Реферат: Северо-Западный федеральный округр
Северо-Западный федеральный округ
А)
Особенности ЭГП. Северо-Западный федеральный округ (СЗФО), включающий 11
субъектов Федерации, играет важную стратегическую роль приграничной части
России на Европейском Севере и западе страны. В его пределах находятся очень
крупные промышленные и яркие культурные центры, важные морские порты,
уникальные объекты, включенные в список Всемирного культурного и природного
наследия (в городах Санкт-Петербург и Новгород, а также на Соловецких островах
и острове Кижи).
СЗФО
является одним из ведущих российских центров научно-технического прогресса и
подготовки высококвалифицированных кадров, здесь находятся объекты культуры и
истории России, имеющие мировую значимость. В СЗФО производится значительная
часть республиканского объема фосфатного сырья, деловой древесины, около 33%
целлюлозы, готового проката, велика его доля и в улове рыбы.
Округ
занимает площадь, равную почти 10% территории Российской Федерации, на которой
в настоящее время проживает 13, 6 млн. человек, или 9, 5% численности населения
страны.
Экономико-географическое
положение округа имеет ряд достоинств. Выходы к морям — Балтийскому, Баренцеву
и Белому — обеспечивают судоходные пути на запад — в сторону Западной Европы и
восточного побережья Северной Америки, а также на восток — по Северному
морскому пути в российское Заполярье и страны Азиатско-Тихоокеанского региона.
Большое значение имеют общие границы со странами Европейского Союза —
Норвегией, Финляндией, Эстонией, Латвией, Литвой и Польшей.
СЗФО
в настоящее время не отличается благоприятной экологической обстановкой,
поскольку здесь формируется почти пятая часть всех загрязненных сточных вод
Российской Федерации и около 11% выбросов загрязняющих веществ в атмосферу.
Б)
Природные ресурсы. Минерально-сырьевые ресурсы сосредоточены в пределах
Европейского Севера. Это крупнейшие (до 40%) разведанные запасы
топливно-энергетических ресурсов на западе Российской Федерации, крупные запасы
руд черных и цветных металлов, а также неметаллических полезных ископаемых —
алмазов, апатитов, слюды, плавикового шпата, строительных материалов и др.
В
Карело-Мурманской зоне сконцентрированы запасы железных, титано- и
алюминийсодержащих, медно-никелевых руд, а также руд редких металлов, нерудных
ископаемых и строительных материалов.
К
этой же зоне прилегает нефтегазоносный шельф западного сектора Арктики, где
проведена предварительная разведка крупнейших запасов природного газа и
газового конденсата на базе Штокмановского месторождения (около 4 трлн м3),
расположенного в 200 км севернее г. Мурманска.
Балансовые
запасы железной руды (Ковдорское и Оленегорское месторождения в Мурманской
области и Костомукшское — в Республике Карелия) составляют около 5%
общероссийских, однако удельный вес добычи руды здесь приближается к 1/5 добычи
в стране.
Месторождения
медно-никелевых руд на Кольском полуострове (Мурманская область, пос. Печенга)
в значительной мере выработаны.
Добыча
горно-химического сырья — алюминийсодержащих апатитов и нефелинов,
представленных комплексными апатито-нефелиновыми рудами Кольского полуострова,
ведется в Кировске и Апатитах Мурманской области. Нефелины и производимый из
них концентрат пока имеют ограниченное значение (исключительно для Пикалевского
глиноземного и Волховского алюминиевого заводов в Ленинградской области), так
как не выдерживают конкуренции с более качественными и дешевыми отечественными
и импортными бокситами. В различных частях этой же республики и в Архангельской
области имеются месторождения бокситов, марганцевых, титановых, хромовых руд,
золота и алмазов.
Бокситовые
руды добываются на Тимане (северо-запад Республики Коми) на базе
Средне-Тиманского бокситового рудника.
На
базе Парногского месторождения марганцевых руд в Республике Коми налажены их
добыча и обогащение, пока в незначительном объеме.
Добыча
титановых руд ведется шахтным способом на комплексном Ярегском нефтетитановом
месторождении в Республике Коми, где попутно с титановым сырьем осуществляется
разработка запасов тяжелой нефти.
Б)
Население. Население СЗФО, составлявшее на 1 января 2006 г. 13, 6 млн человек, отличается высоким удельным весом городских жителей — свыше 82%.
Урбанизация нарастает в направлении северных регионов (максимальная в
Мурманской области — 90%) и имеет абсолютное значение для Санкт-Петербургского
мегаполиса. Плотность населения на территории округа неравномерна в
прибалтийских регионах, включая Калининградскую область, проживает 2/3 всех
жителей, свыше половины из них — в Санкт-Петербурге. На другом полюсе —
Ненецкий автономный округ, где все население едва превышает 40 тыс. человек,
при плотности — 0, 3 человек на 1 км2.
Естественный
прирост населения в 2005 г. был кризисным (-8, 4 человек на 1000 жителей).
Существенный вклад в значительную естественную убыль населения округа вносит
также старая возрастная структура населения. Депопуляция, т.е. сокращение
населения, — серьезнейшая демографическая и социально-экономическая проблема
федерального округа, требующая как государственного стимулирования достижения
положительных показателей естественного воспроизводства, так и регулируемого
притока мигрантов (то и другое осуществляется в рамках новой федеральной
демографической политики на период до 2025 г.).
При
этом стабильным миграционным притоком в СЗФО выделяются лишь г.
Санкт-Петербург, Ленинградская и Калининградская области. Эти регионы постоянно
имеют положительное сальдо миграционного баланса, как с другими регионами
округа, так и с большинством остальных субъектов Российской Федерации и новых
независимых государств.
В
прибалтийских регионах — на границе с Финляндией и Эстонией — проживает
небольшое число финнов и родственных им эстонцев и малых народов — вепсов и
ингерманландцев. Многонациональностью отличается Санкт-Петербург, где (как и в
Москве) имеются диаспоры: украинская, татарская, народов Кавказа, эстонская и
др.
В
СЗФО, где общая численность населения сокращается, происходит увеличение
численности экономически активного населения, в том числе занятых в экономике.
Стабильно сокращаются как уровень безработицы, так и численность безработных.
В)
Отрасли специализации хозяйства округа. Здесь основными отраслями рыночной
специализации в индустриальной сфере являются топливная промышленность
(нефтяная, газовая, угольная), черная и цветная металлургия, многопрофильное
машиностроение, лесная и деревообрабатывающая, химическая, пищевая, рыбная
промышленность, а в сельском хозяйстве — льноводство, молочно-мясное
скотоводство, оленеводство, рыболовство. Ведущие позиции в промышленном
развитии регионов Европейского Севера к настоящему времени сохраняли черная и
цветная металлургия (около 34% объемов производства), деревообрабатывающая и
целлюлозно-бумажная промышленность (около 17%) и топливная промышленность
(15%).
Черная
металлургия представлена тремя горно-обогатительными железорудными предприятиями:
Ковдорским и Оленегорским ГОК в Мурманской области и Костомукшским ГОК в
Карелии, а также металлургическим комбинатом полного цикла АО «Северсталь» в г.
Череповце Вологодской области и передельным сталеплавильным и метизным заводом
в г. Вяртсиля в Карелии.
Цветная
металлургия представлена добычей бокситов и нефелинов. Выплавка алюминия
осуществляется на заводах в г. Кандалакша (Мурманская область) и пос. Надвоицы
(Карелия). Медь, никель и кобальт выплавляют на комбинатах «Североникель» и
«Печенганикель» в Мурманской области, получающих сырье как с местных
месторождений, в значительной мере истощенных, так и с севера Красноярского
края, откуда медно-никелевые руды и концентраты доставляются Северным морским
путем.
Лесопромышленный
комплекс развивается в северных регионах на базе многочисленных центров
лесопиления, а также крупных центров глубокой химической переработки древесины
— целлюлозно-бумажных комбинатов в городах Архангельск, Новодвинск и Коряжма
(Архангельская область). В настоящее время комплекс находится в стадии
технического перевооружения, направленного на глубокую переработку сырья, что
позволит сократить все еще сохраняющийся невыгодный для страны вывоз круглого
леса.
Топливно-энергетический
комплекс (ТЭК) обеспечивает на Европейском Севере добычу угля, нефти и
природного газа, переработку и транспортировку нефти и газа, а также
производство электроэнергии. Добыча угля в Печорском бассейне в настоящее время
несколько сократилась относительно прошлых лет и составляет около 13 млн. т, или
менее 70% производственных возможностей находящихся здесь шахт. Добываемые угли
на 2/3 коксующиеся. Они направляются на Череповецкий металлургический комбинат
(70%), а также на предприятия Урала.
Нефтегазовый
комплекс обеспечивает добычу порядка 24 млн. т нефти и 4 млрд. м3 природного
газа на месторождениях Республики Коми и Ненецкого АО. Происходит постепенный
сдвиг нефтегазодобычи в сторону морского побережья, с перспективами ее выхода
на шельф уже в ближайшие годы.
Машиностроительный
комплекс представляет собой энергетическое и транспортное машиностроение, а
также наукоемкие отрасли точного машиностроения — почти все предприятия в
составе ВПК. Большинство крупных машиностроительных предприятий
сконцентрировано в г. Санкт-Петербурге и Ленинградской области.
Комплексы
быстро развивающейся пищевой промышленности представлены предприятиями,
производящими мясо-молочные изделия, рыбные консервы, пивоваренную (компания
«Балтика»), хлебобулочную и кондитерскую продукцию.
Электроэнергетическое
производство представлено в прибалтийских регионах тепловыми, атомными и
гидравлическими электростанциями. Наибольшее значение имеют Ленинградская АЭС
(намечается увеличение ее мощностей), а также новая Северо-Западная ТЭЦ,
отличающаяся применением современных ресурсо- и природосберегающих технологий.
Предприятия
лесохимического комплекса — Каменногорский ЦБК и Светогорская бумажная фабрика
Ленинградской области — производят бумагу, картон и целлюлозу. Налажено
товарное производство деловой древесины, пиломатериалов, мебели.
Ведущие
комплексы промышленного производства в Калининградской области — машиностроение
(более 1/6 объема производства продукции), пищевая (рыбная) промышленность —
около трети продукции, топливно-энергетический комплекс (10%) и
лесообрабатывающие комплексы (7, 5%). Машиностроение области специализируется
на приборостроении, производстве электротехники (двигателей малой мощности),
дорожном и подъемно-транспортном машиностроении, а также сборке легковых
автомобилей ряда зарубежных фирм. Главные центры машиностроения — Калининград и
Гусев.
Рыбная
промышленность — одна из главных в области, развивается она на базе рыболовства
в Балтийском и Северном морях, Возможно возобновление экспедиционного вылова
рыбы и морепродуктов в Атлантике. В Калининграде функционирует крупный
рыболовецкий порт.
Развитие
топливно-энергетического комплекса региона обусловлено узостью собственной
энергетической базы. Современная (2005 г.) добыча нефти в области (1, 25 млн. т) и природного газа (свыше 100 млн. м3) не удовлетворяет местных
потребностей и может быть увеличена в перспективе на шельфе Балтийского моря.
Для смягчения зависимости от внешних поставок электроэнергии (до 80%) в области
построена новая современная ТЭЦ.
В
северных регионах округа доминирует животноводство молочно - мясного
направления. Оно развито в Вологодской и на юге Архангельской области. На
Крайнем Севере развито оленеводство (до 0% поголовья оленей в РФ).
В
прибалтийских регионах сельское хозяйство имеет пригородное, молочно-животноводческое,
а также льноводческое направления. Основная его роль — обеспечение местного
рынка, прежде всего Санкт - Петербурга, картофелем, овощами и мясомолочной
продукцией. В Калининградской области развиты молочно-мясное животноводство,
свиноводство и птицеводство, а из отраслей растениеводства — зерновое (озимая
пшеница, рожь, ячмень) и кормовое производство (многолетние травы и
корнеплоды). Урожайность зерна, картофеля и овощей в области выше, чем в
среднем по России. Тем не менее здесь существует дефицит продовольствия и
отсутствует полноценная база по переработке сельскохозяйственной продукции.
Рыболовство
в округе развивается, главным образом, в Мурманской области (около 580 тыс. т
уловов в Баренцевом и Белом морях), а также Калининградской области (около 290
тыс. т уловов в Балтийском и Северном морях). В обоих регионах существуют
серьезные проблемы, связанные с технической изношенностью рыболовных флотов, а
также с организацией рыбного промысла, когда большая часть выловленной рыбы
уходит за рубеж в ущерб внутреннему рынку.
Транспортный
комплекс СЗФО различается по плотности инфраструктуры в северных, прибалтийских
регионах и Калининградской области. Наиболее высокая плотность железных и
автомобильных дорог в Калининградской области — около 40 км и 300 км на 1000 км2 территории. Недостатком местных дорог общего пользования является их
оторванность от общей сети дорог Российской Федерации, что удорожает транзитные
перевозки, осуществляемые через территории Литвы и Белоруссии.
Калининградский
морской порт увеличивает грузооборот (к настоящему времени более 5 млн. т) в
условиях перераспределения российских грузоперевозок из стран Балтии в
отечественные порты и налаживания морского паромного сообщения с
Санкт-Петербургом.
Плотность
автомобильных и железных дорог основных прибалтийских регионов Северо-запада
вчетверо и вдвое выше аналогичной транспортной инфраструктуры регионов
Европейского Севера и составляет соответственно 150 и 26 км на 1000 км2 территории.
Санкт-Петербург
является вторым по значимости в России (после Москвы) железнодорожным узлом.
Значение его возрастет еще больше после завершения строительства скоростной
магистрали Москва-Санкт-Петербург—Хельсинки.
Развитие
сети автомобильных дорог намечается за счет строительства новых современных
автомагистралей как вокруг Санкт-Петербурга так и в сторону Финляндии, а также
Польши — через российские регионы и Белоруссию (так называемого Балтийского
пути).
Не
теряет своего значения речной транспорт, выгодно использующий возможности
трансевропейских речных и морских перевозок по маршрутам как внутрироссийских
водных путей, открывающихся через Беломоро-Балтийское и Волго-Балтийское
воднотранспортные соединения, так и через систему зарубежных водных соединений.
Все эти водные пути, связывающие Черное, Балтийское и Каспийское моря,
формируют основу международного транспортного коридора Север—Юг.
Транспортный
комплекс Европейского Севера можно считать развитым относительно других
северных территорий страны. Однако по плотности автомобильных и железных дорог
он в 5 раз уступает прибалтийским регионам округа.
Уровень
развития непроизводственной сферы в СЗФО — выше среднего по России. Но
достигается такая ситуация преимущественно за счет высокого уровня развития
непроизводственных отраслей в Санкт-Петербурге и Ленинградской области.
Санкт-Петербург — второй по значению в стране (после Москвы) центр науки,
высшего образования, культуры, искусства, туризма, финансовой деятельности и
т.д.
По
объемам внешнеторгового оборота (около 40 млрд дол. США в 2005 г.) СЗФО находится в России на третьем месте после Центрального и Уральского федеральных
округов. При этом экспорт и импорт почти уравновешивают друг друга (примерно по
20 млрд дол. США), тогда как по России в целом экспорт превосходит импорт в 2,
5 раза.
Можно
сказать, что СЗФО специализируется на импорте продукции зарубежных государств в
Россию. Такая ситуация связана прежде всего с географическим положением округа
относительно западноевропейских зарубежных государств (главных внешнеторговых
партнеров современной России) и внутренних районов страны. В последние 10— 15
лет на территории округа построены многочисленные предприятия (торговые, автосборочные,
пищевые и др.), которые на основе использования импортных сырья и комплектующих
обрабатывают и производят продукцию, сбываемую затем на всей территории России.
Поэтому на территории СЗФО так велик импорт, по объемам которого особенно
выделяются Санкт-Петербург (импорт вдвое превосходит экспорт), а также
Ленинградская и Калининградская области (импорт превосходит экспорт примерно в
5 раз).
Остальные
регионы СЗФО (Мурманская область, Республика Коми и др.) имеют структуру
внешней торговли, типичную для России в целом. На внешний рынок они поставляют
преимущественно сырье или продукты его первичной переработки (нефть, лес,
металлы), а готовую потребительскую продукцию из зарубежных стран получают в
основном не напрямую, а через посреднические фирмы в Москве и Санкт-Петербурге.
При этом объем внешнеторгового оборота зависит от размещения крупных
предприятий-экспортеров (металлургических комбинатов и т.п.).
Главными
внешнеторговыми партнерами регионов СЗФО являются государства Зарубежной Европы
(Германия, Великобритания, Франция, Швеция и др.), но значительны также связи с
США, Японией, Китаем, Кореей. Из государств СНГ самые тесные связи регионы
округа имеют с Белоруссией и Украиной.
Г)
Внешние связи хозяйства общества. Морской транспорт области также имеет
межрайонное значение, но существующие мощности Калининградского морского порта
(4, 5 млн т грузов в год) явно не отвечают потребностям России. В связи с этим
порт будет реконструироваться и расширяться, включая налаживание постоянного
железнодорожного паромного сообщения с Санкт-Петербургом. Главные достоинства
порта заключаются в том, что это единственный незамерзающий порт России на
Балтийском море и расположен он на небольшом удалении от большинства портов
Балтийского и Северного морей.
В
Северо-Западном федеральном округе экологическая ситуация очень сложна. К
выбросам в атмосферу загрязняющих веществ от стационарных источников, в первую
очередь крупных предприятий электроэнергетики, машиностроения,
металлообработки, целлюлозно-умажной и химической промышленности
Санкт-Петербурга, Ленинградской, Новгородской, Псковской и Калининградской
областей, а также от передвижных источников (на долю автотранспорта приходится
в среднем 60—80% суммарных выбросов), добавляются трансграничные поступления
различных химических веществ, прежде всего на территорию Новгородской и
Калининградской областей. Так, «импорт» соединений серы более чем в 40 раз, а
оксида азота — в 160 раз превосходит выбросы от собственных источников
загрязнений Новгородской области.
Список литературы
Для
подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://referat.ru/
|