на тему рефераты Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
на тему рефераты
на тему рефераты
МЕНЮ|
на тему рефераты
поиск
Курсовая работа: Известные норвежцы. Полярные исследователи и первооткрыватели

Курсовая работа: Известные норвежцы. Полярные исследователи и первооткрыватели

Содержание

Введение

1.  Норвежские исследователи и путешественники 1844-2001 годов

2.  Фритьоф Нансен

3.  Руал Амундсен

Заключение

Список использованной литературы

Приложения


Введение

Русские и норвежцы первыми среди других европейских народов начали осваивать арктическое пространство и сделали его сферой своей жизнедеятельности, поэтому северный элемент получил большое значение в национальной культуре этих народов. На это повлияли многие обстоятельства, и, прежде всего, география расселения русского и норвежского народов.

Интересно, что в европейском контексте и русские, и норвежцы воспринимались издавна как «северные нации», причем если в отношении норвежцев главную роль в таком восприятии играло географическое положение страны, то в отношении русских главным фактором «северности» стал климат, и, особенно, долгая и суровая зима с обилием снега и сильными морозами, которые случались и в средней полосе.

Северный элемент как основа норвежского национального самосознания приобрел особое значение во второй половине XIX - начале XX вв. Это был период становления норвежской нации. Одной из важнейших составляющих норвежского национального самосознания стал лыжный спорт. Лыжи издавна были частью норвежской материальной культуры, хотя и не являлись собственно норвежским изобретением. В Норвегии же уже в 60-е годы лыжный спорт стал популярен не только среди мужчин, но и среди женщин. Аделаида Нансен, мать будущего знаменитого путешественника Фритьофа Нансена, была одной из первых женщин-лыжниц.[1] Возрос интерес к эпохе викингов и древнескандинавской литературе. Дух эпохи викингов способствовал также возникновению интереса к путешествиям в Арктику и развитию морских промыслов в полярном море, и именно в 19 веке норвежцы начинают постепенно вытеснять поморов с морских промыслов в северных морях. В это же время происходит расцвет норвежского кораблестроения, и норвежские суда начинают использовать в качестве транспортного средства полярные экспедиции многих стран. Несомненно, что собственные полярные экспедиции еще в большей степени способствовали укреплению имиджа Норвегии как северной, полярной нации. Полярные исследования стали важным составным звеном норвежского национального самосознания, более того, они стали его квинтэссенцией. В полярных экспедициях аккумулировались и подчеркивались все северные качества норвежцев – географическая принадлежность к Северу, способность к перенесению суровых климатических условий, навыки полярного мореплавания и кораблестроения, умение организовать зимовку, привычка к пребыванию на открытом воздухе, мастерство в ходьбе на лыжах и любовь к северной природе. Эти характерные особенности норвежской нации были продемонстрированы всему миру именно посредством полярных экспедиций, которые способствовали завоеванию Норвегией международного авторитета и уважения. В этой связи символично, например, назначение Фритьофа Нансена норвежским послом в Великобритании в 1905 г. – первым послом молодого норвежского государства. Северная страна сделала полярного исследователя своим высшим официальным представителем за рубежом. Личности норвежских полярных исследователей и путешественников сами по себе стали визитной карточкой страны. [2]

В своей курсовой работе я хотела бы еще раз пройти по маршрутам наиболее известных норвежских полярных исследователей, мореплавателей и путешественников, а также выяснить значение их открытий в наше время как для самой Норвегии, так и для всего мира.

Структура моей работы представлена в трех главах. В первой из них в более общем виде рассказывается о путешественниках 1844-2001 годов, а последующие две главы посвящены самым известным и значимым норвежским полярникам Фритьофу Нансену и Руалу Амундсену.

Для написания своей работы я использовала широкий спектр различной литературы по истории Норвегии, а также очерки по истории географических открытий Магидовича И. П. и книги Вагнера Б. Б. «Идущие к горизонту». Кроме того, не менее интересными и полезными в работе оказались заметки самих норвежских полярников: Руала Амундсена «Плавание Северо-Западным проходом на судне "Йоа"» и собрание сочинений Фритьофа Нансена.


1.Норвежские исследователи и путешественники 1844-2001 годов

К началу ХIХ века на карте мира правильно показаны очертания материков, нанесены на карту главнейшие архипелаги и крупнейшие острова Атлантического, Индийского и Тихого океанов. Но внутри материков значительная часть поверхности обозначена на карте «белыми пятнами». Неизвестными для картографов были обширные и безлюдные полярные области. Все эти территории получили достоверное отображение на карте лишь на протяжении XIX столетия и в начале нашего века. Немалую роль в заполнении этих «белых пятен» на карте мира, в особенности северных окраин, сыграли норвежские исследователи и путешественники.[3] В первой главе своей работы я бы хотела рассказать о достижениях некоторых из них.

Эдвар Хольм Йоханнесен/ Edvard Holm Johannesen (1844 — 17 декабря 1901г.г.) — норвежский мореплаватель. Совершил несколько плаваний в Карское море. В 1870 и 1871 годах объехал Новую Землю. В августе 1878 года к северо-востоку от устья Енисея открыл остров Уединения (Ensomheden).

Отто Нейман Свердруп /Otto Neumann Sverdrup(31 октября 1854 — 26 ноября 1930г.г.) — норвежский полярный мореплаватель и исследователь. Кавалер ордена святого Олафа за исследования Канадского арктического архипелага. Имя Свердрупа носят остров в Карском море, острова в море Линкольна, а также пролив между островами Аксель-Хейберг и Миен.[4]

 В возрасте 34 лет Отто вместе с Нансеном впервые в истории пересекли на лыжах остров Гренландия. Когда Нансен на «Фраме» предпринял экспедицию к Северному полюсу, Отто занял пост капитана корабля. К тому времени он был женат и имел ребёнка. С 14 марта 1895 по 20 августа 1896 года исполнял обязанности начальника Норвежской полярной экспедиции к Северному полюсу, так как Нансен попытался добраться до полюса на санях, и не мог вернуться на судно. В 1897 году один сезон плавал командиром туристического лайнера на Шпицберген.

В 1898 году Свердруп на «Фраме» отправляется исследовать Канадский Арктический архипелаг. За время экспедиции, которая закончилась в 1902 году, Свердрупу удалось открыть острова Аксель-Хейберг, Эллеф-Рингнес, Амунд-Рингнес и прочие, картографировать западный берег острова Элсмир, и исследовать проливы между островами. Экспедиция подробно обследовала территорию в 260 тысяч квадратных километров — больше, чем какая-либо предшествующая экспедиция. Все территории объявлялись владениями Норвегии, и это вызвало затяжной спор с Канадой, судебные разбирательства тянулись до 1930 года, а последние документы об отказе от претензий, Сведруп подписал буквально за две недели до кончины. В 1931 году Канадское правительство выкупило все материалы экспедиции Свердрупа, которые хранятся теперь в Национальном Архиве Канадской федерации.

В 1914 году Российская империя пригласила исследователя принять участие в операции по поиску и спасению полярных экспедиций Георгия Яковлевича Седова, Владимира Александрович Русанова и Георгия Львовича Брусилова, которые пропали друг за другом в течение одного года. Свердруп был назначен капитаном парохода «Эклипс», и в том же году отправился в Арктику. Зиму 1914—1915 годов он пережидал у северо-западного берега полуострова Таймыр, а освободившись ото льдов, достиг острова Уединения, где осенью 1915 года поднял российский флаг. После революции Свердруп продолжил сотрудничество с молодой Советской республикой, и в 1920 году на ледоколе «Святогор» освободил из ледового плена пароход «Соловей Будимирович». В 1921 году он совершил свою последнюю экспедицию в Арктику, вновь по заказу Советской России: на борту парохода «Ленин» он возглавил конвой из пяти судов, гружённых хлебом, которые провёл Северным морским путём через Карское море от устья Оби до Енисея. В 2001 году Гренландия, Канада и Норвегия выпустила в его честь серию почтовых марок.[5]

Карл Антон Ларсен /Carl Ato Larsen (1860—1924г.г.) — известный норвежский полярный исследователь и пионер Антарктического китолова.

Ларсен проучал возможности китолова при своем плавании в Антарктике в качестве капитана судна Язон в 1892—1894 годах., и как капитан судна Антарктик шведской экспедиции Отто Норденшельда в 1901—1903 годов., оба раза заходя также на Южную Георгию. После крушения и потери Антарктика возле Антарктического полуострова, шведы спаслись при помощи аргентинского корвета Уругвай. В Буэнос Айресе Ларсен учредил Аргентинскую рыбную компанию, как её менеджер руководил постройку в Грютвикене первой китобойной станции в Антарктике, которой управлял от 1904 до 1914 года. Ларсен — одна из самых значимых личностей в истории Южной Георгии XX века. Он оказывал содействие и логистическую поддержку многим научным экспедициям, среди которых и начинаниям своего друга Эрнeста Шeклтона. В 1905 году ставит начало метеорологическим наблюдениям в Грютвикене. В 1911 году привёз и акклиматизировал на острове северных оленей; с 2001 года южногеоргийских оленей доставили и разводят в фермах на Фолклендских островов. Ларсен построил также первую в Антарктике церковь, которую привезли из норвежского городка Стрёммен и воздвинули на окраине Грютвикена в 1913 году. Именем Ларсена назван ряд географических объектов в Антарктике: Шельфовый ледник Ларсена у восточного побережья Антарктического полуострова, открытый судном Язон в 1893 году; Канал Ларсена между островами Жуанвиля и Дюрвиля у северовосточного края Антарктического полуострова; залив Ларсен Харбор, часть фьорда Дригальского в Южной Георгии; залив Ларсена на восточном побережии Антарктического полуострова; нунатак Ларсена возле восточного берега Антарктического полуострова; мыс Ларсена на острове Южная Георгия; острова Ларсена у острова Коронэйшн, Южные Оркнейские острова; пик Ларсена на острове Туле, Южные Сандвичевы острова; как и пик Ларсена в Земле Виктории, Восточная Антарктида.[6]

Карстен Эгеберг Борхгревинк / Carsten Egeberg Borchgrevink ( 1 декабря 1864 — 23 апреля 1934г.г.) — норвежский полярный исследователь. 24 января 1895 года Карстен стал первым человеком, ступившим на Антарктический материк. Кроме того, он первый исследователь, устроивший зимовку на материке.

С детства Эгеберг увлекается неизведанной землёй — Антарктическим материком. Желая быть ближе к своей мечте, в 1888 году он уезжает в Австралию, где устраивается геодезистом, а через четыре года учителем в сиднейский Корвелл-коледж. Он ведёт оживленную переписку со многими исследователями полярных широт. В 1894 году в Мельбурн прибывает китобойный пароход Антарктик, капитаном которого был тоже норвежец — Леонард Кристенсен. Карстен решается бросить преподавание и отправиться в плавание к южному материку. Он уговаривает капитана взять себя в качестве простого матроса. Плавание было не простым, но 24 января показалась земля свободная ото льда — мыс Адер. 25 января 1895 года на шлюпке была высажена партия людей. Карстен был первый, кто выскочил из шлюпки на неизведанную землю. За несколько часов он успел сделать небольшую зарисовку, собрать образцы пород, обнаружить растительность и наличие жизни в воде. На обратном пути в его голове рисуется новый план: зимовка на южном материке. Но для начала он едет в Лондон, на VI Международный географический конгресс. Эгеберг успевает приехать в первый день открытия и сделать доклад о своих результатах. Его идея о зимовке нашла одобрения, но не нашла финансовой поддержки. Начинаются долгие поиски денег на экспедицию. Судьба улыбается ему в лице Джорджа Ньюнса, английского издателя. Ньюс соглашается выдать ему почти 35 000 футов стерлингов, за монопольное право издать книгу о его путешествии, которую напишет Карстен. Начинается работа по подготовке экспедиции. Для плавания покупается 521тонный корабль «Полакс» (POLLUX, звезда), переименнованный в «Южный крест» (SOUTHERN CROSS). 23 августа 1898 года «Южный крест» покидает Лондон и 17 февраля 1899 года становится на якорь возле мыса Адер. Почти десять дней уходят на переправку на сушу провианта, инструментов и оборудования; были построены два домика. 2 марта «Южный крест» снялся с якоря и направился к берегам Австралии. Началась первая в истории зимовка на южном материке. Зимовка началась крайне неудачно: начался период сильных ветров, домики пришлось срочно укреплять тросами, чтобы ветер их попросту не сдул. В конце апреля, начале мая море замёрзло, и партия из четырёх человек отправилась на картографическую вылазку. Именно в этой экспедиции впервые стали использоваться собаки в качестве транспорта. 28 января 1900 года «Южный крест» вернулся на мыс Адер, так завершилась кончилась первая зимовка в Антарктике.[7]

Фредерик Ялмар Йохансен /Fredrik Hjalmar Johansen (15 мая 1867 — 9 января 1913г.г.) — норвежский полярный исследователь. Участник экспедиций Фритьофа Нансена и Руаля Амундсена. Вместе с Ф. Нансеном принимал участие в полярной экспедиции на судне «Фрам» в 1893—1896 годах. За неимением других вакансий Фредерик нанялся на «Фрам» кочегаром, во время дрейфа исполнял обязанности метеоролога. Был избран Нансеном для похода к Северному полюсу на санях, начавшемуся 14 марта 1895 года. Зимовку с 28 августа 1895 по 19 мая 1896 года они провели в каменной берлоге на мысе Норвегия (80°12′ с. ш. 55°37′ в. д.) в западной части острова Джексона из архипелага Земля Франца-Иосифа. Позже Йохансен написал книгу о своём участии в экспедиции: Selv-anden på 86° 14', Aschehoug, Kristiania, 1898 (Русский перевод: «Сам-друг на 86 градусов 14 минут». Перевод А. П. Ганзен. СПб., 1899). После возвращения, он получил звание капитана инфантерии. В 1907—1909 годах принял участие в экспедиции на Шпицберген. В 1910—1912 годах — Фредерик участник экспедиции Руаля Амундсена в Антарктиду, но из-за конфликта с начальником экспедиции не был зачислен в полюсный отряд. Принял участие в малом походе к Земле короля Эдуарда VII под началом лейтенанта Престрюда летом 1911 года.

Страницы: 1, 2



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.