Реферат: Финансово-кредитные связи России со странами ближнего зарубежья
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I СТРАНЫ БЛИЖНЕГО ЗАРУБЕЖЬЯ КАК СФЕРА
ЭКОНОМИЧЕСКИХ ИНТЕРЕСОВ
РОССИИ 6
1.1 РОССИЯ В СИСТЕМЕ МЕЖДУНАРОДНЫХ 6
ХОЗЯЙСТВЕННЫХ СВЯЗЕЙ
1.2 ПРОБЛЕМЫ ВЫБОРА ПУТИ РАЗВИТИЯ И
РЕГИОНАЛЬНАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ
РЕИНТЕГРАЦИИ
СТРАН СНГ 14
1.2.1 Проблемы адаптации стран СНГ к
изменившимся
экономическим условиям 14
1.2.2 Выбор пути развития стран СНГ 16
1.2.3 Оптимальное сочетание рыночных
методов хозяйствования
с государственным регулированием
экономики в странах СНГ 20
1.3 ВНЕШНЯЯ ТОРГОВЛЯ РОССИИ И
СОСТОЯНИЕ
ПЛАТЕЖНОГО БАЛАНСА РФ СО
СТРАНАМИ СНГ 24
ГЛАВА II ФИНАНСОВО-КРЕДИТНЫЕ СВЯЗИ
ПРОМЫШЛЕННЫХ
ПРЕДПРИЯТИЙ УГОЛЬНОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ
РОССИИ С УКРАИНОЙ 29
2.1 ОБЩАЯ ОЦЕНКА ЭКОНОМИЧЕСКОЙ
СИТУАЦИИ В УКРАИНЕ 29
2.2 РЕСТРУКТУРИЗАЦИЯ УГОЛЬНОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ:
ЕВРОПЕЙСКИЙ ОПЫТ И СИТУАЦИЯ
В УКРАИНЕ 31
2.3 ГОСУДАРСТВЕННОЕ ФИНАНСИРОВАНИЕ
УГОЛЬНОЙ
ПРОМЫШЛЕННОСТИ УКРАИНЫ В
1992-1998 ГГ. 35
2.4 РЕАЛИЗАЦИЯ ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ СВЯЗЕЙ
ПРЕДПРИЯТИЙ
ПЕЧОРСКОГО УГОЛЬНОГО БАССЕЙНА
С УКРАИНОЙ 41
ГЛАВА III ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ
ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ
СВЯЗЕЙ РОССИИ
СО СТРАНАМИ СНГ 44
3.1 ОБЩИЕ ЗАДАЧИ
СТРАН СНГ В ФОРМИРОВАНИИ
ВНУТРЕННИХ
МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ 44
3.2 СТРАТЕГИЯ
ФОРМИРОВАНИЯ ОБЩИХ РЫНКОВ
И ЭКОНОМИЧЕСКОГО
РОСТА СТРАН СНГ 48
3.3 РЕШЕНИЕ НЕОТЛОЖНЫХ
ВОПРОСОВ
РОССИЙСКО-УКРАИНСКИХ
ОТНОШЕНИЙ В ОБЛАСТИ
ЭКОНОМИКИ И ФИНАНСОВ 54
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 61
ЛИТЕРАТУРА 64
ПРИЛОЖЕНИЯ 67
ВВЕДЕНИЕ
Содружество в целом
состоялось как политическая реальность, содействуя каждой стране - его
участнице, осуществлению собственной модели экономических реформ и
государственного строительства, развитию взаимных отношений.
Вместе с тем в базисной
сфере взаимодействия - экономической - не оправдались многие надежды, которые
связывались с появлением нового интеграционного образования, что сказалось на
других направлениях многостороннего и двустороннего сотрудничества. Не
выполняются основные условия Договора об Экономическом союзе стран Содружества,
предусматривающего создание общего экономического пространства, равных возможностей
и гарантий для хозяйствующих субъектов стран-участниц, обеспечение свободного
перемещения товаров и услуг, капиталов и рабочей силы. Вместо Общего рынка,
открытых границ и единого таможенного пространства на пути свободной торговли
воздвигнуты барьеры. Не состоялись Платежный союз, полная, свободная и взаимная
конвертируемость национальных валют. Иллюзорными оказались в конечном счете
расчеты на сохранение былой экономики.
Разворачиваемые в
государствах СНГ крупные социально-экономические преобразования протекают при
существенных страновых различиях в темпах и методах реформирования, в степени
либерализации внешнеэкономической деятельности. Налицо также определенное
несовпадение взглядов руководства государств на характер, глубину и перспективы
интеграционных процессов в рамках Содружества. Отсюда все более широкое
признание оптимальности «разноуровневой» и «разноскоростной» интеграции. Данный
подход, разъяснявшийся в ряде научных публикаций[1],
содержит серьезные конструктивные потенции, позволяя, в частности, самым
подготовленным к интенсивному сотрудничеству конкретным членам СНГ быстрее
продвигаться по этому пути в отношениях между собой, имея в виду последующий
выход на достигнутые ими уровни интегрированности и других участников
Содружества.
Контуры экономического
сотрудничества стран СНГ в самом общем виде определяются:
а) сложившейся в прошлом
глубокой технологической зависимостью и многосторонней дополняемостью
национальных хозяйственных комплексов, межгосударственной специализацией и
разветвленными кооперационными связями;
б) потребностями
сохранения межгосударственного рынка и сырьевой базы;
в) необходимостью
технологического совершенствования производственных потенциалов государств;
г) задачами создания
новых кооперационных связей на рыночных началах.
Актуальность настоящей
работы вызвана тем обстоятельством, что длительный, постепенный, поэтапный
процесс, характеризующийся неодинаковыми скоростями своего осуществления в
различных группах государств при различных конфигурациях интеграционного
объединения означает разную степень свободного движения товаров, услуг, труда
и капитала. Основа рассматриваемого пространства лежит в совместном
(технологически скоординированном) производстве, поскольку налаживание
интеграционных связей прежде всего связано с наращиванием выпуска тех товаров,
в которых нуждаются страны.
Целью настоящего
исследования являлось показать, что для реализации указанных условий нужно
иметь хотя бы основы общего рынка. Важность этой задачи нередко отрицается:
предлагается выход на рынок «дальнего зарубежья», т.е. экономически развитых
стран. Последний, однако, представляет собой сбалансированную систему,
проникновение в которую значительной дополнительной массы товаров или солидных
капиталов нарушает сложившееся равновесие, вызывает диспропорции, усугубляет
и без того жесткие конкурентные условия, в которых работают западные
предприниматели. Известно и то, что качество наших товаров часто не отвечает
требованиям «дальнезарубежных» потребителей. В силу изложенных обстоятельств со
странами развитой рыночной экономики пока в лучшем случае можно заключать
контракты на поставку сырья, энергоресурсов, металлов и полуфабрикатов, что
подчас и происходит, но далеко не решает проблемы сбыта товаров, произведенных
в странах СНГ. Поэтому для последних единственно перспективным решением
является восстановление взаимных экономических связей, отношений между
предприятиями и регионами для удовлетворения спроса прежде всего на собственном
рынке (что, конечно, не исключает выхода за его пределы, когда он рационален).
Таким примером являются торгово-экономические отношения между Россией и
Украиной. В частности совершаются бартерные поставки между ОАО «Воркутауголь» и
машиностроительными заводами Украины. ОАО «Воркутауголь» поставляет в Украину
уголь, а получает горношахтное оборудование. Такие торгово-экономические
отношения выгодны обоим государствам в условиях отсутствия единой финансовой
системы.
Когда страны ближнего
зарубежья действительно переполнят свой рынок товарами, которые по качеству и
стоимости сравняются с лучшими мировыми аналогами, тогда будут достаточные
основания ставить вопрос о нашем полноценном выходе на мировой рынок. Случится
это, однако, отнюдь не в ближайшее время, а пока требуется уделять максимум
внимания развитию экономических связей в пределах СНГ в целом.
При всех реальных и
потенциальных плюсах интеграции для ее участников развитие этого процесса
испытывает немалые трудности. Прежде всего следует указать на неплатежи, в
которых вязнет экономика стран СНГ. Никак нельзя допустить обострения
проблемы оплаты продукции настолько, что экономические связи в очередной раз
зайдут в тупик, и процесс интеграции будет поставлен под вопрос. Есть и другие
препятствия. К примеру, фактором, увеличивающим цену продукции, является
взимание налога на добавленную стоимость с комплектующих изделий, поставляемых
в порядке кооперации.
В целом же есть
многочисленные свидетельства того, что сотрудничество на уровне предприятий и регионов
стран СНГ имеет огромный и уже используемый, хотя пока далеко не в полной мере,
потенциал. Поэтому одной из задач настоящей работы было раскрыть содержание
сотрудничества конкретных организаций по осуществлению финансово-промышленной
деятельности со странами ближнего зарубежья, реализуемой на региональном
уровне.
ГЛАВА I
СТРАНЫ БЛИЖНЕГО
ЗАРУБЕЖЬЯ КАК СФЕРА ЭКОНОМИЧЕСКИХ ИНТЕРЕСОВ РОССИИ
1.1 РОССИЯ В СИСТЕМЕ
МЕЖДУНАРОДНЫХ ХОЗЯЙСТВЕННЫХ СВЯЗЕЙ
Вследствие нарастающей
взаимозависимости мирохозяйственные отношения начали переходить в новое
качественное состояние, характеризуемое тем, что экономическое сообщество из
рыхлой совокупности более или менее взаимозависимых стран превращается в
Целостную экономическую систему, где национальные (страновые) социумы
оказываются как бы составными элементами единого всемирного хозяйственного
организма, а их судьбы в возрастающей мере определяются ходом развития этого
организма как целого.
Как и другие
постсоциалистические страны, Россия быстро врастает в эту систему, испытывая
на себе и благотворные, и отрицательные ее воздействия. Баланс плюсов и минусов
такого врастания изменчив: на каких-то этапах плюсы решительно перевешивают,
на других этот перевес неочевиден, а в отдельные периоды кажется, что верх одерживают
отрицательные его последствия. Один из таких периодов, знаменуемый острейшим
финансовым и бюджетным кризисом, начавшимся летом 1998 г. (не в последнюю
очередь вследствие снижения мировых цен на нефть, потрясений в Юго-Восточной
Азии и бегства иностранных инвесторов с российского рынка ценных бумаг), наша
страна переживает сейчас.
Экономическая
открытость страны
имеет два аспекта: функциональный и торгово-политический.
Функциональная
открытость - это
степень вовлеченности национальной экономики в систему международного
разделения труда, соответственно - степень зависимости ее воспроизводственного
процесса от внешнеэкономических связей как по линии экспорта товаров, услуг и
капиталов, так и по линии их импорта. Экспортная и импортная составляющие этой
зависимости -два канала, посредством которых каждая национальная экономика
органически сопрягается с внешней средой.
Функциональная открытость
национальной экономики измеряется процентным отношением объема внешнеторгового
оборота страны к ее ВВП.
Торгово-политическая
открытость национальной экономики определяется степенью либерализации трансграничных
перемещений товаров, услуг, капиталов и рабочей силы.
На протяжении большей
части XX столетия Россия по существу выпадала из системы нормальных
внешнеэкономических связей. С одной стороны, это объяснялось известными
политическими причинами, с другой стороны, жестко централизованная,
командно-распределительная советская экономика с ее планово-нормативными
издержками производства и искусственными ценами по самой своей природе трудно
совмещалась с мировым рыночным хозяйством и могла поддерживать обмен с ним
лишь в ограниченном диапазоне.
Неудивительно, что
уровень функциональной открытости СССР на протяжении всей его истории
оставался низким. Если экспортная квота России в 1913 г. составляла 10,4
%, то в 20-е годы в СССР она не превышала 3-3,5, а к 1937 г. упадало 0,5 %. В
послевоенный период она вновь стала расти - главным образом по линиям торговли
со странами СЭВ и экспорта военной техники в развивающиеся страны
«социалистической ориентации». К концу 80-х годов экспортная квота достигла
5,6 %, к 1990 г. - 6,1%. Полная же внешнеторговая квота СССР в 1990 г составила
13,2 %, а при пересчете ВВП по паритету покупательной способности рубля (что
точнее отражает реальный объем ВВП) -12,3, в том числе по РСФСР -13,3 %. Лишь с
началом реформ положение стало меняться: после некоторого спада в 1991-1992
гг. внешнеторговая квота России начала расти, а с 1992 г. по 1997 г. она
повысилась в 2,4 раза (см. рис. 1). Это значит, что вовлеченность России в
мирохозяйственные процессы через внешнюю торговлю более чем удвоилась. Особенно
наглядно это видно на примере экспортоориентированных отраслей. Так,
доля вывоза в производстве древесины повысилась с 6,8% в 1992 г. до 19 в 1997
г.; нефтепродуктов - соответственно с 14,8 до 33,0; природного газа - с 32,2
до 36,5; нефти - с 35,4 до 42,0; минеральных удобрений - с 69,3 до 74,4;
целлюлозы - с 40,8 до 83%[2].
Это играет важную позитивную роль в нашей кризисной ситуации, когда внутренний
потребительский спрос и инвестиции продолжают падать (см. рис. 2). Внешние
рынки сбыта позволяют держаться на плаву ряду отраслей российской
промышленности, получать устойчивые экспортные доходы, пополнять бюджет и тем
самым поддерживать общий тонус экономики, удерживая ее от еще более глубокого
спада. Но это лишь одна сторона медали.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11
|