованиях уже присвоенных знаковых систем, прежде своего речи. Подросток вполне может управлять своим вниманием, может хорошо концентрировать внимание в значимой для него деятельности. Внимание подростка становится хорошо управляемым. Контролируемым процессом и увлекательной деятельностью. В школе на уроках внимание подростков нуждается в поддержке со стороны учителя–долгая учебная деятельность вдохновляет подростка на поддержание произвольного внимания. В то же время подростки могут впасть в состояние глубокого утомления, когда внимание, кажется, тоже исчезает.

Судя по проявлениям внимания, подростковый возраст – период парадоксов в достижениях возможностей и потерях.

    1. 3. Особенности учебной деятельности.

Учеба в школе занимает большое место в жизни подростка. Позитивное здесь –готовность подростка к другим вида учебной деятельности, которые делают его более взрослым в его собственных глазах. Такая готовность может быть одним из мотивов учения. Для подростка становятся привлекательными самостоятельные виды занятий. Подростку это импонирует и он легче осваивает способы действий, когда учитель лишь помогает ему.

Большое значение имеет подача материала учителем, умение увлекательно и доходчиво объяснять материал, что активизирует интерес, усиливает мотивацию учения.

В этом возрасте возникают новые мотивы учения, связанные с осознанием жизненной перспективы, своего места в будущем, профессиональных намерений, идеала. Знания приобретают особую значимость для развития личности подростка. Они становятся той ценностью, которая обеспечивает подростку расширение собственного сознания и значимое место среди сверстников. Именно в подростковом возрасте прикладываются специальные усилия для расширения житейских, художественных и научных знаний.

Эрудированный подросток пользуется авторитетом у сверстников как носитель особого фетиша, что побуждает его преумножать свои знания. При этом сами по себе знания доставляют подростку истинную радость и развивают его мыслительные способности.

Знания, которые получает подросток в процессе учебной деятельности в школе, также могут приносить ему удовлетворение. Но если подросток не видит жизненного значения определенного знания, то у него исчезает интерес, может возникнуть отрицательное отношение к соответствующим учебным предметам. Успех или не успех в учении тоже влияет на формирование отношения к учебным предметам. Успех вызывает положительные эмоции, позитивное отношение к предмету и стремление развиваться в этом отношении.

Неуспех порождает негативные эмоции, отрицательное отношение к предмету и желание прервать занятия.

Овладение учебного материала требует от подростка более высокого уровня учебно-познавательной деятельности. Подростку необходимо не только заполнить схему, какое-то изображение, а уметь в них разобраться, что является условием успешного усвоения учебного материала.

Изменяется содержание устных высказываний, все большее место в них занимает описание, растет число слов, словосочетаний и фраз оценочного характера.

1. 4. Исследование особенностей логического мышления у подростков. Цель: выявить особенности и уровень логического мышления подростков. Методика “Выделение существенных признаков”. Методика выявляет способность испытуемого отделять существенные признаки предметов или явлений от несущественных, второстепенных. Кроме тог, наличие ряда заданий, одинаковых по характеру выполнения позволяет судить о последовательности рассуждений испытуемого.

    Инструкция.

В каждой строке вы найдете одно слово, стоящее перед скобками, и далее –пять слов в скобках. Все слова, стоящие в скобках, имеют какое-то отношение к стоящем перед скобками. Выберите только два и подчеркните их. Слова в задачах подобраны таким образом, что обследуемый должен продемонстрировать свою способность уловить абстрактное значение тех или иных понятий и отказаться от белее легкого, бросающегося в глаза, но не верного способа решения, при котором вместо существенных выделяются частные конкретно-ситуационные признаки. Стимульный материал:

    Сад (растения, садовник, собака, забор, земля).
    Река (берег, рыба, рыболов, тина, вода).
    Город (автомобиль, здание, толпа, улица, велосипед).
    Сарай (сеновал, лошади, крыша, скот, стены).
    Куб (углы, чертеж, сторона. камень дерево).
    Деление (класс, делимое, карандаш, делитель, бумага).
    Кольцо (диаметр, алмаз, проба, округлость, печать).
    Чтение (глаза, книга, картинка, печать, слово).
    Газета (правда, приложение, телеграммы, бумага, редактор).
    Игра (карты, игроки, штрафы, наказания, правила).
    Война (аэроплан, пушки, сражения, ружья, солдаты).
    Методика “сложные аналогии”.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.