Дипломная работа: Функции прокуратуры Российской Федерации по обеспечению законности при возбуждении уголовного дела и предварительного расследования
Оглавление
Введение
Глава
1. Правовые основы организации деятельности прокуратуры Российской Федерации по
обеспечению законности при возбуждении уголовного дела и предварительного
расследования
1.1
Прокуратура в государственно-правовой системе Российской Федерации
1.2
Понятие, предмет и задачи прокурорского надзора за законностью при возбуждении
уголовного дела и предварительного расследования
Глава
2. Прокурорский надзор как средство обеспечения законности при возбуждении
уголовного дела и предварительного расследования
2.1 Полномочия прокурора по надзору за законностью при
возбуждении уголовного дела и предварительного расследования
2.2
Организация прокурорского надзора за законностью при возбуждении уголовного
дела и предварительного расследования
Заключение
Библиография
Введение
Актуальность темы
выпускной квалификационной работы обусловлена необходимостью теоретического и практического
осмысления роли прокуратуры Российской Федерации в обеспечения законности при
возбуждении уголовного дела и предварительного расследования.
О значительном внимании к
проблемам правового регулирования и практики уголовно-процессуальной
деятельности и прокурорского надзора как средства обеспечения законности при
возбуждении уголовного дела и предварительного расследования свидетельствуют
многочисленные попытки государства совершенствовать отечественное уголовно-процессуальное
законодательство, а также реформировать как системно, так и функционально
правоохранительные органы Российской Федерации, ее судебную систему. Одной из
последних стала реформа системы и полномочий прокуратуры Российской Федерации.
Федеральным законом
Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. N 433-ФЗ "О внесении изменений
в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации и признании утратившими
силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов)
Российской Федерации"[1],
внесены изменения в функцию прокурорского надзора за обеспечением законности
при возбуждении уголовного дела и предварительного расследования. Федеральными
законами от 5 июня 2007 года N 87-ФЗ "О внесении изменений в УПК РФ и
Федеральный закон "О прокуратуре Российской Федерации" и от 6 июня
2007 года N 90-ФЗ "О внесении изменений в УПК РФ"[2]
коренным образом был изменен правовой статус прокурора в уголовном
судопроизводстве и его соотношение с процессуальным положением и полномочиями
органов предварительного следствия и органов дознания.
Новые решения и подходы
законодателя породили множество различных вопросов и сомнений: сохранил ли
прокурор право на непосредственное участие в расследовании уголовных дел;
сохранен ли как таковой надзор за следствием; сохранены ли за прокурором
властно-распорядительные полномочия по отношению к органам предварительного
расследования, в т.ч. дачи им обязательных для исполнения указаний и т.п.
Неоднозначность новых
законодательных установлений, разность их восприятия в среде юридической
общественности, в т.ч. практическими работниками правоохранительных органов,
региональных органов государственной власти и местного самоуправления, а также
учеными-процессуалистами, обуславливают необходимость предпринять попытку
научного исследования проблемных вопросов организации осуществления надзора за
исполнением уголовно-процессуального законодательства в условиях реформирования
системы прокуратуры Российской Федерации и изменения полномочий прокурора на
досудебных стадиях уголовного судопроизводства.
Очевидно, что отдельные
новые законоположения, в частности изменившие полномочия прокурора,
следователя, органа дознания и дознавателя, установившие права и обязанности
руководителя следственного органа и начальника подразделения дознания и
предусмотревшие новое соотношение процессуальных статусов данных органов и лиц,
потребуют дальнейшего совершенствования законодательства, в том числе Закона о
прокуратуре РФ, УПК РФ, других федеральных законов, регулирующих вопросы
организации надзора при производстве предварительного расследования уголовных
дел. Недостаточная разработанность в теоретическом и прикладном плане вопросов
конкретизации сущности, целей, задач, функций, предмета, форм, методов,
средств, правовых основ, организации, методики и тактики прокурорского надзора
за законностью предварительного расследования уголовных дел, предопределили выбор темы настоящего исследования как
актуального, представляющего теоретическую и практическую значимость.
Степень научной
разработанности исследуемой проблемы. Проблемы нормативного регулирования и практической реализации
функций прокуратуры по обеспечению законности при возбуждении уголовного дела и
предварительного расследования уже являлись предметом внимания ряда ученых,
исследовавших как общетеоретические проблемы данного уголовно-процессуального
института (И.В. Ткачев[3],
А.А. Халиулин[4],
Е.Р. Ергашев[5]),
так и конкретные формы его реализации (В.Ф. Крюков[6],
Т.С. Османов[7]).
Объектом
исследования выступают
урегулированные нормами конституционного, уголовно-процессуального и других
отраслей права общественные отношения, возникающие в сфере реализации функций
прокуратуры по обеспечению законности при возбуждении уголовного дела и
предварительного расследования.
Предмет исследования – совокупность правовых норм,
регламентирующих реализацию функций прокуратуры по обеспечению законности при
возбуждении уголовного дела и предварительного расследования.
Цель
исследования – исследование
теории и практики реализации функций прокуратуры Российской Федерации по
обеспечению законности при возбуждении уголовного дела и предварительного
расследования.
Для достижения
поставленной цели в выпускной квалификационной работе определены
следующие основные задачи:
- определить место
прокуратуры в государственно-правовой системе Российской Федерации;
- изучить понятие,
предмет и задачи прокурорского надзора за законностью при возбуждении
уголовного дела и предварительного расследования;
- проанализировать полномочия прокурора по надзору за законностью при
возбуждении уголовного дела и предварительного расследования;
- исследовать надзор за
соблюдением законов при приеме, регистрации и разрешении заявлений и сообщений
о преступлениях.
Правовую
основу исследования составили Конституция Российской Федерации, Федеральный закон «О
прокуратуре Российской Федерации», Уголовно-процессуальный кодекс Российской
Федерации, Уголовный кодекс Российской Федерации, ведомственные
нормативно-правовые акты Генеральной прокуратуры Российской Федерации.
Глава 1. Правовые основы организации
деятельности прокуратуры Российской Федерации по обеспечению законности при
возбуждении уголовного дела и предварительного расследования
1.1 Прокуратура в государственно-правовой системе Российской Федерации
Конституция Российской
Федерации (далее - Конституция РФ) (ст. 129) и Федеральный закон от 17 января
1992 г. N 2202-I "О прокуратуре Российской Федерации" (с изменениями
от 17 ноября 1995 г., 10 февраля, 19 ноября 1999 г., 2 января, 27 декабря 2000
г., 29, 30 декабря 2001 г., 28 июня, 25 июля, 5 октября 2002 г., 30 июня 2003
г., 22 августа 2004 г., 15 июля, 4 ноября 2005 г., 2 марта, 5 июня, 24 июля
2007 г., 25 декабря 2008 г., 17 июля, 28 ноября 2009 г., 1 июля 2010 г., 28
декабря 2010 г.[8])
(ч. 1 ст. 1) законодательно формируют государственно-правовой статус
прокуратуры Российской Федерации.
Согласно им прокуратура
является единой федеральной централизованной системой органов, осуществляющего
надзор от имени Российской Федерации за исполнением действующих на ее
территории законов.
В ч. 2 ст. 4 Конституции
РФ закрепляется один из важнейших принципов, который говорит о том, что
основной закон страны и федеральные законы имеют верховенство на всей
территории государства. Такое верховенство обеспечивает единство,
согласованность и стабильность всей ее правовой системы. Оно предполагает
точное и неуклонное их соблюдение, исполнение и применение. Обеспечение
единства законности и незыблемости правопорядка, устранение нарушений
подчеркивается подчинением нижестоящих прокуроров вышестоящим и Генеральному
прокурору.
В Федеральном законе
"О прокуратуре Российской Федерации" отмечено, что приоритеты
деятельности прокуратуры направлены, прежде всего, на защиту прав и свобод
человека и гражданина. Прокурорский надзор играет важную роль в защите прав
граждан в различных сферах жизнедеятельности. Так, в сфере трудовых прав
граждан прокуратура, защищая и охраняя трудовые права граждан, опротестовывает
незаконные приказы, распоряжения и другие акты, ущемляющие трудовые права граждан,
вносит представления, возбуждает административное производство. Вместе с тем
органы прокуратуры отстаивают интересы общества и государства, которое призвано
служить человеку и обществу, не противопоставляя их правам гражданина.
Прокуратура следит за
исполнением законов, входящих в правовую систему РФ. Ее составляют федеральные
законы и подзаконные нормативные правовые акты (указы Президента Российской
Федерации, постановления Правительства, приказы и инструкции министерств и
ведомств и т.п. Обеспечение единства законности на территории всей страны -
необходимое условие социального, экономического и политического развития страны
и ее регионов. Оно означает единообразное понимание и применение законов,
непротиворечивость законодательства, верховенство законов над иными правовыми
средствами регулирования[9].
Помимо надзора
законодатель возложил на органы прокуратуры ряд иных функций. В их числе:
- участие прокуроров в
рассмотрении дел судами;
- координация
деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью;
- участие в
правотворческой деятельности;
- международное
сотрудничество по борьбе с преступностью.
Прокуратура РФ в целях
обеспечения верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав
и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и
государства осуществляет самостоятельный обособленный вид государственной
деятельности - прокурорский надзор. Он реализуется путем осуществления от имени
РФ надзора за соблюдением законности на всей территории Российской Федерации
централизованной единой системой органов прокуратуры.
В 2010 году прокуратура
Российской Федерации подверглась очередной реформе. Из ее состава выделен
Следственный комитет Российской Федерации, созданный в качестве самостоятельной
структуры[10].
Он имеет свою подследственность, которая определяется Законом о Следственном
комитете и Уголовно-процессуальным кодексом. О необходимости появления единого
и самостоятельного следствия говорили и спорили очень долго. Но сам закон
появился сравнительно быстро, хотя подобные документы, как правило,
согласовываются годами. И на их утверждение требуется очень много времени.
Новый закон превратит Следственный комитет в новый и полностью независимый
федеральный государственный орган. Он будет напрямую подчинен Президенту
Российской Федерации. В соответствии с действующим Уголовно-процессуальным кодексом
РФ подследственность следователей Следственного комитета России перешла от
следователей бывшего СКП при Прокуратуре Российской Федерации - по более 50
статьям Уголовного кодекса. В этот обширный список входят самые тяжкие виды
преступлений.
Общие цели деятельности
органов прокуратуры по-прежнему определены в п. 2 ст. 1 Федерального закона
"О прокуратуре Российской Федерации", и одним из основных направлений
ее деятельности прокуратуры по обеспечению верховенства закона является
осуществление надзорной функции.
В связи с этим в научных
публикациях последнего времени обоснованно указывается, что предназначение
прокуратуры, решаемые задачи, характер полномочий не позволяют отнести ее ни к
законодательной, ни к исполнительной, ни к судебной власти, хотя прокуратура
является важнейшим механизмом реализации государственной власти, обеспечивающим
верховенство закона, единство и укрепление законности, защиту прав и свобод
человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и
государства[11].
Прокурорский надзор как
государственно-правовой институт выполняет те основные функции государства,
которые направлены, прежде всего, на единообразное и неукоснительное исполнение
установленных и действующих в обществе законов.
Это происходит, на наш
взгляд, потому, что государству как политико-территориальной организации,
имеющей особый аппарат (механизм) управления, находящий свое выражение в
соответствующей системе органов власти, занимающихся организацией исполнения
общеобязательных норм поведения, присуща особая функция - обеспечение
безусловного, единообразного и точного исполнения издаваемых законов и других
правовых актов.[12]
Эта деятельность
осуществляется прокуратурой на основании федеральных законов и в точном
соответствии с возложенными ими (законами) на прокуратуру функциями. Следует
иметь в виду основополагающее правило - на прокуратуру РФ не может быть
возложено выполнение функций, не предусмотренных федеральными законами.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9
|