Реферат: Жанна д'Арк
ЯРОСЛАВСКИЙ АВТОМЕХАНИЧЕСКИЙ ТЕХНИКУМ
Предметно-цикловая
комиссия общих гуманитарных и социальных дисциплин
ИСТОРИЯ
РЕФЕРАТ
''Жанна д,Арк''
Студент I курса Лобачёва И.А.
Научный руководитель
преподаватель Турьянова Н.Р.
Ярославль 2002
|
2 стр.
...Потриатизм простых
людей, потриатизм
Жанны д., Акр – французской крестьянки,
покинутой
её королём и сожженной церковью
на костре, пронизывает всю нашу историю
как яркий луч света…
Есть в мировой истории вечные темы. К ним неизменно возвращается
каждое новое поколение исследователей, обнаруживая неизвестные дотоле факты,
прослеживая ускользавшие прежде связи событий, сцепления причин и следствий.
Иногда такое переосмысление бывает связано с находкой новых источников, но чаще
всего оно приходит вследствие изменения подхода к изучаемому явлению, постановки
новых проблем, совершенствования методов исследования.
К числу вечных тем принадлежит простая и бесконечно сложная
история Жанны д., Акр. Простая – потому что её можно изложить на одной
страничке школьного учебника, и смысл великого патриотического подвига
Орлеанской героини будет понят не любому подростку. Сложная – потому что за
появлением Жанны на исторической сцене скрываются глубинные процессы в жизни
очень далёкого от нас французского общества эпохи Столетней войны.
Часто приходится слышать: Жанна д., Арк – наша современница. Это
справедливо в том смысле, что. Воплотив в себе лучшие черты французского
народа, Жанна действительно перешагнула грань времени и обрела бессмертие в
качестве нравственного идеала. Однако, понимаемая слишком общо и прямолинейно,
эта формула таит опасность модернизации наших представлений о личности Жанны.
Её отделяет от нас просто огромная временная дистанция, но длительный период
развития общественного сознания и человеческой личности.
Эта война была очень долгой, едва ли не самой длительной в
истории. Ни один человек, видевший её начало, не увидел конца, ибо продолжалась
она около ста пятнадцати лет (1337-1452).
В основе войны была старинная феодальная распря. Много веков подряд
боролись между собой за власть и землю короли и могущественные синьоры двух
соседних государств.
В 12 веке английские Плантагенеты одолевали французских
Капетингов, удерживая под своим господством не меньшей двух третьей Франции.
В следующим столетии Капетинги взяли реванш. Действуягде силой, а
где и хитростью, ослабляя некоторых вассалов и опираясь на верные города, они
вернули почти всё утраченные земли.
Только на юго-западе Франции область Гиень по-прежнему оказалась
за Плантагенетами.
Но английские короли не отказались от своих замыслов.
3 стр.
В 1328 году прекратилась династия Капенингов. Французские феодалы
избрали своим государем принца из дома Валуй, родственного Капенингам. Однако и
английский король, так же опираясь на кровные связи с вымершей династией,
заявил о своих правах на вакантный престол.
Эта претензия Ланкастеров – потомков Плантагенетов, - осложненная
острым экономическими противоречиями, и послужило поводом к войне.
Её начальный период пришёлся на 1337—1360 годы. Годы эти были
неудачны для французов. Старая рыцарская армия королей Валуа не могла выдержать
натиска метких английских лучников, принесшихна континент новую тактику боя.
В 1358 году крестьяне подняли «Жакерию» -- крупнейшее восстание в
истории феодальной Франции.
Жакерия временно примирила враждующие стороны. Английские бароны
заключили мир со своими противниками и помогли им подавить крестьянскую войну.
В дальнейшем французский король провёл важные реформы и с помощью
рыцарей и горожан сумели изгнать чужеземцев из большей
части страны.
Но в начале пятнадцатого века над Францией снова сгустились тучи.
Война возобновилась в самый разгар жестоких внутренних смут.
Удар за ударом сыпался на разорённую землю.
Стране угрожала катастрофа.
Именно тогда и пришла Жанна д., Арк.
4 стр.
В истории Франции не найдете героя, имеющего большую популярность и
славу, чем Жанна д., Арк. Соотечественники свято чтят её память. И хотя
действовала отважная крестьянка, давно в X\/ веке героизм продолжает
вдохновлять всех, кто борется за честь и свободу своей отчизны. В годы второй
мировой с именем Жанны на устах выступали бойцы Сопротивления.
«Дева сия сложением изящна; держится она по-мужски, говорит
немного, в речах выказывает необыкновенную рассудительность; у неё приятный
женский голос. Ест она мало, пьёт ещё меньше. Ей нравятся боевые кони и
красивое оружие. Она любит общество благородных воинов и ненавидит многолюдные
сборища. Обильно проливает слёзы, лицо у неё обычно весёлое. С неслыханной
лёгкостью выносит она и тяготы ратного труда, и бремя лат, так что может по
шесть дней и ночей подряд оставаться в полном вооружении». Это – единственный
дошедший до нас «словесный портрет» Жанны д., Акр.
Повсеместно молва приписывала ошеломляющие победы французов
Жанне-Деве, и европейские дворы, заинтригованные уже первыми известиями о
переломе в ходе военных действий, жаждали узнать как можно больше об этом необыкновенном
создании, в котором одни видели божью посланницу, а другие – служанку дьявола.
Жанна была высокой черноволосой девушкой, у неё, по словам герцога
Алансонского, была красивая грудь и ласковый голос. Все эти подробности были
важны для современников, потому что Жанну обычно видели либо в мужском костюме,
либо в доспехах, а её противники распространяли слухи, что Дева – вообще не
женщина, но некое странное существо, выдающее себя за женщину.
Жанна поражала современников своей выносливостью. Жанна д., арк.… Это
имя так прочно вошло в наше сознание, стало таким естественным элементом всей
нашей исторической культуры. Современники Жанны д., Арк действительно не знали
Жанны д., Арк. Ни один хронист никогда не упомянул её полного имени; ни один свидетель
на процессе реабилитации ни разу не назвал её Жанной д., Акр. Они знали Жанну,
Деву, Жанну-Деву, но не Жанну д. Арк. Самое, пожалуй. Здесь любопытное – это
то, что и она не воспринимала себя как «д., Арк» да и вообще, кажется, не была уверена
в своей фамилии.
Появилось любопытное выражение «Дева Франции», свидетельствующее о
восприятии Жанны как национальный героини, но оно не привилось. А в середине
16 века она обретает новое прозвание, которое быстро становится очень
популярным и вытесняет все другие имена. Жанну начинают называть «Орлеанской
девой». Это выражение встречается впервые в тексте 1555 г., а через двадцать
лет, в 1576г., можно было уже
5 стр.
прочесть: «Жанну д., Акр, именуемая обычно Орлеанской девой». Следует
заметить в этой связи, что эпоха Возрождения вообще плохо представляла себе
Жанну д., Акр, которая казалась людям этой эпохи слишком «средневековой». Её
история в это время питает не столько учёную мысль, сколько массовое сознание.
И всё же, как бы ни были подчас смутны представления об Орлеанской деве. Само
появление этого названия знаменовало важную веху в демифологизации образа Жанны
д., Акр. В самом деле, если в господствовавшее прежде понятие «Дева»
вкладывался преимущественно мистический смысл, то с понятием «Орлеанская дева»
уже в большей степени связывалось представление об историческом персонаже.
В 1612 г. в Париже был напечатан «Краткий тракт об имени, гербе,
происхождении и родине Орлеанской девы и её братьев; его второе издание
появилось в 1628 г. автором этого любопытного сочинения был крупный судейский
чиновник, генеральный адвокат Палаты косвенных сборов (а в 1628 г. и
королевский советник) Шарль дю лис – праправнук младшего брата Жанны Пьера.
Подробно разбирая генеалогию семьи д., арк-дю Лис, он впервые коснулся вопроса
о происхождении термина «Орлеанская дева». Но после её великих и чудесных
ратных свершений. Среди которых снятие осады с Орлеана, покорение Труа и многие
другие, а также после коронации короля в Реймсе она была названа общим гласом
«Девой Франции», как это явствует из многочисленных документов того времени. А
затем историки, которые особенно подробно останавливались на осаде орлеана,
главная заслуга и честь, в снятии которой приписывалась ей. Отметили её особым
титулом «Орлеанской девы, какой титул остаётся за ней и поныне».
6 стр.
Почти всю свою, которую жизнь – семнадцать лет из девятнадцати –
Жанны прожила в Домреми. Она ушла оттуда, имея не только твёрдое намерение
«спасти Французское королевство», но и чёткий план действий, которому
неукоснительно следовала. Весь «подготовительный этап» её подвига приходится на
Домреми, и естественно, что в обстоятельствах жизни Жанны в родной деревне
биографы ищут ответ на один из главных вопросов её истории – вопрос о том, как
возник у юной крестьянки этот поистине фантастический замысел: объявить себя
божьей посланницей, отправиться «во Францию», снять осаду с орлеана, короновать
дофина и, наконец, изгнать англичан из Франции. Современникам Жанны всё
представлялось более или менее ясным. В глазах своих сторонников дева была
орудием божественного провидения, а её появление рассматривали как чудо. В
глазах противников «некая женщина по имени Жанна, обычно называемая Девой»,
была служанкой дьявола, а все её успехи объяснялись происками сатаны.
Согласуясь между собой в том, что Жанна являесляется существом
сверхъестественным, обе концепции апеллировали к «тёмным годам» её жизни в Домреми.
Она родилась в небольшой деревне Домреми, что в бальяже Бассиньи, в пределах и
на границе Французского королевства, на берегу Мааса, по соседству с Лотарингией.
Её родители слывут людьми простыми и честными. «Она увидала свет, сей бренной
жизни в ночь на богоявление господа, когда весь люд радостно славит деяния
Христа. Затем, опираясь на слова самой Жанны, которая в феврале 1431 г.
говорила, что её 19 лет или около того, они называют дату её рождения: 6 января
1412 г. Эта дата издавна считается общепринятой.
Страницы: 1, 2
|