Реферат: Экономика республики Куба
ВСТУПЛЕНИЕ
Куба.
Кубинская экономика в период после революции 1959 года
опиралась на многостороннее сотрудничество с СССР и другими странами «мировой
социалистической системы». Закупки кубинского сахара использовались при этом в
качестве скрытой формы субсидирования кубинской экономики. Однако это
сотрудничество мало способствовало развитию собственного экономического
потенциала Кубы. Топливо, зерно, рыба, станки и машины, бытовая техника и т.д.
- все это завозилось на Кубу из-за рубежа, а собственные возможности
производства увеличивались незначительно. Лишь в последние годы перед крахом «мировой
системы социализма» были сделаны какие-то шаги в нужном направлении (проведена
успешная геологоразведка на нефть, построен ряд импортозамещающих предприятий).
Но стремительный развал СССР и смена политического и
экономического курса почти всех стран бывшего «социалистического лагеря»
бросили кубинскую экономику в пучину тяжелейшего кризиса.
За 1989-1992 годы произошло резкое (почти полное)
прекращение закупок этими странами кубинского сахара, что означало не только
прекращение скрытого субсидирования, но и вообще резкое сокращение экспортных
доходов Кубы. Переход к расчетам в свободно конвертируемой валюте крайне
ограничил возможности закупки нефтепродуктов, машин и оборудования,
потребительских товаров и продовольствия на бывшем рынке СЭВ. К 1993 году
товарооборот Кубы с бывшими странами СЭВ сжался до 15% от уровня 1988 года.
Более того, бывшие союзники фактически присоединились к
объявленной США блокаде (чего не делали даже Западная Европа и Канада). Так, «свободная
Россия» отказывалась в 1992-1993 годах поставлять на Кубу нефть и нефтепродукты
даже за свободно конвертируемую валюту.
Это был страшный удар. Заводы и сельскохозяйственные
предприятия остались без горючего, стройки - без металлоконструкций и цемента,
машины - без запчастей. Прекращение поставок нефти и нефтепродуктов, удобрений,
запчастей для сельскохозяйственной техники привело к резкому сокращению
сельскохозяйственного производства (как продовольствия, так и сахарного
тростника). Упадок в производстве сахарного тростника означал еще большее
сжатие экспортных доходов, а значит, невозможность компенсировать прекращение
поставок из СССР и других стран СЭВ импортом из других источников.
Продовольственный рынок внезапно оголился. Практически все продукты питания
стали распределяться по карточкам. Расцвел черный рынок с бешеными ценами. То
же самое произошло и с остальными предметами потребления.
В целом за 1989-1993 годы производство валового
внутреннего продукта на Кубе сократилось почти на треть.
Но ни что не стоит на месте. Брошенная Куба начала
адоптироваться к новым условиям, на мой взгляд, правительство Фиделя Кастро по
своей сути совершило подвиг. Сработано было четко, поставив благополучие
граждан на первое место и не отказавшись от идей социализма Куба начала
выходить из кризиса.
Куба
в СМЭ.
Куба
является членом ВТО, Всемирной таможенной организации. Принимает участие в международных
соглашениях – Нью-Йоркской конвенции о межд. арбитраже, Парижской конвенции и
Мадридском протоколе, связанных с промышленной собственностью. Подписано
соглашение Всемирной организации индустриальной собственности. В рамках ООН
Республика Куба подписала различные соглашения и является участницей нескольких
конвенций по туризму, торговле, гражданской авиации, защите окружающей среды и
т.д. В 1999г. Куба была избрана членом Совета по эксплуатации Всемирного
почтового союза, специализированного учреждения ООН, а также была выбрана
членом Руководящего совета МАГАТЭ.
В
1999г. Куба подписала важные документы:
–
Австрия-Куба. Соглашение о взаимном выполнении судебных приговоров;
–
Аргентина-Куба. Два соглашения в области санитарной защиты растений и животных;
–
Алжир-Куба. Договор о защите и взаимном поощрении;
–
Беларусь-Куба. Протокол о расширении сотрудничества, в области производства
медикаментов и мед. оборудования;
–
Барбадос-Куба. Договор о сотрудничестве в области спорта и договор об избежании
двойного налогообложения; Акт с договорами о сотрудничестве в сельском хозяйстве,
сахарной промышленности, спорте, образовании и культуре;
–
Бельгия-Куба. Меморандум о взаимопонимании по сотрудничеству и области
законодательства и Протокол о намерениях краткосрочной реструктуризации долга.
–
Болгария-Куба. Договор о стимулировании и взаимной защите инвестиций.
–
Белиз-Куба. Договор о сотрудничестве в области развития спорта и туризма.
–
Великобритания-Куба. Договор о сотрудничестве между Центром развития инвестиции
кубинского министерства и Консультативной группой по торговле с караибскими
странами британского управления внешней торговли.
–
Венесуэла-Куба. Мининдел Кубы и Венесуэлы подписали два договора о юридическом
содействии, а также акты 6 совещания Механизма полит. консультаций и МПК по
сотрудничеству.
–
Голландия-Куба. Договор о фитосанитарном сотрудничестве.
–
Гватемала-Kуба. Договор о воздушном транспорте; о предупреждении наркоторговли
и борьбы с ней; договоры о сотрудничестве в области санитарной охраны животных
и фитосанитарного контроля и договор о морском транспорте.
–
Гайана-Куба. Договор о стимулировании и взаимной защите инвестиций.
–
Доминиканская Республика-Куба. Договор о тех. сотрудничестве в области
здравоохранения.
–
Замбия-Куба. Договор о двухстороннем сотрудничестве в спорте.
–
Испания-Куба. Договор об избежании двойного налогообложения; Договор о развитии
эконом. обмена и расширении связей между предприятиями обеих стран; Соглашение
по водному хозяйству.
–
Ирландия-Куба. Соглашение об установлении дипотношений.
–
Ирак-Куба. Протокол о двустороннем сотрудничестве между парламентами двух
стран.
–
Индия-Куба. Протокол IV кубино-индийской МПК по экономическиму и
научно-техническому сотрудничеству.
–
Камбоджа-Куба. Протокол мининдел о намерениях по экономическому и
научно-техническому сотрудничеству.
–
Колумбия-Куба. 7 договоров о сотрудничестве: меморандум о взаимопониманию по
культурному обмену; программы действий на 1999г. в рамках Соглашения о
сотрудничестве в области туризма; плана действий но сотрудничеству и
образовании; соглашения в области здравоохранения; меморандума в области
торговли; соглашения о перемещении наказуемых в судебном порядке; договор о
контроле и борьбе с наркобизнесом;
–
Конго-Куба. 4 договора о сотрудничестве – в области здравоохранения, культуры,
строительства и высшего образования.
–
Мексика-Куба. Договор о сотрудничестве в области земледелия и животноводства,
рыболовства, энергетики, науки и технологий, здравоохранения н соц.
обеспечения, связи, транспорта и окружающей среды.
–
Никарагуа-Куба. Меморандум о списании долга.
–
Намибия-Куба. Соглашение о новых возможностях сотрудничества в сфере
здравоохранения и возможности распространения сотрудничества на другие отрасли
экономики, в частности на сахарную промышленность.
–
Португалия-Куба. 3 договора о сотрудничестве в области торговли и договор в
области спорта.
–
Панама-Куба. Договор о стимулировании и защите инвестиций; Договор о НТС в
области сельского хозяйства.
–
Перу-Куба. Соглашение о сотрудничестве, Протокол о намерениях между МИД,
Договор о сотрудничестве в области культуры, науки и образования; Договор о
юридическом содействии в области уголовного права.
–
Россия-Куба. Соглашение о торгово-экономическом сотрудничестве;
–
Руанда-Куба. Генеральное соглашение об экономическом, научно-техническом, соц.
и культурном сотрудничестве.
–
Суринам-Куба. Договоры о защите и стимулировании инвестиций и об обмене между
МИД.
–
Сент-Люсия-Куба. Два договора: о двухстороннем сотрудничестве в спорте; о
безвизовом въезде. Соглашение о тех. и эконом. сотрудничестве.
–
Сейшельские о-ва-Куба. Программа сотрудничества между минобразования Кубы и
Сейшельских о-вов.
–
Тунис-Куба. Соглашение о расширении товарооборота и открытии новых сфер эконом.
и научно-технического сотрудничества.
–
Турция-Куба. Соглашения в области туризма и в области культуры и НТС; Договор о
взаимном стимулировании и защите инвестиций.
–
Швейцария-Куба. Соглашение о продлении действия торгового соглашения 1954г.
–
Эфиопия-Куба. Договор об эконом. и научно-техническом сотрудничестве.
–
Ямайка-Куба. Соглашение о сотрудничестве в морском деле.
Внутренняя
и внешняя торговля.
Практически
вся внутренняя торговля на Кубе находится в руках государства. Распределение
товаров производится преимущественно по карточной системе. Ограниченное
количество ненормированных товаров свободно продается по высоким ценам,
устанавливаемым государством; определенные квоты на дефицитные товары
длительного пользования, например на телевизоры, и стиральные машины,
выделяются предприятиям, которые, в свою очередь, осуществляют продажу этих
товаров по высоким ценам своим сотрудникам. При этом порядок очередности на
покупку техники определяется в соответствии с успехами, достигнутыми
потенциальным покупателем в труде, и его активностью в политической жизни. Как
и в других странах с нерыночной экономикой, на Кубе существует «черный» рынок,
наличие которого в сочетании с коррумпированностью государственных чиновников в
какой-то мере смягчает жесткость существующей распределительной системы.
В
1993 кубинское правительство особым декретом легализовало доллар, разрешив кубинским
гражданам использовать его во внутренних расчетах; тем самым кубинцы получили
доступ в принадлежащую государству сеть валютных магазинов и других заведений,
которыми прежде могли пользоваться только иностранные туристы и дипломатический
корпус.
Важным
источником твердой валюты на Кубе являются средства, поступающие из-за границы,
в особенности из США, в виде переводов от эмигрантов членам их семей. В январе
1999 правительство США разрешило также переводить определенные суммы (до 1200
долл. в год) кубинским гражданам, не имеющим родственников в США.
Потребности
Кубы в промышленном и транспортном оборудовании, а также в нефти практически
полностью покрываются за счет импорта; значительная часть промышленных
потребительских товаров, сырья и многие виды основных продуктов питания также
поступают из-за рубежа. Свыше 80% экспортных поступлений Куба получает от
продажи сахара, другими важными статьями экспорта являются никель, сигары и
рыбопродукты. По состоянию на 1990, торговый дефицит Кубы оценивался в 2,2
млрд. долл.
До
распада СССР три четверти объема внешней торговли Кубы приходилось на страны
советского блока (в том числе около 60% – на торговлю с СССР); другими крупными
торговыми партнерами были Япония и Испания. СССР финансировал дефицит в торговле
Кубы со странами социалистического лагеря путем выдачи кредитов и
предоставления займов, а поставки советской нефти в обмен на кубинский сахар и
никель осуществлялись на весьма выгодных условиях. В 1990 сумма торговой
задолженности Кубы в твердой валюте составляла около 7 млрд. долл., а в 1994
оценивалась в 8,5 млрд. долл.
В
1990-е произошли коренные изменения во внешне экономических связях Кубы, прежде
всего с Россией. В мае 1996 была подписана Декларация о принципах между РФ и
Кубой, закрепившая их новый – идеологизированный и экономически взаимовыгодный
– характер. Основу торгово-экономических связей составляет монобартер «нефть –
сахар». После существенного сокращения товарооборота (с 3,3 млрд. долл. в 1991
до 350 млн. долл. в 1995) в дальнейшем наметился подъем – 670 млн. долл. в
1997. Россия остается одним из ведущих торговых партнеров Кубы и крупнейшим
импортером сахара-сырца.
По
данным на 1998, около 45% внешнеторгового оборота Кубы приходилось на страны
Европы, 39% – на страны Латинской Америки и Канады и 16% – на
Азиатско-Тихоокеанский регион. Приоритетными стали отношения с Канадой,
странами ЕЭС, Китаем и Японией. Важнейшей задачей остается преодоление
экономического эмбарго со стороны США и развитие международного сотрудничества.
В
начале 1980-х годов Куба стала предпринимать серьезные усилия по развитию
международного туризма; для этого была проведена реконструкция туристических
объектов и развернута мощная рекламная кампания. Хотя правительство США еще раз
подтвердило свое решение, запрещавшее американским гражданам посещение Кубы, в
1992 страну посетило около 500 тыс. туристов из Европы, Канады и стран
Латинской Америки. В 1998 количество туристов возросло до 1 млн. человек.
Планируется дальнейшее увеличение их числа до 2 млн. к 2000 и до 7 млн. человек
к 2020.
Правительство
Кубы предпринимает усилия, направленные на интеграцию экономики страны в
экономическую систему стран Латинской Америки и Карибского бассейна и
расширение диапазона экономической деятельности посредством создания в различных
отраслях совместных предприятий с европейскими, канадскими и
латиноамериканскими компаниями. В 1994 на Кубе был создан ряд новых совместных
предприятий с участием фирм Канады (модернизация производства никеля на
кубинском металлургическом комбинате, вывоз кубинской никелевой руды для
переработки на заводе в канадской провинции Альберта, бурение нефтеразведочных
скважин на шельфе у берегов Кубы, увеличение добычи нефти из ранее разведанных
месторождений на территории Кубы), Мексики (модернизация кубинского
нефтеочистительного завода для переработки мексиканской нефти с целью
последующего реэкспорта, модернизация системы телефонной связи на Кубе, в
которой участвуют также итальянские фирмы) и Израиля (внедрение прогрессивных
методов разведения цитрусовых культур и организация сбыта кубинских фруктов в
странах Европы).
Страницы: 1, 2, 3, 4
|