на тему рефераты Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
на тему рефераты
на тему рефераты
МЕНЮ|
на тему рефераты
поиск
Законы и категории диалектики в педагогической практике - (реферат)

Законы и категории диалектики в педагогической практике - (реферат)

Дата добавления: март 2006г.

    Вопрос №1

Переведите на язык категорий законов диалектики проблему поощрения и наказания детей.

    Категории:
    Единство и борьба противоположностей
    Количество и качество
    Мера
    Скачок
    Отрицание отрицания

Противоположности - те внутренние стороны, тенденции, силы предмета или явления , которые исключают, а вместе тем и предполагают друг друга . Отношение неразрывной взаимосвязи этих сторон составляет единство противоположностей. Взаимоисключающий характер противоположностей с необходимостью вызывает борьбу между ними . Таким образом поощрение и наказание уже сами по себе являются иллюстрацией закона единства и борьбы противоположностей.

    1. Они не имеют смысла и не существуют друг без друга

2. Относительно конкретного проступка они взаимоисключают друг друга ( нельзя одновременно хвалить и ругать за одно и то же)

3. Один и тот же поступок в разных обществах, при различных системах общественных ценностей и даже в разных семьях может оцениваться по разному. Примером может служить щедрость ребенка , одни ее приветствуют, в других семьях ребенок за то что слишком рьяно одаривает своих друзей подвергается наказанию. Мера - диалектическое единство количества и качества , или такой интервал количественных изменений, в пределах которого сохраняется качество определенного предмета или явления.

Скачок переход количественных изменений в качественные или переход из одного качественного состояния в другое .

    Рассмотрим пример из практики:

В первом “Б” классе два ученика Андрей и Данила. Даниле не легко дается письмо и чтение. Каждый крючок и черточка появляются в результате большого количества усилий да, и то далеки от совершенства , но он старательный ученик, проводит много времени с ручкой, тетрадкой и книжкой. Ругать Данилу и ставить ему двойки ? Наоборот каждая маленькая победа должна поощряться похвалой учителя. Если учитель ставит

тройку, то обязательно подчеркивает, что это твердая и заслуженная тройка Андрей от рождения наделен прекрасными способностями, все ему дается легко, он прекрасно читает, но торопится и глотает окончания , пишет легко, но не аккуратно, не внимателен. Андрея нельзя хвалить за то, что дается ему без усилий, только в том случае если он действительно постарается . При этом отметить, что он мог бы писать и читать лучше. Очень важно соблюстимеру соответствия количества поощрений со стороны учителя и качественной реакции(старательности) со стороны ученика. Тогда количествочасов проведенных за письменным столом с книжкой и тетрадкой перерастет в новоекачество - ученик научится аккуратно писать и хорошо читать (Скачок). Что касается наказания, то применяя его надо точно также соблюдать меру соответствия количества и качества. Уровня проступка и наказания за него . Отрицание отрицания развитие повторяющее пройденные уже ступени, но повторяющее его иначе на более высоком уровне, развитие по спирали, а не по прямой линии . Лучшим примером отрицания отрицания в области педагогики является процесс познания , когда, например, окружающий мир ребенок изучает на протяжении всех лет ученичества. Сначала с воспитателем он узнает о смене времен года , о том что земля шар, узнает и запоминает названия деревьев, кустарников и трав, виды птиц и животных. Затем в младших классах ребенок изучает на уроках природоведения практически то же самое, но на более высоком уровне. В средней школе уроки географии, ботаники, зоологии - это следующая ступень. Наконец физика, биология, астрономия.

Процесс ученичества, в высоком смысле этого слова, когда для ребенка мечтой, пределом желаний является уровень его учителя (художника, музыканта, тренера у спортсменов), самым лучшим поощрением - сравнение с ним , так же является просто классической иллюстрацией отрицания отрицания. Проходят годы и ученик достигает уровня своего учителя и превосходит его.

    Вопрос №2

Рассмотрите на конкретном педагогическом примере , как тот или иной поступок ребенка (явление) раскрывает сущность его личности. Стоит ли беспокоится если всегда правдивый ребенок вдруг обманул воспитателя или одного из родителей

При рассмотрении вещей, отношений и процессов в природе и обществе мы должны различать сущность и явление. Сущность вещей не обнаруживается непосредственно, она скрыта за их внешним проявлениями. Причем очень часто сущность и явления не cовпадают. Однако они не разделены между собой непреодолимой пропастью. В явлениях всегда выраженна сущность вещей, надо только увидеть это. Второй “Б” писал контрольную. Таня Г. одна из лучших учениц написала только на три. Андрей В. , ученик не глупый и способный , но не внимательный, сделал просто огромное количество глупейших ошибок, и учитель, в общем то человек справедливый, поставила ему красивый и жирный кол, чего в этом классе еще ни разу не было. Раздали тетради. Танечка безутешно рыдала . А Андрей бегал на перемене по классу, хохотал и показывал всем полученную “редкость” . Татьяну , ее поведение характеризует как человека, пока еще не умеющего проигрывать, она достаточно честолюбива и придает большое значение внешним проявлениям. Такое поведение у детей - результат требований родителей только отличных оценок, а не глубоких знаний. В следующую контрольную Таня, наверняка, подготовится лучше и получит таки желанную пятерку. Андрей личность солнечная и жизнерадостная, в то же время обладает изрядной долей безответственности, он продукт излишней демократичности родителей, в его случае полученный кол не имел ни какого воспитательного значения.

Что касается второй части вопроса : “Стоит ли беспокоится, если всегда правдивый ребенок вдруг обманул воспитателя или одного из родителей? ” Я думаю, в большинстве случаев стоит, если только ваши отношения с ребенком не основанs на полной духовной близости и доверии, что бывает , согласитесь, очень редко. Во- первых за мелким обманом (явлением) могут скрываться более глубокие причины, не видимые на первый взгляд (сущность). Ваш ребенок идет в магазин, покупает хлеб, это его повседневная обязанность, при нынешнем разбросе цен, вы не в состоянии проконтролировать сколько денег было потрачено. Совершенно случайно вы обнаруживаете, что цены на хлеб в магазине вовсе не те. Сущностью может быть, как достаточно невинная покупка жевательной резинки или конфеты, маленькая слабость которую ребенок предпочел скрыть, опасаясь вашего гнева. Так систематическое отбирание денег старшими подростками, о котором ребенок не желает говорить, чтобы не прослыть ябедой, или вы слишком жестко воспитываете своего сына, и он боится вашего презрения к проявленной трусости. Во -вторых стоит задуматься, может быть вас и раньше обманывали, но вы не замечали этого. Такой случай описан в художественной литературе Стейнбеком (“На восток от Эдема”), когда девочка Кэти много лет обманывала своих родителей при этом умудрилась прослыть правдивой, то есть скрывать сущность. ”Она следила за тем, чтобы ее вранье было максимально приближено к правде и сомнения слушателей не перерастали в уверенность. Кроме того она пользовалась и двумя другими приемами: иногда она перемежала ложь с правдой или рассказывала совершенно правдивые истории так чтобы они казались ложью. Если человека обвиняют во лжи, а потом выясняется , что он говорил правду, у него появляется прикрытие , позволяющее долгое время врать без опаски”.

Но, опять повторюсь, если между вами и ребенком существует душевная близость, если ложь - это всего лишь фантазии, свойственные всем детям, которые они пересказывают как правду, чтобы придать им убедительность, повода для беспокойства нет.

Итак, мы видим что отношение между сущностью и явлением диалектично. Оно противоречиво в том смысле, что хотя категории сущности и явления соотносятся между собой, но однавременно они отличны друг от друга. Следовательно , мы не всегда должны отождествлять сущность чего-либо с ее проявлением.

    Вопрос №3

Раскройте диалектику возможности и действительности на конкретном примере из педагогической практики. “Действительность” - это то что уже есть (характер ребенка), а возможность это то что может быть, а может и не быть. Что произойдет если эта конкретная возможность осуществится?

В ходе развития новое сначала коренится в старом только как возможность. И лишь когда складываются определенные, необходимые условия, такая возможность осуществляется. Такую осуществимую (реальную) возможность следует отличать от формальной, выдуманной возможности. Выдуманная, чисто формальная возможность не имеет под собой действительной основы. Возможность является реальной, когда она опирается на объективные основания, то есть когда имеются объективные предпосылки для ее осуществления. Итак, возможность и действительность диалектически связаны между собой. Но обе эти категории нужно тщательно отличать одну от другой. В условиях данной действительности имеются разные возможности.

Разберем пример. Наталья Ф. , начиная с младших классов показывала отличные и хорошие знания по всем предметам, склонность к анализу, ярко выраженные математические способности. Семья Натальи относилась если не к богатым, то к достаточно обеспеченным, благодаря служебному положению отца. Мать занималась домашним хозяйством. И учителя, и родители были уверенны, что Наталью ожидает учеба в университете и научная карьера. Ребенку с детства внушалось, что её дело - учеба, все практические заботы родители брали на себя. Когда Наталья заканчивала 11 класс, отец неожиданно умер. Мать сразу предупредила дочь, что не намеренна помогать ей материально , так как для неё проблемно обеспечить собственную жизнь и посоветовала получить специальность. Наталья закончила коммерческий техникум , устроилась работать. Недостаток опыта, неприспособленность к жизни и воля матери подтолкнули её к раннему браку с человеком, который был старше и опытнее. Затем рождение ребенка, заботы и .... уже ставшая обыденной женская судьба. Здесь мы видим заложенные возможности: математические способности, склонность к научным занятиям, отличные отметки, они вполне реальны. Если бы не изменились условия, этивозможности могли бы реализоваться и стать действительностью. Но недостаточно сильный характер, не приспособленность к жизненным трудностям предполагают другие возможности развития событий.

Совершенно другой пример. Победительница олимпийских игр в Атланте (бег) Светлана Мастеркова - это действительность существующая на данный момент. Светлана выросла и начала тренироваться в нашем городе. По свидетельству тренера Светлана имела отличные данные для занятия бегом (возможности), в группе были девушки имеющие и еще более хорошие данные (возможности) . Но Светлана отличалась особым упорством и настойчивостью - условиядля реализации возможностей, что и принесло свой результаты, возможности переросли в действительность.

    Вопрос №4

Раскройте диалектику общего и особенного на примере полового воспитания детей. Когда говорят о половом воспитании детей, то часто имеют ввиду два разных понятия:

Систему знании о репродуктивной функции человека. То как донести до ребенка сведения о физиологических особенностях мужчин и женщин, о функционировании организма, о том как происходит зачатие, развитие и рождение детей. Это система знаний одинаково необходима как мальчикам , так и девочкам. Причем в равной мере, мальчикам вовсе не помешают знания о женском организме и наоборот. Более обширное понятие , в которое первое входит как составная часть. Цель такого воспитания - создание человека легко вписывающегося в окружающий мир, способного создать семью, продолжить свой род, воспитать в свою очередь детей. И у мальчиков и у девочек необходимо воспитывать чувство ответственности, уважения к другой личности. Это то общее, которое содержится в половом воспитании. Что касается особенного . Для того , чтобы у ребенка не было проблем в будущем воспитание девочек и мальчиков все таки должно различаться. Мальчики . С самого детства у ребенка подчеркиваются чисто мужские качества: сила, умение сдерживать эмоции, брать на себя трудные дела. Кроме того обращается внимание на эмоциональную неуравновешенность девочек, слабость. Девочки соответственно воспитываются в духе женственности. Это не значит, что их учат плакать и капризничать, потакают всем прихотям. Но соответствующая одежда, игры в дом, куклы, небольшие женские хитрости, которыми мама делится с дочерью помогают ей вырасти Настоящей женщиной.

Давно замечено, что девочки с детства носящие брюки, лазающие по заборам и верховодивщие в играх потом хотя и делают иногда блестящую карьеру, но чаще всего несчастливы в семейной жизни, или сталкиваются с различными проблемами в этой области.

Это заметил шестилетний сын моей знакомой . У него было две подруги ровесницы Оля и Юля. Оля не давала спуску мальчишкам. В совместных играх у них всегда случались ссоры. Когда играли в машину или пароход Оля хотела быть шофером и капитаном. Игрушки после игр она убирала сама. У Юли была совершенно другая тактика. Она никогда не спорила и не кричала. Играли в машину она сама предлагала: “Андрейка, давай ты будешь шофером”. Когда бабушка приносила им бутерброды она предлагала мальчику самый большой. Но зато когда приходило время уборки она говорила: “Андрейка, давай уберемся, ведь мы вместе играли”, - и никогда он не отказывался. Как то сын признался маме : “Мне больше нравится Юля, она такая чистая и красивая, с ней мы не носимся и не прыгаем, но я как большой мужчина”.

    Вот такие особенности полового воспитания.
    Вопрос №5

Страницы: 1, 2, 3



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.